Фантазия и визуальные образы клиента в терапевтической сессии. основные цели работы с визуальными образами

Работа с фантазией может быть совершенно самостоятельным элементом терапевтической работы или продолжение незавершенного сновидения.

Она основана на следующих принципах (Лебедев, Биньковская, 2003):

признание важности воображаемых объектов и мира воображения как разновидности психической реальности;

сбор информации о воображаемых образах и их контекст, телесные реакции — ментальные образы представляют своего рода мысли тела;

согласование интересов сторон, переговорный процесс Его главная характеристика — возможность работать внутри языка клиента и его образов, что повышает точность и экологичность воздействия. К этому необходимо добавить, что направленные фантазии в терапевтической работе сопровождаются терапевтом.

Ф. Перлз рекомендовал использовать фантазии и их игровое воплощение в терапевтических целях (1996). Он писал: «Фантазии часто используются пациентами (во вред себе) как замена реального удовлетворения потребностей: мы можем научить пациентов использовать фантазию терапевтически — для того чтобы, обнаружив реальные потребности, впоследствии иметь возможность их удовлетворения».

Хотя на первый взгляд фантазия и является действием довольно пассивным, она может сопровождаться активным действием или вызывать его. Таким образом, формируется динамическое ядро опыта (Польстеры, 1997). Кроме того, переживание отвергаемых чувств в фантазии дает возможность осознать и пережить такие же чувства в реальной ситуации. Фантазия может приводить к высвобождению чувства горя, гнева или сексуальных чувств.

Фантазирование в гештальт-терапии может служить четырем основным целям:

1) контакту с отвергаемыми чувствами, желаниями или личными качествами;

2) контакту с отсутствующим значимым человеком, незавершенной ситуацией;

3) исследованию неизвестного в будущей ситуации или безопасному возвращению в прошлое;

4) выявлению новых и неизвестных аспектов самого себя, тех, которые в реальной жизни еще никак не проявляются.

К этому можно добавить, что фантазирование может быть использовано для прояснения терапевтических отношений, поскольку фантазия может стать своеобразной метафорой того, что происходит в терапевтическом процессе. Клиенту можно предложить представить себе визуальную картинку отношений < терапевтом и описать ее терапевту. И вот клиент рассказывает о том, что остался в темном лесу совсем один, а терапевт не-известно где. Или клиентка обнаруживает, что борется (и «не на шутку») с терапевтом в своем воображении. Прояснение фантазии, ее продолжение может послужить прояснению терапевтических отношений.

Завершение переживаний или «незаконченных дел» также часто происходит с помощью фантазии. В этом случае фантазия очень ценна именно потому, что она воспроизводит реальность в неопасных условиях. И если реальная ситуация слишком опасна для клиента, он может проиграть ее сначала с помощью фантазии. Кроме того, она помогает вернуться в прошлое и попасть в будущее. Одна из клиенток, которой было предложено обратиться к будущему, увидела себя там одну, без мужа... и обрадовалась. В действительности она не позволяла себе даже думать о расставании с мужем (с которым у нее был затяжной и вялый конфликт). Увиденное просто потрясло ее «своей реальностью». Таким образом, фантазия позволяет лучше сориентироваться в жизненных сложностях и подготовиться к будущим поступкам. Известны способы подготовки к спортивным соревнованиям с помощью направленной фантазии — человек должен обнаружить в себе физические и психологические ресурсы и направить их в соответствии с требованиями к предстоящему действию.

Еще одна цель фантазирования — исследование качеств личности. Если клиент «приносит» с собой на сессию качества, которые считает неприемлемыми, например, нерешительность, можно попросить его пофантазировать, что будет, если он позволит принять те решения, которые в настоящий момент не может принять. Один из клиентов просто на глазах «просветлел», когда дал себе разрешение в фантазии сделать так, как хочет, не оглядываясь на сдерживающие его сомнения. Впрочем, сомнения были не совсем его, а скорее интроецированные им убеждения близких родственников, касающиеся его способностей и его жизни.

Обычно работа с фантазией представляет собой работу с визуальным образом. Визуальный образ содержит символические содержания, зная которые, психолог может ориентироваться в своих действиях. Это сновидение наяву, сновидение, доступное' для контакта с ним как клиенту, так и терапевту. Направленное воображение может быть использовано прежде всего для диагностики состояния клиента.

При развитии визуальные образы нередко раскрывают на символическом уровне реальную ситуацию и весь набор используемых клиентом стратегий. Возникающие в мире фантазии ситуации, относительно независимые от реальности, все же коррелируют с психофизиологическими и поведенческими паттернами, причем эта зависимость носит обоюдный характер. Как негативные, так и позитивные изменения существуют на двух уровнях — реальном и уровне воображения (Лебедев, Биньконская, 2003). Таким образом, в работе с фантазией очень важно диагностика стратегий поведения клиента.

Способы прерывания контакта в мире воображения становятся вполне прозрачными для терапевта. Например, клиент отправляется в поход за своей решительностью (последняя, конечно же, лежит в сундуке у Кащея) и останавливается перед чело-веком, на которого проецируется принадлежащая ему самому сила. Или он не совершает необходимого агрессивного (а по сути, останавливающего вторжение другого человека) действия, «потому что так нельзя». Еще один важный момент состоит в том, что такая работа выявляет примитивные невротические стратегии типа борьбы-бегства, изучает лежащий в их основе механизм прерывания контакта и позволяет отыскать более ресурсные и интерактивные стратегии. Более того, новые стратегии могут быть проверены на уровне воображения «здесь и сей-час» (новые стратегии в реальности осваиваются хуже, ведь проще применить наработанные, стереотипные).

Кроме того, образ несет индивидуальный смысл (О чем говорит образ? Зачем появился?) и соответствующее ему эмоциональное и соматическое состояние (Что клиент чувствует? Как сидит, как двигается?). Важно, чтобы клиент был сосредоточен, осознавал происходящее в имагомире и в своем теле и раскрывал не только образ, но и эмоциональное состояние — «образ-чувство», не только контекст происходящего, но и личный смысл. Отсюда уже недалеко до осознавания желания и действия.

ЛИТЕРАТУРА

Алексеев К. И. Эскиз теории метафоры. — http://www.ihst.ru/personel/ common/esquisse.htm.

Гингер С, Гингер А. Гештальт-терапия контакта, 1999.

Даунинг Д., Марморштейн Р. Сны и кошмары. Истории из практики гештальт-терапии. — М.: Апрель-Пресс, ЭКСМО, 2003.

Дэвидсон Д. Что означают метафоры. Метафорические чтения. — http://metaphor.narod.ru/davidson__l/htm.

Дэвидсон Д. Что означают метафоры // Теория метафоры. — М.: Прогресс, 1990.

Кутыргина И.Г. (2003) Использование метафор в семейной терапии. — http:// psyberia.ru/work/school/.

Лакофф Д., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. — http:// metaphor.narod.ru/lacoff_l .htm.

Лебедев В. Б., Биньковская Н. В. Миры воображения. Руководство по интерактивной имагогике. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2000

Лопухина Е. В. Щубенкова Т. Ю. Метафора как инструмент коучипт // Тезисы 1-й международной конференции по коучингу. — М., 2002. —http://www.coachsavkin.ru/lopuhina.htm.

Ортега-и-Гассет X. Метафора. - http://metaphor.narod.ru/gasset_5.hlm

Перлз Ф. Гештальт-подход и Свидетель терапии. — М.: Либрис, 1998.

Перлз Ф. Гештальт-семинары. — М.: Институт общегуманитарных исследований, 1998.

Петрова Е. Техники работы со снами в гештальте // Гештальт-терапии и консультирование. Сборник материалов Московского института гештальт-терапии и консультирования, вып. 3. — М., 2003. — С. 48 — 63.

Польстер И., Польстер М. Интегрированная гештальт-терапия. — М, Независимая фирма «Класс», 1998.

Серль Дж. Метафора // Теория метафоры. — М.: Прогресс, 1990.

Соколов Д. (1998) Метафорический язык в психотерапии. Символ веры. — http://www.nlpcenter.rU/magazine/2/sokolov.htm.

Уфимцев Р.И. (2000 — 2001) Хвост ящерки: опыт построения практической теории метафоры. — http://metaphor.narod.ru/tail/frames.htni

Хилл Дж. Перенос, сны и взаимность // Московский психотерапевтический журнал, 2000, № 1 - С. 29-47.

Черниговская Т. В., Деглин В. Л. (2001) Метафорическое и силлогистическое мышление как проявление функциональной асимметрии мозга // Die Metapher und Das Gestalt, 2001, 1. - http://metaphor.narod.ru/misc/num I_chern2.htm.

Шленский А. С (2000) Как выглядит пламя свечи до того, как свеча загорится // Формальная онтология, или внелогические аспекты логических отношений. — http://zhurnal.lib.ru/s/shlenskii_a-

disser3.shtml.

21. Keleman S. (2002) Dreams and the Body. Electronic Publication of Con

for Energetic Studies. — http://www.centerpress.com/html/dream2.hli

22. Lacoff G. (1993) How Metaphor Structures Dreams: The theory

Conceptuel Metaphor Applied to Dream Analysis.

Наши рекомендации