Двенадцатиуровневая модель внутренней территории
Ниже мы будем следовать классификации уровней сознания, которая принята в некоторых вариантах даосской и буддийской традиций. В этой модели все внутреннее пространство делится на двенадцать слоев. Как и выше, они могут быть представлены в виде концентрических сфер с общим центром, который располагается в глубине внутренней территории . Направление от материи в область духа переживается как направление от поверхности тела вглубь внутренней территории . Напомним, что нижние четыре слоя ассоциируются с категорией тело , следующие четыре слоя — с категорией душа , последние четыре слоя — с категорией дух .
Рис. 17. Даосская карта внутренней территории.
Первые восемь слоев можно рассматривать как индивидуальную (личностную) часть внутреннего пространства: это физическое тело и слои восьмиуровневой модели внутренней территории: ощущения, эмоции и т. д.
Последние четыре слоя — с девятого по двенадцатый – включают трансперсональные состояния разного уровня. Более тонким (высоким) слоям соответствуют большие масштабы осознания, иногда больше, чем масштаб жизни; устойчиво доступный уровень сознания возрастает в процессе длительных тренировок. Пространство тонких слоев (начиная с шестого и выше) многомерно, однако высшие измерения не воспринимаются визуально. Как уже сказано, они могут восприниматься только чувственно.
В даосской медицине эта модель служит картой для специальных коррекционных воздействий на любом из двенадцати слоев (с помощью медитаций, а также с помощью иглоукалывания и других приемов). Все возможные телесные нарушения укладываются в первые восемь слоев. Последние четыре слоя связываются, как уже сказано, с уровнем духа; на них принято воздействовать, в основном, с помощью медитаций.
За пределами двенадцати слоев находится более глубокая область, также доступная для медитационных практик. В этой области можно обнаружить трансперсональные символы, смысл которых выходит далеко за рамки актуальных жизненных сюжетов. Эти символы могут восприниматься визуально и чувственно. Они касаются бытия коллективного бессознательного как в прошлом, так и в будущем, и также могут быть подвергнуты медитативному воздействию. Подобные медитации, однако, возможны только после освоения навыков концентрации и расфокусировки внимания.
7.4. Смысловое содержание уровней сознания (слоев внутренней территории)
Первые четыре слоя обеспечивают прямое непосредственное восприятие внешней территории . Соответственно, понятийный аппарат этих слоев формируется из категорий внешнего мира.
Слои с первого по восьмой представляют ее индивидуальную область, а с девятого по двенадцатый – трансперсональную область. Здесь понятийный аппарат складывается из категорий внутреннего мира, обозначающих переживания, внутренние состояния и индивидуальные особенности восприятия внешних сюжетов.
Первый слой — это переживание внутреннего пространства тела и прямых локальных контактов с объектами внешней территории .
Это сильные локальные ощущения, связанные с расположением тела, ощущения позы, тканей, мышц, органов, их взаимодействия, смещений и аномалий, прямого физического воздействия извне.
Второй слой — это тактильные ощущения контакта с внешним миром, но здесь внешний мир воспринимается в терминах чувственных качеств внешних объектов: теплое, холодное, твердое, мягкое и т. д. Движение жидкости или воздуха при непосредственном контакте, ощущение конфигурации внешних объектов, их расположение в непосредственной окрестности тела – речь идет о стабильных конфигурациях. Здесь же переживается сильное ощущение физического комфорта или дискомфорта.
Третий слой — также ощущение прямого, но уже дистанцированного контакта с внешним миром; здесь появляется эмоциональное восприятие объектов и отношений, движения внешних объектов, изменений конфигурации. Внешняя территория воспринимается фрагментарно; весь контекст внешнего сюжета не осознается, доступны только простейшие смыслы. Эмоциональные переживания связаны с локальными изменениями и перемещениями внешних объектов, в случае контакта с людьми – это реакция на их невербальное поведение: взгляд, мимика, интонация, жест, поза, изменение дистанции и т. д.
Четвертый слой — восприятие сочетаний и конфигурации внешних объектов как целого, а также изменений в конфигурации. Осознается весь контекст в момент переживания. Прошлое и будущее плохо осознается, поэтому глобальные смыслы и цели внешних сюжетов остаются недоступными. Это также непосредственное восприятие внешнего мира, но более дистанцированное, чем в третьем слое. Здесь формируется «понятийный аппарат» обыденной жизни: какие фрагменты внешнего мира обозначить как отдельные или независимые «вещи», а также простейшие суждения о «вещах» – какие из «вещей» опасны, какие желательны; более ощутима реакция не на сами «вещи», а на их следование или сочетание. Здесь закладывается «фундамент» для картины мира – смысловое содержание некоторых простейших внешних конфигураций, простейшие причинно-следственные связи или «что из чего следует». Напомним, что к четвертому слою мы относим подростковое восприятие. В этом слое хорошо осознаются правила, по которым выстраивается внешняя жизнь. Эти правила постигаются из непосредственного восприятия мира и поэтому кажутся «объективно реальными». В частности, принятые в социуме суждения или условные правила, например, в профессиональной сфере или в семье, отсюда воспринимаются как безусловная истина.
В пятом слое происходит осознанное разделение внешней территории на отдельные пространственно изолированные «вещи» и «области». Появляются категории «пространство» и «время». Именно здесь вся личная территория делится на внутреннюю и внешнюю .
Здесь формируется утонченный понятийный аппарат для описания всех возможных внешних и внутренних явлений. Содержание пятого слоя только отчасти приходит из внешней территории . В бо льшей степени оно наполняется из внутренней территории и является строго индивидуальным. Здесь формируется индивидуальная картина мира со всеми ее ограничениями.
Пятый слой – это восприятие связей между сложными конфигурациями внешних объектов и движения в этих конфигурациях. Примером таких связей может быть система взглядов и умозаключений по поводу природных явлений, смысла и задач различных социальных групп и их взаимодействий, профессиональной деятельности, человеческих отношений и других аспектов внешней реальности. Все они могут восприниматься с точки зрения личных амбиций и целей или семейных задач, или общественной пользы, или любой другой точки зрения. Семья, профессия, организация, общество и другие понятия изначально представляют собой абстрактные категории. Их смысл для каждого человека является глубоко личным и создается в процессе личной эволюции и накопления индивидуального социального опыта. Каждая из этих категорий включает сложные индивидуально избираемые сочетания внешних объектов.
Другими словами, пятый слой – это место, где начинает осознаваться и уточняется индивидуальная картина мира. Она зарождается в четырех нижних слоях и закрепляется в пятом. Здесь формулируются смыслы всех внешних явлений. Эти смыслы в основном есть продукт интеллекта, играющего главную роль в социальных коммуникациях, и лишь отчасти – продукт непосредственного восприятия внешнего мира. Можно говорить о том, что картина мира в большой степени оказывается результатом манипуляций внутренними символами, произвольно осуществляемых интеллектом. Эти манипуляции инициированы взаимодействиями с внешней реальностью, но далеко не всегда являются ее отражением.
В результате человек становится автором всех своих сложностей и внешних проблем. Например, он может делать произвольные заключения о значимости тех или иных отношений, желательности определенных результатов, выборе цели в личной или профессиональной сфере, выборе партнеров, уровне доверительности отношений и т. д. Субъективно эти выборы воспринимаются как результат интеллектуального анализа, и в дальнейшем им присваивается статус «объективного знания», которое представлено в виде некоторого набора внутренних аксиом [17].
Важно то, что эти исходные внутренние аксиомы закладываются при непосредственном восприятии мира из третьего и четвертого слоя в детском и подростковом возрасте. Логический же анализ пятого слоя может относиться к другому периоду жизни, где эти внутренние аксиомы становятся неактуальными или неверными, но сохраняют прежнюю силу. Например, убеждения о людях и отношениях, сформированные в семейном окружении в детском возрасте, переносятся в профессиональные контексты, актуальные в зрелом возрасте.
Некоторые из этих базовых аксиом в последующей жизни могут осознаваться как твердые убеждения и внутренне воспринимаются как объективная истина.
Люди склонны отстаивать свои убеждения и иногда гордятся ими. Примеры убеждений: «Я никому не верю и поэтому….» или наоборот, «Все вокруг заслуживают доверия, и отсюда следует…». Любая из этих истин условна, и верна в строго ограниченном наборе контекстов. Однако носитель подобного убеждения склонен абсолютизировать эту истину, воспринимая ее как знание об объективных качествах людей и мира.
Таким образом, пятый слой можно рассматривать как переходный из внешней территории во внутреннюю .
Он может объединять внешнюю и внутреннюю территории , но может и превратиться в непроницаемый барьер между ними.
В последнем случае человек живет как бы в «коконе», отделяющем его от реального мира. Этот «кокон» сформирован из набора типичных (выученных) эмоциональных реакций и ментальных идей – убеждений относительно себя, людей и внешнего мира и, тем самым, определяет его индивидуальную реальность. В духовных традициях считается, что этот барьер, отделяющий человека от мира, является главным источником страдания.
Шестой слой — это событийные потоки. Они являются частью внутренней территории . При восприятии событий из шестого слоя важно не содержательное их значение, а смысловое наполнение. Например, содержательно событие может представлять собой акт переговоров, в которых звучит отказ в сотрудничестве. Для разных людей, однако, смысл этого события может быть различен. Один человек может воспринимать это как препятствие в осуществлении планов, а другой – как освобождение от прежних обязательств, которые его сковывали, мешая осуществлению тех же планов.
Для восприятия и смыслового осознания событий требуется намного бо льший объем внутренней территории , чем при восприятии и формулировании ментальных идей.
Это означает, в частности, что планы, будучи созданными в ментальном слое, не имеют масштаба и объема (т. е. силы), характерных для объектов шестого слоя; следовательно, планы не обязательно должны осуществляться. Их влияние на более масштабные явления шестого слоя (события и их смыслы) ограничено. Событийные потоки управляются с ценностного уровня, но не с ментального. Поэтому планы следует рассматривать не как инструкцию к действию, а лишь как наполнение событийных потоков энергией. Планирование помогает подготовиться к проживанию конкретных событий, но не задает их.
Событийный поток здесь рассматривается как развертка во времени отдельных ценностных символов и их сочетаний. События плавно переходят одно в другое и, строго говоря, невозможно установить объективные границы отдельного события, т. е. считать какую-либо одну точку его началом, и какую-либо другую – завершением.
Суждения о границах событий и их смысловом значении формируется в ценностном плане, но также в большой степени зависят от набора ментальных идей, которые освоены человеком. Можно сказать, что смыслы событий заданы ценностным планом, но сотканы из ментальных суждений. Каждое из событий можно трактовать многими способами, иногда полярными. Что же происходит в событийном потоке «на самом деле», зависит от способности человека чувствовать ценностные истоки событий и создавать ментальные интерпретации. Таким образом, события становятся реальным выражением картины мира человека.
Восприятие седьмого слоя требует доступа к еще бо льшим объемам внутренней территории , чем восприятие событий. Седьмой слой, а также и восьмой, являются вневременными. Как уже говорилось, любое состояние седьмого слоя содержит одномоментно ощущения прошлого, настоящего и будущего.
В центре внимания здесь может быть любой эпизод, актуальный сегодня, и даже отдельный его фрагмент. Такой фрагмент может казаться незначительным в восприятии из более низких слоев. Например, это может быть невербальная реакция значимого человека. Однако, благодаря бо льшей глубине восприятия, здесь осознаются глубинные смыслы, выражаемые этой реакцией, что делает возможным осознание истоков (в прошлом) и отдаленных последствий каждой детали происходящего прямо сейчас.
«Видение» из седьмого слоя позволяет воспринимать эти глубинные смыслы в форме временной развертки. При восприятии из седьмого слоя эта временная развертка субъективно переживается как мгновенное знание отдаленных последствий каждого действия [18]. Другими словами, здесь удается одномоментно осознавать многочисленные временные цепочки, каждая из которых выражает один из возможных вариантов развития событий. Это оказывается возможным благодаря огромной скорости восприятия и осознания в седьмом слое.
Сложность в том, что в этом множестве вариантов существует только один правильный выбор. Критерием выбора являются тончайшие переживания ценностных символов. Далеко не всегда варианты, удачные с точки зрения достижения целей, является правильными. Здесь важна экологичность, которая подразумевает знание отдаленных последствий поступка. Иногда этот сложный выбор может напоминать приключения героя, попавшего в лабиринт Минотавра; нить Ариадны представлена ощущением, которое порождается неповторимым узором ценностных символов, реализуемых в каждом точном поступке и во всей вытекающей из него событийной цепочке.
Восьмой слой (и следующие за ним слои) требует такой величины осознаваемого объема внутренней территории , который позволяет вместить весь Путь, а не отдельные цепочки событий.
Следующие слои – с девятого по двенадцатый — являются трансперсональными и содержат символы, имеющие больший смысловой масштаб, чем «отдельное воплощение». Здесь в центре внимания оказываются внутренние состояния , выражаемые масштабными и вечными категориями: рождение, смерть, смирение, вера, любовь, честь, достоинство, благородство … Более подробное описание этих слоев выходит за рамки этой книги.