Чистка и замена изоляторов при ремонте воздушных линий электропередачи
Чистка изоляторов может производиться на отключенной воздушной линии электропередачи протиркой вручную или на линии под напряжением путем обмыва изоляторов струей воды.
Замена неисправных изоляторов осуществляется без опускания или с опусканием провода. На воздушной линии, где масса провода небольшая, используется телескопическая вышка и провод не опускают.
После демонтажа вязок специальным ключом старый изолятор снимают со штыря, заменяют полиэтиленовый колпачок.
Регулировка стрел провеса проводов
Указанная операция проводится путем вставки или вырезки части провода. Перед началом работы расчетом определяют длину вставки (вырезки). Затем отключают напряжение, на одной из анкерных опор провод отсоединяют и опускают на землю, разрезают, делают вставку, снова натягивают. Если длина вставки (вырезки) небольшая (0,2 - 0,6 м), регулировку стрел провеса производят за счет изменения крепления проводов на анкерных опорах.
Ремонт проводов
При сравнительно небольшом повреждении проводов (3 - 5 проволок из 19) оборванные жилы скручивают и накладывают бандаж, либо ремонтную муфту. При этом вырезка участка провода не производится. При большом числе оборванных жил производится замена дефектных участков провода.
Наиболее распространенные способы соединения вставок с основным проводом — использование овальных соединителей с последующим их обжатием или скручиванием.
Для ремонта проводов воздушной линии электропередачи применяется также сварка с помощью термитных патронов .
Очистка трассы воздушной линии
Очистка трассы выполняется с целью исключения аварий из-за падения деревьев на провода, перекрытия линий ветвями подрастающих деревьев, для защиты от пожаров. Кроме этого работы на трассе проводятся для защиты сельскохозяйственных угодий от сорной растительности.
Мероприятия по очистке трассы воздушной линии планируются. Используются ручная, механическая и химическая виды очистки. На трассах воздушных линий 0,38 - 10 кВ преимущественно проводится ручная очистка.
Техническое обслуживание разъединителей
Для поддержания разъединителя в работоспособном состоянии в течение всего периода эксплуатации необходимо регулярно проводить его техническое обслуживание.
Устанавливаются следующие виды планового технического обслуживания разъединителей:
1. Технический осмотр;
2. Профилактический контроль;
3. Текущий ремонт;
4. Капитальный ремонт.
Технический осмотр
Осмотр проводится без отключения разъединителя от сети. При внешнем осмотре необходимо проверять:
1. Отсутствие повреждений, следов коррозии;
2. Состояние изоляторов (отсутствие трещин и сколов фарфора, загрязнений, следов перекрытий и т.п.);
3. Отсутствие посторонних предметов, влияющих на работу разъединителя;
4. Состояние контактных соединений и заземлений;
5. Отсутствие нагрева контактов (визуально по термоиндикаторам);
6. Состояние привода заземляющих и главных контактных ножей
7. Состояние блок-контактов привода;
8. Отсутствие посторонних шумов при работе разъединителя;
9. Отсутствие разрядов, коронирования.
Профилактический контроль
Профилактические испытания производить, как правило, при текущих и капитальных ремонтах разъединителя, находящегося в эксплуатации, в целях проверки состояния изоляции и контактной системы разъединителя и одновременно проверки качества выполнения ремонта.
Текущий ремонт
Для проведения текущего ремонта разъединитель необходимо выводить из работы. Текущий ремонт разъединителей наружной установки производится 1 раз в год, разъединителей внутренней установки 1 раз в 3 – 4 года.
При текущем ремонте выполняется следующий основной объем работ:
1. Внешний осмотр разъединителя, выявление дефектов, определение объема работ. Замер переходного сопротивления.
2. Проверка состояния главных ножей с ламелями (осмотр, очистка контактных выводов, деталей головок, ножей, ламелей, смазка).
3. Проверка состояния главных ножей без ламелей (осмотр, очистка контактных выводов, деталей головок, ножей, правка их, зачистка накладок от оплавлений, смазка).
4. Проверка состояния опорных и поворотных колонок изоляторов (осмотр, очистка изоляторов, армировочных швов, проверка плавности их вращения, смазка подшипников).
5. Проверка состояния привода, блокировки (подтяжка болтовых соединений, смазка, регулировка). Проверка работы привода.
6. Проверка состояния приводного механизма (осмотр, очистка тяг, рычагов, смазка, регулировка).
7. Контрольная обтяжка болтовых соединений разъединителя, привода, проверка заземления).
8. Восстановление антикоррозийного покрытия – удаление ржавчины, покраска, восстановление расцветки фаз.
9. Регулировка разъединителя (фиксация положения подвижных контактов в отключенном и включенном состоянии, регулировка давления и плавности хода).
10. Измерение переходного сопротивления контактов.
11. Проверка состояния заземляющего ножа (осмотр, проверка, очистка), смазка контактов, шарнирных соединений, регулировка, измерение переходного сопротивления.
12. Опробование работы разъединителя.
Капитальный ремонт
Капитальный ремонт разъединителей в первый раз необходимо проводить в сроки, указанные в технической документации завода-изготовителя, а в дальнейшем – разъединителей наружной установки 1 раз в 4 года, разъединителей внутренней установки – по мере необходимости.
При капитальном ремонте выполняется следующий основной объем работ:
1. Внешний осмотр разъединителя, выявление дефектов, определение объема работ.
2. Разошиновка разъединителя.
3. Разборка контактных ножей, губок гибких связей, пружин кожухов.
4. Дефектация и ремонт контактной системы.
5. Дефектация и ремонт изоляторов поворотных колонок, замена дефектных изоляторов.
6. Дефектация и ремонт, смазка подшипникового узла. Сборка, проверка работы подшипников.
7. Дефектация и ремонт заземляющих ножей.
8. Дефектация, разборка и ремонт механизма привода. Смазка, сборка и регулировка.
9. Измерение сопротивления изоляции.
10. Общая сборка разъединителя, установка.
11. Контрольная обтяжка.
12. Проверка работы заземляющих ножей.
13. Покраска разъединителя.
14. Ошиновка разъединителя.
15. Измерение переходного сопротивления контактов, в том числе заземляющих ножей.
16. Опробование работы разъединителя.
Меры безопасности
При монтаже, испытаниях, включении, эксплуатации и ремонте разъединителей необходимо руководствоваться действующими “Правилами безопасной эксплуатации электроустановок ”.
Обслуживание разъединителей допускается лицами, прошедшими проверку знаний ПТЭ и ПТБ и имеющими соответствующую квалификационную группу.
Рукоятки приводов заземляющих ножей и вертикальные валы тяг должны быть окрашены в красный цвет, а заземляющие ножи – в чёрный, рукоятки приводов рабочих ножей должны быть окрашены в цвет оборудования.
Блокировочные устройства, кроме механических, должны быть постоянно опломбированы. Оперативному персоналу, непосредственно выполняющему переключения, запрещается самовольно деблокировать блокировку (отводить запорный стержень блок-замка не электромагнитным ключом, а рукой за счёт люфта деблокировочного рычажка и т.д.), нарушать взаимодействие блокировки, производить операции, если шток блок-замка полностью не втягивается ключом.
Запрещается производить операции с разъединителями, изоляторы которых имеют сколы и трещины.
Запрещается производить включение заземляющих ножей при включённых главных ножах и наоборот, включение главных ножей при включённых заземляющих.
Включать и отключать разъединители с ручным механическим приводом необходимо в электрических перчатках.
Запрещается включение разъединителей под нагрузку и отключение ими тока нагрузки.
При проведении испытания разъединителей для предупреждения падения изоляторов и травмирования при этом персонала изоляторы при испытании необходимо подстраховывать, привязывая их к временно прикрепленных к раме стойкам.
Ремонт разъединителей
Ремонт разъединителей складывается из ремонта изоляторов, токопроводящих частей, приводного механизма и каркаса.
Сначала удаляют с изоляторов (слегка смоченной в бензине тряпкой) пыль и грязь, внимательно осматривают с целью выявления дефектов и их устранения. Далее проверяют:
- крепления подвижных и неподвижных контактов разъединителя на изоляторах, а также токопроводящих проходных изоляторов,
- отсутствие при включении смещения подвижного контакта разъединителя относительно оси неподвижного. Если смещение вызывает удар подвижного контакта о неподвижный, его устраняют изменением положения неподвижного контакта,
- надежность контакта в месте соединения шин с неподвижными контактами разъединителя (стягивающие болты должны быть законтрены),
- плотность соприкосновения подвижного и неподвижного контактов разъединителя с помощью щупа толщиной 0,05 мм, который должен проходить на глубину не более 5 - 6 мм,
- момент замыкания блок-контактов разъединителя. В процессе включения цепь блок-контактов разъединителя должна замыкаться при приближении ножа к губке (допускается недоход ножей до губки 5 градусов), а в случае отключения - при прохождении ножом разъединителя 75% его полного хода. Регулировка достигается изменением длины тяги блок-контактов и поворотом контактных шайб на шестигранном валу,
- целостность пластин гибкой связи вала заземляющих ножей с каркасом разъединителя, присоединение заземляющей шины к разъединителю,
- четкость работы механической блокировки вала разъединяющих и заземляющих ножей разъединителя. Трущиеся части разъединителей и привода покрывают незамерзающей смазкой, а при необходимости предварительно протирают смоченной в бензине тряпкой и зачищают шкуркой, затем устраняют ржавчину и окрашивают.
Место контакта ножа и губки разъединителя покрывают тонким слоем незамерзающей смазки или вазелина. Последовательно контактные поверхности зачищают мягкой стальной щеткой.