Техническое обслуживание воздушных линий электропередачи

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...2

1. Техническое обслуживание воздушных линий электропередачи……………..4

2. Ремонт воздушных линий электропередачи…………………………………...11

3. Техническое обслуживание разъединителей ………………………………….14

4. Техническое обслуживание масляных выключателей ……………………….19

5. Ревизия и ремонт силовых трансформаторов.................................……………20

Выводы и предложения о ходе практики…………………………………………26

Список литературы…………………………………………………………………20

Введение

Цели и задачи практики

Производственная практика проводится на пятом курсе с целью закрепления теоретических знаний студентов, полученных при изучении общетехнических дисциплин и специальных курсов и подготовки их к изучению дисциплин специальности и специализации.

Задачи практики:

– ознакомление с электрической станцией, ее историей, компоновкой зданий и сооружений; с системами управления, регулирования, защиты и автоматики на станции; с организацией эксплуатации оборудования; с расчетами технико-экономических показателей работы станции;

– изучение технологической схемы получения электрической и тепловой энергии на электростанции; принципиальных тепловых и электрических схем, принципов работы и конструкций основного и вспомогательного электро- и теплоэнергетического оборудования; систем топливоподачи, водоснабжения, водоподготовки;

– приобретение практических навыков выполнения работ по обслуживанию отдельных видов электрооборудования; знаний по размещению тепло- и электроэнергетического оборудования в зданиях и сооружениях электростанции.

История Браславского РЭС

Браславский район занимает территорию площадью 1,9 тыс.км2. В состав Браславского РЭС входят два участка электрических сетей: Видзовский, Дрисвятский.

Объем района электрических сетей в условных единицах составляет 6361 у.е.

На территории Браславского РЭС на оперативном обслуживании находятся 6 ПС 110/10 кВ и 2 ПС 35/10 кВ с общей установленной мощностью 40,9 мВА. На оперативном и техническом обслуживании находятся:

ТП 10/0,4 кВ – 626 шт

из них: КТП – 519 шт,

МТП – 43 шт,

ЗТП – 64 шт.

ВЛ – 10 кВ – 1041 км

ВЛ – 0,4 кВ – 2256 км

КЛ – 10 кВ – 10 км

КЛ – 0,4 кВ – 7,3 км

Также на базе Браславского РЭС находится две ГЭС: Богинская и Браславская.

Техническое обслуживание воздушных линий электропередачи - student2.ru На базе Браславского РЭС находится в эксплуатации 23 единицы автотранспорта и механизмов. Количество персонала – 79 человек, из них 19 человек РСС.

       
  Техническое обслуживание воздушных линий электропередачи - student2.ru
    Техническое обслуживание воздушных линий электропередачи - student2.ru
 
    Техническое обслуживание воздушных линий электропередачи - student2.ru
 

Проверка положения опор

При осмотре трассы ВЛ контролируется степень отклонения опор сверх допустимых норм от вертикального положения, вдоль и поперек линии.

Отклонение вертикальных частей опоры от нормального положения проверяют по отвесу (рис. 1.3) или с помощью геодезических приборов. Изменение положения горизонтальных частей проверяют на глаз (рис.1.4) или с помощью теодолита.

Техническое обслуживание воздушных линий электропередачи - student2.ru

Рис. 1.3. Определение положения опор

Техническое обслуживание воздушных линий электропередачи - student2.ru

Рис.1.4. Определение положения траверсы

При определении наклона по отвесу необходимо отойти от опоры на такое расстояние, чтобы нить отвеса проектировалась на вершине опоры. Наблюдая за нитью отвеса у поверхности земли, замечают какой-либо предмет. Замерив расстояние от него до оси основания опоры, определяют величину наклона. Более точные результаты при замерах получают с использованием специальных геодезических приборов.

Проверка состояния опор

При осмотрах железобетонных опор основное внимание должно быть уделено выявлению видимых дефектов. К таким дефектам относятся плохое сцепление арматуры с бетоном, односторонний сдвиг арматурного каркаса относительно оси ствола опоры.

В любом случае толщина защитной стенки бетона должна быть не менее 10 мм. Особенно тщательно обследуются трещины, так как при дальнейшей эксплуатации они приводят к коррозии арматуры и разрушению бетона преимущественно на уровне грунтовых вод. Для железобетонных опор допускается наличие не более 6 кольцевых трещин на один погонный метр шириной до 0,2 мм.

Механические повреждения железобетонных опор возможны при неправильной организации монтажных и восстановительных работ, а также при случайных наездах транспортных средств.

Главным недостатком деревянных опор является загнивание. Основным средством борьбы с поражением древесины является пропитка материала опор антисептиками. При обслуживании воздушных линий электропередачи степень загнивания древесины деталей опор периодически контролируется. При этом определяются места загнивания и замеряется глубина распространения гнили.

В сухую и неморозную погоду опору простукивают для установления загнивания сердцевины. Чистый и звонкий звук характеризует здоровую древесину, глухой звук указывает на наличие загнивания.

Для проверки загнивания приставок их раскапывают на глубину 0,5 м. Величина загнивания определяется в наиболее опасных местах — на расстоянии 0,2 - 0,3 м ниже и выше уровня грунта. Измерения проводят прокалыванием деревянной опоры с фиксацией прилагаемого усилия. Опора считается здоровой, если на прокол первых слоев требуется приложить усилие, превышающее 300 Н.

Глубина загнивания определяется как среднее арифметическое трех измерений. Пораженный участок не должен превышать 5 см при диаметре опоры 20 - 25 см, 6 см при диаметре 25 - 30 см и 8 см при диаметре более 30 см.

В случае отсутствия прибора можно использовать обычный буравчик. В этом случае глубину загнивания определяют по внешнему виду стружки.

Для неразрушающего контроля наличия загнивания в деталях древесины опор в последнее время используется определитель загнивания. Этот прибор работает на принципе фиксации изменения ультразвуковых колебаний при прохождении через древесину. Индикатор прибора имеет три сектора — зеленый, желтый, красный, соответственно для определения отсутствия загнивания, незначительного и сильного загнивания.

В здоровой древесине колебания распространяются практически без затухания, а в пораженной части происходит частичное поглощение колебаний. Определитель состоит из излучателя и приемника, который прижимается к контролируемой древесине с противоположной стороны. С помощью определителя загнивания можно ориентировочно определить состояние древесины, в частности, для принятия решения о подъеме на опору для производства работ.

По завершению контроля, если делалось отверстие в древесине, оно закрывается антисептиком.

На ВЛ с деревянными опорами, кроме загнивания, может иметь место возгорание опор от действия токов утечки при загрязнениях и дефектах изоляторов.

Проверка проводов и тросов

После возникновения первых повреждений жил в проводе нагрузка на каждую из оставшихся возрастает, что ускоряет процесс их дальнейшего разрушения вплоть до обрыва.

При обрыве жил более 17 % общего сечения устанавливается ремонтная муфта или бандаж. Наложение бандажа в месте обрыва жил препятствует дальнейшему расплетению провода, однако при этом не восстанавливается механическая прочность.

Правила устройства электроустановок (ПУЭ) нормируют расстояние между проводами, а также между проводами и землей, проводами и любыми другими устройствами и сооружениями, находящимися в зоне трассы ВЛ. Так, расстояние от проводов до земли ВЛ 10 кВ должно быть 6 м (в труднодоступной местности — 5 м), до полотна шоссейной дороги — 7 м, до проводов связи и сигнализации — 2 м.

Важной характеристикой, позволяющей контролировать изменение габаритов ВЛ, является стрела провеса провода. Под стрелой провеса понимают расстояние по вертикали от наинизшей точки провеса провода в пролете до условной прямой линии, проходящей на уровне высоты подвеса провода.

Для измерения габаритов используются геодезические угломерные приборы, например, теодолит и штанги. Работа может выполняться под напряжением (используются изолирующие штанги) и со снятием напряжения.

При работе со штангой один из электромонтеров касается провода ВЛ концом штанги, другой замеряет расстояние до штанги. Проверка стрелы провеса может производиться путем глазомерного визирования. Для этого на двух смежных опорах закрепляются рейки.

Наблюдатель находится на одной из опор в таком положении, чтобы его глаза были на уровне рейки, вторая рейка перемещается по опоре до тех пор, пока низшая точка провисания не будет находиться на прямой, соединяющей обе визирные рейки.

Стрела провеса определяется как среднее арифметическое расстояние от точек подвеса проводов до каждой рейки. Габариты ВЛ должны удовлетворять требованиям ПУЭ. Фактическая стрела провеса не должна отличаться от проектной более чем на 5 %.

При измерениях учитывается температура окружающей среды. Фактические величины замеров приводятся к данным при температуре, обеспечивающей максимальное значение стрелы провеса, с помощью специальных таблиц. Измерение габаритов не рекомендуется проводить при ветре более 8 м/с.

Ремонт деревянных опор

При эксплуатации воздушных линий электропередачи наблюдаются отклонения опор от вертикального положения. С течением времени величина наклона увеличивается и опора может упасть. Для восстановления нормального положения опоры используется лебедка. После правки почву вокруг опоры хорошо утрамбовывают. Если опора наклонилась в результате ослабления бандажа, производят его подтяжку.

Расположенные в земле деревянные части пасынка (опоры) подвергаются сравнительно быстрому загниванию. Для продления срока службы в местах повреждения устанавливают антисептические бандажи. Другая технология работ предусматривает заготовку гидроизоляционных листов с заранее наложенным антисептиком и последующую установку их на пораженное место.

В настоящее время часто практикуют замену поврежденных деревянных пасынков на железобетонные. Если меняют пасынок при хорошем состоянии остальной части опоры, то такую работу выполняют без снятия напряжения. Новый пасынок устанавливают с противоположной стороны (по отношению к старому пасынку), а старый удаляют.

Ремонт железобетонных опор

Выправку одностоечных железобетонных опор осуществляют с помощью телескопической вышки.

Различают следующие дефекты железобетонных опор: поперечные трещины, раковины, щели, пятна на бетоне.

При наличии поперечных трещин в зависимости от типа опоры производят окраску поверхности бетона в зоне трещин, заделку их полимерцементным раствором, установку бандажей и замену опор.

При ширине трещины более 0,6 мм, наличии раковин или отверстий площадью до 25 см2 устанавливают бандаж. Поврежденное место зачищают, размещают вертикальный или горизонтальный стальной каркас (сталь диаметром до 16 мм), делают опалубку и заливают бетоном. Края бандажа должны на 20 см перекрывать зону разрушения бетона.

При наличии продольных трещин длиной более 3 м на всей поверхности бетона, раковин или отверстий площадью более 25 см2 производится замена опоры.

Ремонт проводов

При сравнительно небольшом повреждении проводов (3 - 5 проволок из 19) оборванные жилы скручивают и накладывают бандаж, либо ремонтную муфту. При этом вырезка участка провода не производится. При большом числе оборванных жил производится замена дефектных участков провода.

Наиболее распространенные способы соединения вставок с основным проводом — использование овальных соединителей с последующим их обжатием или скручиванием.

Для ремонта проводов воздушной линии электропередачи применяется также сварка с помощью термитных патронов .

Технический осмотр

Осмотр проводится без отключения разъединителя от сети. При внешнем осмотре необходимо проверять:

1. Отсутствие повреждений, следов коррозии;

2. Состояние изоляторов (отсутствие трещин и сколов фарфора, загрязнений, следов перекрытий и т.п.);

3. Отсутствие посторонних предметов, влияющих на работу разъединителя;

4. Состояние контактных соединений и заземлений;

5. Отсутствие нагрева контактов (визуально по термоиндикаторам);

6. Состояние привода заземляющих и главных контактных ножей

7. Состояние блок-контактов привода;

8. Отсутствие посторонних шумов при работе разъединителя;

9. Отсутствие разрядов, коронирования.

Профилактический контроль

Профилактические испытания производить, как правило, при текущих и капитальных ремонтах разъединителя, находящегося в эксплуатации, в целях проверки состояния изоляции и контактной системы разъединителя и одновременно проверки качества выполнения ремонта.

Текущий ремонт

Для проведения текущего ремонта разъединитель необходимо выводить из работы. Текущий ремонт разъединителей наружной установки производится 1 раз в год, разъединителей внутренней установки 1 раз в 3 – 4 года.

При текущем ремонте выполняется следующий основной объем работ:

1. Внешний осмотр разъединителя, выявление дефектов, определение объема работ. Замер переходного сопротивления.

2. Проверка состояния главных ножей с ламелями (осмотр, очистка контактных выводов, деталей головок, ножей, ламелей, смазка).

3. Проверка состояния главных ножей без ламелей (осмотр, очистка контактных выводов, деталей головок, ножей, правка их, зачистка накладок от оплавлений, смазка).

4. Проверка состояния опорных и поворотных колонок изоляторов (осмотр, очистка изоляторов, армировочных швов, проверка плавности их вращения, смазка подшипников).

5. Проверка состояния привода, блокировки (подтяжка болтовых соединений, смазка, регулировка). Проверка работы привода.

6. Проверка состояния приводного механизма (осмотр, очистка тяг, рычагов, смазка, регулировка).

7. Контрольная обтяжка болтовых соединений разъединителя, привода, проверка заземления).

8. Восстановление антикоррозийного покрытия – удаление ржавчины, покраска, восстановление расцветки фаз.

9. Регулировка разъединителя (фиксация положения подвижных контактов в отключенном и включенном состоянии, регулировка давления и плавности хода).

10. Измерение переходного сопротивления контактов.

11. Проверка состояния заземляющего ножа (осмотр, проверка, очистка), смазка контактов, шарнирных соединений, регулировка, измерение переходного сопротивления.

12. Опробование работы разъединителя.

Капитальный ремонт

Капитальный ремонт разъединителей в первый раз необходимо проводить в сроки, указанные в технической документации завода-изготовителя, а в дальнейшем – разъединителей наружной установки 1 раз в 4 года, разъединителей внутренней установки – по мере необходимости.

При капитальном ремонте выполняется следующий основной объем работ:

1. Внешний осмотр разъединителя, выявление дефектов, определение объема работ.

2. Разошиновка разъединителя.

3. Разборка контактных ножей, губок гибких связей, пружин кожухов.

4. Дефектация и ремонт контактной системы.

5. Дефектация и ремонт изоляторов поворотных колонок, замена дефектных изоляторов.

6. Дефектация и ремонт, смазка подшипникового узла. Сборка, проверка работы подшипников.

7. Дефектация и ремонт заземляющих ножей.

8. Дефектация, разборка и ремонт механизма привода. Смазка, сборка и регулировка.

9. Измерение сопротивления изоляции.

10. Общая сборка разъединителя, установка.

11. Контрольная обтяжка.

12. Проверка работы заземляющих ножей.

13. Покраска разъединителя.

14. Ошиновка разъединителя.

15. Измерение переходного сопротивления контактов, в том числе заземляющих ножей.

16. Опробование работы разъединителя.

Меры безопасности

При монтаже, испытаниях, включении, эксплуатации и ремонте разъединителей необходимо руководствоваться действующими “Правилами безопасной эксплуатации электроустановок ”.

Обслуживание разъединителей допускается лицами, прошедшими проверку знаний ПТЭ и ПТБ и имеющими соответствующую квалификационную группу.

Рукоятки приводов заземляющих ножей и вертикальные валы тяг должны быть окрашены в красный цвет, а заземляющие ножи – в чёрный, рукоятки приводов рабочих ножей должны быть окрашены в цвет оборудования.

Блокировочные устройства, кроме механических, должны быть постоянно опломбированы. Оперативному персоналу, непосредственно выполняющему переключения, запрещается самовольно деблокировать блокировку (отводить запорный стержень блок-замка не электромагнитным ключом, а рукой за счёт люфта деблокировочного рычажка и т.д.), нарушать взаимодействие блокировки, производить операции, если шток блок-замка полностью не втягивается ключом.

Запрещается производить операции с разъединителями, изоляторы которых имеют сколы и трещины.

Запрещается производить включение заземляющих ножей при включённых главных ножах и наоборот, включение главных ножей при включённых заземляющих.

Включать и отключать разъединители с ручным механическим приводом необходимо в электрических перчатках.

Запрещается включение разъединителей под нагрузку и отключение ими тока нагрузки.

При проведении испытания разъединителей для предупреждения падения изоляторов и травмирования при этом персонала изоляторы при испытании необходимо подстраховывать, привязывая их к временно прикрепленных к раме стойкам.

Ремонт разъединителей

Ремонт разъединителей складывается из ремонта изоляторов, токопроводящих частей, приводного механизма и каркаса.

Сначала удаляют с изоляторов (слегка смоченной в бензине тряпкой) пыль и грязь, внимательно осматривают с целью выявления дефектов и их устранения. Далее проверяют:

- крепления подвижных и неподвижных контактов разъединителя на изоляторах, а также токопроводящих проходных изоляторов,

- отсутствие при включении смещения подвижного контакта разъединителя относительно оси неподвижного. Если смещение вызывает удар подвижного контакта о неподвижный, его устраняют изменением положения неподвижного контакта,

- надежность контакта в месте соединения шин с неподвижными контактами разъединителя (стягивающие болты должны быть законтрены),

- плотность соприкосновения подвижного и неподвижного контактов разъединителя с помощью щупа толщиной 0,05 мм, который должен проходить на глубину не более 5 - 6 мм,

- момент замыкания блок-контактов разъединителя. В процессе включения цепь блок-контактов разъединителя должна замыкаться при приближении ножа к губке (допускается недоход ножей до губки 5 градусов), а в случае отключения - при прохождении ножом разъединителя 75% его полного хода. Регулировка достигается изменением длины тяги блок-контактов и поворотом контактных шайб на шестигранном валу,

- целостность пластин гибкой связи вала заземляющих ножей с каркасом разъединителя, присоединение заземляющей шины к разъединителю,

- четкость работы механической блокировки вала разъединяющих и заземляющих ножей разъединителя. Трущиеся части разъединителей и привода покрывают незамерзающей смазкой, а при необходимости предварительно протирают смоченной в бензине тряпкой и зачищают шкуркой, затем устраняют ржавчину и окрашивают.

Место контакта ножа и губки разъединителя покрывают тонким слоем незамерзающей смазки или вазелина. Последовательно контактные поверхности зачищают мягкой стальной щеткой.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...2

1. Техническое обслуживание воздушных линий электропередачи……………..4

2. Ремонт воздушных линий электропередачи…………………………………...11

3. Техническое обслуживание разъединителей ………………………………….14

4. Техническое обслуживание масляных выключателей ……………………….19

5. Ревизия и ремонт силовых трансформаторов.................................……………20

Выводы и предложения о ходе практики…………………………………………26

Список литературы…………………………………………………………………20

Введение

Цели и задачи практики

Производственная практика проводится на пятом курсе с целью закрепления теоретических знаний студентов, полученных при изучении общетехнических дисциплин и специальных курсов и подготовки их к изучению дисциплин специальности и специализации.

Задачи практики:

– ознакомление с электрической станцией, ее историей, компоновкой зданий и сооружений; с системами управления, регулирования, защиты и автоматики на станции; с организацией эксплуатации оборудования; с расчетами технико-экономических показателей работы станции;

– изучение технологической схемы получения электрической и тепловой энергии на электростанции; принципиальных тепловых и электрических схем, принципов работы и конструкций основного и вспомогательного электро- и теплоэнергетического оборудования; систем топливоподачи, водоснабжения, водоподготовки;

– приобретение практических навыков выполнения работ по обслуживанию отдельных видов электрооборудования; знаний по размещению тепло- и электроэнергетического оборудования в зданиях и сооружениях электростанции.

История Браславского РЭС

Браславский район занимает территорию площадью 1,9 тыс.км2. В состав Браславского РЭС входят два участка электрических сетей: Видзовский, Дрисвятский.

Объем района электрических сетей в условных единицах составляет 6361 у.е.

На территории Браславского РЭС на оперативном обслуживании находятся 6 ПС 110/10 кВ и 2 ПС 35/10 кВ с общей установленной мощностью 40,9 мВА. На оперативном и техническом обслуживании находятся:

ТП 10/0,4 кВ – 626 шт

из них: КТП – 519 шт,

МТП – 43 шт,

ЗТП – 64 шт.

ВЛ – 10 кВ – 1041 км

ВЛ – 0,4 кВ – 2256 км

КЛ – 10 кВ – 10 км

КЛ – 0,4 кВ – 7,3 км

Также на базе Браславского РЭС находится две ГЭС: Богинская и Браславская.

Техническое обслуживание воздушных линий электропередачи - student2.ru На базе Браславского РЭС находится в эксплуатации 23 единицы автотранспорта и механизмов. Количество персонала – 79 человек, из них 19 человек РСС.

       
  Техническое обслуживание воздушных линий электропередачи - student2.ru
    Техническое обслуживание воздушных линий электропередачи - student2.ru
 
    Техническое обслуживание воздушных линий электропередачи - student2.ru
 

Техническое обслуживание воздушных линий электропередачи

Техническое обслуживание воздушных линий электропередачи (ВЛ) включает проведение осмотров (различных видов), выполнение профилактических проверок и измерений, устранение мелких неисправностей.

Осмотры ВЛ подразделяются на периодические и внеочередные. В свою очередь периодические осмотры делятся на дневные, ночные, верховые и контрольные.

Перечень работ, проводимых при техническом обслуживании воздушных линий электропередачи включает:

· проверку состояния трассы (наличие под проводами посторонних предметов и случайных строений, противопожарное состояние трассы, отклонение опор, перекосы элементов и др.);

· оценку состояния проводов (наличие обрывов и оплавлений отдельных проволок, наличие набросов, величина стрелы провеса и др.);

· осмотр опор и стоек (состояние опор, наличие плакатов, целостность заземления);

· контроль состояния изоляторов, коммутационной аппаратуры, кабельных муфт на спусках, разрядников.

Наши рекомендации