Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности

Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности

Перечень вопросов для выполнения домашней контрольной работы

Информатика как наука. Структура современной информатики.

История развития информатики и становление термина «информатика»: истоки зарождения информатики, вопросы терминологии. Информатика как наука и как вид практической деятельности: объекты исследования информатики, связь с другими фундаментальными науками. Структура современной информатики: разделы информатики и их краткая характеристика.

Понятие информации. Измерение информации.

Вещество, энергия, информация – фундаментальные понятия современной науки. Различные подходы к определению информации. Виды и свойства информации. Измерение информации. Единицы измерения информации.

Информационные процессы.

Понятие информационного процесса. Основные виды информационных процессов. Процесс хранения информации: носители информации, виды памяти, хранилища информации, основные свойства хранилищ информации. Процесс обработки информации: общая схема обработки информации; постановка задачи обработки; исполнитель обработки; алгоритм обработки; типовые задачи обработки информации. Процесс передачи информации: источник и приёмник информации; информационные каналы; роль органов чувств в процессе восприятия информации человеком; структура технических систем связи; кодирование и декодирование информации; понятие шума; приёмы защиты от шума; скорость передачи информации и пропускная способность канала.

Представление числовой информации с помощью систем счисления. Позиционные и непозиционные системы счисления.

Понятие системы счисления. Позиционные и непозиционные системы счисления. Основные понятия позиционных систем счисления: основание, алфавит. Развёрнутая форма представления чисел в позиционных системах. Перевод чисел из системы счисления с основанием p в десятичную систему счисления. Перевод чисел из десятичной системы счисления в систему счисления с основанием p.

Устройство компьютера.

Краткая история вычислительной техники. Поколения ЭВМ. Архитектура ЭВМ, её основные компоненты. Магистрально-модульный принцип построения компьютера. Информационная связь между устройствами компьютера. Основные и периферийные устройства компьютера: устройства ввода информации, устройства вывода информации, устройства хранения информации (внутренняя и внешняя память), носители информации, устройства обработки информации, устройства передачи информации, устройства мультимедийной обработки информации.

Классификация и современное состояние программного обеспечения компьютера.

Программное обеспечение компьютера. Системное, специальное и прикладное программное обеспечение. Операционные системы: назначение и основные функции. Программы-оболочки. Драйверы. Утилиты. Инструментальные системы или системы программирования.

Организация и обслуживание файловой структуры.

Файловая система. Графический пользовательский интерфейс. Линейная, табличная, иерархическая структура данных. Основные операции над файлами: создание и именование файлов и каталогов (папок), переименование файлов и каталогов (папок), копирование и перемещение файлов и папок между разными дисками компьютера и между папками одного диска, удаление файлов и каталогов (папок), навигация по файловой структуре с целью доступа к файлу или папке, управление атрибутами файлов.

Основы работы в операционной системе Windows.

Рабочий стол Windows. Окна Windows. Виды окон. Структура окна папки. Виды меню Windows. Приёмы управления с помощью мыши. Работа с окнами графического интерфейса. Работа с файловой структурой в программе Проводник. Приёмы повышения эффективности в работе с файловой структурой.

Технология обработки текстовой информации.

Текстовый редактор Microsoft Word: назначение и основные функции. Приёмы работы с командами строки меню. Панели инструментов Microsoft Word. Режимы отображения документов. Первичная настройка текстового процессора Microsoft Word. Первичная настройка параметров печатного документа.

Мультимедийные технологии.

Стандартные средства мультимедиа. Создание мультимедийного продукта с помощью программыPowerPoint. Режимы отображения документа в PowerPoint. Шаблоны. Создание презентации на основе шаблона оформления и на основе шаблона презентации. Вставка картинки, настройка анимации, настройка смены слайдов, установка управляющих кнопок, добавление гиперссылки на слайд в этой же презентации и на другой документ на этом же компьютере. Установка звукового сопровождения презентации (музыка, запись звука).

Титульный лист

Титульный лист является первой страницей работы, оформляется в соответствии с образцом смотреть приложение А.

Содержание

Правила оформления ДКР требуют, чтобы после титульного листа шло содержание. В содержание дается перечень всех разделов, которые будут изложены в докладе, а также нумерация страниц. Заголовки разделов должны повторяться точно в таком же порядке, в каком они изложены в самой работе. Смотрите образец оформления содержания приложение Б. С нового листа начинаются разделы – «содержание», «введение», «главы», «заключение», «список используемых источников», «приложения». С нового листа не начинаются – подразделы. Заглавными буквами «полужирным» шрифтом выделяются – заголовки: «введение», «главы», «заключение», «список литературы». Данные заголовки выравниваются по центру, без абзаца (отступ). Подзаголовки (подразделы) следует отделять от текста - одним междустрочным интервалам.

Введение

Введение – это своего рода вступительная часть. Во введении должна быть четко изложена актуальность выбранной темы, задачи и цели работы. Объем введения должен составлять одну полную страницу печатного текста.

Основная часть

Текст должен быть оформлен следующим образом:

· кегль (размер шрифта) – 14 пт;

· интервал (междустрочное расстояние) – 1;

· отступ первой строки – 1,25 см;

· оформление заголовков шрифтом Arial, полужирный, остальной текст – шрифтом Times New Roman;

· параметры страниц – верхнее и нижнее поле 2 см, левое 2 см, правое 1 см;

· страницы должны быть пронумерованы, номер должен находиться внизу страницы от центра справа, кроме титульного листа;

· если вы используете маркированные списки, то нужно придерживаться единого оформления в выборе маркеров.

Оформление таблиц

Таблицы позволяют систематизировать текст, обеспечивать наглядность информации. Каждая таблица должна иметь наименование, точно и кратко отражающее ее содержание. Таблицы располагаются после текста, в котором они упоминаются впервые или на следующей странице, а при необходимости в приложении.

· Номер таблицы, например: «Таблица 1», помещается над таблицей, выравнивается по левому краю;

· Нумерация таблиц сквозная по всему тексту работы;

· Наименование таблицы, например: «Значения интенсивности…», без точки в конце, помещается под номером таблицы и выравнивается по левому краю;

· При продолжении части таблицы на следующей странице, размещать надпись о продолжении, например: «Продолжение таблицы 1» и шапку таблицы, нумерация в таблице продолжается;

Шапка таблицы не выделяется, а также в таблице не используются какие-либо выделения.

· Таблицы выравниваются по центру;

· Текст шапки таблицы выравнивается - в ячейке по центру;

· Текст в таблице выравнивается по ширине;

· Числовые значения в таблице выравниваются по правому краю;

· При ссылках на таблицу в тексте следует писать «… показано в Таблице 2», «… согласно расчетам приведенных в Таблице 3» либо указывается в конце параграфа «… (Приложение А, табл. 5)».

Оформление иллюстраций

Количество иллюстраций должно быть достаточным для пояснения излагаемого текста. Иллюстрации могут быть расположены как по тексту документа (как можно ближе к соответствующим частям текста), так и в конце работы оформлены в Приложения.

· Рисунки выравниваются по центру;

· Номер и наименование рисунка помещается под рисунком, выравнивается по центру без точки в концы;

· Иллюстрации расположенные по тексту следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией, по всему тексту, например: Рисунок 1;

· Допускается нумерация иллюстраций в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации этого раздела, разделенных точкой, например: Рисунок 1.1;

· Иллюстрации расположенные в приложениях нумеруются в пределах данного приложения;

· При ссылках на иллюстрации следует писать «… в соответствии с рисунком 1» при сквозной нумерации, «… показано на рисунке 1.2» при нумерации в пределах раздела, а также возможны ссылки на иллюстрации расположенные в Приложениях, например: (Приложение А, рис.3-5).

Оформление уравнений и формул:

· выделяются из текста в отдельную строку;

· нумерация уравнений и формул должна быть сквозной по всему тексту работы;

· выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено одна свободная строка;

· если уравнение не умещается в одну строку, то оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (-), умножения ( x ), деления (:), или других математических знаков, причем знак в начале следующей строки повторяют;

· при переносе формулы на знаке, символизирующем операцию умножения применяют знак ( X );

· формулы и уравнения, помещаемые в приложениях, нумеруются отдельной нумерацией арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением перед каждой цифрой обозначения приложения, например, (А.1);

· ссылки в тексте на порядковые номера формул даются в круглых скобках, например, «в формуле (1)»;

· пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле.

Практические задания должны быть выполнены в указанной прикладной программе MicrosoftPowerPoint, сервисной программе WinRAR и сохранены в файлах соответствующего формата на любом внешнем носителе информации.

Общий объем основной части варьируется от 10 до 15 страниц. В основной части студент делает обзор научных, методических и иных пособий, использованных для написания работы. Это означает то, что информация должна быть проанализирована студентом и изложена своими словами, за исключением научных терминов.

Сноски на печатные издания делаются по тексту, используются квадратные скобки, в которых указывается номер литературного источника и страницы, откуда была взята информация. Например [2, С.52].

Заключение

В заключении прописываются краткие выводы и умозаключения по изложенному материалу. Заключение занимает одну полную страницу печатного текста.

Обозначение материала

Примеры

Текст

Электронные документы: создание и использование в публичных библиотеках [Текст] : справочник / О. А. Александрова [и др. ] ; науч. ред. Р. С. Гиляревский, Г. Ф. Гордукалова. – СПб. : Профессия, 2007. – 663 с.

Электронный ресурс

Энциклопедия российского права [Электронный ресурс ] : федеральное законодательство : электрон. бюллетень. – Электрон. текстовые дан. (1 файл : Кб). – М. : ООО «АРБТ», 2003. – on-line. – (Справочная правовая система ; вып. 11). – Систем. требования: Pentium-100, память 16 Мб ОЗУ, дисковод 4-х CD-ROM, OC Windows 9.х.

Карта

Республика Мордовия [Карты] : общегеогр. карта / М-во транспорта Рос. Федерации ; гл. ред. О. М. Плахина. – 2-е изд. – Самара : ФГУП «Средневолжское аэрогеодезическое предприятие», 2004. – 1 с. ; 81 х 100 см.

Комплект

Ковров вчера и сегодня [Изоматериал] : [комплект открыток / отв. за вып. Н. А. Пояркова] ; авт. текста и сост. О. А. Монякова. – Ковров : [б. и.], 2006. – 21 с. ; 20х9 см.

Музей И. А. Гончарова в Ульяновске [Изоматериал] : [комплект фотооткрыток] / [фото Ю. Уланова] ; авт. текста и сост. А. Лобкарева. – Москва : Планета, 1987. – 15 с. ; 21х9 см.

Изоматериал

Картины французских художников первой половины XIX века в зарубежных собраниях [Изоматериал] / [ред. Н. Смирнов]. – Москва : Изобразит. искусство, 1970. – 16 с.

Ноты

Паганини, Н. Вариации [Ноты] : для скрипки и фортепиано / Н. Паганини. – СПб. : Композитор, [1998]. – 7 с.

Микроформа

Ашмарин, Н. И. Опыт исследования чувашского синтаксиса [Микроформа] : в 2 ч. / Н. И. Ашмарин. – Тула : [б. и.], 2006. – 2 с.

Как оформлять электронные ресурсы (Интернет-источники)?

На эти ресурсы существует специальный стандарт – ГОСТ 7.82-2001 «Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления».

Под электронными ресурсами подразумеваются как собственно данные из Интернета, так и данные на конкретном «винчестере», CD, дискетах и т.п.

Все такого рода данные считаются опубликованными.

Схема описания электронного ресурса:

Основное заглавие [Общее обозначение материала] = Параллельное заглавие: сведения, относящиеся к заглавию / сведения об ответственности. – Сведения об издании = Параллельные сведения об издании / сведения об ответственности, относящиеся к изданию, дополнительные сведения об издании. – Обозначение вида ресурса (объем ресурса). – Место издания: имя издателя, дата издания (Место изготовления: имя изготовителя, дата изготовления). – Специфическое обозначение материала и количество физических единиц: другие физические характеристики; размер + сведения о сопроводительном материале.

– (Основное заглавие серии или подсерии = Параллельное заглавие серии или подсерии: сведения, относящиеся к заглавию серии или подсерии/ сведения об ответственности, относящиеся к серии или подсерии, ISSN; нумерация внутри серии или подсерии). – Примечание. – Стандартный номер = Ключевое заглавие: условия доступности и (или) цена.

На практике для рефератов, курсовых, дипломов и диссертаций Интернет-ресурсы достаточно описать, например, так:

Web-страница

Мелентьева, Ю. Библиотечное обслуживание в школьной библиотеке: специфика форм и методов. Лекция 3. Библиотечное общение в процессе библиотечного обслуживания [Электронный ресурс] / Юлия Мелентьева // Режим доступа:http://lib.1september.ru/2004/19/19.htm. – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 1.11.2008).

Электронный журнал

Исследовано в России [Электронные ресурсы]: научный журнал / Московский физико-технический институт. – Электрон. журн. – Долгопрудный : МФТИ, 1998. – Режим доступа: http://zhurnal.mipt.rssi.ru.– Систем. требования: IBM PC ; Windows З.хх/95 ; Acrobat Reader 3.0. – Загл. с экрана.

Сайт

Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ ; ред. Т. В. Власенко ; Web-мастер Н. В. Козлова. – Электрон. дан. – М. : Рос. гос. б-ка, 1997. – Режим доступа :http//www.rsl.ru. – Загл. с экрана.

Электронная книга

Шпринц, Лев. Книга художника: от миллионных тиражей – к единичным экземплярам [Электронный ресурс] / Л. Шпринц. – Электрон. текстовые дан. – М. : [Б. и.], 2000. – Режим доступа:http://artbook.km.ru/news/000525.html, свободный.

Базы данных

Электронный каталог ГПНТБ России [Электронный ресурс] : база данных содержит сведения о всех видах, литературы, поступающей в фонд ГПНТБ России. – Электрон. дан. – М., [199-]. – Режим доступа:http://www.gpntb.ru/ win/search/help/el-cat.html. – Загл. с экрана

Как оформлять ссылки?

Оформление ссылок регламентируется ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления». Стандарт распространяется на библиографические ссылки, используемые в любых опубликованных и неопубликованных документах на любых носителях.

По расположению в документе ссылки могут быть:

-внутритекстовые, помещенные в тексте документа;

-подстрочные, вынесенные из текста вниз страницы документа (в сноску);

-затекстовые, вынесенные за текст документа или его части (в выноску).

Если объектов ссылки несколько, то их объединяют в одну комплексную библиографическую ссылку. Ссылки, включенные в комплексную ссылку, отделяют друг от друга точкой с запятой с пробелами до и после этого знака. Несколько объектов в одной ссылке располагают в алфавитном или хронологическом порядке, либо по принципу единой графической основы – кириллической, латинской и т.д., либо на каждом языке отдельно (по алфавиту названий языков). Если в комплекс включено несколько приведенных подряд ссылок, содержащих записи с идентичными заголовками (работы одних и тех же авторов), то заголовки во второй и последующих ссылках могут быть заменены их словесными эквивалентами «Его же», «Ее же», «Их же».

В области физической характеристики в ссылке указывают сведения о местоположении объекта ссылки в документе.

Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому документу, то в начале ссылки приводят слова: «Цит. по: » (цитируется по), «Приводится по: », с указанием источника заимствования, например: Цит. по: Флоренский П. А. У водоразделов мысли [Текст] / П. А. Флоренский. - М., 1990. Т. 2. - С. 27.

Для связи подстрочных библиографических ссылок с текстом документа используют знак сноски; для связи затекстовых библиографических ссылок с текстом документа используют знак выноски или отсылку, которые приводят в виде цифр (порядковых номеров), букв, звездочек, квадратных скобок и других знаков.

Отсылки в тексте документа заключают в квадратные скобки. При необходимости отсылки могут содержать определенные идентифицирующие сведения: имя автора (авторов), название документа, год издания, обозначение и номер тома, указание страниц.

В колледже установлено использование затекстовых библиографических ссылок.Ссылка на использованный источник в тексте работы делается с помощью квадратных скобок. В них проставляется номер, под которым источник числится в списке использованной литературы, например [12], [25] и т.д. В случаях, если используются цитаты или заимствованные из публикаций цифровые и другие данные, дополнительно указывается также страница источника. В этом случае ссылки будут иметь следующий вид: [12, с. 51], [25, с. 32]. Подобная запись означает ссылки на 51 страницу источника под номером 12 и на 32 страницу источника под номером 25 из списка использованной литературы.

Если возникает необходимость сослаться на мнение, разделяемое рядом авторов либо аргументируемое в нескольких работах одного и того же автора, то следует отметить все порядковые номера источников, которые разделяются точкой с запятой. Приведем несколько примеров: «Ученые считают, что прилежные дети стремятся, во что бы то ни стало выполнить все задания, реагируют на информационные перегрузки повышением раздражительности, ухудшением сна, изменениями в поведении [2, 6, 13].» .

«Большинство современных исследований [1, 5, 21,22] подтверждают, что...»

Ссылки на используемую литературу обязательны. В этом проявляется культура отношения к авторской мысли и авторскому тексту.

Если в документе электронного ресурса страницы отсутствуют, то ставится только порядковый номер: [10].

Оформление приложений

В тексте работы на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте.

Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «ПРИЛОЖЕНИЕ» и его обозначения. Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.

Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. После слова «Приложение» следует буква, обозначающая его последовательность (например: ПРИЛОЖЕНИЕ Б). Если в документе одно приложение, оно обозначается «ПРИЛОЖЕНИЕ А».

Текст каждого приложения может быть разделен на разделы, подразделы и т.д., которые нумеруют в пределах каждого приложения. Перед номером ставится обозначение этого приложения (В3).

Нумерация страниц приложений и основного текста должна быть сквозная.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет»

Гуманитарно-педагогический колледж

Дисциплина: Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности

Мультимедийные технологии

Домашняя контрольная работа

Студент: Иванова Ирина Ивановна

Группа:

Специальность: 44.02.01

Руководитель: Акопян Э.В.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..

I. Название………………………………………………………………………………..

1.1 Название………………………………………………………………………………

1.2 Название ……………………………………………………………………………...

1.3 Название………………………………………………………………………………

1.4 Название ……………………………………………………………………………...

Заключение ………………………………………………………………………………

Список использованных источников…………………………………………………...

Приложение (если имеются)…………………………………………………………….

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности

Наши рекомендации