Определение. Основные принципы
Самара 2005
БКК
УДК
Баландин А.В., Бородинова М.А., Жаринова Л.А.
Информационные технологии: Учебное пособие.-Самара: Самарская гуманитарная академия, 2004.-
В учебном пособии рассмотрены основные понятия и определения информационных технологий, виды информационных технологий.
Для студентов гуманитарных специальностей, изучающих дисциплину «Информационные технологии и компьютерные сети». Может быть использовано студентами техникумов, колледжей, а также школьниками старших классов в школах с углубленным изучением информатики.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................................................... 4
Определение. Основные принципы................................................................................................ 8
Этапы развития информационных технологий...................................................................... 10
Виды информационных технологий........................................................................................... 13
Информационные технологии ввода данных............................................................................ 13
Ручной ввод данных.................................................................................................................... 13
Автоматический ввод данных.................................................................................................... 14
Автоматизированный ввод документов................................................................................... 15
Информационные технологии обработки данных.................................................................. 17
Информационные технологии управления................................................................................ 19
Автоматизация офиса.................................................................................................................. 20
Основные компоненты информационной технологии автоматизации офиса и управления 20
Компьютерные офисные технологии........................................................................................ 22
Некомпьютерные офисные технологии.................................................................................... 25
Информационные технологии поддержки принятия решений............................................ 26
Основные компоненты информационной технологии поддержки принятия решений... 27
Информационные технологии экспертных систем................................................................ 29
Экспертные системы................................................................................................................... 30
Основные компоненты экспертной системы........................................................................... 31
Прикладные программные продукты....................................................................................... 32
Текстовый процессор.................................................................................................................. 32
Типовая структура интерфейса........................................................................................................................................... 33
Минимальный набор типовых операций, проводимых с документом..................................................................... 34
Расширенный набор типовых операций........................................................................................................................... 36
Работа с несколькими окнами документов....................................................................................................................... 38
Рекомендации по созданию документов........................................................................................................................... 38
Табличные процессоры............................................................................................................... 39
Система управления базами данных........................................................................................ 39
Основные аспекты взаимодействия человека с компьютером.............................................. 39
Информационный кризис.............................................................................................................. 41
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время, индустриальный труд все больше вытесняется трудом конторским, офисным. В США в 1920 году в офисах работали 15% занятых, в 1980 году – 50%, а в 1990 уже свыше 60%. И все работники офиса зависят от информационного продукта как исходного материала и результата их деятельности. Социальные опросы показывают, что служащие и менеджеры выражают недовольство своей низкой производительностью, обусловленной высокой долей рутины в их рабочем времени. Действительно, около половины его уходит на вспомогательную деятельность – ожидание деловых встреч, разговоры по телефону и т.п., около четверти – на работу с документами, и только ничтожная часть – меньше 10% - на анализ и планирование дальнейшей деятельности. Многие работники, испробовав все известные им управленческие приемы оптимального распределения рабочего времени, не добились успеха. Причина этого заключается не в порядке использования рабочего времени, а в несовершенстве и неточности традиционных средств обработки и передачи информации. И помочь здесь могут только современные информационные технологии.
В конце XX века впервые в человеческой истории основным предметом труда в общественном производстве промышленно-развитых стран становится информация.
Можно указать три различных признака перехода на качественно новый этап технологического развития - век информации:
Первый - планетарный признак: человеческая цивилизация становится наблюдаемой в космическом пространстве (уровень радиоизлучения Земли по яркости приближается к солнечному и составляет 0,01% от солнечного фона, советский астрофизик И. Шкловский показал, что Земля излучает в космос в метровом диапазоне мощность в миллион раз большую, чем 20-30 лет назад, за последние десятилетия радиоизлучение увеличилось на шесть порядков);
Второй - глобальный: быстрое увеличение темпов удвоения информации (Джемс Мартин, известный эксперт фирмы IBM и автор книг по вычислительной техники предложил метод определения интервала времени в течение, которого общая сумма человеческих знаний удваивается, например, к 1800г. она удваивалась через каждые 50 лет, к 1950г. - удваивалась через каждые 10 лет, к 1970г. - через каждые 5 лет);
Третий - государственный: расходы на информатику и технику связи превышают расходы на энергетику (отец кибернетики Р. Винер предложил провести границу во времени по равенству расходов стран на энергетику (технику сильных токов) и технику связи (слабых токов)).
Бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий послужило толчком к развитию общества, построенного на использовании различной информации и получившего название информационного общества.
Японские ученые считают, что в информационном обществе процесс компьютеризации даст людям доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации обработки информации в производственной и социальной сферах. Движущей силой развития общества должно стать производство информационного, а не материального продукта. Материальный же продукт станет более информационно емким, что означает увеличение доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости.
В информационном обществе изменятся не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От человека потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на знания.
Материальной и технологической базой информационного общества станут различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи.
Информационное общество – общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы – знаний
В реальной практике развития науки и техники передовых стран в конце XX в. постепенно приобретает зримые очертания созданная теоретиками картина информационного общества. Прогнозируется превращение всего мирового пространства в единое компьютеризированное и информационное сообщество людей, проживающих в электронных квартирах и коттеджах. Любое жилище оснащено всевозможными электронными приборами и компьютеризированными устройствами. Деятельность людей будет сосредоточена главным образом на обработке информации, а материальное производство и производство энергии будет возложено на машины.
Уже опубликован ряд фактических материалов, свидетельствующих, что это не утопия, а неизбежная реальность недалекого будущего.
При переходе к информационному обществу возникает новая индустрия переработки информации на базе компьютерных и телекоммуникационных информационных технологий.
Ряд ученых выделяют характерные черты информационного общества:
· решена проблема информационного кризиса, т.е. разрешено противоречие между информационной лавиной и информационным голодом;
· обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами;
· главной формой развития станет информационная экономика;
· в основу общества будут заложены автоматизированные генерация, хранение, обработка и использование знаний с помощью новейшей информационной техники и технологии;
· информационная технология приобретет глобальный характер, охватывая все сферы социальной деятельности человека;
· формируется информационное единство всей человеческой цивилизации;
· с помощью средств информатики реализован свободный доступ каждого человека к информационным ресурсам всей цивилизации;
· реализованы гуманистические принципы управления обществом и воздействия на окружающую среду.
Кроме положительных моментов прогнозируются и опасные тенденции:
· все большее влияние на общество средств массовой информации;
· информационные технологии могут разрушить частную жизнь людей и организаций;
· существует проблема отбора качественной и достоверной информации;
· многим людям будет трудно адаптироваться к среде информационного общества.
· существует опасность разрыва между "информационной элитой" (людьми, занимающимися разработкой информационных технологий) и потребителями.
Ближе всех на пути к информационному обществу стоят страны с развитой информационной индустрией, к числу которых следует отнести США, Японию, Англию, Германию, страны Западной Европы. В этих странах уже давно одним из направлений государственной политики является направление, связанное с инвестициями и поддержкой инноваций в информационную индустрию, в развитие компьютерных систем и телекоммуникаций.
В мире накоплен громадный информационный потенциал, но люди не могут им воспользоваться в полном объеме в силу ограниченности своих возможностей. Информационный кризис поставил общество перед необходимостью поиска путей выхода из создавшегося положения. Внедрение ЭВМ, современных средств переработки и передачи информации в различные сферы деятельности послужило началом нового эволюционного процесса, называемого информатизацией, в развитии человеческого общества, находящегося на этапе индустриального развития.
Информатизация общества – организованный, социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.
Современное материальное производство и другие сферы деятельности все больше нуждаются в информационном обслуживании, переработке огромного количества информации. Универсальным техническим средством обработки любой информации является компьютер, который играет роль усилителя интеллектуальных возможностей человека и общества в целом, а коммуникационные средства, использующие компьютеры, служат для связи и передачи информации. Появление и развитие компьютеров – это необходимая составляющая процесса информатизации общества.
Информатизация общества является одной из закономерностей современного социального прогресса. Этот термин все настойчивее вытесняет широко используемый до недавнего времени термин "компьютеризация общества" При внешней похожести этих понятий они имеют существенное различие.
При компьютеризации общества основное внимание уделяется развитию и внедрению технической базы компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов переработки информации, и ее накопление.
При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности.
Таким образом, "информатизация общества" является более широким понятием, чем "компьютеризация общества", и направлена на скорейшее овладение информацией для удовлетворения своих потребностей.
В период перехода к информационному обществу необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией работы. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией. Для отражения этого факта был введен термин информационная культура.
Информационная культура – умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.
Информационная культура вбирает в себя знания из тех наук, которые способствуют ее развитию и приспособлению к конкретному виду деятельности (кибернетика, информатика, теория информации, математика, теория проектирования баз данных и ряд других дисциплин). Неотъемлемой частью информационной культуры являются знание новой информационной технологии и умение ее применять как для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного творческого подхода.
Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры. Информационная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека
Информационная система
Информационная технология тесно связана с информационными системами, которые являются для нее основной средой. Информационная технология является процессом, состоящим из операций и действий над данными, хранящимися в компьютерах. Информационная система является средой, составляющими элементами которой являются компьютеры, компьютерные сети, программные продукты, базы данных, люди, технические и программные средства связи и т.д. Информационная система представляет собой человеко-компьютерную систему обработки информации. Реализация функций информационной системы невозможна без знания ориентированной на нее информационной технологии. Информационная технология может существовать и вне сферы информационной системы.
Введём понятие информационной системы.
Под системой понимают любой объект, который одновременно рассматривается и как единое целое и как объединенная в интересах достижения поставленных целей совокупность разносторонних элементов. Системы значительно отличаются между собой как по составу, так и по главным целям.
В информатике понятие система широко распространено и имеет множество смысловых значений. Чаще всего оно относится к набору технических средств и программ. Добавление к понятию «система» слова «информационная» отражает цель её создания и функционирования. Информационная система обеспечивает сбор, хранение, обработку, поиск, выдачу информации, необходимой в процессе принятия решений задач из любой области. Информационные системы помогают анализировать проблемы и создавать новые продукты.
Информационная система – взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.
Информационная система – человеко-компьютерная системадля поддержки принятия решений и производства информационных продуктов, использующая компьютерную информационную технологию.
Современное понятие информационной системы предполагает использование в качестве основного технического средства переработки информации персонального компьютера.
Ручной ввод данных
Ручной ввод данных используется при работе:
-с данными, поступающими в информационную систему с низкой интенсивностью (например, данные продаж за день, месяц и т.д.);
-с данными, которые может ввести только человек;
-в информационных системах с низким уровнем автоматизации рутинных операций.
Автоматический ввод данных
Автоматический ввод данных с технических агрегатов использует специальные датчики, каналы связи, принимающие и преобразующие устройства.
Такой ввод используется, как правило, в автоматизированных системах научных исследований (АСНИ).
АСНИ являются примером инструментария информационной технологии получения данных от объекта исследования.
Объект исследования - явление реального мира, информация о котором выявляется в процессе экспериментальных исследований.
Рис.7. Автоматический ввод данных.
Экспериментальная среда – реальные или смоделированные условия, в которых находится объект исследования. Информация об экспериментальной среде либо выявляется (измеряется), либо задается.
Технологическая установка (ТУ) - средства взаимодействия с объектом исследования и экспериментальной средой (набор интерфейсов). Минимально технологическая установка может задавать информацию о своей конфигурации.
Система сбора, обработки информации и управления ТУ - программно-аппаратная среда, предназначенная для выполнения следующих функций:
а) управление сбором экспериментальных данных;
б) предварительная обработка данных;
в) регистрация данных в динамической базе данных;
г) контроль данных, управление технологической установкой.
Субъект исследования - система научных исследований, включающая в себя информационные системы и персонал.
Автоматический ввод данных используется в случаях, если:
1) данные поступают в реальном масштабе времени с высокой интенсивностью;
2) первичные данные могут быть приняты и обработаны только техническим устройством (радиосигналы, телеметрические данные);
3) среда, в которой находится объект исследования, небезопасна для человека.
Автоматический ввод данных применяется, например, при испытании ракетных двигателей, в химическом производстве, при телеметрическом сборе информации.
Тексты, графика и таблицы
Российские OCR - системы довольно успешно справляются как с «гладкими» текстами, так со структурированными документами.
Системы имеют автофрагментаторы, разбивающие страницу на текстовые и графические блоки. Алгоритмы автоподбора яркости позволяют работать с произвольным (и даже переменным) фоном документа. Качество распознавания вполне достаточно для большинства практических задач такого рода.
OCR-системы могут распознавать и вводить таблицы. При этом таблицу в дальнейшем можно сохранить в одном из известных табличных форматов (*.dbf, *.xls, *.rtf).
Ценные бумаги
Система StockTiger, разработанная фирмой Cognitive Technologies, представляет из себя совокупность программной и аппаратной части: системы распознавания и роликового сканера, в автоподатчик которого помещается пачка ценных бумаг.
В этой системе была устранена довольно сложная система отделения полезной текстовой информации от гербового фона бумаги. Вообще снять фон можно либо установкой цветового фильтра в сканирующее устройство, либо программными методами. В силу того, что у ценных бумаг гербовый фон неоднороден (имеет различную цветовую гамму), задача решалась программными средствами.
При таком подходе удалось добиться практически абсолютной точности ввода номеров ценных бумаг.
Стандартные формы
Стандартные формы используются в сферах, связанных с массовым обслуживанием клиентов. Для удобства обработки таких форм, информация, содержащая ответ на один и тот же вопрос, на разных документах заносится в фиксированное, по отношению к границам документа, поле. Для стандартной формы характерны одинаковый размер документов и фиксированное положение линий разграфки.
В связи с массовостью использования форм существует высокая потребность в автоматизации их ввода и обработки. Однако стандартные формы относятся к тому типу документов, которые довольно сложно поддаются распознаванию. Дело в том, что клиенты при заполнении формы, как правило, не утруждают себя качественным написанием печатных символов, причем полезная текстовая информация часто попадает на линии разграфки. Кроме того, стандартные формы могут быть заполнены с помощью печатной машинки, матричного принтера или быть повторной ксерокопией.
Примером работы OCR с бланками является система оптического распознавания налоговых деклараций граждан. Она предназначается для потокового автоматизированного ввода налоговых деклараций в централизованную базу данных учета налогоплательщиков - Государственный реестр физических лиц.
Налоговая декларация представляет собой несколько бланков формата А4, отпечатанных типографским способом с фиксированным расположением разграфки. Бланк содержит множество полей - фамилия, имя, отчество, адрес, паспортные данные, суммы доходов и отчислений. Потребность автоматического ввода карт объясняется большим объемом (равным количеству налогоплательщиков, умноженным на число листов налоговой декларации) и сжатыми (два - три месяца) сроками обработки этого информационного потока.
До реализации системы вводом налоговых деклараций занимались непосредственно инспекторы. В день один сотрудник вводил не более 50 документов, при этом процент ошибок в выходных документах был значителен.
При работе системы, состоящей из компьютера Power Macintosh, снабженного устройством автоматической подачи документов, запускается процесс сканирования и распознавания документов. По его завершению оператор получает таблицу, каждая строка которой соответствует одному введенному бланку, а каждый столбец - полю бланка. Если у системы есть сомнение в точности распознанного символа, то данное поле подсвечивается. Параллельно показывается фрагмент изображения проверяемого поля. Таким образом, отпадает необходимость ручной работы с самим документом. По завершении редактирования результатов распознавания система экспортирует введенные данные в формат централизованной базы данных. При этом система делает не более одной ошибки на бланк.
Визитные карточки
Визитные карточки не поддаются стандартизации, поскольку их поля могут иметь абсолютно произвольное расположение и ориентацию. Тем не менее системы ввода визиток существуют не только за рубежом, но и на российском рынке. Таковым является совместный продукт Cognitive Technologies и Inter Corporations - Business Card Wizard.
Эта программа позволяет вводить визитки, содержащие текст на русском и английском языках. После сканирования интеллектуальный алгоритм идентифицирует поля (определяет, в каком поле находится название организации, в каком фамилия, в каком адрес и т.д.), проводит их распознавание и отображает результаты (распознанный и готовый для редактирования текст и изображение). База данных позволяет осуществить операции сортировки, поиска, фильтрации и т.д. Business Card Wizard имеет широкий спектр дополнительных возможностей, например, позволяет автоматически дозваниваться по телефонному номеру, указанному в визитной карточке.
Системы распознавания рукописных текстов находятся в стадии разработки опытных образцов.
Автоматизация офиса
Начальной целью автоматизации офиса являлась автоматизация рутинной секретарской работы. По мере развития средств телекоммуникаций автоматизация коснулась не только секретарей, но и специалистов и менеджеров, которых заинтересовала возможность повысить производительность своего труда.
Средства автоматизации офиса призваны не заменить существующую традиционную систему коммуникации персонала (совещания, приказы, телефонные звонки), а лишь дополнить ее. При совместном использовании обе эти системы обеспечат рациональную автоматизацию управленческого труда и наилучшее обеспечение информацией.
База данных
Обязательным компонентом любой современной информационной технологии является база данных. Она содержит данные, как о производстве, так и технологии обработки данных, специфичной для данного конкретного производства.
Информация из базы данных поступает на вход приложений (пакетов прикладных программ), где обрабатывается и приводится к виду, удобному для дальнейшего использования.
Аудиопочта.
Это почта для передачи сообщений голосом (вместо набора на компьютере), передаётся по телефону. Может передаваться группе лиц, при этом система будет периодически обзванивать всех указанных сотрудников для передачи им сообщения.
Система включает в себя специальное устройство для преобразования аудиосигналов в цифровой код и обратно; а так же компьютер для хранения аудиосообщений в цифровой форме. Аудиопочта реализуется в сети.
Электронная почта
Электронная почта (E-mail) основывается на сетевом использовании компьютеров. Она дает возможность пользователю получать, хранить и отправлять сообщения своим партнерам по сети. Это однонаправленная связь. Чтобы сообщение стало доступно всем пользователям электронной почты, его нужно поместить на компьютерную доску объявлений.
Электронный календарь.
Используется для хранения и манипулирования рабочего расписания управленцев и других работников организации. Менеджер устанавливает дату и время встречи или другого мероприятия, просматривает получившееся расписание, вносит изменения при помощи клавиатуры. Система дает возможность получить доступ к календарям других менеджеров и может автоматически согласовывать время встреч. Использование электронного календаря оказывается особенно эффективным для менеджеров высших уровней управления, рабочие дни которых расписаны надолго вперед.
Электронный календарь реализуется в сети. Техническое и программное обеспечение электронного календаря полностью соответствует аналогичным компонентам электронной почты.
Хранение изображений
В каждой фирме необходимо длительное время хранить большое число документов. Их число может быть так велико, что хранение даже в форме файлов затруднительно. Поэтому возникла идея хранить не сам документ, а его изображение (образ), причем хранить в цифровом виде.
Хранение изображений является перспективной офисной технологией и основывается на использовании специального устройства - оптического распознавателя образов, позволяющего преобразовывать изображение документа или фильма в цифровой вид для дальнейшего хранения во внешней памяти компьютера. Сохранённое в цифровом виде изображение может в любой момент быть выведено в реальном виде на экран или принтер. Для хранения используются оптические диски, обладающие огромными емкостями. Например, на оптический диск ёмкостью пять дюймов можно записать около 200 тыс. страниц.
Видеотекст
Видеотекст основан на использовании компьютера для получения отображения текстовых и графических данные на экране монитора.
Существует три способа получения информации в виде видеотекста.
1) Создавать файлы видеотекста на своих собственных компьютерах.
2) Заключать договор со специализированной фирмой на получение доступа к разработанным ею файлам видеотекста. Такие файлы, специально предназначенные для продажи, могут храниться на серверах этих фирм или поставляться на магнитных или оптических дисках.
3) Заключать договоры с другими фирмами на получение доступа к их файлам видеотекста.
В настоящее время все большую популярность приобретает обмен и продажа видеотекста через Интернет (каталоги, прайс -листы, газеты, журналы и т.д.)
Управленческие программы
К управленческим программам можно отнести бухгалтерские программы и справочно-правовые системы.
Бухгалтерские программы предназначены для ведения бухгалтерского учета, подготовки финансовой отчетности и финансового анализа деятельности предприятий. Из-за несовместимости отечественного бухгалтерского учета с зарубежным в нашей стране используются почти исключительно отечественные бухгалтерские программы. Некоторые из них предназначены для автоматизации отдельных участков бухгалтерского учета - начисления заработной платы, учета товаров, материалов на складах и т.д. Применение таких программ может быть оправдано главным образом для очень трудоемких и относительно изолированных участков учета. В остальных случаях обычно целесообразнее внедрение комплексных систем бухгалтерского учета. Для предприятий, совершающих небольшое количество хозяйственных операций, может оказаться достаточным применение простейших и недорогих программ бухгалтерского учета, позволяющих вести книгу хозяйственных операций и составляющих на ее основе финансовую отчетность и баланс. Часто такие программы включают некоторые средства для облегчения и других участков учета - начисления зарплаты, учета материалов, основных средств, печати банковских документов и т.д. Такие программы можно настраивать без участия разработчиков на всевозможные изменения законодательства и правил ведения бухгалтерского учета.
Однако для предприятий с большим объемом хозяйственных операций требуются более продвинутые возможности учета: складской учет, контроль за выполнением договоров, отслеживание отношений с дебиторами и кредиторами, учет валютных операций, управленческий учет, финансовый анализ деятельности предприятия и т.д. Во многих случаях можно автоматизировать эти участки учета с помощью программ указанного выше касса, а также табличных процессов. Однако этот способ требует квалификации и значительных усилий по настройке программ на выполнение нужных действий по учету, а часто и строгого соблюдения определенной методики их использования. Другой способ - приобретение комплексной системы бухгалтерского учета. Такие системы обычно значительно дороже, сложнее в освоении и использовании, но обеспечивают более полную автоматизацию бухгалтерского учета, а иногда и предоставляют средства финансового анализа и прогнозирования.
Для предприятий, совершающих сотни и тысячи хозяйственных операций в день, ввод этих операций на одном компьютере становится просто физически невозможен. В таких случаях требуются сетевые или распределенные бухгалтерии. В них ввод и корректировка бухгалтерских данных могут производится одновременно на нескольких компьютерах, что обеспечивает разделение труда между бухгалтерами: один может заниматься зарплатой, другой- взаимоотношениями с банком, третий- сводным учетом и т.д. Желательно, чтобы рабочие места бухгалтеров были соединены в локальную сеть, при этом все бухгалтеры будут обрабатывать актуальные, а не устаревшие данные.
На Западе многие программы бухгалтерского учета включают и возможности управленческого учета и внутрифирменного финансового анализа. Они позволяют устанавливать рентабельность тех или иных изделий, подразделений или рынков сбыта, выгодность вложений денег, моделировать последствия принятия финансовых решений и т.д. Таким образом, программы бухгалтерского учета становятся не только средством для составления отчетности, но и важнейшим инструментом для повышения эффективности и конкурентоспособности предприятия. У нас, к сожалению, подобные средства встречаются очень редко.
Примером программ бухгалтерского учета является программы семейства 1С: 1С Предприятие, 1С Бухгалтерия, 1С Налогообложение.
Справочно-правовые системы предоставляют доступ к самым разным типам правовой информации: от нормативных актов, материалов судебной практики, комментариев, законопроектов, финансовых консультаций, схем отражения операций в бухгалтерском учете до бланков отчетности и узкоспециальных документов. Все документы физически хранятся в едином информационном массиве. Информационный массив характеризуется как единый, потому что при поиске документов и при работе с ними не нужно точно помнить и учитывать, в каком разделе содержаться нужные документы. Более того, одновременно можно искать документы во всех доступных разделах, а при анализе документов переходить по связям в документы других разделов.
Примером справочно-правовой системыявляется программа КонсультантПлюс.
Управленческие программы разработаны на основе СУБД.
Аудиоконференции
Аудиоконференции используют аудиосвязь для поддержания коммуникаций между территориально удаленными работниками или подразделениями фирмы. Наиболее простым техническим средством реализации аудиоконференций является телефонная связь, оснащенная дополнительными техническими устройствами, дающими возможность участия в разговоре более чем двум участникам.
Использование аудиоконференций не требует компьютера, но для повышения эффективности желательно учитывать следующие требования:
1) количество участников не должно быть слишком большим (обычно не более шести), чтобы удержать дискуссию в рамках обсуждаемой проблемы;
2) программа конференции должна быть сообщена её участникам заблаговременно, например, с помощью факсимильной связи.
3) каждый участник должен представляться перед тем как начать говорить;
4) должны быть организованы запись конференции и ее хранение;
5) после окончания конференции ее запись должна быть распечатана и отправлена всем участникам.
Видеоконференции
Видеоконференции предназначены для тех же целей, что и аудиоконференции, но с применением видеоаппаратуры. Для их проведения так же не нужен компьютер В процессе видеоконференции ее участники, удаленные друг от друга на значительное расстояние, могут видеть на телевизионном экране себя и других участников. Одновременно с телевизионным изображением передается и звуковое сопровождение.
Наиболее популярны три конфигурации построения видеоконференции:
1) односторонняя видео- и аудиосвязь. Видео- и аудиосигналы идут только в одном направлении (например, от руководителя к исполнителям);
2) односторонняя видео- и двусторонняя аудиосвязь. Двусторонняя аудиосвязь дает возможность участникам конференции, принимающим видеоизображение, обмениваться аудиоинформацией с передающим видеосигнал участником. (Например, прямое включение в выпуск новостей репортажа с места событий - корреспондент и ведущий новостей обмениваются репликами, при этом на экране - изображение с места событий);
3) двусторонняя видео- и двусторонняя аудиосвязь является наиболее дорогим видом видеоконференции, организуется между участниками конференции, обычно имеющими одинаковый статус.
Факсимильная связь
Эта связь основана на исп