Распределенная гипертекстовая информационная система World Wide Web

Основы технологии WWW. Идея гипертекстовой информационной системы состоит в том, что пользова­тель имеет возможность просматривать документы (стра­ницы текста) в том порядке, в котором ему это больше нравится, а не последовательно, как это принято при чтении книг. Поэтому гипертекст называют нелиней­ным текстом. Достигается это путем создания специ­ального механизма связи различных страниц текста при помощи гипертекстовых ссылок, т. е. у обычного тек­ста есть ссылки типа "следующий-предыдущий", а у гипертекста можно построить еще сколь угодно много других ссылок как по типу, так и по адресации на иные информационные ресурсы (графику, аудио- и видео­информацию и др.). Для построения гипертекстовой системы использован специальный язык форматирова­ния документов HTML (его называют языком размет­ки документов). Данное языковое средство является одним из основных элементов технологии WWW. Его использование позволяет подготавливать документы в любом текстовом редакторе и при этом дает возмож­ность реализовать многочисленные элементы разметки и оформления документов (все более приближаясь к оформлению качественных печатных изданий), описать и включить в документ нетекстовые информационные ресурсы, описать различные типы ссылок.

Другим важным компонентом технологии WWW, обеспечившим ее успешное создание и функционирование, является универсальная система адресации инфор­мационных ресурсов URL. URL-адреса используются в гипертекстовых ссылках и обеспечивают доступ к нужному ресурсу.

Обмен же гипертекстовыми документами обеспечи­вается специальным протоколом обмена данными HTTP.

Средства просмотра Web-документов. Web-доку­менты существуют в виде файлов особого HTML-фор­мата. Чтобы их просматривать и читать, нужна специ­альная программа-обозреватель (браузер). Полномас­штабная работа в сети требует и других возможностей обозревателя, например загружать из Интернета про­извольные файлы. Обозреватель можно использовать и для навигации по файловой структуре автономного компьютера. В этом случае он действует аналогично программе Проводник. Наиболее распространенной программой указанного назначения является MS Internet Explorer

Виды и особенности сайтов. Система WWW хра­нит огромное количество документов, географически распределенных по всему земному шару, и предостав­ляет пользователям удобный и простой доступ к ним. Web-документ (или Web-страница) — это электронный документ, оформленный и связанный с другими доку­ментами на основе языка форматирования документов HTML. Набор из нескольких десятков, сотен или даже тысяч Web-страниц (HTML-документов), связанных вместе единой темой, общим оформлением, взаимными гипертекстовыми ссылками и, как правило, близким размещением (обычно в пределах одного домена), на­зывается сайтом. Web-сайты разнообразны по содер­жанию, оформлению, объему страниц и т. д. Типоло­гию сайтов часто проводят по принципу принадлежно­сти владельца сайта к той или иной категории. Эта ти­пология хорошо коррелирует с распределением сайтов по содержанию материалов, стилю оформления.

Самая массовая и самая непритязательная катего­рия Web-сайтов — личные страницы. Наиболее инте­ресные из них, кроме данных об авторе, содержат пуб­ликации его работ, исследований в какой-либо облас­ти. Адреса же таких страниц можно получить в различ­ных адресных справочниках.

Другой разновидностью Web-сайтов являются сайты некоммерческие, принадлежащие всевозможным добро­вольным объединениям, временным проектам, между­народным или благотворительным организациям. К этой же категории можно отнести и многочисленные страни­цы учебных заведений, университетов и научных цент­ров, официальные сайты некоммерческих программных проектов (например, www.iynx.browser.org), а также организаций вроде ISO (www.iso.ch). Грань между лич­ными и некоммерческими сайтами довольно условна.

Особая категория сайтов — сайты фирм, коммерчес­ких организаций. Сайт фирмы — инструмент реклам­ный и информационный. Разумеется, без хорошего ди­зайна при этом не обойтись, и вполне естественно, что средний уровень корпоративных сайтов, почти всегда создаваемых с участием профессиональных дизайнеров, намного выше, чем "в среднем по сети". Большинство таких сайтов содержит информацию не только о самой фирме, но и об ее продуктах, т. е. информацию, кото­рая должна обновляться сравнительно часто и которая иногда нужнее клиентам, чем самой фирме.

Самая влиятельная и заметная разновидность сай­тов — контент-сайты, основные поставщики пользующей­ся спросом информации. К этой категории относятся всевозможные поисковые системы, новостные саиты и колонки обозревателей, развлекательные и образова­тельные ресурсы и вообще все, что может представлять бескорыстный (т. е. не впрямую рекламный) интерес для какой-либо группы читателей. В отличие от бумажных журналов и книг, в Интернете ресурсы такого рода не могут окупиться за счет продажи своей информа­ции. Но с другой стороны, гораздо меньше у них и расходы на распространение. Поэтому известные кон тент-сайты принадлежат обычно либо бескорыстным энтузиастам, либо фирмам, зарабатывающим на баннерной рекламе.

Рекламная деятельность на основе технологии WWW. Большинство компаний сталкиваются с необ­ходимостью публиковать свою информацию в глобаль­ной сети, для чего заводят свой web-сайт. Как и другие более традиционные методы распространения бизнес-информации (буклеты, проспекты, рекламные объяв­ления), такой сайт имеет своей главной целью создать у посетителя образ фирмы, запоминающийся и привлекательный. Иными словами, сайт фирмы — инструмент рекламный и информационный.

До 80% информации в WWW — это реклама, ибо для отечественных организаций размещение информа­ции о себе в WWW — иногда единственный способ за­явить о себе не в рамках города или даже страны, а в "мировом масштабе". Поэтому одной из популярных услуг провайдеров стало предоставление сервера для размещения информационных материалов о компании или организации в сети Интернет.

Реклама в Интернете отличается от рекламы в тра­диционных средствах массовой информации. Пользо­ватель Интернета может самостоятельно отыскать ин­формацию об интересующей его фирме и ее продук­ции, либо ознакомиться с фирмами, представленными на том или ином рынке товаров. Этот принцип выгодно отличает Интернет от таких средств массовой инфор­мации, как телевидение, радио, печатные издания в особенности если речь идет о продукции специализи­рованной, интересующей профессионалов в той или иной области, а не широкий круг пользователей.

Создавая сайт, компания, как правило, преследует следующие цели: формирование имиджа компании, реклама и маркетинг продукции и услуг компании, рас­ширение клиентской сети и осуществление обратной связи с пользователем.

На популярность web-сайта влияют:

— содержание — оно является одной из самых важных составляющих;

— дизайн — вторая по важности составляющая хоро­шего сайта. От дизайна зависит, насколько привле­кательны будут странички, т. е. в конечном счете сколько людей дополнительно захотят зайти на сайт;

— удобство работы с сайтом (в том числе скорость за­грузки страниц);

— ясная и логическая структура размещения инфор­мации на сайте является одной из важных его со­ставляющих;

— "раскрутка" web-сайта — включает в себя не только регистрацию во всех возможных поисковых систе­мах мира, но и такие средства, как размещение ин­формации в средствах массовой информации, а так­же упоминание о сайте на визитках, рекламах, в га­зетных и журнальных статьях и т. д.

Технологии поиска информации в Интернете мно­гочисленны и разнообразны. Они могут быть универ­сальны, т. е. применимы к любому ресурсу Интернета. Отдельные технологии ориентированы на определен­ный ресурс (например, на поиск в рамках одного сер­вера или на поиск в пространстве WWW).

Рассмотрим подробнее возможности поиска доку­ментальной информации, которая представлена в виде Web-страниц, электронных библиотек, различных ка­талогов, документов различных серверов и т. д. ,

Проще всего получить доступ к информации, если известен адрес информационного ресурса (например, Web-страницы). Достаточно настроить браузер на этот адрес, поместив его в соответствующем окне, и на экране появится документ.

Можно пользоваться гипертекстовыми ссылками, переходя от одной Web-страницы к другой в поисках нужной информации. Но, учитывая, что в настоящее время Web содержит сотни миллионов страниц, и объем этой информации активно растет, то такой вид доступа к информации часто мало эффективен.

Наиболее эффективным средством доступа к инфор­мации в Интернет является поиск, инструментом реа­лизации которого являются специальные многочислен­ные поисковые системы.

Поисковые каталоги основаны на классификацион­ных принципах систематизации информации (как и предкоординационные ИПЯ). Они строятся — вручную или автоматически — путем просмотра определенных Web-узлов, сбора и обработки документов, расположен­ных на них, а также систематизации полученной ин­формации в соответствии с рубриками классификато­ра. Каждый раздел может включать в себя как пере­числение входящих в него подразделов, так и собствен­но ссылки на документы. Гипертекстовые связи позволяют в процессе поиска осуществлять навигацию по рубрикам, перемещаясь по иерархическому дереву разделов и уточняя объект поиска. Примером такого тематического каталога является каталог системы Yahoo, построенный по принципу фасетно иерархической клас­сификации. Специализированные каталоги или спра­вочники содержат информацию по информационным разделам: по новостям, по городам, по адресам элект­ронной почты и др.

Наиболее совершенным инструментом поиска явля­ются поисковые машины. Они ориентированы на пол­нотекстовый поиск и предоставляют широкий спектр поисковых возможностей для его реализации, а также для сортировки и выдачи результатов поиска. Наибо­лее известными поисковыми машинами являются Alta- Vista, а в русскоязычном секторе Интернета — Yandex и Rambler.

Метапоисковый инструмент является интегрирован­ным средством поиска, ибо интегрирует доступ к раз­ным системам поиска. Каждая поисковая система име­ет свой бланк поискового запроса и свою поисковую область, т. е. перечень узлов сети, по которым произ­водится поиск. Средства метапоиска позволяют прове­сти поиск по запросу одновременно несколькими поис­ковыми системами (расширив поисковую область), объе­динить и упорядочить результаты поиска. Примером системы данного вида является MetaCrawler.

Проведенный выше обзор универсальных информа­ционных технологий, конечно, неполон. Однако на его основе уже можно сделать вывод о том, что их исполь­зование создает все предпосылки для совершенствова­ния делопроизводственных функций.

Рассмотренные выше информационные технологии многочисленны и разнообразны по своему назначению. Они могут быть эффективно использованы как на от­дельном рабочем месте, так и в рамках локальной сети. Набор функциональных возможностей информацион­ных технологий каждого типа специфичен, но доста­точно широк. Это обеспечивает возможность решать широкий круг задач.

Выбор конкретной технологии или набора конкрет­ных технологий определяется рядом факторов, важней­шими из которых является характер решаемых испол­нителем задач, выполняемые им функции и, конечно, требуемое направление совершенствования. Эти фак­торы определяют, прежде всего, тип (или типы) ин­формационных технологий. А конкретное программное средство, реализующее ту или иную технологию, чаще всего выбирают либо с учетом совета специалиста, либо по принципу наличия его в организации

Наши рекомендации