Распределенная гипертекстовая информационная система World Wide Web
Основы технологии WWW. Идея гипертекстовой информационной системы состоит в том, что пользователь имеет возможность просматривать документы (страницы текста) в том порядке, в котором ему это больше нравится, а не последовательно, как это принято при чтении книг. Поэтому гипертекст называют нелинейным текстом. Достигается это путем создания специального механизма связи различных страниц текста при помощи гипертекстовых ссылок, т. е. у обычного текста есть ссылки типа "следующий-предыдущий", а у гипертекста можно построить еще сколь угодно много других ссылок как по типу, так и по адресации на иные информационные ресурсы (графику, аудио- и видеоинформацию и др.). Для построения гипертекстовой системы использован специальный язык форматирования документов HTML (его называют языком разметки документов). Данное языковое средство является одним из основных элементов технологии WWW. Его использование позволяет подготавливать документы в любом текстовом редакторе и при этом дает возможность реализовать многочисленные элементы разметки и оформления документов (все более приближаясь к оформлению качественных печатных изданий), описать и включить в документ нетекстовые информационные ресурсы, описать различные типы ссылок.
Другим важным компонентом технологии WWW, обеспечившим ее успешное создание и функционирование, является универсальная система адресации информационных ресурсов URL. URL-адреса используются в гипертекстовых ссылках и обеспечивают доступ к нужному ресурсу.
Обмен же гипертекстовыми документами обеспечивается специальным протоколом обмена данными HTTP.
Средства просмотра Web-документов. Web-документы существуют в виде файлов особого HTML-формата. Чтобы их просматривать и читать, нужна специальная программа-обозреватель (браузер). Полномасштабная работа в сети требует и других возможностей обозревателя, например загружать из Интернета произвольные файлы. Обозреватель можно использовать и для навигации по файловой структуре автономного компьютера. В этом случае он действует аналогично программе Проводник. Наиболее распространенной программой указанного назначения является MS Internet Explorer
Виды и особенности сайтов. Система WWW хранит огромное количество документов, географически распределенных по всему земному шару, и предоставляет пользователям удобный и простой доступ к ним. Web-документ (или Web-страница) — это электронный документ, оформленный и связанный с другими документами на основе языка форматирования документов HTML. Набор из нескольких десятков, сотен или даже тысяч Web-страниц (HTML-документов), связанных вместе единой темой, общим оформлением, взаимными гипертекстовыми ссылками и, как правило, близким размещением (обычно в пределах одного домена), называется сайтом. Web-сайты разнообразны по содержанию, оформлению, объему страниц и т. д. Типологию сайтов часто проводят по принципу принадлежности владельца сайта к той или иной категории. Эта типология хорошо коррелирует с распределением сайтов по содержанию материалов, стилю оформления.
Самая массовая и самая непритязательная категория Web-сайтов — личные страницы. Наиболее интересные из них, кроме данных об авторе, содержат публикации его работ, исследований в какой-либо области. Адреса же таких страниц можно получить в различных адресных справочниках.
Другой разновидностью Web-сайтов являются сайты некоммерческие, принадлежащие всевозможным добровольным объединениям, временным проектам, международным или благотворительным организациям. К этой же категории можно отнести и многочисленные страницы учебных заведений, университетов и научных центров, официальные сайты некоммерческих программных проектов (например, www.iynx.browser.org), а также организаций вроде ISO (www.iso.ch). Грань между личными и некоммерческими сайтами довольно условна.
Особая категория сайтов — сайты фирм, коммерческих организаций. Сайт фирмы — инструмент рекламный и информационный. Разумеется, без хорошего дизайна при этом не обойтись, и вполне естественно, что средний уровень корпоративных сайтов, почти всегда создаваемых с участием профессиональных дизайнеров, намного выше, чем "в среднем по сети". Большинство таких сайтов содержит информацию не только о самой фирме, но и об ее продуктах, т. е. информацию, которая должна обновляться сравнительно часто и которая иногда нужнее клиентам, чем самой фирме.
Самая влиятельная и заметная разновидность сайтов — контент-сайты, основные поставщики пользующейся спросом информации. К этой категории относятся всевозможные поисковые системы, новостные саиты и колонки обозревателей, развлекательные и образовательные ресурсы и вообще все, что может представлять бескорыстный (т. е. не впрямую рекламный) интерес для какой-либо группы читателей. В отличие от бумажных журналов и книг, в Интернете ресурсы такого рода не могут окупиться за счет продажи своей информации. Но с другой стороны, гораздо меньше у них и расходы на распространение. Поэтому известные кон тент-сайты принадлежат обычно либо бескорыстным энтузиастам, либо фирмам, зарабатывающим на баннерной рекламе.
Рекламная деятельность на основе технологии WWW. Большинство компаний сталкиваются с необходимостью публиковать свою информацию в глобальной сети, для чего заводят свой web-сайт. Как и другие более традиционные методы распространения бизнес-информации (буклеты, проспекты, рекламные объявления), такой сайт имеет своей главной целью создать у посетителя образ фирмы, запоминающийся и привлекательный. Иными словами, сайт фирмы — инструмент рекламный и информационный.
До 80% информации в WWW — это реклама, ибо для отечественных организаций размещение информации о себе в WWW — иногда единственный способ заявить о себе не в рамках города или даже страны, а в "мировом масштабе". Поэтому одной из популярных услуг провайдеров стало предоставление сервера для размещения информационных материалов о компании или организации в сети Интернет.
Реклама в Интернете отличается от рекламы в традиционных средствах массовой информации. Пользователь Интернета может самостоятельно отыскать информацию об интересующей его фирме и ее продукции, либо ознакомиться с фирмами, представленными на том или ином рынке товаров. Этот принцип выгодно отличает Интернет от таких средств массовой информации, как телевидение, радио, печатные издания в особенности если речь идет о продукции специализированной, интересующей профессионалов в той или иной области, а не широкий круг пользователей.
Создавая сайт, компания, как правило, преследует следующие цели: формирование имиджа компании, реклама и маркетинг продукции и услуг компании, расширение клиентской сети и осуществление обратной связи с пользователем.
На популярность web-сайта влияют:
— содержание — оно является одной из самых важных составляющих;
— дизайн — вторая по важности составляющая хорошего сайта. От дизайна зависит, насколько привлекательны будут странички, т. е. в конечном счете сколько людей дополнительно захотят зайти на сайт;
— удобство работы с сайтом (в том числе скорость загрузки страниц);
— ясная и логическая структура размещения информации на сайте является одной из важных его составляющих;
— "раскрутка" web-сайта — включает в себя не только регистрацию во всех возможных поисковых системах мира, но и такие средства, как размещение информации в средствах массовой информации, а также упоминание о сайте на визитках, рекламах, в газетных и журнальных статьях и т. д.
Технологии поиска информации в Интернете многочисленны и разнообразны. Они могут быть универсальны, т. е. применимы к любому ресурсу Интернета. Отдельные технологии ориентированы на определенный ресурс (например, на поиск в рамках одного сервера или на поиск в пространстве WWW).
Рассмотрим подробнее возможности поиска документальной информации, которая представлена в виде Web-страниц, электронных библиотек, различных каталогов, документов различных серверов и т. д. ,
Проще всего получить доступ к информации, если известен адрес информационного ресурса (например, Web-страницы). Достаточно настроить браузер на этот адрес, поместив его в соответствующем окне, и на экране появится документ.
Можно пользоваться гипертекстовыми ссылками, переходя от одной Web-страницы к другой в поисках нужной информации. Но, учитывая, что в настоящее время Web содержит сотни миллионов страниц, и объем этой информации активно растет, то такой вид доступа к информации часто мало эффективен.
Наиболее эффективным средством доступа к информации в Интернет является поиск, инструментом реализации которого являются специальные многочисленные поисковые системы.
Поисковые каталоги основаны на классификационных принципах систематизации информации (как и предкоординационные ИПЯ). Они строятся — вручную или автоматически — путем просмотра определенных Web-узлов, сбора и обработки документов, расположенных на них, а также систематизации полученной информации в соответствии с рубриками классификатора. Каждый раздел может включать в себя как перечисление входящих в него подразделов, так и собственно ссылки на документы. Гипертекстовые связи позволяют в процессе поиска осуществлять навигацию по рубрикам, перемещаясь по иерархическому дереву разделов и уточняя объект поиска. Примером такого тематического каталога является каталог системы Yahoo, построенный по принципу фасетно иерархической классификации. Специализированные каталоги или справочники содержат информацию по информационным разделам: по новостям, по городам, по адресам электронной почты и др.
Наиболее совершенным инструментом поиска являются поисковые машины. Они ориентированы на полнотекстовый поиск и предоставляют широкий спектр поисковых возможностей для его реализации, а также для сортировки и выдачи результатов поиска. Наиболее известными поисковыми машинами являются Alta- Vista, а в русскоязычном секторе Интернета — Yandex и Rambler.
Метапоисковый инструмент является интегрированным средством поиска, ибо интегрирует доступ к разным системам поиска. Каждая поисковая система имеет свой бланк поискового запроса и свою поисковую область, т. е. перечень узлов сети, по которым производится поиск. Средства метапоиска позволяют провести поиск по запросу одновременно несколькими поисковыми системами (расширив поисковую область), объединить и упорядочить результаты поиска. Примером системы данного вида является MetaCrawler.
Проведенный выше обзор универсальных информационных технологий, конечно, неполон. Однако на его основе уже можно сделать вывод о том, что их использование создает все предпосылки для совершенствования делопроизводственных функций.
Рассмотренные выше информационные технологии многочисленны и разнообразны по своему назначению. Они могут быть эффективно использованы как на отдельном рабочем месте, так и в рамках локальной сети. Набор функциональных возможностей информационных технологий каждого типа специфичен, но достаточно широк. Это обеспечивает возможность решать широкий круг задач.
Выбор конкретной технологии или набора конкретных технологий определяется рядом факторов, важнейшими из которых является характер решаемых исполнителем задач, выполняемые им функции и, конечно, требуемое направление совершенствования. Эти факторы определяют, прежде всего, тип (или типы) информационных технологий. А конкретное программное средство, реализующее ту или иную технологию, чаще всего выбирают либо с учетом совета специалиста, либо по принципу наличия его в организации