И кто будет вмешиваться? Кто боится? Будет вмешиваться та же самая болезнь. Будет вмешиваться то же самое эго, которое должно быть оставлено.
Я говорил вам, что эго - это часть общества. Вы оставили общество, но не хотите оставить часть, которую общество дало вам. Эта часть укоренена в обществе; она не может жить без общества. И поэтому вы должны или оставить эту часть, или создать новое общество, в котором эта часть может жить.
Вот вы и создаете альтернативное общество - это один из величайших трюков ума. Всегда было так. Вы можете построить другое общество, вы можете создать ашрам. Двадцать людей, которые думают, что хотят жить в уединении, могут создать монастырь - тогда альтернативным обществом станет этот монастырь. Они уходят от общества, но создают при этом другое общество, поэтому в своей основе ничего не меняется. Они остаются теми же самыми. Скорее напротив, они могут стать более эгоистичными, поскольку теперь они - немногие избранные, отборные. Они оставили мир, но создали при этом другой мир, снова возвращается прежний стиль отношений. Снова есть руководитель, снова есть ученики, снова есть учитель, возвращается вся иерархия и все остальное, хотя и в миниатюре. Снова будут хорошие ученики, плохие ученики, будут успевающие и неуспевающие... так что все то же самое. В маленькой группе проявляется все общество.
Этого недостаточно. Сейчас такое происходит на Западе. Большое число молодых людей оставляют общество, поскольку они чувствуют, что общество загнивает, приходит в упадок, умирает; они чувствуют, что общество в таком упадке, что его нельзя изменить. Это новое дело. Молодые люди всегда думают, что общество загнивает, но они при этом думают, что его можно изменить, трансформировать, и поэтому нужна революция. Только на последней стадии общества или цивилизации происходит такое - люди начинают думать, что ничего нельзя сделать, что революция - это чепуха, что общество настолько мертво, что никто не может оживить его, никто не может изменить его. Поэтому его нужно просто отбросить. С ним ничего нельзя сделать, дом в огне - поэтому просто бегите из такого дома.
Вот это и происходит на Западе: хиппи, битники, йиппи и другие, все бросают общество. Но они создают другое общество, альтернативное общество. Хиппи сами стали альтернативным обществом. Если в обыкновенном обществе вы носите длинные волосы, на вас смотрят так, как будто вы заблудились. С вами что-то не так. Если в обществе хиппи у вас будут короткие волосы, то с вами снова будет что-то не так! Что-то не так с вами. В чем же разница?
В обыкновенном обществе считается, что если вы живете грязно, то с вами что-то не так - у вас плохие манеры, вы некультурны, необразованны, невоспитанны. А в обществе хиппи считается, что с вами что-то не так, если вы живете чисто. Тогда считается, что вы все еще цепляетесь за старый ум, который говорит, что чистота - это близость к Богу. Бог умер давным-давно, теперь умирает и другое - чистота. Она не может существовать без Бога.
Есть то же самое осуждение и то же самое одобрение. Вы можете создать альтернативное общество с полностью противоположными правилами, но разницы не будет - ваше эго снова находит свою пищу. Оно пересажено, для него сформирована новая почва.
Быть в уединении означает не создавать альтернативного общества. Просто уходите от общества, и тогда все, что дало вам общество, исчезнет. Все это может существовать только в среде, в социальной среде, оно не может существовать вне нее. Вы должны отбросить эту среду. Будет больно, ведь вы так хорошо отрегулированы для жизни в этой среде, все так хорошо организовано. Быть отрегулированным — это так комфортно, так привычно. Когда вы изменяетесь и движетесь одни, вы оставляете все удобства, все привычное, все, что может дать вам общество, — а когда общество что-то дает вам, оно же и забирает что-то от вас: вашу свободу, вашу душу.
Это обмен - и когда вы пытаетесь получить свою душу во всей ее чистоте, вам нужно прекратить торговаться. Будет болезненно, но если вы сможете пройти через это, высшее блаженство недалеко. Общество не так болезненно, как одиночество, общество успокаивает, общество привычно, удобно. Но оно погружает вас в своего рода сон. Если вы уходите от него, обязательно будут неудобства. Будут все виды неудобств. Нужно перестрадать все эти неудобства с полным пониманием того, что они — это часть уединения, часть восстановления себя.
Это тапас, это аскетизм, и вы выйдете из него новыми, с новой славой и чувством собственного достоинства, в новой чистоте и невинности.
Второй вопрос:
Вчера вечером Вы говорили, что полная уединенность — это сущностная природа, предельная реальность человека. В другой день вы объясняли, что индивидуальность ложна и человек — лишь волна в органической целостности существования. Как можно примирить уединенность с целостностью?
Не нужно никакого примирения. Уединенность и есть целостность. Но уединенность не означает индивидуальности. Вы индивидуальны потому, что находитесь в обществе. Когда вы совершенно одни, вы не будете индивидуальными.
Индивидуальность - это часть общества, единица общества. Когда вы в толпе, вы индивидуальны; когда вы уходите из толпы, вы оставляете позади не только толпу, вы оставляете также и индивидуальность. Эта индивидуальность была навязана вам. Индивидуальность и общество - два полюса одного явления. В одиночестве вы не индивидуальны; индивидуальность существует лишь в структуре общества. Точно так же, как я говорил вам, что когда вы одни, вы не являетесь ни хорошими, ни плохими, когда вы одни, вы не являетесь ни святыми, ни грешниками, когда вы одни, вы не являетесь ни мудрыми, ни глупыми. Все двойственности отбрасываются. Отбрасывается дихотомия, разделение целого на две части.
Индивидуальность существует в обществе; индивидуальность - единица общества. Когда вы одни, вы не индивидуальности, и не думайте, что в одиночестве вы станете индивидуальностями. Нет, вы индивидуальностями не будете. Если нет общества, как вы можете быть индивидуальными? Вы будете, и ваша уединенность и будет целостностью. Эго будет отброшено, а ведь именно эго и дает вам чувство индивидуальности.