Все медитационные техники - это попытка дать вам понятие о том, что не является умом. Иначе как выйти за его пределы? Как оставить его и взглянуть на него со стороны хотя бы на мгновение?
За пределы слов и звуков
Первая техника, использующая звуки: Дэви, представь себе санскритские буквы в этих наполненных медом фокусах осознанности - сначала как буквы, затем более утонченно как звуки, затем как наиболее тонкое ощущение. Затем, отбросив все это, будь свободной.
Слова являются звуками. Мысли есть слова в определенной последовательности, в логической последовательности, определенным образом структурированные. Основой является звук. Из звуков создаются слова, затем из слов создаются мысли, а затем из мыслей создаются религии, философии и все остальное. Глубоко, в основе всего, лежат звуки.
Эта техника использует обратный процесс. Шива говорит: Дэви, представь себе санскритские буквы в этих наполненных медом фокусах осознанности - сначала как буквы, затем более утонченно как звуки, затем как наиболее тонкое ощущение. Затем, отбросив все это, будь свободной.
Мы живем в философии. Кто-то является индусом, кто-то является мусульманином, кто-то является христианином или кем-либо другим. Мы живем в философиях, в системах мыслей, и они становятся для нас такими важными, что мы можем умереть за них. Человек может умереть за слова, только за слова. Кто-то называет его взгляды абсолютно ложными, или кто-то называет лжецом Раму, Христа или кого-либо другого, - тогда человек может сражаться, за голые слова он в состоянии убить другого человека. Слово стало таким важным для нас. Это чушь, но это история и это то, как мы все еще ведем себя в настоящее время.
Единственное слово может породить в вас такое возмущение, что вы готовы будете убить кого-то или умереть за него. Мы живем в философиях, в системах мыслей. Что такое философии? Мысли, организованные логически, систематически, в определенную структуру. А что такое мысли? Слова, организованные в систему, с определенным смыслом. А что такое слова? Звуки, по поводу которых существует соглашение, что они означают то или иное. Так что основой являются звуки; они являются основной структурой ума. Философии являются вершинами, но кирпичами, из которых выстроена вся структура, являются звуки.
Что здесь неправильно? Звук есть просто звук, а значение ему придано нами, согласовано между нами; в противном случае звук не имел бы никакого значения. Значение вложено нами, запланировано нами; в противном случае «Рама» есть просто звук - он не имеет значения. Мы наделили этот звук значением, а затем мы создаем вокруг него систему мыслей. Затем это слово становится очень значительным, затем мы строим вокруг него философию. Затем для него вы можете что-либо делать. Вы можете умереть за него, или вы можете жить ради него. Если кто-нибудь оскорбляет этот звук «Рама», то вы становитесь разъяренными. А что это такое? Всего лишь соглашение, допустимое соглашение о том, что «это слово означает то-то». Ни одно слово ничего не означает само по себе, это просто звук.
Эта сутра предлагает идти в обратном порядке - в противоположном направлении. Идите к звукам, а затем к чему-то более фундаментальному, чем звуки, к спрятанным ощущениям. Это следует понять. Человек использует слова. Слова - это звуки, которым приписаны какие-то значения. Но животные, птицы используют звуки без какого-либо лингвистического значения. У них нет никакого языка, но они используют звуки согласно своим чувствам. Птица поет: это пение имеет «чувственное» значение, оно указывает на что-то. Оно может быть призывом партнера или любимой, оно может быть призывом матери, оно может быть криком ребенка, испытывающего голод и показывающего свое страдание. Пение, свидетельствует о каком - то чувстве.
Над звуками находятся слова, мысли, философии; под звуками находятся чувства. И до тех пор, пока вы не сможете опуститься ниже чувств, вы не сможете опуститься ниже ума. Весь мир наполнен звуками, только мир человека наполнен словами. И даже ребенок, который не может еще использовать язык, использует звуки. В действительности же, весь язык развился из тех конкретных звуков, которые использует каждый ребенок во всем мире.
В любом языке, например, слово «мать» каким-то образом связано со звуком «ма». Это может быть «мать», это может быть «муттер», это может быть «мата» или, может быть, «ма» - что угодно, - но в любом языке это в той или иной степени связано со звуком «ма». Ребенку легче всего произнести звук «ма». Первый звук, который может пролепетать ребенок - это «ма». Тогда на этом «ма» создается целая структура. Ребенок лепечет «ма», потому что это первый звук, который ему легко произнести. Это так везде, в любой части мира, во все времена. Просто структура тела и горла такова, что легче всего произнести звук «ма».
А мать - это самый близкий и самый первый человек, имеющий значение. Так что первый звук связывается с человеком, имеющим значение, отсюда и произошли все эти слова - мать, mother, mutter и т.п. Но когда ребенок в первый раз произносит «ма», он не вкладывает в него никакого лингвистического значения, в нем есть только чувство. И из-за этого чувства слово становится связанным с матерью. Это чувство является более существенным, чем звук.
Поэтому данная сутра предлагает сначала представить себе санскритские буквы. Для этого пригоден любой язык. Поскольку Шива разговаривал с Парвати, то он говорил о санскрите. Вы можете использовать английский язык, или латинский, или арабский - подойдет любой язык. Санскрит не имеет какого-то определенного значения - единственно то, что Шива разговаривал с Парвати на санскрите. Это не означает, что санскрит в каком-то отношении лучше других языков, подойдет любой язык. Сначала ощутите внутри, в вашем сознании, эти наполненные медом фокусы осознанности, заполненные буквами: А, Б, В, Г... любыми буквами любого языка. Это может быть сделано, и это очень прекрасное упражнение. Если вы желаете выполнять его, то закройте глаза и просто рассматривайте изнутри ваше сознание, наполненное словами.
Представьте себе сознание в виде классной доски, а на ней: А, Б, В... Визуализируйте все слова, все буквы. А: смотрите на букву «А», как на написанную вами. Напишите ее осознанно и смотрите на нее. Затем, постепенно, забудьте про букву «А» и вспомните звук «А» - только звук. Начните с визуального представления, - потому что глаза для нас являются доминирующими. Уши не имеют такого значения. Мы ориентированы на глаза, центрированы на глаза. Для этого снова то же самое объяснение. Поскольку глаза помогают нам выжить в значительно большей степени, чем другие органы чувств, то наше сознание на девяносто процентов находится в глазах. Представьте себя без глаз, и вся ваша жизнь станет мертвой - тогда от нее останется очень незначительная часть.
Так что сначала визуализируйте. Устремите свой взгляд внутрь и увидьте буквы. Буквы больше связаны с ушами, чем с глазами, потому что это есть звуки, но для нас, из-за того, что мы читаем, читаем, читаем, они стали связанными с глазами. Они, по существу, связаны с ушами - это звуки. Начинайте с глаз, затем постепенно забывайте о них. Затем двигайтесь от глаз к ушам. Сначала представьте их себе как буквы, затем увидьте их, затем услышьте их более утонченно как звуки, затем как наиболее тонкое ощущение. И это очень прекрасное упражнение.
Когда вы говорите «А», то, что вы ощущаете? Вы можете и не осознавать это. Какое при этом чувство внутри вас? Когда бы вы ни использовали какой-либо звук, какой тип ощущений возникает? Мы настолько бесчувственны, что мы просто забыли. Когда вы видите звук, что происходит внутри? Вы продолжаете использовать его, но даже звук забыт. Вы продолжаете видеть его. Если я скажу «А», то вы сначала увидите это. В вашем уме «А» станет видимым, вы визуализируете его в виде буквы. Когда я произнесу «А», не визуализируйте этот звук. Просто услышьте звук «А», а затем идите и выясните, что происходит в вашем центре ощущений. Неужели ничего не происходит?
Шива предлагает двигаться от букв к звукам, раскрывать звуки посредством букв. Раскрывать звуки, а затем, посредством звуков, раскрывать также чувства. Осознайте, как вы чувствуете. Говорят, что в настоящее время человек стал очень нечувствительным; он является наиболее нечувствительным животным на земле.
Я читал об одном поэте, о немецком поэте, и он рассказывает об одном случае из своего детства. Его отец был любителем лошадей, поэтому у него в доме было много лошадей - большая конюшня; он, однако, не позволял ребенку ходить на конюшню. Он боялся этого, так как ребенок был очень маленький. Но когда отца не было, ребенок иногда украдкой пробирался на конюшню, где у него был друг - лошадь. Всякий раз, когда ребенок входил, лошадь издавала некоторые звуки.