Логическая структура реляционной базы данных

СОДЕРЖАНИЕ


1. Технология создания таблиц на примере базы данных “Учебный процесс”

Ввод данных в таблицы БД

Логическая структура реляционной базы данных

4. Определение технологии загрузки базы данных на примере

Технология разработки формы для загрузки двух взаимосвязанных таблиц

Разработка формы с включением подчиненной формы

Технология конструирования запросов

Использование групповых операций в запросах

Создание отчета для одной таблицы

Разработка многотабличных отчетов

Разработка многотабличного отчета на основе подчиненной таблицы с помощью мастера

Разработка отчета на основе запроса.

12. Управление приложением пользователя

Технология создания таблиц на примере базы данных “Учебный процесс”

Рассмотрим последовательность необходимых действий при создании файла и таблиц базы данных на примере проекта базы данных “Учебный процесс’.

Для создания файлы базы данных выполним команду меню Файл|Создать (File|Create). В окне Создание (New) выберем вкладку Общие (General) и щелкнем кнопкой мыши на значке Базы данных (Blank Database). В окне Файл новой базы данных (File New Database) зададим имя файла новой БД – Учебный процесс.mdb. Определим папку, в которой будет размещен этот файл.

Создание таблицы

В соответствии с технологией проектирования реляционной БД структура каждой таблицы базы данных “Учебный процесс’ должна определяться составом реквизитов соответствующего информационного объекта в ИЛМ.

Основные параметры структуры таблицы, соответствующей информационному объекту ГРУППА, представлены ниже в табл. 3.1.

ВНИМАНИЕ

Для ввода операторов <больше равно> и <меньше равно> существуют специальные знаки. Не допускайте пробелов при вводе выражения. Нужные пробелы построитель введет сам.

Логическая структура реляционной базы данных - student2.ru

Рис. 1.3. Окно построителя выражений с выведенным списком всех операторов

После ввода выражения в окно построителя и нажатии клавиши Access выполняет синтаксический анализ выражения и отобразит его в строке Условие на значение (Validation Rule).

Теперь определим первичный ключ таблицы. Выделим поле НГ, щелкнув кнопкой мыши на области маркировки слева от имени поля, и нажмем кнопку Ключевое поле (Primary Key). Признаком установки ключа является изображение ключа слева от имени поля. Определим свойства ключевого поля в соответствии с табл. 3.1.

Сохраним созданную структуру таблицы и присвоим имя новой таблице – “ГРУППА”. Выполним команду Файл|Сохранить (File | Save) и введем это имя в окне Сохранение (Save As) (см. рис. 3.8). Таблица ГРУППА появится в списке объектов Таблицы (Tables) в окне Учебный процесс: база данных (Database). При сохранении таблицы происходит обновление файла базы данных Учебный процесс.mdb.

Упражнение

Создайте структуру таблиц КАФЕДРА, ПРЕДМЕТ, СТУДЕНТ. При создании таблиц используйте проектные параметры их структуры, которые представлены в приложении к главе 3.

Рассмотрим некоторые особенности в создании структуры таблиц КАФЕДРА, ПРЕДМЕТ, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ СТУДЕНТ базы данных “Учебный процесс”.

Использование данных типа Поле объекта OLE(OLE Object)

В таблице КАФЕДРА предусмотрено поле ФОТО, которое должно содержать фотографию заведующего, хранящуюся в формате графического редактора Paint в файле с расширением .gif. Тип данных такого поля должен быть определен как Поле объекта OLE (OLE Object). Размещение этого объекта в поле производится на этапе заполнения полей таблицы. Объект может быть внедренным или связанным.

ЗАМЕЧАНИЕ

OLE (Object Linking and Embedding – связывание и внедрение объекта) – это метод передачи информации в виде объектов между приложениями Windows. Поле объекта OLE является средством, позволяющим установить связь с объектами другого приложения или внедрить объект в базу данных. Объектами могут быть тексты простые и форматированные, рисунки, диаграммы, файлы звукозаписи (.WAV), музыка в формате MIDI (музыкально инструментальный цифровой интерфейс), файлы анимации( .FLI, .MMM), видеоклипы (.AVI), электронные таблицы из других приложений, поддерживающих это средство. Access, поддерживая OLE, полностью интегрирован с другими приложениями пакета Microsoft Office.

Внедренный объект сохраняется в файле базы данных и всегда является доступным. Двойным щелчком мыши на ячейке, содержащей внедренный объект, открывается возможность редактирования объекта средствами приложения, в котором объект был создан.

Связанный объект сохраняется в файле объекта. Файл объекта можно обновлять независимо от базы данных. Последние изменения будут выведены на экран при следующем открытии формы или отчета. При работе с базой данных также можно просматривать и редактировать объект.

Отредактированный связанный объект будет сохраняться в файле объекта, а не в файле базы данных. Связывание объекта удобно при работе с большими объектами, которые нежелательно включать в файл БД, а также с объектами, используемыми в нескольких формах и отчетах. Если связанный файл объекта перемещен, необходимо повторно установить связь.

ЗАМЕЧАНИЕ

Для отображения объекта OLE в форме или отчете необходимо создать элемент управления “Присоединенная рамка объекта” (см. главы 4, 6).

Использование данных типа Поле MEMO

В таблице ПРЕДМЕТ предусмотрено поле ПРОГР, которое будет содержать текстовое данное большой длины – краткую программу курса. Для такого поля выбирается тип данного – Поле MEMO (Memo). Ввод данных в это поле можно выполнить непосредственно в таблице, либо через область ввода, вызываемую нажатием клавиш +.

Если тексты программ по предметам подготовлены в некотором текстовом редакторе, например, Microsoft Word, и хранятся в отдельных файлах, удобно для этого поля задать тип Поле объекта OLE (OLE Object) и при вводе значений в него установить связь с файлами.

Использование данных типа Гиперссылка(Hyperlink)

Специальный тип данных Гиперссылка (Hyperlink) позволяет хранить гиперссылки в полях таблиц БД.

Поля с типом Гиперссылка (Hyperlink) используются для перехода к объектам той же самой или другой базы данных Access, к документам, созданным в различных приложениях Microsoft Office, и расположенным на локальных или сетевых дисках, к страницам Web-серверов и документам других ресурсов в сети Internet или intranet. При щелчке мышью на гиперссылке осуществляется переход к документу, который открывается создавшим его приложением. Подробно создание гиперссылок в таблицах, формах и отчетах будет рассмотрено ниже. Там же рассмотрено создание гиперссылки в поле таблицы ПРЕПОДАВАТЕЛЬ.

Определение составного первичного ключа

В таблице СТУДЕНТ в составной первичный (уникальный) ключ входят поля НГ и НС. Для определения этого в режиме конструктора таблиц надо выделить оба эти поля, щелкая кнопкой мыши на области маркировки при нажатой клавише . Затем нажать кнопку панели инструментов Ключевое поле (Primary Key).

Аналогично определяются составные ключи в таблицах ИЗУЧЕНИЕ УСПЕВАЕМОСТЬ.

Упражнение

Создайте структуру таблиц ИЗУЧЕНИЕ, УСПЕВАЕМОСТЬ. При создании таблиц используйте параметры, которые представлены в Приложении A.

Таблица A.1. Описание свойств полей таблицы СТУДЕНТ

Имя поля Ключевое поле Уникальное поле Обязательное поле Тип данных Размер Число десятичных знаков Подпись поля
НГ Да   Да Текстовый   Группа
НС Да   Да Текстовый   Номер студента в группе
ФИО     Да Текстовый   ФИО
ГОДР     Нет Числовой Целое   Год рождения
АДРЕС     Нет Текстовый    
ПБАЛЛ     Нет Числовой С плав. точкой 4 байта Проходной балл

Таблица A.2. Описание свойств полей таблицы ГРУППА

Имя поля Ключевое уникальное поле Обязательное поле Тип данных Размер Число десятичных знаков Подпись поля Условие на значение Сообщение об ошибке
НГ Да Да Текстовый   Ном. группы    
КОЛ   Нет Числовой Байт   Кол. ст. в гр. >=0 And <=35 Кол. студ. больше доп.
ПБАЛЛ   Нет Числовой С плав. точкой 4 байта Прох. балл >2 And <5 Or 0 Ошибка в оценке

Таблица A.3. Описание свойств полей таблицы КАФЕДРА

Имя поля Ключевое поле Уникальное поле Обязательное поле Тип данных Размер Число десятичных знаков Подпись поля
ККАФ Да Да Да Текстовый   Код
НКАФ     Нет Текстовый   Название
ТЕЛ     Нет Текстовый    
ЗАВ     Нет Текстовый   ФИО зав. каф.
ФОТО     Нет Поле объекта OLE     Фотография заведующего

Таблица A.4. Описание свойств полей таблицы ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

Имя поля Ключевое поле Уникальное поле Обязательное поле Тип данных Размер Подпись поля
ТАБН Да Да Да Текстовый Таб. номер
ФИО     Да Текстовый ФИО препод.
СТ     Нет Текстовый Уч. степень
ЗВ     Нет Текстовый Уч. звание
ККАФ     Да Текстовый Код кафедры

Таблица A.5. Описание свойств полей таблицы ПРЕДМЕТ

Имя поля Ключевое поле Уникальное поле Обязательное поле Тип данных Размер Подпись поля Условие на значение Сообщение об ошибке
КП Да Да Да Текстовый Код предмета    
НП     Нет Текстовый Название предмета    
ЧАСЫ     Нет Числовой Целое Всего часов >0 And <=300 Число часов должно быть не более 300
ЛЕК     Нет Числовой Целое Лекции    
ПР     Нет Числовой Целое Практика    
ЧС     Нет Числовой Целое Семестров    
ПРОГР       Поле MEMO   Программа    

Таблица A.6. Описание свойств полей таблицы ИЗУЧЕНИЕ

Имя поля Ключевое поле Уникальное поле Обязательное поле Тип данных Размер Число десятичных знаков Подпись поля
НГ Да   Да Текстовый   Ном. группы
КП Да   Да Текстовый   Код. предмета
ТАБН Да   Да Текстовый   Таб. н. преп.
ВИДЗ Да   Да Текстовый   Вид занятий
ЧАСЫ     Нет Числовой Целое Ср. балл по предм.
СБАЛЛ. ГР     Нет Числовой С пл. точкой 4 байта  

Таблица A.7. Описание свойств полей таблицы УСПЕВАЕМОСТЬ

Имя поля Ключевое поле Уникальное поле Обязательное поле Тип данных Размер Число десятичных знаков Подпись поля
НГ Да   Да Текстовый   Номер группы
НС Да   Да Текстовый   Ном. студента
КП Да   Да Текстовый   Код предм.
ТАБН Да   Да Текстовый   Таб. н. препод.
ВИДЗ Да   Да Текстовый   Вид занятия
ОЦЕНКА     Нет Числовой Целое  

Ввод данных в таблицы БД

Размещение объекта OLE

Рассмотрим размещение объекта OLE на примере поля Фотография заведующего в таблице КАФЕДРА. Пусть фотографии хранятся в формате графического редактора Paint в файлах с расширением .gif.

Рассмотрим вариант внедрения объекта в файл базы данных. Установим курсор в соответствующее поле таблицы (см. рис. 3.18). Выполним команду меню Вставка объекта(Insert Object). В окне Вставка объект(Insert Object)(рис. 3.19) надо отметить переключатель Создать из файлa (Create from File).Окно Вставка объекта(Insert Object)примет вид (рис. 3.20),который позволяет ввести имя файла с фотографией. Для поиска файла можно воспользоваться кнопкой Обзор (Browse), по которой выведется диалоговое окно, позволяющее просмотреть диски|папки и выбрать необходимый файл.

Логическая структура реляционной базы данных - student2.ru

Рис. 3.19 Окно для выбора варианта вставки объекта

Логическая структура реляционной базы данных - student2.ru

Рис. 3.20. Окно для выбора вставляемого объекта из файла.

Флажок Связь (Link) по умолчанию не отмечен и, следовательно, содержимое файла будет введено в поле как внедренный объект. Увидеть содержимое поля можно через форму или отчет. Дальнейшие изменения файла не будут отражаться на встроенном объекте. Для введения в поле связанного объекта надо установить флажок Связь (Link). Это сэкономит место в базе данных и даст возможность отображать все изменения, вносимые в файл.

Результат заполнения таблицы представлен на рис. 3.18, где в соответствующем поле указан вид объекта — "Точечный рисунок". Для просмотра внедренного объекта необходимо в соответствующем поле установить курсор и дважды щелкнуть кнопкой мыши*.

Для отображения содержимого поля в виде значка, представляющего файл с документом, надо в окне Вставка объекта (Insert Object) установить флажок В виде значка (Display As Icon). Значок может быть использован для представления связанного объекта.

Таблицы-объекты загрузки

Определим объекты загрузки – группы из взаимосвязанных таблиц, подлежащих загрузке из одного документа:

  • Таблица ГРУППА -> СТУДЕНТ. Загрузка записей этих таблиц будет производиться одновременно из одного документа “Список студентов группы”, что обеспечивает формирование взаимосвязей записей студентов с соответствующей записью группы. При этом будет обеспечен однократный ввод реквизитов ГРУППЫ и однократный ввод значений НГ для всех студентов группы.
  • Таблица КАФЕДРА -> ПРЕПОДАВАТЕЛЬ. Загрузка записей этих таблиц также будет производиться одновременно из одного документа “Список преподавателей кафедры”, что обеспечивает сразу формирование взаимосвязей записей преподавателей с соответствующей записью кафедры. При этом будет обеспечен однократный ввод реквизитов КАФЕДРЫ и однократный ввод значений ККАФ для всех преподавателей кафедры.
  • Таблица ПРЕДМЕТ. Загрузка этой таблицы может производиться из плана произведения занятий в группах. При этом достаточно ввести составной идентификатор занятия, не вводя наименование предмета и фамилию преподавателя.
  • Таблица ИЗУЧЕНИЕ. Загрузка этой таблицы может производиться из плана проведения занятий в группах. При этом достаточно ввести составной идентификатор занятия, не вводя наименование предмета и фамилию преподавателя.
  • Таблица УСПЕВАЕМОСТЬ. Загрузка этой таблицы может производиться из заполнения экзаменационной ведомости группы. При этом достаточно точно ввести составной идентификатор, не вводя фамилию студента, наименование предмета, фамилию преподавателя.

Конструирование формы

Для конструирования форм в Access используется Конструктор форм (Form Design). При конструировании однотабличной формы определяется таблица БД, на основе которой создается форма, выбираются поля таблицы, которые должны быть представлены в форме, осуществляется их размещение в макете формы, создаются вычисляемые поля и другие графические элементы: кнопки, выключатели, элементы оформления, поясняющий текст, рисунки. Для настройки различных элементов форм используется типовой набор их свойств.

Создание в режиме автоформы

В окне базы данных Учебный процесс: база данных (см. рис. 4.9) выбираем элемент Формы (Forms) в группе Объекты (Objects) и нажимаем кнопку Создать (New). В окне Новая форма (New Form) ( рис. 4.10) выбираем в качестве источника данных таблицу ПРЕДМЕТ и режим создания – Автоформа: в столбец (AutoForm: Columnar). Этот режим обеспечит ввод/вывод всех полей выбранной таблицы в однозаписевой форме, которая удобна в данном случае, т.к. поле ПРОГР(тип MEMO) требует много места в форме.

Работа команды Автоформа: в столбец (AutoForm: Columnar) завершается отображением формы (рис. 4.11). При этом появляется панель инструментов Режим формы (Form View). Кнопки этой панели по назначению аналогичны кнопкам панели Таблица в режиме таблицы (Table Datasheet), рассмотренной в главе 3.

Логическая структура реляционной базы данных - student2.ru

Рис 4.11. Результат работы команды Автоформа: в столбец (AutoForm: Columnar) по таблице ПРЕДМЕТ

Внимание Подписи полей в форме соответствуют заданным в их свойствах при определении структуры таблицы. Подпись формы соответствует имени таблицы источника, при сохранении формы можно подтвердить это имя или изменить его.

Редактирование формы

Переход в режим конструктора формы. Для уточнения текста надписей, местоположения, размера, шрифта и других параметров отображения элементов формы необходимо перейти в режим конструктора форм. При открытой форме переход в режим конструктора можно осуществить нажатием кнопки Вид (View) панели инструментов Режим формы (Form View) (рис 4.12).Кнопка Вид (View) обеспечена списком, развернув который можно выбрать необходимый режим представления формы.

Логическая структура реляционной базы данных - student2.ru

Рис. 4.12. Список режимов кнопки Вид (View)

Переход в режим конструктора можно осуществить также выполнением команды меню Вид | Конструктор (View | Design View). После перехода в режим конструктора созданная форма откроется в окне конструктора форм ( рис. 4.13).

Логическая структура реляционной базы данных - student2.ru

Рис. 4.13. Режим конструктора формы, полученной командой Автоформа: в столбец (AutoForm: Columnar) по таблице ПРЕДМЕТ

После выбора режима конструктора в окне Access появляются панель Конструктор форм (Form Design) (см. рис. 4.3) и Панель элементов (Toolbox) (см. рис. 4.8). Панель форматирования Формат (Форма/ Отчет) (Formatting(Form |Report)) (см. рис 4.4) может быть вызвана при активном окне формы по команде меню Вид|Панели инструментов|Формат (Форма/Отчет) (View|Toolbars|Formatting (Form Report)).

Создание заголовка. Для ввода текста заголовка в полученную форму в окне конструктора (рис. 4.13) расширим область заголовка формы, установив курсор мыши на границу области данных и перетаскивая эту границу на нужное расстояние.

Для ввода текста заголовка надо создать графический элемент Надпись (Label). Начинается создание элемента щелчком мыши на кнопке панели элементов Надпись (Label) (см. рис.4.8). Теперь на панели форматирования (см. рис.4.4) можно выбрать нужный шрифт и другие параметры оформления. Переместим курсор мыши на место начала текста. Нажмем кнопку мыши и, не отпуская ее, растянем рамку текста до нужного размера. Введем текст. Создание элемента Надпись (Label) завершается нажатием клавиши или щелчком мыши вне рамки элемента.

Форматирование элемента Надпись (Label) может быть выполнено в любой момент. Для этого элемент надо выделить щелчком мыши внутри его рамки. Для изменения текста надписи курсор должен быть переведен на текст, при этом сам элемент остается невыделенным, а команды форматирования недоступны.

Элемент Надписи (Label) может быть перемещен в пределах области заголовка, могут быть также изменены размеры рамки элемента. Рамка помеченного элемента может быть растянута или сжата при размещение курсора на специальных точках рамки, в которых появляется двунаправленная стрелка. Перемещение возможно при появлении изображения руки.

Замечание При установке курсора мыши на любой границе рамки курсор отображается в виде раскрытой ладони и тогда возможно перемещать элемента и за пределы области. При установке курсора в левом верхнем углу курсор отображается в виде указательного пальца и перемещение возможно только в пределах области, которая при этом может автоматически расширяться. Для удаления элемента его надо выделить и нажать клавишу ( Del ).

Изменение надписей и отображения значений полей. При редактировании связанных элементов Поле (Text Box) и Надпись (Label) , если между ними установлена связь, или аналогичной пары элементов, полученной с помощью кнопки Список полей (Field List) на панели конструктора форм, следует иметь в виду, что независимое перемещение поля и его надписи возможно, только если курсор примет вид указательного пальца. В противном случае оба элемента перемещаются синхронно. Остальные действия по внесению изменений в эти элементы осуществляется аналогично рассмотренному при формировании элемента в области заголовка.

Изменение свойств. Редактирование формы и ее элементов может быть выполнено не только графическими средствами, но и путем изменения их свойств. Для этого при выделенном элементе должно быть открыто диалоговое окно свойств (командой Вид|Свойства (View|Properties) или с помощью контекстного меню). На рис 4.14 показана вкладка Макет (Format) в окне свойств Поле: НП (Text Box: НП).

Сохранение формы после редактирования. По завершении редактирования формы она может быть сохранена. Если редактируемая форма еще не сохранялась, выполняется команда меню Файл|Сохранить (Files|Save) или нажимается кнопка панели инструментов Сохранить (Save). Можно сохранить форму и при ее закрытии командой Файл|Закрыть (File|Close) или нажатием кнопки (Закрыть) окна формы. Далее надо подтвердить необходимость их сохранения, и в диалоговом окне Сохранение (Save) ввести название (ПРЕДМЕТ-ПРОГРАММА) в текстовом поле Имя формы (Form Name) (рис. 4.15).

Если редактируемая форма была ранее сохранена, то для сохранения измененной формы под новым именем над выполнить команду меню Файл| Сохранить как (Files|Save As).

Окончательный вид отредактированной формы в режиме конструктора представлен на рис 4.16.

Логическая структура реляционной базы данных - student2.ru

Рис 4.14. Свойства для поля НП в форме, установленные мастером при создании формы для таблицы ПРЕДМЕТ

Логическая структура реляционной базы данных - student2.ru

Рис. 4.15. Ввод имени формы при ее сохранении

Логическая структура реляционной базы данных - student2.ru

Рис. 4.16. Форма ПРЕДМЕТ-ПРОГРАММА в режиме конструктора форм

Выбор типа формы

В следующем сеансе окна Создание форм (Form Wizard) отображается макет формы с перечнем полей в основной части формы и в подчиненной форме (рис. 4.41). В этом окне уже будет выделена таблица ГРУППА – источник записей основной части формы. Таблица СТУДЕНТ – источник записей подчиненной формы. Для непосредственного включения подчиненной формы выберем первый вариант – Подчиненные формы (Form with sub form(s)).

Логическая структура реляционной базы данных - student2.ru
Рис. 4.41. Выбор варианта явного включения подчиненной формы

В следующем сеансе диалогового окна мастера выбираем внешний вид подчиненной формы ленточный (Tabular) для получения многозаписевой подчиненной формы и вывода в ней подписей полей (определенных в свойствах таблиц). В очередном сеансе диалогового окна выберем стиль оформления Стандартный (Standard) с утопленными полями.
Присвоение имени форме и ее открытие

В последнем сеансе окна Создание форм (Form Wizard) (рис. 4.42) введем имена (заголовки) составной формы – СПИСОК ГРУППЫ и подчиненной формы – СПИСОК СТУДЕНТОВ. Выберем также дальнейшие действия мастера – Открытие формы для просмотра и ввода данных (Open the form to view or enter information).

Логическая структура реляционной базы данных - student2.ru
Рис. 4.42. Окно ввода имен форм и выбора дальнейших действий мастера

В соответствии с выбранными действиями после завершения работы мастера выводиться форма с данными из таблиц базы данных.

Логическая структура реляционной базы данных - student2.ru
Рис. 4.43. Многотабличная форма, созданная мастером на основе таблиц ГРУППА и СТУДЕНТ

При этом в подчиненной форме выводятся те записи таблицы СТУДЕНТ, которые связаны с текущей записью таблицы ГРУППА, данные которой отображаются в основной части формы (рис. 4.43).

Замечание При работе с формой в случае необходимости можно отобразить данные подчиненной формы в виде таблицы с именами полей таблицы БД. Для этого в режиме формы выполняется команда Вид|Таблица подчиненной формы (View|Subform Datasheet), работающая как переключатель. Курсор предварительно устанавливается на подчиненной форме.

Проектирование формы

Выполним проектирование формы, обеспечивающей загрузку в таблицу ИЗУЧЕНИЕ данных о занятиях текущего семестра в каждой группе, и определим требования к форме, на основе которых можно перейти к ее созданию.

Документом внемашинной. сферы, содержащим необходимые данные для загрузки таблицы ИЗУЧЕНИЕ, может служить "План проведения занятий в группе". Форма соответствующего документа была приведена в главе 2 (см. рис. 2.5). Поэтому загружаемые через форму записи целесообразно группировать в соответствии с их подчиненностью записям другой таблицы - ГРУППА.

В таблицу ИЗУЧЕНИЕ в соответствии с ее структурой (см. табл. 2.1, рис.2.14) наряду с номером группы и видом занятия нужно вводить идентификаторы предмета и преподавателя. В документе-источнике (см. рис. 2.5 в главе 2) указаны наименование предмета и фамилия преподавателя. Для того чтобы при загрузке правильно вводить только идентификаторы, предусмотрим отображение в форме расшифровывающей информации: наименования предмета (НП) и фамилии преподавателя (ФИО) из таблиц ПРЕДМЕТ и ПРЕПОДАВАТЕЛЬ, которым подчинена загружаемая таблица.

Поскольку форма служит не только для загрузки, но и для просмотра, включим в форму и другие описательные реквизиты из таблиц ПРЕДМЕТ и ПРЕПОДАВАТЕЛЬ для их отображения.

Определение подсхемы данных

В результате загрузки данных о занятиях в группах должны формироваться только записи таблицы ИЗУЧЕНИЕ (объект загрузки}, которую надо включить в подсхему данных для формы ввода-вывода данных о занятиях в группах (см. рис 4.54).

Поскольку загрузку и просмотр данных удобно производить по каждой группе в отдельности, в подсхему включим таблицу ГРУППА. Выберем по этой причине таблицу ГРУППА в качестве источника основной части составной формы. Заметим, что данные таблицы ГРУППА должны только отображаться в форме , но не вводить в нее. В подсхему (рис. 4.54) включим также таблицы ПРЕДМЕТ и ПРЕПОДАВАТЕЛЬ, т.к. в форме необходимо предусмотреть отображение описательных данных о предмете и преподавателе.

Логическая структура реляционной базы данных - student2.ru
Рис. 4.54. Подсхема для формы ввода-вывода данных в таблицу ИЗУЧЕНИЕ

Размещение реквизитов формы

Основная часть формы. В основной части составной формы ПЛАН ЗАНЯТИЙ вверху будем размещать поля таблицы ГРУППА:

  • НГ – номер группы (уникальный ключ)
  • КОЛ – количество студентов
  • ПБАЛЛ – средний балл в группе при поступлении

Доступ к перечисленным полям должен быть ограничен только чтением, т.к. значения этих полей не должны вводиться и корректироваться из документа «План занятий».

Подчиненная форма ИЗУЧЕНИЕ. В подчиненной форме ИЗУЧЕНИЕ разместим:

  • Все поля загружаемой таблицы ИЗУЧЕНИЕ, кроме ключевого реквизита НГ (номер группы), включенного в основную часть формы, что обеспечивает однократное отображение одинаковых номеров группы по форме :
    • КП – код предмета
    • ТАБН – идентификатор преподавателя
    • ВИДЗ – вид занятий
    • ЧАСЫ – число часов занятий
    • СБАЛЛ-ГР – средний балл по предмету в группе
  • Поля из таблиц ПРЕДМЕТ и ПРЕПОДАВАТЕЛЬ, позволяющие отобразить справочную информацию о предмете и преподавателе, ведущем занятие: поля таблицы ПРЕДМЕТ:
    • НП – название предмета
    • ЧАСЫ – всего часов
    • ЛЕК – часов лекций
    • ПР – часов практики


поля таблицы ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:

    • ФИО – фамилия преподавателя
    • СТ – ученая степень
    • УЗ – ученое звание

Создание полей со списком

При вводе идентификационных данных через форму в Access имеется возможность получить справочную информацию из ранее загруженных таблиц, что позволяет выбрать уже имеющиеся значения в базе и тем самым повысить достоверность вводимой информации. Отображение данных из справочных таблиц при вводе идентификатора свидетельствует о наличии в базе данных главных записей для загружаемой подчиненной записи, что необходимо для успешного завершения ввода при установленном параметре целостности в схеме данных.

Поле со списком объединяет поле формы, в которое нужно ввести данные, и список. Список содержит записи из связанной главной таблицы. В списке можно выбрать из соответствующего поля нужное значение и ввести его в поле формы (см. пример на рис. 4.61).

Логическая структура реляционной базы данных - student2.ru
Рис. 4.61. Поле со списком

Создание поля со списком может быть выполнено с помощью мастера или без него.

СОДЕРЖАНИЕ


1. Технология создания таблиц на примере базы данных “Учебный процесс”

Ввод данных в таблицы БД

Логическая структура реляционной базы данных

4. Определение технологии загрузки базы данных на примере

Наши рекомендации