Организация и порядок прохождения практики
Общая продолжительность практики 2 недели.
Проведение практики на предприятии осуществляется путем ознакомления с цехами промышленных предприятий, изучения их работы, бесед, консультаций, лекций основных специалистов организации, ознакомительной экскурсии. Во время проведения практики студенты записывают основные сведения и характеристики изучаемых процессов (и зарисовывают их последовательность в виде технологических схем), а также сведения об опасных и вредных производственных факторах, используемых способах и средствах защиты, методах контроля и т.д.
Помимо этого, предполагается ознакомление студентов с деятельностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Росттехнадзор) и МКУ «Управление по делам ГО и ЧС Губкинского городского округа».
Перед началом практики организуется общее собрание студентов, на котором практиканты знакомятся с краткими сведениями о предприятиях и организациях - местах прохождения практики, а также получают необходимые документы (программы практики, направления на практику) и инструктаж о порядке проведения практики и приема зачета.
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Во время прохождения практики рекомендуется ознакомиться с работой одного-двух предприятий г. Губкин и Губкинского района, стройплощадки или иных объектов.
Перед посещением предприятия студенты должны самостоятельно, по литературным источникам, получить представление о технологии изучаемого производства.
Перед ознакомлением с предприятием:
-сотрудник предприятия или преподаватель проводит для студентов теоретическое занятие, на котором они получают основные сведения о предприятии и технологическом процессе;
-сотрудник предприятия проводит со студентами инструктаж по безопасности;
При ознакомлении с производственной деятельностью предприятия, с организацией охраны труда, при оценке безопасности его технологических процессов и производств практиканты должны получать конкретные сведения по следующим вопросам:
-наименование предприятия, его подчиненность, организация управления охраной труда на предприятии, основные виды сырья, продукции, годовой выпуск продукции; количество рабочих и служащих, работающих на предприятии; общие технологические характеристики продукции; основные сведения о технологии производства и технологическом оборудовании,
-основные источники загрязняющих вредных веществ и вредных воздействий, опасные участки;
-состояние воздушной среды в производственных помещениях (температура, влажность, запыленность, наличие вредных веществ), методы контроля и способы оздоровления воздушной среды;
-основные источники вибрации и шума, средства и методы защиты от них;
-обеспечение электробезопасности на производстве, обеспечение безопасной эксплуатации установок, работающих под давлением,
-обеспечение пожарной безопасности,
-выполнение требований безопасности при эксплуатации подъемно-транспортных машин, движущихся машин и механизмов;
-основные виды выбросов и сбросов в окружающую среду и меры по их предотвращению или снижению, мероприятия по защите рабочих и служащих в условиях возможных чрезвычайных ситуаций.
Эти сведения должны быть включены в отчет.
При ознакомлении с деятельностью Ростехнадзора студенты должны изучить особенности и порядок:
- лицензирования, ведения государственного реестра опасных производственных объектов, нормативного обеспечения;
- государственного энергетического надзора и надзора за гидротехническими сооружениями;
- котлонадзора, государственного строительного надзора, надзора за подъемными сооружениями;
- горного надзора, маркшейдерских и взрывных работ;
- надзора за объектами газораспределения и газопотребления;
- надзора за химико-металлургическими опасными производственными объектами, взрывоопасными объектами по хранению и переработке растительного сырья и транспортированием опасных веществ.
Студенты должны изучить права и обязанности инспекторов Ростехнадзора.
Практикантам следует ознакомиться с осуществляемым Ростехнадзором лицензированием отдельных видов деятельности, связанных с повышенной опасностью промышленных производств (объектов) и работ.
При ознакомлении с деятельностью Управления по делам ГО и ЧС студенты должны изучить сведения о работе информационных служб управления, о структуре подразделений, о работе комиссии по ЧС, членами которой являются сотрудники управления.
Студентам следует ознакомиться с характером и методиками оценки чрезвычайных ситуаций, изучить мероприятия по локализации и ликвидации последствий возможных ЧС и организацию проведения аварийно-спасательных работ, способы защиты от ЧС.
Кроме того, следует ознакомиться с контролирующими функциями управления по делам ГО и ЧС, с организацией подготовки органов управления и формирования ГО, с методами обучения населения.
ОФОРМЛЕНИЕ ОТЧЕТА И СДАЧА ЗАЧЕТА ПО ПРАКТИКЕ
Написание и оформление отчета производится студентом в течение всего периода прохождения практики. В связи с этим каждый студент обязан вести рабочую тетрадь, в которую заносит полученные сведения о предприятии, схемы технологических процессов, эскизы оборудования, устройств, приспособлений для защиты от вредных воздействий и т.п.
Отчет должен включать:
- титульный лист;
- оглавление с указанием разделов и страниц;
- введение, где сформулированы цели и задачи практики в конкретной организации,
- основную часть, которую составляют следующие разделы:
1. Краткая характеристика предприятия.
2. Технология основного производства, основное технологическое оборудование.
3. Характеристика основных источников вредных и опасных воздействий и способы защиты от них. Меры по повышению степени комфортности и безопасности труда. Средства индивидуальной и коллективной защиты.
4. Функции и задачи Ростехнадзора. Опасные производственные объекты.
5. Функции и задачи Управления по делам ГО и ЧС. Виды ЧС. Защита от них.
- заключение;
- библиографический список.
При написании отчета студенты могут использовать периодические научно-технические издания, учебную литературу, имеющиеся в библиотеке предприятия или университета, нормативно-техническую документацию, Интернет-ресурсы.
Защита отчетов проводится в течение двух последних дней практики. По результатам выставляется дифференцированный зачет.
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ОТЧЕТА
1. Общие требования
Изложение текста и оформление отчета по практике выполняется в соответствии с требованиями государственных стандартов:
- в части содержания основных надписей – по ГОСТ 2.104-68 «ЕСКД. Основные надписи»;
- общих требований к текстовым документам – по ГОСТ 2.105-95 «ЕСКД. Общие требования к текстовым документам», ГОСТ 2.106-96 «ЕСКД. Текстовые документы»;
- оформления спецификаций – по ГОСТ 2.106-96;
- конструкторские документы по Единой системе конструкторской документации (ЕСКД);
- технологические документы по Единой системе технологической документации (ЕСТД);
- программные документы – по Единой системе программной документации (ЕСПД);
- документы для автоматизированной системы управления - по государственным стандартам системы технологической документации на АСУ.
Следует также уделить внимание следующим видам нормативных документов:
- ГОСТ 2.103-2013 «ЕСКД. Стадии разработки»,
- ГОСТ 2.109-73 «ЕСКД. Основные требования к чертежам»,
- ГОСТ 2.004-88 «ЕСКД. Общие требования к выполнению конструкторских и технологических документов на печатающих и графических устройствах вывода ЭВМ»,
- ГОСТ 2.721-74 «ЕСКД. Обозначения условные графические в схемах. Обозначения общего применения»,
- ГОСТ 2.747-68 «ЕСКД. Обозначения условные графические в схемах. Размеры условных графических обозначений»,
- ГОСТ 3.1120-83 «ЕСТД. Общие правила отражения и оформления требований безопасности труда в технологической документации»,
- ГОСТ 3.1105-2011 «ЕСТД. Формы и правила оформления документов общего назначения».
В отчете по практике следует применять стандартизованные единицы физических величин, их наименования и обозначения в соответствии с ГОСТ 8.417-2002 «ГСИ. Единицы величин». Применение в одном документе разных систем обозначения физических величин не допускается.
2. Правила оформления отчета по практике
Отчет по практике следует оформлять на листах формата А4 (210297 мм), с соблюдением следующих размеров полей: левое – 20 мм, правое – 10 мм, верхнее – 15 мм, нижнее – 20 мм.
Текст отчета печатается на одной стороне листа через полтора интервала, шрифт Times New Roman (кегль 14), отступ красной строки – 1,25 см, выравнивание – по ширине.
Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, принципах, формулах, применяя шрифты разной гарнитуры.
Текст отчета не должен содержать сокращений, которые не общеприняты в научных изданиях.
3. Нумерация страниц, разделов, подразделов, пунктов и подпунктов
В отчете нумерация страниц, разделов, подразделов, пунктов, рисунков, таблиц, формул, приложений осуществляется арабскими цифрами без знака №.
Страницы работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляют в правом нижнем углу, без слова страница (стр., с.) и знаков препинания.
Титульный лист не нумеруют, но включают в общую нумерацию работы.
Текст отчета можно делить на разделы, подразделы, пункты и подпункты.
Заголовки структурных частей отчета «СОДЕРЖАНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПРИЛОЖЕНИЯ» и заголовки разделов основной части следует выполнять прописными буквами, не подчеркивая, и располагать в середине строки без точки в конце.
Заголовки подразделов и пунктов печатают строчными буквами (первая - прописная) с абзаца и без точки в конце. Заголовок не должен состоять из нескольких предложений. Переносы и сокращения (кроме аббревиатур в названии организации) слов в заголовках не допускаются.
Каждую структурную часть работы и заголовки разделов основной части необходимо начинать с новой страницы.
Разделы нумеруют по порядку в пределах всего текста, например: 1, 2, 3 и т.д.
Пункты должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого раздела и подраздела. Номер пункта включает номер раздела и порядковый номер подраздела или пункта, разделенные точкой, например: 1.1, 1.2 и т.д.
Номер подпункта включает номер раздела, подраздела, пункта и порядковый номер подпункта, разделенные точкой, например: 1.1.1, 1.1.2 и т. д .
Если раздел или подраздел имеет только один пункт или подпункт, то нумеровать пункт (подпункт) не следует.
4. Правила оформления таблиц
В текстовом документе таблица является методом унифицированного текста, и такой текст, представленный в виде таблицы, обладает большой информационной емкостью, наглядностью, позволяет строго классифицировать, кодировать информацию, легко суммировать аналогичные данные.
В отчете таблицы помещают под текстом, в котором впервые дана на нее ссылка. Слово «таблица» и ее номер размещают слева в одной строчке с названием таблицы. Нумеруют таблицы арабскими цифрами в пределах всей работы, например: Таблица 1 или в пределах раздела, например: Таблица 2.3. Если в работе одна таблица, ее не нумеруют. На все таблицы в тексте должны быть приведены ссылки, при этом следует писать слово «Таблица» с указанием ее номера, например: в соответствии с таблицей 1.3.
Таблица имеет два заголовка: нумерационный и тематический. В нумерационном заголовке слово «таблица» нужно писать полностью, выделяя курсивом.
Если таблица имеет тематический заголовок, то нумерационный заголовок помещают выше его либо в правом углу, либо в одну строку с заголовком, но по всей работе единообразно.
В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставятся. Заголовки и подзаголовки граф указывают в единственном числе.
Разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф диагональными линиями не допускается. Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки таблицы, допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей.
При делении таблицы на части и переносе их на другую страницу допускается головку или боковик таблицы заменять соответственно номерами граф и строк. При этом нумеруют арабскими цифрами графы и (или) строки первой части таблицы. Слово «Таблица 1» указывают один раз над первой частью таблицы, над другими частями пишут «Продолжение таблицы 1» или «Окончание таблицы 1» с указанием номера таблицы.
Располагают таблицы на странице обычно вертикально. Помещенные на отдельной странице таблицы могут быть расположены горизонтально, причем головка таблицы должна размещаться в левой части страницы. Как правило, таблицы слева, справа и снизу ограничивают линиями.
Для сокращения текста заголовков и подзаголовков граф отдельные понятия заменяют буквенными обозначениями, установленные стандартами, или другими обозначениями, если они пояснены в тексте или приведены на иллюстрациях, например: L - длина.
Заменять кавычками повторяющиеся в таблице цифры, математические знаки, знаки процента и номера, обозначения марок материалов продукции, обозначения нормативных документов не допускается.
При отсутствии отдельных данных в таблице следует ставить прочерк (тире). Цифры в графах таблиц должны проставляться так, чтобы разряды чисел во всей графе были расположены один под другим, если они относятся к одному показателю. В одной графе должно быть соблюдено, как правило, одинаковое количество десятичных знаков для всех значений величин.
Примечания к таблице (подтабличные примечания) размещают непосредственно под таблицей в виде: а) общего примечания; б) сноски; в) отдельной графы или табличной строки с заголовком.
Выделять примечание в отдельную графу или строку целесообразно лишь тогда, когда примечание относится к большинству строк или граф. Примечания к отдельным заголовкам граф или строк следует связывать с ними знаком сноски. Общее примечание ко всей таблице не связывают с ней знаком сноски, а помещают после заголовка «Примечание» или «Примечания», оформляют как внутритекстовое примечание.
Оформление формул
В формулах в качестве символов следует применять обозначения, установленные соответствующими государственными стандартами. Пояснения символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу, если они не пояснены ранее в тексте, должны быть приведены непосредственно под формулой.
Цифры в формулах набираются прямым шрифтом. Буквенные обозначения величин (символы), для которых применяются буквы латинского алфавита, пишутся или набираются курсивом, русского и греческого – прямым шрифтом.
Математические формулы могут быть расположены внутри текста и в красную строку (отдельными строками). Внутри текста располагают не нумерованные несложные формулы. В красную строку набирают все нумерованные формулы, имеющие самостоятельное значение, и формулы с объяснениями употребленных в формулах символов.
Пояснения каждого символа следует давать с новой строки в той последовательности, в которой символы приведены в формуле. Первая строка пояснения должна начинаться со слова «где» без двоеточия после него. Пример: плотность каждого образца ρ, кг/м3, вычисляют по формуле
ρ = , (1)
где m – масса образца, кг;
V – объем образца, м3.
Переносить формулы на следующую строку допускается только на знаках выполняемых операций, причем знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке умножения применяют знак «×».
Формулы, за исключением формул, помещаемых в приложении, должны нумероваться сквозной нумерацией арабскими цифрами, которые записывают на уровне формулы справа в круглых скобках. Одну формулу обозначают – (1).
Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках, например, в формуле (1).
Формулы, помещаемые в приложениях, должны нумероваться отдельной нумерацией арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением перед каждой цифрой обозначения приложения, например, формула (В.1).
Допускается нумерация формул в пределах раздела. В этом случае номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой, например (2.1).
6. Правила оформления рисунков
Иллюстрации (чертежи, схемы, графики) располагают так, чтобы их было удобно рассматривать. По всей работе рисунки должны быть оформлены единообразно.
Иллюстрации обозначаются сокращенным словом «рисунок» и обозначается так: «Рис. 1; Рис. 2».
Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой. Например – Рис. 1.2 (второй рисунок первого раздела). При ссылках на иллюстрации следует писать «в соответствии с рисунком 1» при сквозной нумерации и «в соответствии с рисунком 1.2» при нумерации в пределах раздела.
Под всеми иллюстрациями при необходимости могут иметься наименование и поясняющие данные (подрисуночный текст). Например: «Рис. 1. Детали прибора», точку в конце не ставят. Под иллюстрациями кроме порядковых номеров и подрисуночных подписей могут даваться пояснения деталей иллюстрации. Например:
Рис. 4.21. Расчетная схема наклонной мачты:
а – наклонная мачта; б – треугольник сил; в – схема полиспаста
Экспликация вводится в состав подписи обязательно, если в основном тексте нет расшифровки условных обозначений, которыми помечены детали и части иллюстраций.
Подрисуночная подпись технически может быть оформлена по-разному, например, «по центру», «в край».
Подписи к иллюстрациям рекомендуется набирать шрифтом меньшего кегля по сравнению с шрифтом основного текста.
Цифровые и буквенные обозначения, поясняемые в основной подписи и в экспликации, выделяют обычно курсивом.
Ссылки
В отчете допускаются ссылки на документы, стандарты, технические условия и другие документы при условии, что они полностью и однозначно определяют соответствующие требования и не вызывают затруднений в пользовании документом.
Ссылаться следует на документ в целом или его разделы и приложения. Ссылки на подразделы, пункты, формулы, таблицы и иллюстрации не допускаются, за исключением подразделов, пунктов, формул, таблиц и иллюстраций данного документа (отчета).
При ссылках на стандарты и технические условия указывают только их обозначение, при этом допускается не указывать год их утверждения при условии полного описания стандарта в списке использованных источников в соответствии с СТП 1.701-98 «Текстовые документы».
Ссылки на использованные источники следует приводить в квад-ратных скобках.
Ссылки на библиографию представляют в соответствии с ГОСТ 7.1-2003 «СИБИД. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».
Оформление приложений
Приложения оформляют как продолжение данного документа (отчета) на последующих его листах, располагая их в порядке появления ссылок в тексте.
Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием наверху справа страницы слова «Приложение» и его обозначения и иметь в обоснованных случаях содержательный заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой. Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением Ё, 3, И, О, Ч, Ь, Ы, Ъ или арабскими цифрами. После слова «Приложение» следует буква (цифра), обозначающая его последовательность. Если в документе одно приложение, оно обозначается «Приложение». Текст каждого приложения, при необходимости, разделяют на разделы, подразделы, пункты, нумеруемые в пределах каждого приложения. Перед номером ставится обозначение этого приложения. Нумерация листов проекта и приложений, входящих в состав работы, должна быть сквозная. Иллюстрации и таблицы нумеруются в пределах каждого приложения с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Например: Рисунок А.3. Если в работе есть приложения, то на них дают ссылку в основном тексте, а в содержание включают все приложения с указанием номеров и заголовков.
Приложения должны иметь общую с остальной частью документа сквозную нумерацию страниц.
Образец оформления титульного листа
Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное ГОСУДАРСТВЕННОЕ бюджетное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.Г. ШУХОВА»
(БГТУ им. В.Г. Шухова)
Губкинский филиал
Кафедра безопасности жизнедеятельности
Направление 20.03.01 Техносферная безопасность
Профиль 20.03.01-01- Безопасность технологических процессов и производств
Отчет по учебной практике
Выполнил
Студент группы БЖ-31
Иванов С.П.
Проверил:
Ст.преподаватель
Петров А.И.
Губкин 20_