Стадия 8. Сопровождение автоматизированной системы.

На этой стадии осуществляется эксплуатация и сопровождение системы.

Цель сопровождения системы – поддержание эксплуатационных характеристик на проектном уровне. Сопровождение осуществляется Исполнителем (консультативная помощь, устранение недостатков, разработка предложений по развитию системы).

2.5. Состав проектной и организационной документации

Документация, связанная с информационной системой, подразделяется на проектную и организационную.

Проектная документация включает в себя техническое задание, технический проект и рабочий проект.

Техническое задание на создание информационной системы имеет следующую структуру.

1. Наименование работы (разработка комплекса задач ИС).

2. Наименование организации-заказчика.

3. Наименование организации-разработчика.

4. Руководитель (ФИО, ученая степень, должность).

5. Код темы по УДК.

6. Сроки выполнения работы.

7. Стоимость работы.

8. Цель работы (разработка программного комплекса ИС).

9. Содержание работы (перечни функциональных задач и файлов базы данных, подлежащих проектированию).

10. Ожидаемые результаты работы (опытная эксплуатация программного комплекса).

11. Научно-техническая и практическая ценность ожидаемых результатов работы (совершенствование информационной поддержки пользователя).

12. Перечень научной, технической и другой документации, представляемый по окончании работы.

Приведенная структура соответствует ГОСТ 34.602–89 «Техническое задание на создание автоматизированной системы».

Структура технического и рабочего проекта также регламентируется в рекомендательном порядке соответствующими ГОСТами.

Организационная документация включает в себя договор на разработку ИС, график выполнения работ, соглашение о договорной цене, техническое задание как приложение к договору и акты приемки–сдачи этапов работ. Форма договора на выполнение проектных работ представлена ниже.

  Договор на выполнение проектных работ   г. __________ __________г.   ООО «__________», именуемое в дальнейшем «Заказчик», в лице генерального директора __________________________________, действующего на основании Устава, с одной стороны, и ООО «__________», именуемое в дальнейшем «Исполнитель», в лице директора __________, действующего на основании Устава, с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем:   1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА   Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя выполнение следующих работ: __________ в г. __________. 1.1. Научные, технические, экономические и другие требования к выполняемой работе содержатся в техническом задании на выполнение работ и являются частью настоящего договора. 1.2. Документация, разрабатываемая Исполнителем, должна быть выполнена в соответствии с требованиями ГОСТ, СНиП и других действующих нормативных и технических актов РФ, а также техническому заданию, переданному Заказчиком.   2. СРОКИ НАЧАЛА И ЗАВЕРШЕНИЯ РАБОТ ПО ДОГОВОРУ   2.1. Срок начала выполнения работ – в течение 3-х дней со дня перечисления Заказчиком авансового платежа на расчетный счет Исполнителя, согласно п. 4.2. настоящего договора. 2.2. Срок окончания работ по договору – __________дней с момента поступления аванса на расчетный счет Исполнителя. 2.3. По истечении срока окончания работ Исполнитель выставляется к подписанию Акт сдачи-приемки работ в течение 5 календарных дней. 2.4. Если в ходе выполнения работ возникнет необходимость проведения дополнительных работ, не предусмотренных настоящим договором и влекущих изменение цены договора, Исполнитель обязан уведомить об этом Заказчика в течение 24 часов с момента обнаружения такой необходимости и согласовать с ним объем, стоимость и сроки выполнения работ путем заключения дополнительного соглашения.


  3. ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН   3.1. Исполнитель обязан: выполнять работы в соответствии с техническим заданием и иными исходными данными; согласовать с Заказчиком результаты выполненных (этапов) работ; выполнять указания и замечания Заказчика, представленные в письменном виде, если они не противоречат действующим нормативным документам и законодательству РФ; информировать Заказчика по его запросу о состоянии дел по выполнению обязательств по настоящему договору; передать Заказчику все исполненное по договору по акту приема-передачи. 3.2. Исполнитель не вправе передавать исполненное по договору третьим лицам без согласия Заказчика. 3.3. Заказчик обязан: уплатить Исполнителю установленную цену в порядке и на условиях, предусмотренных договором; оказывать содействие Исполнителю в выполнении работ в объеме и на условиях, предусмотренных в договоре; согласовывать с Исполнителем результаты выполненных работ (этапов); использовать выполненные работы на цели, предусмотренные договором.   4. ЦЕНА ДОГОВОРА И ПОРЯДОК РАСЧЕТОВ   4.1. Общая стоимость работ по договору составляет __________ рублей __________ копеек (__________). НДС не предусмотрен. В том числе инженерно-экологические изыскания стоимостью __________ руб. (__________рублей), выполняемых ООО «__________» по агентскому договору № __________ от __________г. 4.2. Заказчик обязуется перечислить Исполнителю в порядке предварительной оплаты аванс в размере 50% от полной стоимости, что составляет __________ руб. __________ коп. 4.3. Заказчик обязуется оплатить принятые от Исполнителя по актам сдачи-приемки работы в течение 5 банковских дней после их подписания.  


  5. ПОРЯДОК СДАЧИ И ПРИЕМКИ РАБОТ   5.1. Приемка и оценка выполненных работ определяются в соответствии с требованиями технического задания. 5.2. Перечень документации, подлежащей оформлению и сдаче Исполнитель Заказчику на отдельных этапах выполнения и по окончании договора, определяется техническим заданием. 5.3. При завершении работ Исполнитель предоставляет Заказчику акт приемки-сдачи работ с приложением к нему комплекта документации, предусмотренной техническим заданием. 5.4. Заказчик обязуется принять работу в течение 5 дней со дня получения акта сдачи-приемки работ и отчетных документов, указанных в п. 5.2 настоящего договора, и направить Подрядчику подписанный акт сдачи-приемки или мотивированный отказ в приемке работ. 5.5. В случае мотивированного отказа Заказчиком от приемки работ сторонами составляется двухсторонний акт с указанием перечня необходимых доработок и сроков их выполнения. 5.6. Если в процессе выполнения работы выявится нецелесообразность ее дальнейшего проведения, стороны обязаны в 5-дневный срок известить друг друга о ее приостановлении и в 15-дневный срок рассмотреть вопрос о целесообразности или направлениях продолжения работ. В случае прекращения работ для сторон наступают последствия и ответственность, предусмотренные ст. 716 и 717 ГК РФ.   6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН   6.1. В случае неисполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных п. 5.4. настоящего договора, он уплачивает Исполнителю за дни просрочки неустойку, определяемую в процентах от уплаченной суммы. Размер процентов определяется с учетной ставкой процента Центрального банка РФ на день исполнения денежного обязательства. 6.2. В таком же порядке Исполнитель возмещает Заказчику неустойку за несвоевременное выполнение предусмотренных настоящим договором работ. 6.3. При обнаружении недостатков в выполненных работах (этапах) Исполнитель обязан безвозмездно их устранить. 6.4. За невыполнение работ в установленный договором срок Исполнитель уплачивает Заказчику неустойку, определенную в процентах от стоимости работ. Размер процентов определяется с учетной ставкой процента Центрального банка РФ на день срока сдачи работ. 6.5. Финансирование последующих этапов работ не производится, если Исполнитель не отчитался за исполнение предыдущего этапа.
6.6. В случае наступления обстоятельств, за которые ни одна из сторон не отвечает (форс-мажор), стороны руководствуются в своих действиях законодательством Российской Федерации. 6.7. Все споры между сторонами разрешаются в соответствии с законодательством Российской Федерации в арбитражном суде, если до этого стороны не придут к взаимному соглашению.   7. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ   7.1. Исполнитель обязан заблаговременно уведомить Заказчика о возможном увеличении стоимости работ и приостановить их выполнение до получения согласия Заказчика на их продолжение. 7.2. В необходимых случаях стороны в развитие и уточнение договора заключают дополнительные соглашения. 7.3. Исполнитель имеет право по своему усмотрению привлекать третьи лица к исполнению работ, предусмотренных настоящим договором. 7.4. Взаимоотношения сторон, не урегулированные настоящим договором, регулируются по правилам и в порядке действующего Гражданского кодекса Российской Федерации. 7.5. Заказчик обеспечивает подъезд буровой установки к точкам бурения.   8. АДРЕСА И РАСЧЕТНЫЕ СЧЕТА СТОРОН  

2.6. Обследование информационной системы

Обследование информационной системы осуществляется на первой стадии ее создания.

Цель обследования – получение исходных данных для обоснования целесообразности создания системы и, в случае положительного решения, для разработки технического задания, технического проекта и рабочей документации.

В соответствии с поставленной целью задачами обследования являются следующие.

1. Установление состава функциональных задач в базовом варианте, их краткое содержательное описание и обоснование требований к периодичности, оперативности и достоверности обработки информации по задачам.

2. Установление информационной взаимосвязи задач.

3. Определение документооборота между подразделениями.

4. Описание документов (наименование, объем информации, периодичность и трудоемкость составления, связь с задачами и подразделениями).

5. Описание показателей (наименование, состав реквизитов, связь с документами).

6. Описание реквизитов (наименование, их содержательный смысл, система кодирования).

7. Описание базы данных (состав, структура, объем файлов).

8. Установление структуры управленческих работ подразделений (виды работ и их удельный вес).

9. Характеристика технического и программного обеспечения системы в базовом варианте.

Обследование может касаться информационной системы всего предприятия (сплошное обследование) или отдельных подразделений (выборочное обследование).

Организация обследования предусматривает распределение группы разработчиков между подразделениями предприятий. Целесообразно, чтобы участники обследования продолжили работу в части алгоритмизации и программирования соответствующих задач.

В любом случае результаты обследования должны быть представлены в формализованном виде, удобном для ознакомления вновь подключаемых к работе сотрудников и контроля со стороны руководителя группы.

Очевидно, что обследование предполагает знакомство разработчиков со специальной экономической литературой в данной предметной области, отражающей современный этап экономического развития.

В начале обследования целесообразно ознакомиться с положениями о подразделениях предприятия, должностными инструкциями, документацией по действующей системе обработки информации и другими материалами, характеризующими информационную систему.

Однако основным источником сведений об информационной системе являются беседы проектировщиков с сотрудниками подразделений и анализ документов, с которыми сотрудники работают. Обследование целесообразно проводить в разрезе каждой функциональной задачи с привязкой к ней входной и выходной информации (первичные бумажные документы, файлы без данных, видеограммы, отчеты и содержащиеся в них пока­затели и реквизиты).

По каждой форме бумажного документа должен быть получен заполненный экземпляр, дающий представление о разрядности реквизитов и системе их кодирования. По результатам обследований составляется тезаурус (словарь понятий) документов, показателей и реквизитов с их характеристиками.

Для формализованного представления информационных связей между подразделениями, документами и задачами используются информационные модели:

· графовые информационные модели;

· матричные информационные модели;

· информационно-технологические схемы;

· операционные таблицы;

· CASE-модели.

Реализация обследования предполагает наличие методики проведения обследования, которая включает в себя:

· программу проведения обследования;

· объекты обследования;

· степень детализации анализа;

· методы и формы сбора данных;

· правила обработки результатов на ПК.

Наличие методики обследования обеспечивает единообразие в обследовании предметной области, формализованное представление данных, применение формализованных методов анализа информации с использованием ПК.

2.7. Информационные модели в проектировании

Информационные модели служат для представления взаимосвязей информационных образований (документов, файлов, электронных форм) в процессе обработки информации в системе.

Графовые, матричные модели, информационно-технологиче­ские схемы и операционные таблицы называют плоскими моделями, поскольку они представлены на одном листе. В отличие от плоских моделей case-модели являются иерархическими информационными моделями и предусматривают постепенную детализацию моделей на нескольких листах (экранах).

Рассмотрим плоские информационные модели.

Графовые информационные модели.

Вершины графовой модели соответствуют информационным образованиям (документам, файлам, и т. д.), а дуги – связям между ними.

Рассмотрим два примера графовых информационных моделей.

Пример 1. Граф взаимосвязи документов и показателей по задаче (рис. 2.2).

Стадия 8. Сопровождение автоматизированной системы. - student2.ru

Рис. 2.2. Граф взаимосвязи документов и показателей по задаче

Назначение – привязка документов к задаче и осуществление первого шага в разработке алгоритма решения путем установления связей между показателями.

Наши рекомендации