Укомплектование (доукомплектование) подразделений ВВТ является одним из важнейших условий поддержания их высокой боевой готовности и боеспособности.
Основными источниками укомплектования (доукомплектования) войск ВВТ являются:
- централизованные поставки ВВТ с заводов промышленности, баз, арсеналов и складов
- получение ВВТ, восстановленных органами технического обеспечения
- перераспределение ВВТ внутри подразделения (соединения)
- использование трофейных образцов ВВТ
В основу укомплектования (доукомплектования) войск ВВТ в ходе боевых действий положены сложные основные принципы:
- ответственность за укомплектование (доукомплектование) подразделений и соединений ВВТ несет командир (начальник), которому они подчиняются;
- укомплектование (доукомплектование) осуществляется да начала боевых действий технически исправными машинами, готовыми к боевому применению;
- в первую очередь укомплектовываются (доукомплектовываются) подразделения, которые выполняют наиболее важные и самостоятельные задачи;
- при укомплектовании (доукомплектовании) подразделений учитываются однотипность вооружения и техники.
Мероприятия технического обеспечения:
- укомплектование соединений и подразделений ВиВТ;
- эксплуатация ВВТ;
- обеспечение ракетами и боеприпасами;
- восстановление ВВТ:
- ремонт ВВТ;
- эвакуация ВВТ;
- техническая разведка.
- обеспечение военно-техническим имуществом;
- защита, охрана и оборона в системе ТехО;
- управление техническим обеспечением.
БТВиТ снимается с учета соединения при передачи его в другое подразделение, сдаче в капитальный ремонт, установленными порядком после получения от ремонтного завода документов подтверждающих сдачу, а также получения инспекторского свидетельства на списание.
БТВиТ направляется в текущий или средний ремонт, с учета соединения не снимается.
На заводах капитального ремонта БТВиТ снимается с учета после получения утверждённого акта технического состояния машины и её разбраковки (утилизации) или демилитаризации и передачи в собственность субъекта РФ.
Списание БТВиТ осуществляется по актам технического состояния и инспекторским свидетельствам. Порядок и условия документального оформления списания машин опирается соответствующими руководящими документами.
Списание БТВиТ по актам технического состояния осуществляется только на заводах капитального ремонта.
По инспекторскому свидетельству списывается следующая техника, утраченная в результате стихийных бедствий, пожаров, происшествий с БТВиТ при отсутствии оснований для привлечения должностных лиц к материальной ответственности; приведённое в негодное состояние по вине должностных и других лиц, ответственных за его эксплуатацию; утраченное в результате боевых действий и уничтоженное или приведённое в негодное состояние по распоряжению командования в целях предотвращения его захвата противником или предупреждения заражения (облучения) личного состава.
Списание БТВиТ на основании инспекторского свидетельства проявляются после проведения административного расследования, а при наличии виновных лиц – возмещение ими (полностью или частично) причинённого государству ущерба.
Списание БТВиТ уничтоженного (выведенного из строя) в ходе боевых действий производиться по инспекторским свидетельствам на основании заключений комиссии, в состав которой должны быть включены представители БТС и органов контрразведки.
ВВТ, принятые соединения для её укомплектования (доукомплектования), согласно штату распределяются по подразделениям и вводятся в строй приказом командующего соединения.
Номер и дата приказа о вводе вооружения и техники (ВиТ) в строй, фамилии и инициалы членов экипажей (расчёта, водителей, других лиц, ответственных за их эксплуатацию) заносятся ЗКВ подразделения в формуляры.
На основании приказа о вводе в строй, ВиТ принимают командиры подразделений и личный состав за которым они закреплены.
После принятия ВиТ личным составом под руководством командиров подразделений и их заместителей по вооружению, осуществляется её подготовка к вводу в строй.
Торжественное вручение машин экипажам (водителям) обычно производится командиром соединения в парке перед строем. В боевой обстановке, а также одиночные машины в мирное время могут вручаться экипажам (водителям) командиром подразделения.
Обеспечение ракетами и боеприпасами. Обеспечение боеприпасами имеет целью своевременное и полное удовлетворение в них войск.
Организация обеспечения войск боеприпасами включает:
- определение расхода боеприпасов (б/пр) и потребности в их при выполнении войсками поставленных перед ними боевыми задачами;
- создание б/пр и их эшелонирование;
- согласование порядка подвоза и подачи б/пр с органами тыла;
- осуществление манёвра б/пр;
- постановка задач артиллерийским складам и контроль за их использованием;
- учёт наличия и движения б/пр, и контроль за и использованием.
Основные принципы обеспечения войск б/пр:
- ответственность старших начальников за своевременное и полное обеспечение б/пр подчинённых войск;
- первоочередное обеспечение войск, выполняющих наиболее важные задачи, действующих на напряжении сосредоточения основных усилий (главного удара);
- нормирование расхода б/пр и содержание необходимых запасов во всех званьях войск;
- ответственность за обеспечение войск, придаваемых на усилие, возлагается на начальника от которого они поступали на усиление.
Для обеспечения ракетами, б/пр при подготовке к бою (боевым действиям) создаются, а в ходе боя поддерживаются их запасы в установленных размерах. При подготовке к бою (боевым действиям) запасы ракет и б/пр в первую очередь создаются по нормам войсковых.
Войсковые запасы ракет (б/пр) – это количество ракет (б/пр), которое положено содержать при вооружении и транспорте соединения (подразделения). Размеры войсковых запасов и их эшелонирования определяется соответственно приказами МО РФ.
Эшелонирование ракет и б/пр – размещение войсковых и дополнительных запасов по элементам боевого порядка войск.
Боекомплект – установленное приказом количество ракет и б/пр на единицу вооружения (ПУ, БМ, орудие, БМП, танк, БТР, гранатомёт, пулемёт, автомат,).
Боекомплект является ракетно-снабженческой единицей, принимаемой при потребности и обеспечённости подразделения ракетами и б/пр.
Боекомплект подразделения рассчитывается на всё вооружение, положенное по штату / табелю. Расчёт боекомплекта восполняется в штуках и единицах измерения массы.
Запасы ракет и б/пр содержатся и перевозятся в транспорте батальона, в боевых и других машинах, при вооружении и личном составе.
Нормы войсковых запасов б/пр, ГСМ, продовольствия создаваемых в б-не и их эшелонирование
Материальные средства | Подразделения | ||
В танке/при солдате | В транспорте б-на | Всего | |
б/пр (б/к) | 0,25 | 1,25 | |
ГСМ (заправка) | 0,6 | 1,6 | |
Продовольствие |
Запасы делятся на расходную часть и неприкосновенный запас (Н.З.), который расходуются с разрешения командира бригады, а в случае не терпящего отлагательства, с разрешения К.Б. с последующим докладом об этом старшему начальнику.
НЗ в батальоне по б/пр | ||
Вид б/пр | Количество в боеукладке | Н.З. |
ОФ | ||
Подк | ||
Кум |
В зависимости от обстановки и условий боевых действий по распоряжению старшего начальника могут создаваться дополнительные запасы, которые как правило, выкладываются на грунт на огневых позициях (в местах выполнения задач) или содержатся и перевозятся на приданных транспортных средствах. Б/пр выложенные на грунт, расходуются как правило до смены ОП. Неизрасходованные б/пр при перемещениях перевозятся транспортом взвода обеспечения батальона.
Потребность батальона (роты) в ракетах и б/пр на бой (боевые действия) определяется с учётом установленного их расхода и сохранения запасов в необходимых размерах к его концу.
Обеспечение подразделений ракетами и б/пр в ходе боя (боевых действий) осуществляется на основе расчёта обеспечения и расчёта подачи ракет и б/пр в подразделения, разработанных службой ракетно-артиллерийского вооружения соединения.
В зависимости от складывающейся обстановки может осуществляться перераспределение ракет и б/пр между подразделениями.
Контроль за расходами б/пр. Командиры всех степеней должны в ходе боя постоянно следить за расходом б/пр.
Об израсходовании половины и ¾ носимого (возимого) б/к командиров экипажей (расчётов) докладывают своим командирам подразделений, гранатомётчики – командирам отделений.
Расходование Н.З. б/пр может разрешаться только с разрешения командира соединения, а в случаях не требующих отлагательств, - с разрешения командира батальона, который должен немедленно доложить об этом командиру соединения и принять срочные меры к пополнения б/пр.
Командиры обязаны принимать все меры к пополнению б/пр до нормы, при отсутствии такой возможности – перераспределять их между подразделениями (боевыми машинами). В некоторых случаях по решению командира могут создаваться дополнительные запасы б/пр на огневых позициях. Отпуск б/пр и пополнение ими запасов производится, как правило, по схеме: соединение – батальон – рота – экипаж (расчёт, солдат)
Пополнение танков, БМП (БТР) б/пр в ходе боя производится путём их подвоза с батальонных пунктов непосредственно к танкам, БМП (БТР) находящимся в боевых порядках, без вывода их в тыл. При невозможности непосредственного подвоза б/пр к танкам, БМП (БТР) транспорт с б/пр подходит на возможно близкое расстояние.
При этом б/пр подносятся к танкам, БМП (БТР), их экипажами или специально выделенным личным составом (подносчиками).
Приданные батальону (роте) подразделения обеспечивают б/пр, как правило, по плану своей части. В отдельных случаях по указанию старшего командира, для этой цели используется транспорт батальона.
Объём, порядок, сроки подвоза б/пр подразделениям определяются начальником штаба батальона по устным заявкам командиров рот и по распоряжению командира батальона. Встречу автомобилей с б/пр и их сопровождение к боевым машинам организует старшина роты. В отдельных случаях при самостоятельных действиях подразделений могут развёртываться ротные пункты боепитания (РПБ). С них б/пр к боевым машинам доставляются подносчиками, высылаемые по распоряжению К.В. Начальник РПБ является, как правило старшина роты.
Ракеты и б/пр на БПБ доставляются с артиллерийского склада бригады, а на ротные, как правило, с БПБ.
В ходе боя начальник БПБ осуществляет выдачу ракет т б/пр по приказу (приказанию командира (Н.Ш.) батальона, начальник РПБ – по приказу К.Р. Учёт выдачи ракет и б/пр подразделениям ведётся по ведомости установленной формы, а наличие и движения ракет и б/пр на пункт боепитания отражаются в донесении, представляемом командиру подразделения.
Эксплуатация бронетанкового вооружения и техники. Эксплуатация бронетанкового вооружения и техники - стадия жизненного цикла машин с момента принятия их частью от завода-изготовителя или ремонтного предприятия, являющаяся совокупностью ввода в эксплуатацию (в строй), приведения в установленную степень готовности к использованию (боевому применению), поддержания в установленной степени готовности к использованию (боевому применению), использования (боевого применения), хранения и транспортирования.
Цель эксплуатации бронетанкового вооружения и техники - реализация максимальных возможностей машин по обеспечению эксплуатационных свойств, заложенных в их конструкции. Определение предполагаемого расхода моторесурсов машин при выполнении боевых задач; изучение условий эксплуатации (времени года, суток и погоды) и определение их влияния на обеспечение надежной работы машин; определение сроков и мест проведения контроля технического состояния и технического обслуживания.
Основными принципами эксплуатации бронетанкового вооружения и техники являются:
- эксплуатация машин организуется и осуществляется исходя из предназначения соединений (частей), выполняемых ими задач и условий подготовки и ведения операций (боевых действий);
- обеспечение соответствия уровня готовности к использованию (боевому применению) машин степени боеготовности соединения (части), на укомплектовании которого они состоят;
- приведение машин в готовность к использованию (боевому применению) в нормативные сроки;
- распределение машин в мирное время на группы эксплуатации и использование их в пределах годовых норм расхода моторесурсов;
- обязательная постановка на хранение машин, не планируемых к использованию более установленных сроков;
- поддержание машин в готовности к использованию (боевому применению) за счет своевременного и качественного контроля технического состояния, технического обслуживания и ремонта;
- проведение технического обслуживания машин в ходе операции (боевых действий) в частях (подразделениях) непосредственно в боевых порядках войск с выполнением в первую очередь работ, обеспечивающих их боеготовность;
- при этом средства технического обслуживания и ремонта, как правило, подаются к обслуживаемым машинам;
- техническое обслуживание проводится в полном объеме, установленном нормативно-технической (эксплуатационной) документацией, в один или несколько приемов.
Эксплуатация бронетанкового вооружения и техники организуется командиром части, подразделения, его заместителем по вооружению (начальником бронетанковой службы с планами эксплуатации и ремонта бронетанкового вооружения и техники и осуществляется личным составом, за которым закреплены машины, с привлечением сил и средств танкотехнического обеспечения объединения (соединения, части, подразделения) в соответствии с нормативно-технической (эксплуатационной) документацией. В военное время порядок эксплуатации машин определяется командующими (командирами) и указаниями старших начальников, исходя из конкретных боевых задач и условий обстановки.
По предназначению и порядку использования бронетанковое вооружение и техника распределяется на группы эксплуатации: боевую, учебно-боевую, строевую, учебно-строевую, а мотоциклы - строевую и транспортную.
Состав групп эксплуатации определяется приказом Министра обороны.
Зачисление машин в группы эксплуатации производится на основании штата и объявляется приказом командиром части. В боевую и строевую группы зачисляются машины, пригодные к использованию (боевому применению), имеющие неснижаемый запас моторесурса до среднего ремонта не менее определенного руководящими документами.
Перевод машин из одной группы эксплуатации в другую производится по решению командира части и объявляется в его приказе.
На каждую машину выдаётся формуляр (паспорт) - основной документ, удостоверяющий гарантии завода-изготовителя о качестве машины, ее комплектность, указывающий принадлежность к конкретной части, группе эксплуатации, закреплении за экипажем (расчетом), механиком-водителем (водителем) или другими лицами и содержащий информацию о постановке или снятии с хранения, техническом обслуживании, ремонте, расходе моторесурсов и другие данные.
Формуляр (паспорт) машины является документом строгой отчётности, постоянно хранится в машине и передается вместе с машиной. Порядок выдачи, ведения и замены формуляра (паспорта) устанавливается Главным автобронетанковым управлением Министерства обороны.
Каждая штатная машина части должна иметь опознавательный знак и условный номер (мотоциклы подлежат государственной регистрации и должны иметь государственный регистрационный знак). Изготовление, крепление и нанесение опознавательных знаков, условных номеров (государственных регистрационных знаков) и других необходимых обозначений и надписей на машинах производится в соответствии с Боевым уставом по подготовке и ведению общевойскового боя, приказами Министра обороны и другими руководящими документами.
Использование машин без опознавательных знаков и условных номеров (государственных регистрационных знаков) запрещается.
Ввод бронетанкового вооружения и техники в эксплуатацию (в строй).
Ввод бронетанкового вооружения и техники в эксплуатацию (в строй) -установленный порядок приемки, зачисления машин в списки части, передачи их в подразделения и закрепления за личным составом с проведением работ по приведению их в готовность к использованию (боевому применению).
Использование (боевое применение) машин до ввода их в эксплуатацию (в строй) запрещается.
Для приемки машины, поступившей в часть, приказом командира части назначается комиссия, которая обязана проверить:
- техническое состояние машины проведением контрольно-технического осмотра, запуском двигателя, прослушиванием его работы и контрольным пробегом;
- укомплектованность машины; состояние и укладку одиночного (индивидуального) комплекта запасных частей, инструмента и принадлежностей;
- наличие и состояние документации.
В военное время машины принимаются непосредственно командирами подразделений или лицами, назначенными командиром части, с привлечением экипажей (механиков-водителей).
Приемка машины контролируется заместителем командира части по вооружению (начальником бронетанковой службы) и оформляется актом технического состояния.
Ввод в эксплуатацию (в строй) бронетанкового вооружения и техники объявляется в приказе командира части. В приказе указываются: наименование, марка машины, группа эксплуатации, присвоенный условный номер (государственный регистрационный знак), заводской номер и номер двигателя, пробег на день ввода в строй; норма расхода моторесурсов до конца года; подразделение, в которое машина зачисляется; фамилии членов экипажа (механика-водителя) или другого должностного лица, за которым закрепляется машина.
Номер и дата приказа, фамилии членов экипажа (механика-водителя) заносятся в формуляр (паспорт) машины.
Вручение машины экипажу (механику-водителю) или другому должностному лицу, за которым закрепляется машина осуществляется в порядке, установленном Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации.
Приведение бронетанкового вооружения и техники в готовность к использованию (боевому применению)
Приведение бронетанкового вооружения и техники в готовность к использованию (боевому применению) включает комплекс установленных в нормативно-технической (эксплуатационной) документации работ по приведению машины в работоспособное состояние и исходное для последующих действий положение.
Порядок, объем и содержание работ по приведению бронетанкового вооружения и техники в готовность к использованию (боевому применению) зависят от технического состояния машин, способа их содержания и предназначения соединений (частей), на укомплектовании которых находятся машины.
Приведение бронетанкового вооружения и техники в готовность к использованию (боевому применению) включает: работы по снятию машин с хранения (при необходимости); проведение технического обслуживания и устранение отказов, повреждений и других недостатков (по результатам контроля технического состояния); нанесение (крепление) опознавательных знаков и условных номеров (государственных регистрационных знаков) и других необходимых обозначений и надписей; установку дополнительного оборудования и выполнение других работ.
Работы по подготовке бронетанкового вооружения и техники к использованию (боевому применению) в подразделениях выполняются под руководством командиров (заместителей командиров по вооружению) подразделений экипажами (механиками-водителями), а проверка их готовности к использованию (боевому применению) - лично командирами подразделений. Для оказания помощи в выполнении работ могут привлекаться силы и средства взводов (отделений) технического обслуживания (ремонта) бронетанкового вооружения и техники и старшего начальника.
Готовность машины к использованию (боевому применению) определяется ее исправностью (работоспособностью), наличием подготовленного экипажа (механика-водителя), укомплектованностью положенными запасными частями, инструментом и принадлежностями, средствами маскировки, само вытаскивания и повышения проходимости, заправкой горючим, смазочными и другими эксплуатационными материалами и оборудованием, необходимыми для выполнения предстоящей задачи.
Поддержание бронетанкового вооружения и техники в установленной степени готовности к использованию (боевому применению)
В Вооруженных Силах принята планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта бронетанкового вооружения и техники с контролем технического состояния машин. Она включает единые виды контроля технического состояния, технического обслуживания и .ремонта машин. Виды контроля технического состояния входят в объем технического обслуживания и ремонта бронетанкового вооружения и техники.
Контроль технического состояния, техническое обслуживание и ремонт являются основными мероприятиями по приведению бронетанкового вооружения и техники в установленную степень готовности и по поддержанию его к использованию (боевому применению). Они планируются и проводятся, как правило, комплексно совмещенно по месту и времени с привлечением специалистов соответствующих служб, отвечающих за их техническое состояние.
Контроль технического состояния бронетанкового вооружения и техники – определение фактических значений показателей и качественных признаков, характеризующих техническое состояние машин, сопоставление их с требованиями, установленными нормативно-технической (эксплуатационной) документацией, с целью оценки технического состояния этих машин.
По завершении контроля технического состояния бронетанкового вооружения и техники определяется фактический объем работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту машин, организуется устранение выявленных отказов, повреждений и других недостатков.
Контроль технического состояния бронетанкового вооружения и техники осуществляется:
- перед выходом из парка, в пути (на привалах и остановках) и по возвращении в парк; при осмотре машин должностными лицами;
- перед (в ходе) проведении смотров вооружения и военной техники;
- при проверках бронетанкового вооружения и техники в ходе инспектирования войск, проведения контрольных и итоговых проверок;
- при проведении технического обслуживания и ремонта машин.
Устанавливаются следующие виды контроля технического состояния бронетанкового вооружения и техники: контрольный осмотр; контрольно-технический осмотр; техническое диагностирование; инструментальная дефектация агрегатов, узлов и деталей.
Контрольный осмотр бронетанкового вооружения и техники проводится экипажами (механиками-водителями) с целью проверки и подготовки машин к выполнению предстоящей задачи, определения степени готовности машин к использованию (боевому применению) при хранении.
Контрольный осмотр проводится:
- при использовании перед выходом из парка, в пути (на остановках и привалах), по возвращению в парк;
- при хранении – ежемесячно.
Контрольный осмотр машин осуществляется внешним осмотром с использованием одиночного (индивидуального) комплекта запасных частей, инструмента и принадлежностей, штатных контрольно-измерительных приборов. Результаты контрольного осмотра при использовании машин доводятся до механика-водителя устно с целью немедленного устранения выявленных недостатков. Результаты контрольного осмотра машин, находящихся на кратковременном хранении, заносятся в Карточку учета недостатков в состоянии и содержании машины, в Книгу осмотра (проверки) вооружения, военной техники и боеприпасов роты, а на длительном хранении – в Журнал учета недостатков технического состояния и содержания машины.
Контрольно-технический осмотр бронетанкового вооружения и техники проводится специалистами взвода (отделения) технического обслуживания (ремонта) с участием экипажей (механиков-водителей) с целью определения технического состояния машин и объема работ по их техническому обслуживанию или ремонту. При контрольно-техническом осмотре в обязательном порядке проверяется техническое состояние тех узлов, агрегатов и систем машины, которые обеспечивают ее работоспособность и безопасность движения.
Контрольно-технический осмотр проводится:
- для машин учебно-боевой и учебно-строевой групп эксплуатации – перед проведением сезонного и каждого номерного технического обслуживания, но не реже одного раза в месяц;
- для машин боевой и строевой групп эксплуатации – перед проведением сезонного и каждого номерного технического обслуживания, но не реже двух раз в год;
- для машин, содержащихся на кратковременном хранении – перед постановкой на хранение и после снятия с хранения;
- для машин, содержащихся на длительном хранении - не реже одного раза в год.
Кроме того, контрольно-технический осмотр выполняется перед (в ходе) проведением смотров вооружения и военной техники, при проверке автомобильной техники в ходе инспектирования войск, при проведении контрольных и итоговых проверок.
По результатам контрольно-технического осмотра машин оформляется дефектовочная ведомость. Кроме того, результаты контрольно-технического осмотра машин," находящихся на кратковременном хранении, записываются в Карточку учета недостатков в состоянии и содержании машин, в Книгу осмотра (проверки).
В зависимости от периодичности и объема выполнения работ установлены следующие виды технического обслуживания бронетанкового вооружения и техники:
при использовании – ежедневное техническое обслуживание, техническое обслуживание №1 (ТО-1), техническое обслуживание №2 (ТО-2), сезонное техническое обслуживание, техническое обслуживание в особых условиях;
при кратковременном хранении – техническое обслуживание №1, техническое обслуживание №2, сезонное техническое обслуживание, регламентированное техническое обслуживание;
Номерные виды технического обслуживания выполняются специалистами ремонтного подразделения части (подразделением технического обслуживания) с участием экипажей (механиков-водителей). Номерные виды технического обслуживания проводятся в соответствии с планами в парковые и парково-хозяйственные дни (парковые недели) и другое время, установленное командиром части. Они совмещаются с контрольно-техническим осмотром или с техническим диагностированием.
Сезонное техническое обслуживание машин предназначено для подготовки бронетанкового вооружения и техники к использованию (боевому применению) в зимних или летних условиях эксплуатации. Объем сезонного технического обслуживания устанавливается нормативно-технической (эксплуатационной) документацией. При сезонном техническом обслуживании бронетанковому вооружению и технике учебно-боевой и учебно-строевой групп эксплуатации проводится техническое диагностирование.
Восстановление бронетанкового вооружения и техники. Восстановление бронетанкового вооружения и техники – это комплекс организационно-технических мероприятий (работ), направленных на приведение вышедших из строя машин в готовность к использованию (боевому применению) и возвращение их в строй.
Восстановление бронетанкового вооружения и техники включает: техническую разведку, эвакуацию, ремонт, возвращение в строй (передачу) отремонтированной (эвакуированной), а также передачу невосстанавливаемых в соединении (части) машин силам и средствам старшего начальника.
Техническая разведка заключается в своевременном выявлении вышедших из строя машин, определении их местонахождения, технического состояния (объема эвакуационных и ремонтных работ) состояния экипажей (механиков-водителей), изучении районов размещения (развертывания) сил и средств технического (танкотехнического) обеспечения, маршрутов их передвижения (маневра), путей эвакуации, мест (районов) передачи вышедших из строя машин, оценки состояния, а также возможностей использования местной промышленной базы, трофейной техники и имущества.
Цель технической разведки – добывание, сбор, анализ, обобщение и передача информации органам управления для организации и осуществления технического (танкотехнического) обеспечения войск.
Техническая разведка организуется заместителем командира по вооружению соединения (подразделения) и ведется:
- должностными лицами технического обеспечения;
- пунктами технического наблюдения;
- группами технической разведки;
- ремонтно-эвакуационными (ремонтными, эвакуационными) группами;
- эвакуационными командами и техническими замыканиями колонн.
Для ведения технической разведки выделяются, как правило, бронированные машины высокой проходимости со средствами наблюдения, связи и разминирования, а при необходимости – вертолеты.
Организация технической разведки включает:
- техническую разведку;
- выбор направлений ведения технической разведки, мест размещения, способов и порядка перемещения сил и средств технической разведки;
- изучение районов размещения (развёртывания) сил и средств технического обеспечения, маршрутов их передвижения (перемещения), возможных путей эвакуации;
- определение и постановку задач, планирование технической разведки, организацию взаимодействия.
Органы технической разведки создаются за счет штатных и формируемых сил и средств технической разведки объединения (соединения, части, подразделения) старшим начальником.
Сдача Органами технической разведки являются:
- группа технической разведки;
- в подразделении – пункт технического наблюдения.
Пункт технического наблюдения (ПТН) создается в мотострелковом (танковом) батальоне. При действиях мотострелковой (танковой) роты на отдельном направлении или в условиях ограниченной видимости может создаваться и ротный пункт технического наблюдения.
Основными задачами ПТН являются:
- наблюдение за вооружением и военной техникой в ходе боя;
- отыскание и нанесение на карту мест нахождения вышедших из строя машин;
- определение степени зараженности местности и вышедших из строя машин; выяснение состояния экипажей (механиков-водителей);
- определение причин и характера неисправностей (повреждений) машин, объема эвакуационных и ремонтных работ, необходимых сил и средств для их проведения;
- отыскание укрытий для размещения вышедших из строя вооружения и военной техники и мест (районов) для размещения (развертывания) ремонтно-восстановительных (ремонтных) органов, отыскание путей для подхода эвакуационных и ремонтных органов;
- своевременное доведение добытой информации до старшего начальника.
Пункт технического наблюдения возглавляется, как правило, заместителем командира батальона (роты) по вооружению. В состав ПТН входят заместители командиров рот по вооружению, а также могут включаться химик-разведчик, саперы и санитары с необходимыми средствами.
Эвакуация бронетанкового вооружения и техники. Эвакуация бронетанкового вооружения и техники заключается в буксировании, транспортировании или выводе вышедших из строя машин в ближайшие укрытия, на пути эвакуации, в места (районы) передачи, ремонта и погрузки на транспортные средства, а также вытаскивание застрявших (затонувших, засыпанных, опрокинутых) машин с проведением необходимых подготовительных работ.
Цель эвакуации – освобождение войск и маршрутов их перемещения от вышедших из строя машин, обеспечение ремонтных органов ремонтным фондом, а также обеспечение сохранности бронетанкового вооружения и техники.
Основными принципами эвакуации бронетанкового вооружения и техники являются:
- эвакуация осуществляется, как правило, «на себя» (машины эвакуируется средствами того объединения (соединения, части, подразделения), которое будет осуществлять их ремонт);
- эвакуация вышедших из строя машин проводится непосредственно в ходе операции (боевых действий);
- во всех случаях, как правило, сначала эвакуируются машины с экипажами (механиками-водителями), жизни которых угрожает опасность;
- прежде всего эвакуируются машины в наибольшей степени обеспечивающие боеспособность войск и с наименьшим объемом эвакуационных и ремонтных работ;
- в первую очередь эвакуируются машины из районов (мест), которым угрожает захват противником, а также в наибольшей степени определяющие боеспособность войск;
- в условиях радиационного, химического и биологического заражения эвакуационные работы проводятся после радиационной, химической и биологической разведки и контроля, а также проведения, при необходимости, специальной обработки.
Организация эвакуации включает:
- определение количества машин, требующих эвакуации, и их размещение в полосе действий войск;
- определение возможностей сил и средств технического (танкотехнического) обеспечения по эвакуации;
- распределение эвакуационных средств по элементам оперативного построения (боевого порядка) войск, направлениям, районам, рубежам действий войск;
- определение мест и времени размещения эвакуационных средств, порядка их перемещения;
- выбор и подготовку путей эвакуации и районов (мест) передачи неисправных (поврежденных) машин;
- определение порядка и способов сбора информации о количестве, местах размещения машин, требующих эвакуации, и характере необходимых эвакуационных работ;
- определение и постановку задач, планирование эвакуации; организацию взаимодействия.
Эвакуация машин в зависимости от характера и объема работ осуществляется:
экипажами (механиками-водителями) машин - самовытаскивание и подготовка машин к вытаскиванию, буксированию, транспортированию;
эвакуационными органами подразделений - вытаскивание машин легкого застревания, буксирование вышедших из строя машин из-под огня противника и мест (районов), которым угрожает захват противником в ближайшие укрытия, к местам (районам) размещения (развертывания) ремонтных сил и средств, на путь эвакуации части;
Эвакуационными органами соединения (части) - вытаскивание машин легкого, среднего застревания, буксирование, транспортирование неисправных (поврежденных) машин к местам (районам) ремонта, на путь эвакуации соединения (части), в места (районы) передачи средствам старшего начальника; эвакуационными органами объединения – вытаскивание машин легкого, среднего, тяжелого застревания и затонувших машин, буксирование, транспортирование неисправных (поврежденных) машин, неохваченных ремонтом в соединениях в ремонтные органы объединения, а машин капитального ремонта и безвозвратных потерь - на железнодорожные станции (порты, пристани) для погрузки и отправки их на ремонтные заводы, предприятия промышленности железнодорожным, автомобильным, водным и другими видами транспорта.
Для сосредоточения (доставки) вышедших из строя машин к местам (районам) ремонта и передачи средствам старшего начальника в полосе (на участке) действий объединения (соединения, части) назначаются и, по возможности, готовятся пути эвакуации. Для этого выбираются наиболее короткие и удобные для буксирования и транспортирования машин маршруты. Эвакуация бронетанкового вооружения и техники на колесной базе может осуществляться по путям подвоза и эвакуации.
Для передачи вышедших из строя машин средствам старшего начальника им