Тема 1. Предмет и специфика деловой этики.

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

профессор __________П.Б. Акмаров

«24» апреля 2014 г.

ДЕЛОВАЯ ЭТИКА

Методические указания для студентов заочной формы обучения

Ижевск

ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА

УДК 174 (078)

ББК 87.75 я 73-9

Д 29

Методические указания составлены на основе федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.

Рассмотрены и рекомендованы к изданию редакционно-издательским советом ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, протокол № 2 от 24.04. 2014 г.

Рецензент:

Л.В. Смирнова — канд. ист. наук, доцент кафедры отечественной истории, социологии и политологии

Составители: В.К. Трофимов, Е.А. Торохова

Д 29 Деловая этика:метод. указ. / сост. В.К. Трофимов, Е.А. Торохова. – Ижевск: ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2014. – 21 с.

Методические указания включают методические рекомендации для самостоятельной работы студентов, тематику и содержание лекций, планы семинарских занятий, тематику контрольных работ, список основной и дополнительной литературы, вопросы к зачёту, словарь основных терминов.

Предназначены для студентов заочной формы обучения, обучающихся по программам подготовки бакалавра.

УДК 174 (078)

ББК 87.75 я 73-9

© ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2014

© Трофимов В.К., Торохова Е.А. сост., 2014

СОДЕРЖАНИЕ

1. Цель и задачи дисциплины «Деловая этика»………………………….....
2. Методические рекомендации студентам для самостоятельной работы..
3. Тематика и содержание лекций……………………………………………
4. Планы семинарских занятий……………………………………………….
5. Методические рекомендации для самостоятельной работы при написании контрольной работы……………………………………………
6. Темы контрольных работ…………………………………………………..
7. Вопросы для зачёта
8. Литература для самостоятельной работы при написании контрольной работы и подготовке к зачёту………………………………………………
9. Словарь основных терминов……………………………………………….
  Приложение…………………………………………………………………..
  Образец оформления титульного листа……………………………………
  Образец написания оглавления……………………………………………..
  Образец оформления списка литературы………………………………….
     

1 Цель и задачи дисциплины «Деловая этика»

Цельизучения деловой этики – дать студентам компетенции, знания, умения и навыки в области этики и этикета.

При изучении курса необходимо решить следующие ключевые задачи:

- познакомиться с основами коммуникативного процесса, делового общения, особенностями вербальной и невербальной коммуникаций;

- сформировать представление о нормах и ценностях, определяющих поведение людей в деловой сфере.

- развить навыки публичных выступлений, деловой беседы, переговоров;

- освоить технологию разрешения конфликтов, рекомендации по ведению деловой переписки;

- изучить основные принципы поведения при трудоустройстве, получить навыки прохождения собеседований при приеме на работу.

2 Методические рекомендации студентам

для самостоятельной работы

Для того чтобы хорошо подготовиться к семинарским занятиям и зачёту по деловой этике, рекомендуется:

1. Рассмотреть, как освещён вопрос семинарского занятия и зачёта в лекции преподавателя и в учебнике.

2. Изучить основную и дополнительную литературу (по указанию преподавателя).

3. Обязательно уяснить смысл основных понятий, указанных в каждой теме.

4. Выполнить рекомендованные к семинарскому занятию упражнения.

5. С самого начала занятий добиваться глубоких и ясно осознанных знаний.

6. Активность студента на семинарском занятии может быть проявлена не только в виде подготовленных по требованию преподавателя сообщений, но и в виде добровольных выступлений, дополнений, вопросов преподавателю и студентам.

7. При подготовке к семинарскому занятию и зачёту следует руководствоваться рабочей программой дисциплины, использовать учебники, учебные пособия, словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы. Эти издания имеются в библиотеке ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА.

Тематика и СОДЕРЖАНИЕ лекций

Тема 3. Этика и этикет в общении с коллегами по работе

3.1 Правила этикета при собеседовании.

3.2 Нормы современного делового этикета в общении с коллегами.

3.3 Этикет взаимоотношений руководителя и подчиненного. Служебный этикет руководителя.

3.4 Этика служебных взаимоотношений мужчины и женщины.

Тема 4. Этика и этикет в устных видах делового общения

4.1 Сущность и виды деловой беседы. Подготовка и этапы протекания беседы.

4.2 Основные правила и тактика ведения переговоров.

4.3 Технология проведения делового совещания.

4.4 Этикет телефонного делового общения.

Тема 7. Деловой имидж

7.1 Имидж и его составные элементы. Технологии формирования имиджа.

7.2 Хорошее отношение к людям как главный фактор формирования имиджа.

7.3 Роль уверенности в себе и манер поведения в формировании имиджа.

7.4 Значение одежды в процессе формирования делового имиджа.

7.5 Имидж организации и способы его формирования.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Вербальный и невербальный язык деловой коммуникации: вопросы этики этикета

1. Речевой этикет в деловом общении. Правила этикета для говорящего.

2. Публичное выступление. Выразительные средства публичной речи.

3. Слушание как элемент речевой культуры. Правила этикета для слушающего.

4. Невербальная коммуникация. Виды невербального языка: такесика, проксемика, визуальный контакт, жестика, мимика.

Основные понятия: речевой этикет, публичное выступление, выразительные средства публичной речи, невербальная коммуникация, вербальная коммуникация, такесика, проксемика, визуальный контакт, жестика, мимика.

Упражнения

1. Ваш партнёр по деловому общению неоправданно называет Вас на «Ты». Как Вы будете себя вести? Какими этикетными формулами Вы можете подчеркнуть дистанцию официального общения?

2. Какие формулы речевого этикета Вы используете, чтобы обратиться:

а) к пожилому человеку, чтобы узнать, который час;

б) к секретарю директора, чтобы узнать решение по вашему заявлению.

3. Объясните, чем отличаются друг от друга нерефлексивное и рефлексивное слушание.

Сидя за столом, с помощью невербального языка, наглядно изобразите ситуацию нерефлексивного слушания.

4. Проверьте свои знания.

А. Закономерности расположения людей в пространстве в процессе общения изучает: а) такесика; б) визуальный контакт; в) проксемика; г) жестика; д) мимика.

Б. Закономерности прикосновений в процессе общения изучает:

а) жестика; б) проксемика; в) визуальный контакт; г) такесика; д) мимика.

5. «Подарок»: попробуйте без слов, с помощью невербального языка, показать, какой подарок Вы дарите другу. Он пробует угадать, что это за подарок.

6. «Сообщение»: Вы должны без слов, жестами и мимикой, сообщить своему другу какое-то сообщение, а он должен понять и рассказать в чем смысл сообщения.

Упражнения

1. Назовите конкретные примеры:

а) внутриличностного конфликта;

б) межличностного конфликта;

в) конфликта между личностью и группой;

г) конфликта между группами.

Какие рекомендации по разрешению этих видов конфликтов Вы можете дать?

2.По Вашему мнению, нарушение трудового законодательства со стороны руководителя или подчиненного входит в содержание а) объективных причин конфликтов; б) субъективных причин конфликтов.

Обоснуйте свою точку зрения.

3. Какие типы конфликтных личностей Вы знаете? Дайте описание этих типов.

4. Проверьте своё умение ориентироваться в стратегиях разрешения конфликтных ситуаций.

А. Стремление конфликтующих сторон урегулировать разногласия, идя на взаимные уступки составляет суть: а) приспособления; б) сотрудничества;

в) компромисса; г) уклонения; д) конкуренции.

Б. Действия одной из сторон конфликта, которая жертвует собственными

интересами в пользу другой стороны, составляет суть: а) компромисса;

б) конкуренции; в) уклонения; г) приспособления; д) сотрудничества.

5. Дайте характеристику пяти установок «мудрого» поведения в конфликте:

О – «Открытость ума»

П – «Позитивное отношение»

Р – «Рациональное мышление»

С – «Сотрудничество»

Т – «Терпимость».

Какие из этих установок, лично у Вас, представлены в достаточной степени, а какие требуется развить?

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ НАПИСАНИИ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Выполнение контрольной работы начинается с выбора темы в соответствии с приведённым перечнем. Студент выбирает тему контрольной работы по двум последним цифрам номера студенческого билета. Например, если номер студенческого билета 1305015, то тема контрольной работы – № 15. Если две последние цифры номера студенческого билета превышают число 34, то номер контрольной работы выбирается посредством сложения двух последних цифр номера студенческого билета: № студенческого билета 1305035, контрольная работа № 8 (3+5).

Написание контрольной работы следует начинать с поиска и изучения литературы. Тема должна быть раскрыта последовательно – в соответствии с оглавлением, пункты оглавления должны быть повторены в тексте. При написании контрольной работы необходимо проявлять самостоятельность, поэтому не допускается использование готовых компьютерных вариантов контрольных работ.

Особое внимание следует обратить на оформление контрольной работы. Контрольную работу рекомендуется выполнять в письменном виде в ученической тетради – аккуратным, понятным для чтения почерком, объём контрольной работы составляет 11–14 страниц.

Студенты должны обратить внимание на правильное оформление титульного листа, оглавления и списка литературы (смотрите образцы оформления в приложениях).

Контрольная работа сдается лаборанту кафедры философии (кабинет 1-501) и регистрируется в журнале. Студент, не сдавший контрольную работу, к зачёту не допускается.

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

1. Этика как учение о морали. Структура и функции морали.

2. Этические проблемы деловой жизни. Деловая этика как научная дисциплина. Соотношение универсальной и деловой этики.

3. Структура деловой этики (макроэтика и микроэтика). Социальные функции и принципы деловой этики.

4. Соотношение этики и этикета. Понятие делового этикета.

5. Речевой этикет в деловом общении. Правила этикета для говорящего.

6. Публичное выступление. Выразительные средства публичной речи.

7. Слушание как элемент речевой культуры. Правила этикета для слушающего.

8. Невербальная коммуникация. Виды невербального языка: такесика, проксемика, визуальный контакт, жестика, мимика.

9. Правила этикета при собеседовании.

10. Нормы современного делового этикета в общении с коллегами.

11. Этикет взаимоотношений руководителя и подчиненного. Служебный этикет руководителя.

12. Этика служебных взаимоотношений мужчины и женщины.

13. Сущность и виды деловой беседы. Подготовка и этапы протекания беседы.

14. Основные правила и тактика ведения переговоров.

15. Технология проведения делового совещания.

16. Этикет телефонного делового общения.

17. Деловое письмо: требования этикета.

18. Резюме, его структура и правила составления.

19. Визитные карточки, их оформление и использование в общении.

20. Этические аспекты использования компьютерных технологий.

21. Понятие, типология и структура конфликта.

22. Предпосылки возникновения конфликта. Объективные и субъективные причины конфликта.

23. Стратегии разрешения конфликтных ситуаций: приспособление, компромисс, сотрудничество, уклонение, конкуренция.

24. Правила поведения в условиях конфликта. Профилактика деловых конфликтов.

25. Имидж и его составные элементы. Технологии формирования имиджа.

26. Хорошее отношение к людям как главный фактор формирования имиджа.

27. Роль уверенности в себе и манер поведения в формировании имиджа.

28. Значение одежды в процессе формирования делового имиджа.

29. Имидж организации и способы его формирования.

30. Виды приемов в деловом общении и подготовка к их проведению.

31. Правила поведения за столом.

32. Этикет поведения в гостях.

33. Национально-культурные особенности делового этикета.

34. Особенности делового поведения россиян.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАЧЕТА

1. Понятие деловой этики. Структура, функции и принципы деловой этики.

2. Деловой этикет: понятие, основные постулаты, этикет при собеседовании.

3. Вербальный язык деловой коммуникации. Правила этикета для говорящего и слушающего.

4. Невербальный язык деловой коммуникации. Виды невербального языка: такесика, проксемика, визуальный контакт, мимика, жестика.

5. Нормы этики и этикета в деловом общении с коллегами по работе.

6. Деловые конфликты, их типы и причины возникновения.

7. Основные стратегии разрешения конфликтных ситуаций: приспособление, компромисс, сотрудничество, уклонение, конкуренция.

8. Правила «мудрого» поведения в деловом конфликте. Профилактика деловых конфликтов.

9. Деловая беседа, её подготовка и этапы проведения.

10. Деловое письмо: требования этикета.

11. Этические аспекты использования компьютерных технологий.

12. Деловой имидж и технологии его формирования.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПРИ НАПИСАНИИ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ И ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ

Основная

1. Деловая этика /авт.- сост. В.К. Трофимов. – Ижевск : ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2012. – 352с. (Электронный вариант учебного пособия размещён на портале и сайте академии).

2. Леонов, Н.И. Психология делового общения : учеб. пособие/ Н.И. Леонов; РАО, Моск. психолого-социальный ин-т.-4-е изд., стер.- М. : Изд-во Моск. Психолого-социального ин-та; Воронеж : Изд-во НПО «Модэк», 2010.

3. Резчиков, Е.А.Деловая этика : учеб. пособие/ Е.А. Резчиков ; Моск. Гос. Индустриальный ун-т. -3-е изд., доп. – М.: МГИУ,2005.

4. Усов, В.В. Деловой этикет : учеб. Пособие/ В.В. Усов. 3-е изд. Стер. – М.: Академия, 2009.

Дополнительная

1. Борисов, В.К., Панина, Е.М., Панов, М.И. и др. Этика деловых отношений: учебник. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФА –М, 2010. – 176 с. – (Профессиональное образование).

2. Данкел Ж. Деловой этикет. Серия «1000 секретов успеха». Ростов н/Д: «Феникс», 1997. – 320 с.

3. Карнеги, Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Как перестать беспокоиться и начать жить: Пер с англ./Общ. ред. и предисл. В.П. Зинченко и Ю.М. Жукова. – М.: Прогресс, 1990. – 448 с.

4. Ковальчук, А.С. Основы имиджелогии и делового общения : учеб. пособие для студентов вузов / А.С. Ковальчук.– Изд. 6-е, перераб. и доп. – Ростов н/Д : Феникс, 2009. – 281 с.

5. Кузин, Ф.А. Культура делового общения.: Практическое пособие для бизнесменов. – 4-е изд. – М.: «Ось-89», 2000. – 240 с.

6. Кукушин, В.С. Деловой этикет: учебное пособие / В.С. Кукушин. – Изд. 4-е, перераб. и доп. – Ростов н/Д : Феникс; М: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2010. – 304 с. – (Новые технологии).

7. Макаров, Б.В. Деловой этикет / Б.В. Макаров, А.В. Непогода. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 316, [1] с. – (Бизнес-класс).

8. Павлова, Л.Г. Основы делового общения: учебное пособие / Л.Г. Павлова / под ред. Л.А. Введенской. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 331 с. – (Высшее образование).

9. Петрунин, Ю.Ю., Борисов В.К. Этика бизнеса: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 352 с.

10. Пиз, А. Язык жестов. Перевод с англ. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 1992. – 218 с.

11. Чисхольм, П. Уверенность в себе: путь к деловому успеху: Пер. с англ./Под ред. и с предисл. Л.А. Княжинской. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1994. – 288 с.: ил.

12. Шпигель, Дж. Флирт – путь к успеху. – СПб: Питер Пресс, 1995. – 160 с. – (Серия «Сам себе психолог»).

Интернет-ресурсы

1. Портал ИжГСХА http://www/izhgsha.ru/:

Ø Деловая этика / Авт.- сост. В.К. Трофимов. - Ижевск: ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2012. – 352 с.

Порядок доступа:

а) зайдите на сайт академии;

б) выберите «ПОРТАЛ ИжГСХА» (войти в личный кабинет);

в) выберите факультет;

г) выберите группу (введите номер своей группы);

д) выберите имя (Ф.И.О. студента);

е) введите номер своей зачётной книжки (войти)

ж) выберите в меню «Моя библиотека» → «Книги» → «Деловая этика».

2. Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/

3. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/

4. Российская государственная библиотека http://www.rs.ru/

5. Электронно-библиотечная система: http://www.iqlib.ru

6. http://e.lanbook.com (выход с библиотеки ИжГСХА)

7. http://elibrary.ru (выход с библиотеки ИжГСХА)

Примечание. При изучении дисциплины студенты могут использовать также иную литературу по деловой этике.

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ

Авторитетность –способность человека иметь определенный вес среди людей, пользоваться их признанием и уважением.

Агрессивность(враждебность) – поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, вред.

Альтруизм –черта характера, побуждающая человека бескорыстно приходить на помощь другим людям.

Вербальная коммуникация– коммуникация, выражающаяся в знаках, словах.

Визитная карточка– небольшой лист тонкого картона ( или плотной бумаги высокого качества), на котором напечатаны основные сведения о ее владельце.

Внушение –неосознанное ( или осознанное) влияние одного человека на другого, вызывающее определенные изменения в его психологии и поведении.

Деловая этика – применение этических принципов к деловым ситуациям.

Деловой этикет– формы и методы этических и этико-психологических взаимоотношений в процессе трудовой деятельности.

Деловое общение –общение, относящееся к общественной, служебной деятельности, к работе.

Идентификация –отождествление себя с другими людьми.

Имидж– сформировавшийся образ делового человека (организации).

Имиджмейкер– специалист по созданию имиджа.

Индивидуальность– неповторимое своеобразие человека.

Инсайт(озарение, догадка) – неожиданное для самого человека внезапное нахождение решения какой-либо проблемы, над которой он долго и настойчиво думал.

Интеллект –совокупность умственных способностей человека.

Интеракция – взаимодействие.

Интроверсия– обращенность сознания человека к самому себе.

Искусство разговора –умение найти тему, интересную партнеру; заставить его разговориться; внимательно слушать.

Кодекс профессиональной этики - свод норм правильного, подобающего поведения, считающегося уместным для человека той профессии, к которой данный кодекс имеет отношение.

Коммуникация –процесс взаимного обмена информацией между партнерами по общению.

Конкуренция– взаимодействие, характеризующееся противостоянием.

Конфликт –трудноразрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями.

Кооперация –действия по объединению и согласованию общих усилий.

Креативность –уровень творческой одаренности человека, его способности к творчеству.

Межличностный ритуал –обмен принятыми в обществе фразами, жестами, уместными в данной ситуации.

Межличностная аттракция– процесс предпочтения одних людей другими, взаимного притяжения между людьми, взаимной симпатии.

Модель поведения– целостный комплекс знаков (речевых, неречевых, поведенческих), направленный на создание некоторого образа.

Мораль– 1) нравственность, совокупность норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; одна из форм общественного сознания; 2) нравственный, поучительный вывод; 3) нравоучение, поучение.

Мотив – побуждение к деятельности.

Национальная культура – совокупность ценностей, установок, убеждений и норм, разделяемых представителями той или иной национальности.

Организационная культура– система разделяемых членами организации материальных и духовных ценностей, идей, эталонов поведения, символов, отношений и способов ведения бизнеса, обусловливающих «индивидуальность» компании и отражающих ее восприятие себя и окружающей среды.

Поведенческий этикет– правила организации и проведения официальных встреч и мероприятий.

Прием– официальное мероприятие, которое устраивается по случаю национального праздника, прибытия делегации, успешного завершения переговоров и т.д.

Проксемика– область, занимающаяся нормами пространственной организации общения.

Протокол–совокупность правил, регулирующих порядок совершения различных церемоний.

Речевой этикет – совокупность норм, которые нужно знать и применять в устном общении.

Убежденность– уверенность человека в своей правоте, подтверждаемая соответствующими аргументами и фактами.

Фасилитация -взаимовлияние людей, повышающее их активность.

Харизма– наделенность человека (харизматического лидера) особыми, исключительными качествами в глазах его приверженцев.

Ценностные ориентации –то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, позитивный жизненный смысл.

Честолюбие –стремление человека к успехам, рассчитанное на повышение его авторитета и признание со стороны окружающих.

Эгоцентризм– сосредоточенность сознания и внимания человека исключительно на самом себе, сопровождающаяся игнорированием того, что происходит вокруг.

Экстраверсия –обращенность сознания и внимания человека в основном на то, что происходит вокруг него.

Эмпатия –сопереживание другому человеку.

Этика– учение о морали ( нравственности).

Этикет –установленный порядок поведения где-либо.

Этикет приветствий и представлений– совокупность правил первоначального межличностного взаимодействия, касающихся внешнего проявления отношения к людям.

Приложение

Образец оформления титульного листа

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральное государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия»   Этика и этикет управления персоналом в условиях современного российского рынка Контрольная работа по деловой этике Проверил: доцент А.И. Кузнецов   Выполнил: студент 1 курса А.В. Петров (направление – «Экономика», гр. 1, шифр 1305015)   Ижевск 2014

Е. Интернет-ресурс

Березин, Ф.Б. Особенности психической адаптации и профессиональная успешность / Ф.Б. Березин // Березин Ф.Б. Персональный сайт. - URL: http://berezin-fb.su/mikrosoc_vzaimodejstvie_profaspekty_adaptacii/adaptacija-i-professionalnaja-uspeshnost

*Примечание: Список литературы составляется по алфавиту.

Учебное издание

ДЕЛОВАЯ ЭТИКА

Методические указания

Составители:

Трофимов Валерий Кириллович,

ТороховаЕлена Анатольевна

Технический редактор Е.Ф. Николаева

Подписано в печать 24.04. 2014 г.

Формат 60 х 84 1/ 16. Бумага офсетная.

Гарнитура Times New Roman.

Усл. печ. л.1,2 Уч.-изд. л. 1,05. Тираж 200 экз. Заказ № 5691

ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА

426069, г. Ижевск, ул. Студенческая, 11

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

профессор __________П.Б. Акмаров

«24» апреля 2014 г.

ДЕЛОВАЯ ЭТИКА

Методические указания для студентов заочной формы обучения

Ижевск

ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА

УДК 174 (078)

ББК 87.75 я 73-9

Д 29

Методические указания составлены на основе федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.

Рассмотрены и рекомендованы к изданию редакционно-издательским советом ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, протокол № 2 от 24.04. 2014 г.

Рецензент:

Л.В. Смирнова — канд. ист. наук, доцент кафедры отечественной истории, социологии и политологии

Составители: В.К. Трофимов, Е.А. Торохова

Д 29 Деловая этика:метод. указ. / сост. В.К. Трофимов, Е.А. Торохова. – Ижевск: ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2014. – 21 с.

Методические указания включают методические рекомендации для самостоятельной работы студентов, тематику и содержание лекций, планы семинарских занятий, тематику контрольных работ, список основной и дополнительной литературы, вопросы к зачёту, словарь основных терминов.

Предназначены для студентов заочной формы обучения, обучающихся по программам подготовки бакалавра.

УДК 174 (078)

ББК 87.75 я 73-9

© ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2014

© Трофимов В.К., Торохова Е.А. сост., 2014

СОДЕРЖАНИЕ

1. Цель и задачи дисциплины «Деловая этика»………………………….....
2. Методические рекомендации студентам для самостоятельной работы..
3. Тематика и содержание лекций……………………………………………
4. Планы семинарских занятий……………………………………………….
5. Методические рекомендации для самостоятельной работы при написании контрольной работы……………………………………………
6. Темы контрольных работ…………………………………………………..
7. Вопросы для зачёта
8. Литература для самостоятельной работы при написании контрольной работы и подготовке к зачёту………………………………………………
9. Словарь основных терминов……………………………………………….
  Приложение…………………………………………………………………..
  Образец оформления титульного листа……………………………………
  Образец написания оглавления……………………………………………..
  Образец оформления списка литературы………………………………….
     

1 Цель и задачи дисциплины «Деловая этика»

Цельизучения деловой этики – дать студентам компетенции, знания, умения и навыки в области этики и этикета.

При изучении курса необходимо решить следующие ключевые задачи:

- познакомиться с основами коммуникативного процесса, делового общения, особенностями вербальной и невербальной коммуникаций;

- сформировать представление о нормах и ценностях, определяющих поведение людей в деловой сфере.

- развить навыки публичных выступлений, деловой беседы, переговоров;

- освоить технологию разрешения конфликтов, рекомендации по ведению деловой переписки;

- изучить основные принципы поведения при трудоустройстве, получить навыки прохождения собеседований при приеме на работу.

2 Методические рекомендации студентам

для самостоятельной работы

Для того чтобы хорошо подготовиться к семинарским занятиям и зачёту по деловой этике, рекомендуется:

1. Рассмотреть, как освещён вопрос семинарского занятия и зачёта в лекции преподавателя и в учебнике.

2. Изучить основную и дополнительную литературу (по указанию преподавателя).

3. Обязательно уяснить смысл основных понятий, указанных в каждой теме.

4. Выполнить рекомендованные к семинарскому занятию упражнения.

5. С самого начала занятий добиваться глубоких и ясно осознанных знаний.

6. Активность студента на семинарском занятии может быть проявлена не только в виде подготовленных по требованию преподавателя сообщений, но и в виде добровольных выступлений, дополнений, вопросов преподавателю и студентам.

7. При подготовке к семинарскому занятию и зачёту следует руководствоваться рабочей программой дисциплины, использовать учебники, учебные пособия, словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы. Эти издания имеются в библиотеке ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА.

Тематика и СОДЕРЖАНИЕ лекций

Тема 1. Предмет и специфика деловой этики.

1.1 Этика как учение о морали. Структура и функции морали.

1.2 Этические проблемы деловой жизни. Деловая этика как научная дисциплина. Соотношение универсальной и деловой этики.

1.3 Структура деловой этики (макроэтика и микроэтика). Социальные функции и принципы деловой этики.

1.4 Соотношение этики и этикета. Понятие делового этикета.

Тема 2. Вербальный и невербальный язык деловой коммуникации: вопросы этики и этикета

2.1 Речевой этикет в деловом общении. Правила этикета для говорящего.

2.2 Публичное выступление. Выразительные средства публичной речи.

2.3 Слушание как элемент речевой культуры. Правила этикета для слушающего.

2.4 Невербальная коммуникация. Виды невербального языка: такесика, проксемика, визуальный контакт, жестика, мимика.

Наши рекомендации