Формирование звукослоговой структуры слова
У НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ
Для становления слоговой структуры слова значимыми являются неречевые процессы: оптико-пространственная ориентация, темпоритмическая организация движений и действий, способность к серийно-последовательной обработке информации (Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю., 2005). Для произнесения слова требуется не только верное произнесение изолированных звуков, но и серии звуков, для чего необходимы коартикуляции — связки между отдельными артикуляционными укладами.
В основе работы по формированию слоговой структуры слова лежит развитие ритмической способности ребенка, которая обеспечивается деятельностью зрительного, двигательного и кожно-кинестетического анализаторов (Дедюхина Г.В.,2006). Совершенствование межанализаторных связей создает базу для сенсомоторных механизмов слогового ритма речи. Двигательный ритм оказывает организующее влияние на становление речевых механизмов.
В коре головного мозга близко расположены зоны, отвечающие за движения пальцев рук и органов артикуляционного аппарата, следовательно, возбуждение одной зоны приводит к возбуждению другой. Занятия по совершенствованию мелкой моторики способствуют формированию слоговой структуры, звукопроизношения.
Нарушения слоговой структуры слова отмечаются у всех детей с моторной алалией, при этом они сопровождают нарушения лексики (З.Е. Агранович, 2000). Недостаточность слоговой структуры может привести впоследствии к возникновению фонематической дисграфии или дисграфии на основе нарушений языкового анализа и синтеза. Основным принципом формирования слоговой структуры является подбор речевого материала сначала с максимально простой слоговой структурой, с доступными для произнесениями звукосочетаниями (например, если ребенку 3 года не целесообразно включать в работу слова, содержащие звуки позднего онтогенеза: «р», «щ», провоцируя ребенка на нарушение звуконаполняемости). Главной целью на начальном этапе работы является — уточнение контура слова. Целесообразно использовать слова, схемы которых можно изобразить следующим образом: СГСГ (вата, губы); СГС (дай, кот, тут, вот); СГГС (пион, паук); СГССГ (сумка, тапки), СГСГСГ (панама, бумага, собака), СГСГС (петух, диван). Необходимо стимулировать ребенка к произнесению хотя бы ударного слога, ритмического рисунка слова. Используется четкое, послоговое проговаривание слов, сопровождаемое ритмическими движениями ведущей руки (отхлопывание рукой количества слогов по столу).
Формирование невербальных предпосылок развития
Слоговой структуры слов
Упражнение «Ритмические ряды». Направлено на формирование представлений о временной и линейной (предпосылка — к возникновению синтагмы) последовательности знаков (двигательных, зрительных, слуховых) в ритмическом ряду. Повторение ритмического ряда любой модальности выполняется на основе повторения составляющих элементов. Упражнение способствует совершенствованию зрительно-моторной координации, зрительного внимания и восприятия, что является профилактикой возникновения в дальнейшем нарушений письма и чтения: выкладывание дорожек из мозаики (разноцветной фасоли, морских камушков, разноцветного сахара и т.п.), «заборчиков» из счетных палочек (зубочисток, трубочек для коктейля, ватных палочек), рисование линий различной длины и направленности, выкладывание цветных ленточек (шнурков) различной длины. Разнообразие материала позволяет каждый раз модифицировать игру и поддерживать мотивацию к однотипной деятельности у ребенка.
Упражнение «Музыкальные инструменты». Воспроизведение долгих и коротких звуков с помощью разных музыкальных инструментов (дудка—барабан; баян—бубен). По возможности нужно стимулировать ребенка к произнесению простых названий музыкальных инструментов.
Упражнение «Рисование музыки».«Рисование» быстрой и медленной музыки. Быструю музыку «рисуем» красным цветом, медленную — синим. Быструю музыку «рисуем» — частыми штрихами (IIII); медленную — редкими (I I I).
Упражнение «Музыка и движения». Соотнесения звучания музыкального инструмента с имитационным движением рук. Колокольчик – потряхивание кости, дудочка – пальцы, прижатые к губам и т.п.
Упражнение «Цветная музыка». Соотнесения звучания музыкального инструмента с картинкой определенного цвета или предметом. Звучит барабан – ребенок выкладывает красную карточку, большую ракушку. Звучит дудочка – желтую карточку, маленькую ракушку.
Упражнения с руками. Упражнения на совершенствование динамического праксиса рук: сжать кулаки – разжать, показать ладошки – спрятать; показать кулачок – показать колечко из пальцев. Упражнения на совершенствование реципрокной координации рук: кулак левой руки – ребро правой руки.
Упражнения и игры на вербальном материале
Упражнение «Соревнование». Ребенок выигрывает у взрослого кусочки сахара (цветного карамелизованного), орехи, зубочистки, шарики для аквариумного дизайна «марблс», кофейные зерна и т.п. Ребенок получает «выигрыш», когда правильно воспроизведет цепочку слогов: да-да; га-га; а-па; пап-ап и др.
Упражнение «Скрепки». Составление цепочки из канцелярских скрепок с одновременным произнесением слогов (скрепка=слог).
Упражнение «Аппликатор Кузнецова». Проговаривание слогов с использованием аппликатора Кузнецова: прижатие подушек пальцев к звездочкам с одновременным произнесением слогов. Используя слоговые упражнения с постепенным наращиванием числа слогов, с попеременным ударением.
Упражнение «Стихи». Взрослый читает стихотворения, отхлопывая (отстукивая) ритм руками ребенка.
Упражнение «Соотнесение рядов». Произнести столько раз сочетание гласных ( поначалу совместно со взрослым), сколько зубочисток (камушков, макарон) лежит на столе. Сочетание гласных: АУ, ОА, ИА.
Упражнение «Пирамида». Произносить слоги или цепочки слогов с одновременным нанизыванием колец на пирамиду (построением башни из кубиков)
Интересные упражнения для неговорящих детей предложены Г.В. Дедюхиной.
Упражнение 1. Ребенок воспроизводит ритмичные движения, соотнося характер движения с интонацией произносимых звукоподражаний. Например, ребенок ритмично поглаживает свою руку (руку взрослого) и произносит: «мяу-мяу»; хлопает по руке и произносит «ав-ав».
Упражнение 2. Ребенок воспроизводит меняющиеся ритмичные движения со сменой звуковых жестов. Например, «тук-тук» — стучит кулаком по столу; «бах-бах» — топает по полу; «бом-бом» — машет ладонью, имитируя маятник часов.
Упражнение 3. Ребенок соотносит звукоподражание с геометрическими формами, выкладываемыми на столе. Напримр: «ав-ав» — квадрат; «ку-ку» — круг и т.д. Взрослый произносит звукоподражания, а ребенок выкладывает геометрические фигуры. После чего взрослый просит ребенка «озвучить» соответствующими звукоподражаниями получившуюся дорожку.
Упражнение 4. Ребенок воспроизводит звукоподражание, изменяя громкость (высоту) голоса, в зависимости от предъявленной картинки. Большой медведь — (громко) ТОП-ТОП; маленький медвежонок (тихо) — топ-той. Большие часы (низким голосом) — БОМ-БОМ; маленькие часики (высоким голосом) — бом-бом.
Игра «Пальцеход». Проговаривание слогов с одновременной игрой в «Пальцеход»: проговаривать слоги, «наступая» пальцами на пуговицы, нашитые на плотной ткани.
Игра «Пальчики здороваются». Произнесение слогов на соприкосновение пальцев.
Игра «Домики для животных». Расселение животных по домикам (сколько раз хлопнешь по столу, Столько слогов в слове; с одним слогом — селим в одноэтажный домик; с двумя —в двухэтажный). Игру удобнее проводить на компьютере. Речевой материал: лиса, кот, лама, коза, пони, пума, кит, гусь, бык, лев.
Игра «Волшебные ленточки». Раскладывание длинных и коротких слов соответственно ленточкам. Ребенку даются две ленты: длинная — короткая и картинки: ухо, оса, ива, голова, малина, сапоги, собака, суп, соль, посуда, кассета. Необходимо, произнося слова располагать картинки под соответствующей лентой.
Игра «Живые вагончики». Дети выставляют игрушки в соответствии с инструкцией взрослого, затем называют их пространственные позиции: «Поставь ежика впереди мишки. Поставь котика позади мишки».
Игра «Я—ты». Взрослый предлагает выполнить повторяющиеся ритмичные движения руками (постучать, похлопать) с соблюдением очередности. Взрослый стучит, произносит: «Я», затем ребенок стучит, взрослый произносит: «Ты». Взрослый стимулирует ребенка к сопряженному или самостоятельному озвучиванию совместной деятельности, например, вопросами: «Кто сейчас будет стучать?», «Кто: Я или Ты?»
Игра «Убери лишнее». Игра проводится на компьютере. На экране монитора ребенку демонстрируются ряды из различных фигур (маленьких картинок). Ряд состоит из 4 элементов, при этом: 3 - одинаковых, 1 - отличный. Ребенку необходимо удалить лишний предмет, сказав при этом слово «это». Взрослый стимулирует ребенка к произнесению слова, используя в качестве поощрения самостоятельное «нажимание» кнопки.
«Игры с пальцами». Последовательное растягивание межпальцевых складок путем отведения каждого пальца руки («опа!», «ох!»), последовательное сгибание и разгибание каждой фаланги пальцев («ку-ку!»), ритмичное «прищепление» прищепкой каждого пальца («ох!», «ух!»).
Основной формой работы по формированию слоговой структуры слова является сопряженное, отраженное, самостоятельное называние предметных картинок, названия которых соответствуют онтогенетической последовательности появления слоговой структуры слова у детей (в соответствии с исследованиями Марковой А.К., Четверушки- ной Н.С.). В работе над слоговой структурой слова необходимо использовать максимальное количество приемов работы, что способствует повышению мотивации и снижению негативизма (за счет смены видов деятельности ребенка, подключения дополнительных сенсорных стимулов).
На начальных этапах работы желательно при произнесении слов протягивать гласные, демонстрируя ребенку интонационно, что слово не закончено, стимулируя к произнесению слова до конца.
Представим основные приемы воспроизведение слоговой структуры слова с использованием двигательных опор.
1. Называние картинок (плавное, послоговое) с одновременным движением руки (хлопки, удары по столу).
2. Называние картинок (плавное, послоговое) с одновременным сдавливанием пальцев (на каждый слог) прищепкой.
3. Называние картинок (плавное, послоговое) с одновременным нажиманием пальцем на коврики-аппликаторы (Кузнецова, Ляпко).
4. Называние картинок (плавное, послоговое) с одновременным покалыванием пальцев ребенка зубочистками, прокатыванием по руке ребенка щеткой, роликовым аппликатором Ляпко.
5. Называние картинок с одновременным надеванием и сниманием колечек Су-джок.
6. Называние картинок с одновременным втыканием канцелярских скрепок в деревянную дощечку.
В Называние картинок с одновременным прикреплением бельевых прищепок к картону, к бельевой веревке.
8. Проговаривание слов по слогам с одновременным выкладыванием «дорожек», «заборчиков». Используются различные материалы: мозаика, зубочистки, счетные палочки, макароны, (Траленные ватные палочки, камешки, ракушки и т.п.
9. Произнесение слов, называние картинок, изменяя силу (высоту) голоса. Например, первый слог произносится низким голосом, второй — высоким.
10. Называние слов с одновременным составлением цепочки из канцелярских скрепок (скрепка = слово).
11. Произнесение отрабатываемого слова «на ушко» маме, выражая определенную эмоцию. Например, слово «мама» произнести радостно, грустно, удивленно (по подражанию логопеду).
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ ЯЗЫКА У НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ
К трем годам при нормальном развитии ребенок осваивает все основные грамматические категории языка разговорной речи. Он изменяет слова, используя морфологические средства, говорит короткими грамматически оформленными предложениями.
При построении программы формирования и коррекции грамматического строя речи логопед опирается на «тенденции естественного (стихийного) овладения языком» (Арушанова А.Г., 1999).
На первом этапе логопедической работы по формированию грамматического строя языка основной целью является — развитие понимания слов, высказываний при изменении грамматической формы. Однако формирование навыка активного использования грамматических форм в речи, также как и самостоятельное их образование — цели более поздних этапов логопедической работы.
Важно, чтобы логопед не пытался обучить ребенка запомнить грамматическую форму каждого слова в отдельности, а сформировал у ребенка языковую способность к способу образования грамматической формы или нового слова, таким образом, у ребенка формируется способность к грамматическому (морфологическому) обобщению, а позднее — противопоставлению.
На первом этапе логопедической работы по формированию грамматического строя у безречевых детей проводятся упражнения, направленные на:
♦ Различение существительных в исходной и уменьшительно-ласкательной форме.
♦ Различение единственного и множественного числа существительных с окончанием: «ы», «и», например: «муха-мухи»; «панама-панамы».
♦ Различение глаголов совершенного и несовершенного вида.
♦ Понимание словообразовательных форм.
♦ Понимание и возможно употребление простых предлогов.
♦ Понимание категории рода.
♦ Формирование навыков употребления существительных в винительном падеже.
♦ Формирование внутренней схемы высказывания, фразы.
Приведем примеры упражнений и игр.
Упражнение «Мяч-мячик». Взрослый предлагает ребенку изобразить руками мяч, стимулируя его к произнесению слова; затем — мячИК, взрослый выделяет интонационно суффикс — ИК, стимулирует ребенка к повторению слова. По инструкции взрослого: сделай мяч — сделай мячик, ребенок самостоятельно изменяет позу рук. При изображении маленького мячика руки расслаблены, а мяча напряжены. Для упрощения задания можно попробовать с ребенком сжимать массажные мячики разного размера. Упражнение способствует формированию уменьшительно-ласкательной формы существительных, подготовке руки ребенка к письму.
Упражнение «Разноцветный сундучок». Ребенок по инструкции взрослого достает из красочной шкатулки различные предметы, одинаковые по цвету: достань КРАСНЫЙ, достань КРАСНУЮ.
Игра «Дудим в дудку». Используется для ознакомления ребенка с понятиями «один» — «много», Взрослый предлагает ребенку подудеть в дудку один раз, затем много раз, сопровождая инструкцию показательными действиями. Эта игра, кроме того, подготавливает ребенка к усвоению ритмической структуры языка.
Игра «Театр теней». Используются заготовки из картона: три мухи, три паука, три кошки и т.д. В темноте взрослый включает настольную лампу, направляет ее на стену и демонстрирует ребенку сначала одну фигурку: «муха», затем несколько фигурок: «мухи». Стимулирует ребенка к показу, произнесению слов, после чего можно предложить ребенку поменяться ролями. Игра направлена на формирование грамматической формы множественного числа существительными
Игра «Езда на машине». Ребенку предлагается прокатить машину (паровоз, самолет и т.п.) от одного предмета к другому. Взрослый формулирует четкую инструкцию, интонационно выделяя предлоги «ОТ» и «К», например: «Прокати машину ОТ куклы К слону»; «Прокати машину ОТ слона К кукле».
Игра «Теремок». Для закрепления понимания предлогов ребенку предлагается провести в теремок героев сказки по сооруженному лабиринту. Взрослый четко формулирует инструкцию: «Посади в дом мышку». Если позволяют речевые возможности ребенка, логопед просит его произнести, куда он посадил животное, проговаривая ответ вместе с ребенком, интонационно выделяя предлог: «В дом!». Игра способствует профилактике нарушений чтения и письма за счет развития зрительно-моторной координации. Для этой игры можно использовать деревянные конструкторы «Сказки».
Игра «Домики для животных». Взрослый предлагает расселить в большие домики (построенные ребенком из природного материала) мам, а в маленькие — деток. «В большой домик поселим белку, а в маленький —бельчонка. Дай бельчонка, дай белку».
Игра «Покорми животных». Для игры понадобятся: вырезанные из любой плотной однотонной ткани фигуры (кошка и рыбка, собака и косточка, заяц и морковка). На фигурки кошки, собаки и зайца необходимо пришить одну часть кнопок, а на фигурки рыбки, косточки и морковки вторую часть кнопки. Взрослый предлагает ребенку «покормить друзей». Взрослый начинает фразу с незаконченной интонацией, побуждает ребенка ее продолжить: «Зайке дадим...(морковку)» и предлагает ребенку «пристегнуть» морковку к зайке и т.д. В случае, если ребенок не продолжает фразу, взрослый заканчивает ее самостоятельно, а затем спрашивает ребенка: «Что дадим зайке?». Взрослый помогает ребенку ответить на вопросы, выделяя интонацией окончание «у»: морковкУ, косточкУ, рыбкУ. По окончанию игры, если позволяют речевые возможности ребенка, взрослый побуждает ребенка к сопряженному или отраженному произнесению фразы: «Зайка ест морковку», «Пес ест косточку»; «Киса ест рыбку».
Игра «Помой посуду». Взрослый вместе с ребенком моет посуду: миску, вилку, чашку. Во время мытья каждого предмета взрослый побуждает ребенка к произнесению фразы, например, «Я мою миску» и т.п.
Игра «Вешаем одежду». Для игры понадобятся: разноцветные прищепки, одежда, бельевая веревка. Взрослый предлагает ребенку по инструкции развесить вещи для куклы сушиться, затем спрашивает ребенка: «Что ты повесил сушиться? Давай вместе скажем: я повесил майку».
Особое внимание логопедом уделяется формированию «сказуемости» речи (М.К. Шохор-Троцкая, 2002), которая заключается в регулярном употреблении таких слов, как «есть» (в смысле «существует»), «нет» (в смысле «отсутствует»), «да» (в смысле «согласен»), «на» (в смысле «возьми»), а также слов, тесно связанных с указательными жестами: тут, вот, там, сюда, здесь; а также другие слова (междометия: «ах», «ух») предикативного характера, заключающие законченную мысль, не содержащие вещественного значения (М.К. Шохор-Троцкая, 2002). Тем самым формируется фраза: «Вот мишка», «Там собака» и т.п.
Как можно раньше желательно начинать использовать модальные глаголы, типа: буду, хочу, могу, поскольку они обладают большой побудительной мотивационной значимостью.
Игра «Рассади гостей». Используется с целью формирования умения строить последовательности, что способствует в дальнейшем формированию внутренней схемы высказывания. Взрослый предлагает ребенку рассадить кукол (машинки в гараже) по своим местам, сопровождая комментарием: Сюда — Петю; сюда — Катю и т.д. Затем взрослый снова собирает кукол в одном месте и предлагает ребенку самостоятельно рассадить кукол в той же последовательности. Когда ребенок рассадит кукол, взрослый предлагает раздать им чай и угощения: сначала чашки, потом блюдца, затем конфеты.
Игра «Свяжи картинки». Ребенку предлагается набор предметных и сюжетных картинок: ребенок совместно со взрослым называет картинки по очереди, затем взрослый выкладывает предметную и сюжетную картинку на белый лист бумаги, соединяет их стрелкой, побуждая ребенка к совместному произнесению двухсловной фразы. Например, на предметной картинке изображена: «оса», а сюжетная обозначает глагол «летит».
СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ, СТИМУЛЯЦИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА РОДИТЕЛЯМИ
Не вызывает сомнения тот факт, что неговорящие дети должны получать квалифицированную помощь специалистов различного профиля: логопедов, врачей, психологов и др. Однако зачастую по тем или иным причинам неговорящие дети такую помощь не получают; либо получают ее лишь в консультативном порядке из-за значительной удаленности места проживания семьи и работы логопеда. Даже если неговорящий ребенок получает помощь специалистов, квалифицированная помощь со стороны семьи существенно дополнит комплекс коррекционных мероприятий. Активное включение семьи ребенка в коррекционноразвивающий процесс является одним из основных принципов логопедической работы, обеспечивая ее эффективность.
Родителям, чьи дети не начали пользоваться активной речью до 2,5 лет, в любом случае стоит обратиться к логопеду для установления причин этого явления. Зачастую причиной задержки речевого развития является не понимание необходимости речевого воспитания ребенка, в этом случае при организации логопедом семейного речевого воспитания родителям удается решить проблему и без специальных логопедических занятий.
Логопед организует взаимодействие с родителями с использованием следующих направлений и форм:
♦ Создание заинтересованности у родителей для их активного включения в коррекционно-развивающий процесс. Логопед проводит беседы с родителями, объясняя цели, задачи, направления и планируемые результаты коррекционной работы; в дальнейшем проводятся беседы с целью обсуждения возникших изменений в психическом и речевом развитии ребенка. Совместно с родителями проводится сравнение и оценка представлений и умений ребенка в начале коррекционной работы и на текущем этапе: с этой целью возможно изготавливать сравнительные видеоматериалы.
♦ Анкетирование и интервьюирование родителей, предполагающее выяснение их ожиданий от логопедической работы; форм и направлений семейного
воспитания; уровня сформированности речевых и других навыков ребенка.
♦ Инструктирование родителей по отработке каждой задачи занятия в домашних условиях; информирование родителей о достижениях и трудностях ребенка на каждом занятии. С этой целью логопед ведет индивидуальный альбом, в котором фиксирует краткое содержание проведенного занятия, домашнее задание родителям, готовит печатный материал, рекомендуемую литературу. Целесообразно использовать видеоматериалы занятий с логопедом для демонстрации их родителям. Возможно создание мультимедийного курса занятий.
♦ Присутствие родителей на занятиях, комментирование выполненных заданий.
♦ Использование домашних видеозаписей занятий с ребенком, интерактивного общения с помощью Интернет для консультирования родителей.
♦ Проведение «родительских чаепитий», на которых в непринужденной обстановке обсуждаются проблемы и трудности, возникающие в процессе коррекционной работы; происходит совместный поиск удачных форм семейного воспитания речевых навыков.
♦ Стимуляция творческой активности родителей: составление сказок для детей; совместное с детьми изготовление наглядных пособий; ведение дневников достижений детей.
♦ Психотерапевтические и психокоррекционные (в т.ч. арттерапевтические) совместные занятия с детьми и родителями.
♦ Рекомендация специальной литературы по речевому воспитанию детей.
Каждый логопед самостоятельно определяет удобную для него, подходящую конкретной семье форму взаимодействия, однако нижеследующим советам могут следовать практически все родители.
СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА РОДИТЕЛЯМ
НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ
Уважаемые родители! Помните, что подражание — одно из основных средств воспитания и обучения. Если хотите обучить ребенка выполнять какое-либо действие, выполняйте его сами на глазах у ребенка.
«Логопедический альбом» и «Именная книжка-малышка». У каждого ребенка должен быть собственный (изготавливаемый родителями совместно с ребенком) «логопедический альбом»: толстая тетрадь, красиво оформленная (удобнее использовать с креплением в виде спирали). Этот альбом станет формой тесного взаимодействия в системе «логопед—ребенок—семья». В нем логопед описывает краткое содержание занятий, поясняет родителям домашнее задание, помещает работы ребенка, необходимый картинный и текстовый материал. Важно, чтобы картинный материал для занятия подготавливался родителями совместно с ребенком (совместно подбирать, вырезать, наклеивать картинки), в этом случае «альбом» будет иметь эмоциональное содержание для ребенка, станет для него любимой игрушкой». В этот же альбом «приходят Пятерки», логопед наклеивает стикеры, выигранные ребенком. Спустя определенное время у детей появляется слово «мой» в ответ на попытку отобрать у него альбом, что говорит о чрезвычайной значимости для ребенка. Можно порекомендовать родителям: изготовить самостоятельно личную книжку-малышку ребенка, в которую поместить картинный материал со словами, вызывающими наибольшие затруднения у ребенка. На первой странице книжки- малышки можно наклеить фотографию ребенка и подписать, например «Ванюшкина книжка». В эту же книжку наклеить фотографии ребенка, запечатленного в момент выполнения различных действий: Ваня умывается, Ваня кушает, Ваня плачет и т.д. Для изготовления фотоальбома: просите ребенка выполнить какое-то действие (сесть, встать, лечь и т.д.), фотографируйте его в спонтанной деятельности. Вместе просматривайте фотографии, сопровождайте просмотр эмоциональным комментарием: «Что ты делаешь? Ты сидишь? А здесь? Ты стоишь». Просматривайте вместе с ребенком фотографии из семейного архива и подобным образом разбирайте действия других лиц на фотографиях.
«Участие в домашних делах, поддержание порядка». Важно не ограничивать ребенка от домашних дел, считая, что он не говорит и/или не понимает, а следовательно выполнить ничего не может. Для формирования обобщающей функции мышления, закрепления обобщающих понятий советуем игрушки ребенка разложить в красивые цветные коробки: в отдельную коробку — животных, в отдельную — посуду и т.п. Приучайте ребенка убирать игрушки в соответствующие коробки, поначалу помогайте ему в этом, процесс сортировки сопровождайте речевым комментарием: «В эту коробку сложим животных, а в эту — машинки». Поощряйте ребенка, если он смог разобрать игрушки самостоятельно. После того, как ребенок поиграл с конструкторами, не спешите собирать его в одну коробку. Для закрепления прилагательных разложите наборы конструкторов по коробкам (в одну коробку — самые высокие бруски; в другую — самые маленькие кубики, в третью —самые толстые цилиндры и т.д.).
Покажите ребенку две коробки: большую и маленькую. Договоритесь с ребенком, где будут храниться эти коробочки, объясните, что вы будете собирать в них «клад»» «Кладом» станут все вещи, найденные вами или ребенком, лежащие не на своих местах. Большие вещи будут складываться в большую коробку, маленькие — в маленькую. Этот игровой прием поможет не только приучить ребенка к поддержанию порядка в доме, но и позволит практически усвоить понятия «больше» — «меньше», повлияет на развитие регулирующей и планирующей функций речи.
Замечательно, если ребенок участвует в совместной бытовой деятельности вместе со взрослыми: вместе с ними покупает продукты, убирает дом, готовит пищу, шьет и т.д. Все совместные действия необходимо сопровождать четким, продуманным комментарием. Привлекайте ребенка к работе по дому: закладывая белье в стиральную машину, сопровождайте свои действия комментарием — пусть малыш подаст вам необходимые вещи; по возможности старайтесь готовить пищу совместно - позвольте ребенку бросить овощи в суп, расставить посуду и т.п. Такие совместные действия способствуют не только развитию навыков самообслуживания, но и развивают понимание речи, обогащают лексикон ребенка прилагательными, наречиями и др.
Совместное приготовление пищи поможет закрепить в словаре ребенка многие глаголы, в том числе с близким значением: жарить—варить—печь; кипятить, чистить, солить и т.д. Обращайте внимание ребенка на запахи при приготовлении пищи, в следующий раз попросите угадать ребенка по запаху — что готовится на кухне.
Если в семье есть младший ребенок, то привлекайте неговорящего ребенка к пению ему колыбельных песен с повторяющимися элементами: баю-баю, люли-люли и т.д.
Безречевые дети часто не могут контролировать, планировать свою деятельность, у них не развита регулирующая функция речи. Родителям целесообразно на невербальном материале учить ребенка планированию. Перед походом в магазин составьте наглядный (например, с помощью вырезок из каталогов и газет) список покупок, поручите ребенку, руководствуясь этим списком находить товары: подобная деятельность также способствует развитию социализации ребенка. Привлеките ребенка к разбору сумок после похода в магазин, пусть ребенок поможет вам в классификации предметов на группы: «еда» и «напитки». Предложите ребенку сложить купленные яблоки в вазу по очереди, при этом приговаривайте эмоционально: «я, ты, я, ты». Повторяя эту игру несколько дней, добивайтесь того, чтобы ребенок начал повторять за вами эти простые слова.
«Игры-поручения». Совершенствованию понимания речи, обучению понимания многоступенчатых инструкций способствуют игры-поручения. Поручение ребенку выполнение «важных дел» способствует развитию положительного отношения к себе, выработке самооценки. Поручайте ребенку те действия, которые значимы и которые он может выполнить, при этом следует давать ребенку четкие инструкции, сопровождая их видимой яркой артикуляцией. Когда ребенок выполнит поручение, объясните ему, чем именно хорошего в том, что он сделал.
«Как общаться с неговорящим ребенком». В общении с ребенком целесообразно использовать насыщенную эмоционально-волевыми интонациями побудительную форму речи: побудительные предложения стимулируют собеседника к активному действию. Побудительные предложения могут обозначать распоряжение, требование, приглашение, просьбу, объяснение, согласие, одобрение, запрещение, вопрос и т.п. (М.К. Шохор-Троцкая, 2002). Такая форма общения стимулирует развитие понимания речи, позволяет контролировать понимание им услышанной речи. Речевой комментарий взрослого должен быть максимально эмоционально насыщенным, быть интонированным: взрослый должен активно и правильно использовать интонацию, логические ударения. Речевым комментарием взрослый может сопровождать как собственные действия, за которым наблюдает ребенок, так и действия ребенка. Речевой комментарий не должен быть избыточным, содержать сложные для восприятия ребенка слова, фразы. Говорить с ребенком необходимо, привлекая внимание к своей четкой, зачастую утрированной артикуляции. В литературе имеются противоречивые мнения, касающиеся того, какой тон голоса воспринимается ребенком лучше: высокий или низкий. Поэкспериментируйте с высотой голоса, обратите внимание, в каком случае ребенок лучше воспринимает инструкции.
Многие исследователи указывают на недопустимость ультимативной формы общения с безречевым ребенком, об исключении мотивации к речевой деятельности с помощью словесных понуканий: «скажи», «повтори», так как такая форма общения с ребенком усиливает речевой негативизм.
Во время совместных поездок на машине, прогулок, походов в поликлинику краткими, четкими, но Подчеркивающими различные интересные детали окружающей обстановки, предложениями рассказывайте ребенку о том, что вас окружает. Зачастую родители стесняются разговаривать с ребенком на улице о каких-либо «итак понятных» социальных явлениях и т.п., что, безусловно, ошибочно, и приводит к ограничению социального и речевого опыта ребенка.
Ребенок постепенно должен вовлечься в диалог, стимулированный взрослым с удлинением пауз после вопросов, поощрением любой речевой реакции ребенка. Целесообразно использовать альтернативные вопросы, подсказывая тем самым ребенку ответ.
На начальных этапах всякая речевая реакция ребенка подхватывается, поощряется, допущенные ошибки не исправляются.
По мнению Смирновой О.Е., Галигузовой Л.Н. (2004), ребенок, овладевая активным лексиконом, не сразу испытывает потребность в слове, вначале испытывая потребность и заинтересованность в том или ином предмете, а лишь затем переходят к пониманию необходимости использования речи для удовлетворения своих потребностей. Необходимо создать у ребенка необходимость в речи, потребность в общении со взрослым и в каком-нибудь предмете. Общение со взрослым по поводу предмета или предметные действия, включенные в общение, вызывают необходимость назвать этот предмет, произнести слово.
Не следует удовлетворять все потребности ребенка, не дожидаясь какого-либо проявления просьбы, если предвосхищать все желания ребенка, не давая ему хотя бы криком, одним звуком выразить их, у него так и не появится стимул заговорить. Если ребенок выразил свои желания с помощью жестов или мимики, обязательно вербализируйте его сообщения.
Для привлечения внимания ребенка к лицу взрослого, активизации речевого подражания советуем родителям надевать дома яркую одежду, необычные шляпы, интересные маски, матерям — красить губы яркой помадой, надевать крупные серьги во время занятия с ребенком. «Сделайте свое лицо интересным для ребенка, чтобы на него хотелось смотреть» (С. Ньюмен, 2004). Если ребенок не обращает на вас внимания, можно подуть на него, изменить свое поведение: поиграйте в прятки, закрывая свое лицо полотенцем, одеждой и т.п.
Обращайте внимание ребенка на словесное обозначение характера различных звуков: шуршание, скрип, бульканье, звон, шелест, стук, звон, крик и т.п. Прислушивайтесь к звукам комнаты, звукам за окном, на улице; сопровождайте этот процесс комментарием. Стимулируйте ребенка к произнесению простых слов, обозначающих услышанное им: шум, шаги, стук и т.д.; звукоподражательно обозначайте их.
Чтобы сделать речь более понятной и интересной для ребенка, выделяйте ключевые слова интонацией или жестами, например выразительно мотайте головой (С. Ньюмен, 2004).
Во время лепки из пластичных материалов (теста, глины, пластилина) обращайте внимание ребенка на действия и их обозначения: мнем, отщипываем, катаем, надавливаем, размазываем, скатываем, раскатываем и т.д. Спрашивайте ребенка, что вы делаете, пока он не может ответить, отвечайте за него. Например, «Что мы делаем?» — выдерживаете небольшую паузу — «Правильно, мы мнем».
Стимулируйте ребенка к произнесению простых слов: «да», «нет». Для этого регулярно в течение дня задавайте ребенку короткие вопросы, предоставляя вариант короткого ответа: «Ты попил воды? Да? Да!», «Ты убрал игрушки? Нет? Нет!». При этом оставляйте паузу между вопросом и ответом, чтобы у ребенка было время для ответного слова, однако не задавайте этих вопросов требовательным тоном, не заостряйте на них внимание; задавайте их «невзначай».
Не требуйте от ребенка повторения сложных слов, не заставляйте несколько раз повторять ставшее доступным для ребенка слово. Подобные действия способствуют усилению речевого негативизма ребенка. Родители не должны на начальных этапах работы добиваться четкого произнесения какого-либо звука, слова. Следует поощрять любое проявление речевой активности, при этом демонстрируя верный образец речи.
Для развития слухового восприятия ребенка полезно, если иногда родители будут разговаривать (ребенком шепотом, играя, например, в разведчиков. Полезно чередовать «игру в поручения», давая инструкции то громкой, то шепотной речью.
«КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ»
Желательно, чтобы родители организовали в детской комнате (детском уголке) коррекционно-развивающую среду, которая бы системно использовалась с целью речевого развития ребенка. В детском уголке (комнате) необходимо создать комфортную для ребенка обстановку, вызывающую у него положительные эмоционально-двигательные реакции. В коррекционно-развивающую среду комнаты :должны входить (более подробный перечень мы представим в пр