Учебные телекоммуникационные проекты (УТП). Типология УТП
Под учебным телекоммуникационным проектом мы понимаем совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата деятельности. Специфика телекоммуникационных проектов заключается прежде всего в том, что они по самой своей сути всегда межпредметны. Решение проблемы, заложенной в любом проекте, всегда требует привлечения интегрированного знания. Но в телекоммуникационном проекте, особенно международном, требуется, как правило, более глубокая интеграция знания, предполагающая не только знание собственно предмета исследуемой проблемы, но и знания особенностей национальной культуры партнера, особенностей его мироощущения.
Телекоммуникационные проекты оправданы педагогически в тех случаях, когда в ходе их выполнения:
-предусматриваются множественные, систематические, разовые или длительные наблюдения за тем или иным природным, физическим, социальным, пр., явлением, требующие сбора данных в разных регионах для решения поставленной проблемы;
-предусматривается сравнительное изучение, исследование того или иного явления, факта, события, происшедших или имеющих место в различных местностях для выявления определенной тенденции или принятия, решения, разработки предложений, пр;
-предусматривается сравнительное изучение эффективности использования одного и того же или разных (альтернативных) способов решения одной проблемы, одной задачи для выявления наиболее эффективного, приемлемого для любых ситуаций, решения, т.е. для получения данных об объективной эффективности предлагаемого способа решения проблемы;
-предлагается совместное творческое создание, разработка какой-то работы, будь то чисто практическая работа (выведение нового сорта растения в разных климатических зонах) или творческая работа (создание -журнала, газеты, пьесы, книги, музыкального произведения, предложений по совершенствованию учебного курса, спортивных, культурных совместных мероприятий, народных праздников и т.д. и т.п.);
-предполагается провести увлекательные приключенческие совместные компьютерные игры, состязания.
Что должен уметь ученик в области компьютерной телекоммуникационной технологии:
умение войти в сеть;
-умение составить и отправить по сети письмо;
-умение" перекачать" информацию из сети на жесткий или гибкий диск и наоборот, с жесткого или гибкого диска - в сеть;
-структурировать полученные письма в специальной директории;
-входить в электронные конференции, размещать там собственную информацию и читать, "перекачивать" имеющуюся в различных конференциях информацию;
-пользоваться удаленными базами данных;
-входить в Интернет и пользоваться ее услугами ( гофером, телнетом, WWW пр.).
Типы УТП
Исследовательские проекты требуют хорошо продуманной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов;
Творческие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, спортивной игре, пр.);
Приключенческие, игровые. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая;
Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, также как и исследовательские требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом;
Литературно-творческие - наиболее распространенные типы совместных проектов. Дети разных возрастных групп, разных стран мира, разных социальных слоев, разного культурного развития, разной религиозной ориентации объединяются в желании творить, вместе написать какой-то рассказ, повесть, статью в газету, стихи и пр;
Естественнонаучные проекты чаще всего бывают исследовательскими, имеющими четко обозначенную исследовательскую задачу (например, состояние лесов в данной местности и мероприятия по их охране);
Экологические проекты также чаще всего требуют привлечения исследовательских, научных методов, интегрированных знаний из разных областей (кислотные дожди; флора и фауна наших лесов; памятники истории и архитектуры в промышленных городах и пр.);
Языковые (лингвистические) - чрезвычайно популярны, поскольку они касаются проблемы изучения иностранных языков, что особенно актуально в международных проектах и потому вызывает живейший интерес участников проектов.
Культурологические проекты связаны с историей и традициями разных стран. Без культурологических знаний очень трудно бывает работать в совместных международных проектах, т. к. необходимо хорошо разбираться в особенностях национальных и культурных традиций партнеров, их фольклоре.
При проектном методе меняется роль учителя в классе. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
В соттветствии с типами телекоммуникационных проектов появляется возможность разрабоки проектов по конкретным учебным предметам т. е. предметно-ориентированных проектов. В основном все проекты интегрированные, межпредметные, нет чисто 'математических' или 'биологических'.
61. Организация выполнения УТП. Координация проектной деятельности при работе в компьютерной сети. (Захарова И.Г. «Информационные технологии в образовании: Учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений»)
На современном этапе этот метод получил свое дальнейшее развитие в связи с применением новейших технологий в преподавании. Основываясь на теоретические исследования ученых и педагогов в этой области, можно сказать, что работа обычно состоит из следующих этапов:
предварительная постановка проблемы или выбор темы;
выдвижение и обсуждение гипотез решения основной проблемы, исследование которых может способствовать решению основной проблемы в рамках намеченной тематики, гипотезы выдвигаются студентами с подачи преподавателя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению гипотез, видеоряд с той же целью, т.д.);
поиск и сбор материала для решения проблемы и раскрытия темы;
окончательная постановка проблемы или выбор темы;
поиск решения или раскрытие темы на основе анализа и классификации собранного материала;
презентация и защита проектов, предполагающая коллективное обсуждение.
Что в таких случаях требуется от учителя? Это:
-умение увидеть и отобрать наиболее интересные и практически значимые темы проектов;
-владение всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умение организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся;
-владение искусством коммуникации, которое предусматривает умение организовать и вести дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не давя на аудиторию своими авторитетом; способностью генерировать новые идеи, направить учащихся на поиск путей решения поставленных проблем; умение устанавливать и поддерживать в группе проекта устойчивый, положительный эмоциональный настрой;
-если речь идет о международном проекте – практическое владение языком партнера, достаточную осведомленность о культуре и традициях народа, государственном и политическом устройстве страны, ее истории;
-владение компьютерной грамотностью (текстовым редактором, телекоммуникационной технологией, пользованием базой данных, принтером);
-наконец, умение интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.
Что должен уметь ученик в области компьютерной телекоммуникационной технологии?
умение войти в сеть (электронную почту);
умение составить и отправить по сети письмо;
умение «перекачать» информацию из сети на жесткий или гибкий диск и наоборот, с жесткого или гибкого диска – в сеть;
структурировать полученные письма в специальной директории;
работать в системах DOS и WINDOWS, пользуясь редакторами WORD разной модификации;
входить в электронные конференции, размещать там собственную информацию и читать, «перекачивать» имеющуюся в различных конференциях информацию;
входить в IP канал ;
пользоваться удаленными базами данных;
пользоваться гофером, телнетом, IRC, другими услугами Интернета.
Разумеется, это не полный перечень пользовательских умений в области телекоммуникаций, но перечисленные элементарные умения позволят ученику/учителю чувствовать себя достаточно комфортно в сетях и достаточно полно пользоваться разнообразными услугами образовательных сетей.
Как видно из cказанного, требования к участникам совместного проекта достаточно высoки, хотя их можно дополнить и некоторыми «правилами хорошего тона», без чего групповая работа да еще с партнерами, находящимися на расстоянии, просто невозможна. К ним, думается, следует отнести прежде всего:
доброжелательность при всех обстоятельствах;
обязательность в выполнении всех заданий в оговоренные сроки;
взаимопомощь в работе;
тщательность и добросовестность в выполнении работы, особенно, если она носит характер научного исследования;
полнейшее равноправие и свобода в выражении мыслей, идей.