Использование электронных учебных курсов в педагогической практике.
В большинстве случаев все материалы электронных учебных курсов могут предоставляться обучаемым практически в любом из известных электронных носителей уже – на дискетах, компакт-дисках, по электронной почте или просто выставляться на образовательном сервере (в локальной сети или через Интернет).
Корпорация Microsoftактивно внедряет идею перехода к встроенным справочным системам для своей продукции на основе программы просмотра гипертекстовых документов Microsoft Internet Explorer–системы Microsoft HTML Help. Язык HTML,постепенно приобретающий статус универсального языка обработки информации, обеспечивает широкие возможности по внедрению единой идеологии.
Учебные заведения России в основном ведут работу в следующих направлениях.
1. На специализированном образовательном web-сервереучебного заведения и серверах отдельных подразделений представляются различные учебно-методические, демонстрационные и обзорные материалы. Специалисты учебного заведения в данном случае самостоятельно определяют концепцию образовательного сервера, в рамках которой и происходит его развитие.
2. На базе региональных образовательных web-серверовформируется информационная образовательная среда, содержательное наполнение которой осуществляется совместными усилиями педагогов различных учебных заведений.
3. В рамках программы создания общероссийского виртуального образовательного пространства на местах создаются региональные центры Российского виртуального университета. Соответственно, информация об имеющихся электронных учебных ресурсах, в том числе и из других вузов, участвующих в данной программе, становится доступной через Интернетвсем заинтересованным лицам – как преподавателям, так и студентам.
В сети Интернет,в том числе и в российской ее части, можно увидеть достаточно много примеров образовательных серверов(МГУ).
С точки зрения внутренней структуры образовательного сервера в нем выделены следующие разделы:
v публикации – включает в себя возможность для преподавателей публиковать научные и учебные материалы в сети Интернет;
v тестирование – позволяет вести контроль успеваемости студентов в сети Интернет;
v сервисы – предоставляет вспомогательные функции.
Раздел публикацииориентирован на преподавателей.
Раздел тестированиесуществует для организации тестирования знаний студентов по предметам с помощью сети Интернет,когда преподаватель открывает в определенное время доступ к тестам, заранее подготовленным и хранящимся в специальной базе данных.
Раздел сервисывключает сервисную функцию поиска по всем сайтам университета и сервис гостевых книг, позволяющий преподавателям, не обладающим специальными знаниями в области программирования, с легкостью включать гостевые книги в свои сайты, используя для этого специальный шаблон.
Вопр 48.Модели представления знаний в образовательных системах. (Беспалько В.П. «Слагаемые педагогической технологии»; Аванесов В.С. «Композиция тестовых заданий»).
Представление знаний — вопрос, возникающий в когнитологии (науке о мышлении), в информатике и в исследованиях искусственного интеллекта. В когнитологии он связан с тем, как люди хранят и обрабатывают информацию. В информатике — с подбором представления конкретных и обобщённых знаний, сведений и фактов для накопления и обработки информации в ЭВМ. Главная задача в искусственном интеллекте (ИИ) — научиться хранить знания таким образом, чтобы программы могли осмысленно обрабатывать их и достигнуть тем подобия человеческого интеллекта.
Под термином «представление знаний» чаще всего подразумеваются способы представления знаний, ориентированные на автоматическую обработку современными компьютерами, и, в частности, представления, состоящие из явных объектов ('класс всех слонов', 'Клайд — индивид') и из суждений или утверждений о них ('Клайд — слон', 'все слоны серые'). Представление знаний в подобной явной форме позволяет компьютерам делать дедуктивные выводы из ранее сохранённого знания ('Клайд — серый').
Связи и структуры
Сегодня широко используются гиперссылки, однако близкое понятие семантической ссылки ещё не вошло в широкое употребление. Со времён Вавилона использовались математические таблицы. Позже эти таблицы использовались для представления результатов логических операций, например таблицы истинности использовались для изучения и моделирования булевой логики. Табличные процессоры также являются примером табличного представления знаний. Другим методом представления знаний являются деревья, с помощью которых можно показать связи между фундаментальными концепциями и их производными.
Относительно новый подход к управлению знаниями — визуальные способы представления, например разработанный компанией TheBrain Technologies Corp. «плекс». Они дают пользователю способ визуализировать как мысль или идея связана с другими идеями, позволяя перемещаться от одной мысли к другой для того, чтобы найти требующуюся информацию. Данный подход развивают несколько компаний. Другие визуальные инструменты поиска созданы компаниями Convera, Entopia, Inc., EPeople Inc., и Inxight Software Inc.
[править]
Хранение и обработка знаний
Одна из проблем в представлении знаний — как хранить и обрабатывать знания в информационных системах формальным способом так, чтобы машины могли использовать их для достижения поставленных задач. Примеры применения — экспертные системы, Машинный перевод, компьютеризированное техническое обслуживание и системы извлечения и поиска информации (включая пользовательские интерфейсы баз данных).
[править]
Семантические сети
Основная статья: Семантическая сеть
Для представления знаний можно использовать семантические сети. Каждый узел такой сети представляет концепцию, а дуги используются для определения отношений между концепциями.
Одна из самых выразительных и детально описанных парадигм представления знаний, основанных на семантических сетях — MultiNet (акроним для «многослойные расширенные семантические сети», англ. Multilayered Extended Semantic Networks).
Фреймы
Основная статья: Фрейм (инженерия знаний)
Начиная с 1960-х годов, использовалось понятие фрейма знаний или просто фрейма. Каждый фрейм имеет своё собственное имя и набор атрибутов, или слотов которые содержат значения; например фрейм дом мог бы содержать слоты цвет, количество этажей и так далее.
Использование фреймов в экспертных системах является примером объектно-ориентированного программирования с наследованием свойства, которое описывается связью «is-a» («является»). Однако в использовании связи «is-a» существовало немало противоречий: Рональд Брахман написал работу, озаглавленную «Чем является и не является IS-A», в которой были найдены 29 различных семантик связи «is-a» в проектах, чьи схемы представления знаний включали связь «is-a». Другие связи включают, например, «has-part» («имеет своей частью»).
Фреймовые структуры хорошо подходят для представления знаний, представленных в виде схем и стереотипных когнитивных паттернов. Элементы подобных паттернов обладают разными весами, причем большие весы назначаются тем элементам, которые соответствуют текущей когнитивной схеме (schema). Паттерн активизируется при определённых условиях: если человек видит большую птицу, при условии что сейчас активна его «морская схема», а «земная схема» — нет, он классифицирует её скорее как морского орлана, а не сухопутного беркута.
Фреймовые представления объектно-центрированы в том же смысле, что и семантическая сеть: все факты и свойства, связанные с одной концепцией, размещаются в одном месте, поэтому не требуется тратить ресурсы на поиск по базе данных.
Скрипт — это тип фреймов, который описывает последовательность событий во времени; типичный пример — описание похода в ресторан. События здесь включают ожидание места, прочитать меню, сделать заказ, и так далее.
Различные решения в зависимости от их семантической выразительности могут быть организованы в так называемый семантический спектр (англ. Semantic spectrum).
[править]
Язык и нотация
Некоторые люди считают, что лучше всего будет представлять знания так же, как они представлены в человеческом разуме, который является единственным известным на сегодняшний день работающим разумом, или же представлять знания в форме естественного языка. Доктор Ричард Баллард, например, разработал «семантическую систему, базирующуюся на теории», которая не зависит от языка, которая выводит цель и рассуждает теми же концепциями и теориями что и люди. Формула, лежащая в основе этой семантики: Знание=Теория+Информация. Большинство распространенных приложений и систем баз данных основаны на языках. К несчастью, мы не знаем как знания представляются в человеческом разуме, или как манипулировать естественными языками также как это делает человек. Одной из подсказок является то, что приматы знают как использовать интерфейсы пользователя Наведи-и-кликни (англ. Point-and-click); таким образом интерфейс жестов, похоже, является частью нашего когнитивного аппарата, модальность которая не привязана к устному языку, и которая существует в других животных кроме человека.
Поэтому для представления знаний были предложены различные искусственные языки и нотации. Обычно они основаны на логике и математике, и имеют легко читаемую грамматику для облегчения машинной обработки. Обычно они попадают в широкую область онтологий.
Вопр 49Технические средства управления качеством образования. (Матрос Д.Ш. и др. «Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга»)
(см. обработка статистических данных0
Образовательный мониторинг – это система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием ее развития .
Под мониторингом качества обучения мы понимаем совокупность непрерывных контролирующих действий, позволяющих наблюдать и корректировать по мере необходимости продвижение ученика от незнания к знанию .
Чтобы мониторинг стал реальным фактором управления, представлял cобой определенную систему деятельности, его необходимо организовать согласно представленной модели .
На I этапе следует определить объект мониторинга и направление, по которому будет вестись сбор информации. Например, объектом может быть определенный класс или параллель классов, а направление качество преподавания, организация учебного процесса, состояние успеваемости, качество обучения учащихся.
Следующий шаг отбор критериев, по которым вы станете определять состояние объекта на начальном этапе, на промежуточном и итоговом. Правильный отбор критериев обеспечит полноту и адекватность информации. Определив критерии, необходимо выбрать инструментарий.
На II этапе происходит сбор информации – основной элемент в организации мониторинга. Сбор информации осуществляется следующими методами: экспертный опрос, наблюдение, анализ документов, посещение уроков, контроль знаний, умений, навыков учащихся, анкетирование, интервью, самооценка, тестирование.
Модель мониторингового исследования
5 лет на базе гимназии работала педплощадка по проблеме «Формирование системы стандартизованной контрольно-оценочной деятельности (СтаКОД) в условиях многопрофильной гимназии». В результате этой работы создан тестовый банк. По итогам тестирования регулярно ведется учет выполненных заданий по каждому ученику; создается ясная картина учебных достижений и пробелов как по отдельным ученикам, так и по классу в целом. Диаграмма учебных достижений на основе данных мониторинга позволяет учителям «увидеть со стороны» результаты не только учащихся, но и своей собственной деятельности и спланировать направления совершенствования учебного процесса.
Сопоставление данных мониторинга с запланированными показателями дает возможность увидеть, насколько верными оказываются наши управленческие решения, помогает скорректировать, пересмотреть методы, формы, способы действия или же утвердиться в их правильности.
Вопрос 50.Дистанционное обучение (ДО). (Полат Е.С. «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования»)
Дистанционное обучение (ДО) — совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения.
Современное дистанционное обучение строится на использовании следующих основных элементов:
среды передачи информации (почта, телевидение, радио, информационные коммуникационные сети),
методов, зависимых от технической среды обмена информацией.
В настоящее время перспективным является интерактивное взаимодействие с учащимся посредством информационных коммуникационных сетей, из которых массово выделяется среда интернет-пользователей. В 2003 году инициативная группа ADL начала разработку стандарта дистанционного интерактивного обучения SCORM, который предполагает широкое применение интернет-технологий. Введение стандартов способствует как углублению требований к составу дистанционного обучения, так и требований к программному обеспечению. В настоящее время имеются отечественные разработки программного обеспечения, которые достаточно широко применяются как отечественными, так и зарубежными организациями, предоставляющими услуги по дистанционному обучению.
Использование технологий дистанционного обучения позволяет:
снизить затраты на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений, поездок к месту учебы, как учащихся, так и преподавателей и т. п.);
проводить обучение большого количества человек;
повысить качество обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек и т.д.
создать единую образовательную среду (особенно актуально для корпоративного обучения).
Дистанционное обучение занимает всё большую роль в модернизации образования. Согласно приказу 137 Министерства образования и науки РФ от 06.05.2005 «Об использовании дистанционных образовательных технологий», итоговый контроль при обучении с помощью ДОТ (дистанционных образовательных технологий) можно проводить как очно, так и дистанционно. Госдума РФ рассматривает проект поправок к закону об образовании, связанных с дистанционным обучением.
Вопрос 51 Программное и учебно-методическое обеспечение процесса ДО. (Полат Е.С. «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования»)
( INTUIT.ru)любая среда ДО должна иметь некие средства дял доступа к материалам, курсам: подписываешься под нимим, изучаешь… SCORM
Полат Е.С. «метод проектов»
столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком. Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести
Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.
Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного (в терминологии Джона Дьюи или критического мышления). Суть рефлекторного мышления - вечный поиск фактов, их анализ, размышления над их достоверностью, логическое выстраивание фактов для познания нового, для нахождения выхода из сомнения, формирования уверенности, основанной на аргументированном рассуждении. “Потребность в разрешении сомнения является постоянным и руководящим фактором во всем процессе рефлексии. Где нет вопроса, или проблемы для разрешения, или где нет затруднения, которое нужно преодолеть, поток мыслей идет наобум… Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления”.
“Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить” - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.