Направления деятельности социальной работы с многодетными семьями.
Сегодня семье, а особенно многодетной, требуется социальная помощь и защита государства. Причем помощь не разовая, а постоянная, гарантированная, адресная. Нужна продуманная, взвешенная социальная программа работы с семьей в каждом регионе России, учитывающая его социально-экономические возможности.
Основными направлениями деятельности являются:
-консультирование по вопросам самообеспечения многодетных семей, развитие семейного предпринимательства, надомных промыслов;
-содействие в решении вопросов занятости, устройство на курсы переподготовки;
-социальный патронаж многодетных семей;
-консультирование по социально-правовым вопросам;
-содействие в получении льгот, пособий, компенсаций и других выплат, материальной и натуральной помощи.
Социальная работа с многодетной семьей представляет собой деятельность социальных служб по оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации.
Исходя их этого, социальный работник призван выполнять следующие функции:
-диагностическую (изучение особенностей многодетной семьи, выявление ее потенциалов);
-охранно-защитную (правовая поддержка многодетной семьи, обеспечение ее социальных гарантий, создание условий для реализации ее прав и свобод);
-организационно-коммуникативную (организация общения, инициирование совместной деятельности, совместного досуга, творчества);
-социально-психолого-педагогическую (психолoго-педагогическое просвещение членов многодетной семьи, оказание неотлож наж);
-прогностическую (моделирование ситуаций и разработка определенных программ адресной помощи);
-координационную (установление и поддержание объединение усилий департаментов помощи многодетной семье и детству, социальной помощи населению, отделов семейного неблагополучия органов внутренних дел, социальных педагогов образовательных учреждений, реабилитационных центров и служб).
Социальная работа с многодетной семьей состоит из:
-Социальной защиты многодетной семьи - многоуровневой системы, преимущественно государственных, мер по обеспечению минимальных социальных гарантии, прав, льгот и свобод нормально функционирующей семьи в ситуации риска в интересах гармоничного развития семьи, личности и общества.
Важная роль в социальной защите многодетной семьи отводится самой семье: укрепление родительских уз; формирование устойчивости против пропаганды секса, наркотиков, насилия, агрессивного поведения; поддержания в норме психологического здоровья семьи и др.
-Социальной поддержки многодетной семьи, которая предполагает формальную и неформальную деятельность и взаимоотношения специалистов с семьями, оказавшимися в затруднительных обстоятельствах. Она включает различные формы помощи (моральную, психолого-педагогическую, материальную и физическую), медицинское страхование, социальное сочувствие и единство и др.
Специалист по социальной работе должен:
-знать нужды и потребности многодетных семей и лиц, проживающих в них;
-уметь составлять план действий, не упуская из вида ни одной проблемы многодетной семьи;
-привлекать различные организации и службы, способные помочь многодетной семье (социальные, правоохранительные, юридические,
здравоохранения, образования, а также местную администрацию и общественные организации, объединения, ассоциации).
Социальная помощь малообеспеченным многодетным семьям - составная часть общей системы социальной поддержки населения. Как правило, наиболее значительными для себя люди считают денежные выплаты. Наиболее высокую потребность семьи испытывают в денежных пособиях. Велик удельный вес нуждающихся в частичной оплате путевок, в услугах по социальным и медицинским проблемам. Ориентация на денежные выплаты вполне объяснима, т.к одним их главных факторов, приводящих многодетную семью к порогу малообеспеченности, является наличие иждивенцев (неработающих членов семьи) и соотношение в составе семьи работающих и иждивенцев.
Социальный работник может помочь многодетной семье в получении различных пособий и льгот, а также в предоставлении информации о пособиях, социальных льготах, предусмотренных для таких семей. В то же время он может помочь семье в воспитании детей при помощи специальной программы педагогического обучения родителей.
Кроме того, многодетные семьи, требующие помощи социального работника, сами могут стать субъектами собственной борьбы с трудностями, причем, как правило, эффективность такой деятельности повышается при объединении их в группы. Такие сообщества создаются либо на основе общей проблемы, либо на территориально-соседской основе; возможно также объединение этих двух принципов. Через подобные ассоциации члены групп удовлетворяют сразу несколько своих потребностей.
Во-первых, это самопрезентация, донесение до общества своих нужд и специфических интересов - голос такого институциализированного объединения будет, безусловно, слышнее, чем отдельные голоса.
Во-вторых, в таких группах люди находят помощь, реальное содействие от объединения в целом либо от отдельных его членов: например, успешные, хорошо адаптировавшиеся многодетные родители помогают более слабым членам ассоциации; в то же время возможность оптовых закупок товаров и реализация их без торговых наценок. Наконец, принадлежность к определенному объединению помогает его членам удовлетворить потребность в общении. Такие группы не только содействуют организации клиентов социальной работы, но и является ее важнейшим субъектным звеном.
Профессиональные специалисты не только взаимодействуют с такими ассоциациями, но и также проявляют инициативу в организации таких групп. Ведь главное в социальной работе - достичь максимальной субъективности клиентов. Эффект такого взаимодействия очень велик: иногда это единственная или почти единственная технология, способная оказать помощь. Страдающие от сходных трудностей люди легче поймут друг друга.
Таким образом, проанализировав направления деятельности социальной работы в отношении многодетной семьи, можно сделать вывод, что помощь им оказывается системно и в большом объеме.
Специалист, работающий с семьей, является координатором всей совокупности социальной деятельности, которая должна способствовать позитивному изменению семьи всеми возможными средствами.
Однако, стоит отметить, что несмотря на все усилия государственных и негосударственных организаций в помощи многодетным семьям, проблемы многодетной семьи остаются актуальными и по сей день.
ОТВЕТ №75.РАБОТА С СЕМЬЕЙ, ИМЕЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
Для любой семьи рождение ребенка с отклонением в развитии – это величайшая трагедия. Рождение больного ребенка является причиной сильного стресса, испытываемого родителями, и, в первую очередь, матерью. Стресс оказывает сильное травмирующее воздействие на психику родителей, приводит к чувству внутреннего дискомфорта, к различным проявлениям вегетососудистой дисфункции.
Специалисты выявили несколько различных аспектов особенностей таких семей (В. В. Ткачева). Так, на психологическом уровне эмоциональный стресс матери отражается прежде всего во взаимоотношениях с супругом. Рождение больного ребенка может усилить и проявить скрытый внутренний конфликт между членами семьи.
В социальном плане могут происходить следующие изменения. Семья становится малообщительной, сужает круг своих знакомых и ограничивает общение с родственниками в силу состояния ребенка, а также из-за личностных установок самих родителей.
Вследствие сильных нервных перегрузок у матери больного ребенка могут проявляться различные соматические заболевания. Психотравмирующая ситуация, обусловленная рождением в семье ребенка с отклонением в развитии, рассматривается специалистами как фрустрирующая личность матери. Так, в частности, психиатры отмечают у 60% матерей, воспитывающих ребенка с детским церебральным параличом (ДЦП), проявления депрессивной симпоматики в различных формах ( В. В. Ткачева).
По статистике, до 50% семей, у которых родился ребенок с отклонением в развитии, распадаются. Одну из главных причин этого явления специалисты видят именно в резком падении после рождения ребенка-инвалида их социального статуса.
Чтобы постоянно быть рядом со своими детьми, матери теряют работу по специальности, чтобы ухаживать за своим малышом, или же устраиваются на низкооплачиваемую, неквалифицированную работу, чаще надомного характера.
Аффективная напряженность матери, возникающая при рождении больного ребенка, неблагоприятно влияет на взаимоотношение матери с ребенком. Такая мать редко улыбается, непоследовательна, неровна в обращении со своим ребенком, постоянно напряжена, скована. Ребенок же в такой ситуации растет нервным, беспокойным, требует к себе постоянного внимания. Но присутствие матери его не успокаивает, а напротив, еще больше возбуждает. Постепенно формируется болезненная зависимость «мать-ребенок», что значительно ухудшает процесс социализации ребенка.
Перечисленные проблемы говорят о возросшей значимости социальной адаптации не только ребенка с патологией, но и семьи, в которой он воспитывается. В сегодняшней экономической ситуации воспитание в семье детей с отклонениями в развитии является сложной задачей и, естественно, что такие семьи испытывают значительные материальные и моральные трудности. По данным выборочных исследований, всего 5 % родителей в таких семьях относятся к категории высокооплачиваемых. 36% родителей не имеют постоянного места работы. Мать в этих семьях лишена возможности полноценно работать. Примерно в каждой пятой семье мать не работает из-за того, что не с кем оставить ребенка, а учреждения с дневным пребыванием для детей-инвалидов отсутствуют. В каждой десятой семье мать имеет случайные заработки. Надомные формы труда в настоящее время развиты недостаточно, предприятия не идут на утверждение гибкого трудового графика и предоставление права на неполный рабочий день для матери ребенка-инвалида. На втором месте находятся проблемы обучения и реабилитации ребенка средствами образования. При интернатной форме обучения дети в течение как минимум пяти дней в неделю оторваны от семьи. В результате происходит отчуждение семьи от активного процесса воспитания, что сказывается на изолированности семейной системы от нужд и потребностей ребенка. Это - с одной стороны. С другой стороны, дети с тяжелой степенью инвалидности находятся за пределами образовательного пространства и направляются в интернаты системы социального обеспечения. Предусмотрена форма надомного обучения, но в категорию обучающихся на дому не попадают дети с глубокой умственной отсталостью. А для всех детей, обучающихся на дому, на первый план выступают проблемы изоляции от сверстников, выключения из социума. На третье место среди основных проблем семей, имеющих детей с отклонениями в развитии, сами родители при опросах выдвигают получение полноценной медицинской помощи и социально-бытового обслуживания. Нуждаемость таких семей в психологической поддержке, по разным источникам, составляет лишь 3,5%, что объясняется непривычностью такого рода помощи для нашего общества, несформированностью соответствующей потребности, боязнью вмешательства в интимную жизнь семьи. Очень низка и правовая самостоятельность семьи, имеющей ребенка-инвалида. Родители плохо ориентируются в быстро меняющемся законодательстве, зачастую не знают, на какие льготы они могут рассчитывать. На сегодняшний день существует достаточное множество различных нормотворческих актов, которыми определяется отношение общества, государства к инвалидам, и отношения инвалидов с обществом, государством. Многие положения этих нормотворческих актов создают надежное правовое поле жизнедеятельности и социальной защищенности как детей-инвалидов, так и их семей.
Специалисты на основе обследования семей, воспитывающих ребенка с отклонением в развитии, указывают на необходимость целенаправленной работы с родителями проблемных детей.
В социальной работе с такой категорией семей предлагаются следующие направления:
а) диагностическое с целью изучения особенностей семейного воспитания, разработки и реализации индивидуальных программ помощи семье;
б) просветительское с целью расширения представлений об особенностях развития детей с патологией и методах коррекционно-развивающей работы с ними;
в) педагогической коррекции детско-родительских отношений, повышения роли отца в воспитании ребенка;
г) психокоррекционное, направленнное на гармонизацию семейных отношений, повышения чувства уверенности в свои силы, психологического климата в семье;
Если еще в начале 90-х годов ХХ века семьи, имеющие детей-инвалидов, были отдалены практически от общества и самостоятельно справлялись со своими проблемами, то сейчас заметны усилия общества, направленные на адаптацию, реабилитацию таких семей. Налицо позитивная тенденция к приобщению детей с ограниченными возможностями к социальной среде, насыщению их жизни яркими событиями. Родители, в свою очередь, в сотрудничестве со специалистами и другими родителями обогащаются эмоционально, учатся преодолевать трудности, связанные с проблемами их ребят. Это помогает им легче переносить свои тяготы, побороть чувства беспомощности, одиночества. Семья, в которой есть ребенок с ограниченными возможностями – особый объект внимания социального работника. Получив информацию о такой семье, составив план оказания ей помощи по результатам патронажа, социальный работник разрабатывает рекомендации родителям, как следует ухаживать за ребенком с проблемами в развитии. План реабилитации (абилитации) составляется совместно с детским врачом на каждого ребенка.
В методике психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, выделяются два основных направления: педагогическое и психокоррекционное, которые реализуются в индивидуальной и групповой формах.
Основными целями психокоррекционной работы являются создание благоприятного психоэмоционального климата, формирование положительных установок в сознании родителей. Психокоррекционная работа должна быть направлена на гармонизацию родительско-детских, внутрисемейных отношений, на коррекцию неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций родителей детей-инвалидов, на формирование навыков адекватного общения с окружающим миром.
Педагогическое направление предусматривает обучение родителей больного ребенка методическим приемам коррекционной педагогики, участие в образовательно-воспитательном процессе. В целях оказания консультаций, информированности людей о своих правах необходимы специализированные службы, призванные решать задачи социальной помощи указанной категории населения. Подобные службы можно организовывать на базе специальных (коррекционных) школ под руководством заместителей директора по социальной защите либо при реабилитационных центрах, а также при группах кратковременного пребывания при дошкольных образовательных учреждениях. Такие школы специализированной помощи могут помочь родителям детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов обрести достойный социальный статус, что в значительной степени укрепляет психологический климат в семье.
ОТВЕТ №76.ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С СЕМЬЯМИ БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН