Адаптация как основная задача и метатехнология социальной работы.
Социально активные люди и группы, ведущие созидательную деятельность, адаптированы, приспособлены к условиям жизнедеятельности в обществе. Благодаря своим усилиям они получили место и возможности для созидательной деятельности. Люди и социальные группы с различной степенью маргинализации или ведущие асоциальный образ жизни, как правило, дезадаптированы, - изначально не приспособлены к созидательной деятельности либо утратили эту приспособленность. Таким образом, обе задачи технологий социальной работы сводятся к одной главной задаче – социальной адаптации отдельных людей и социальных групп. Формы и методы социальной адаптации укладываются в общую технологическую схему социальной работы. Они дифференцируются в зависимости от причин дезадаптации, которые так или иначе связаны со сферами жизнедеятельности людей и групп и с социальными категориями, к которым принадлежат люди и группы. Причины дезадаптации многообразны. Их выявление – задача социальной диагностики, начального этапа социальной работы.
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод:
Социальная адаптация как процесс приспособления людей к правилам, системе норм и ценностей, практике и культуре общества или его отдельных социальных систем, включения индивида или группы в социальную среду является метатехнологией социальной работы, объединяющей её направления, виды и формы.
В соответствии с этим различным образом дифференцированные технологии социальной работы можно объединить в процесс социальной адаптации как метатехнологию социальной работы.
Возможности и средства адаптации разнообразны и зависят от того, в какой области жизнедеятельности людей проявляются признаки их дезадаптации, концентрируются их проблемы.
Выделяют:
· профессиональную адаптацию как процесс профессиональной ориентации, приобретения профессии, стажировки на рабочем месте и трудоустройства;
· социально-психологическую адаптацию как процесс коррекции поведения людей, их отношения к другим людям и событиям;
· социально-бытовую адаптацию как процесс приспособления людей к жизнедеятельности в повседневно окружающей их социальной среде и бытовых условиях;
· экономическую адаптацию как процесс приобретения экономической самостоятельности и способности своим трудом поддерживать себя и свою семью;
· культурную адаптацию как процесс освоения норм, правил и ценностей социальной среды интеграции, - социальной системы, частью которой предстоит стать объекту социальной работы.
Перечисленные виды адаптации реализуются как порознь, так и совместно с помощью различных направлений, видов и форм социальной работы
Технология социальной работы, как было показано выше, - один из видов социальных технологий, отличающийся своеобразием этапов технологической схемы и методов, с помощью которых осуществляются эти этапы. Любое из направлений, любой из видов технологий социальной работы, работа с любыми объектами включают в качестве этапа социальную терапию. Этот этап реализует цель и задачи социальной работы, которые в конечном счёте сводятся к социальной адаптации объектов работы к условиям их повседневной жизнедеятельности. Ни одна иная социальная технология не предусматривает социальной терапии.
Внедрение тоже представляет собой своеобразный этап технологии социальной работы, который не является необходимым для других социальных технологий. В макропрактике, объединяющей деятельность управленцев в сфере социальной работы, которые не контактируют непосредственно с объектами социальной терапии, внедрение осуществляют посредники, - специалисты по социальной работе или представители общественных объединений.
С другой стороны, на определённых этапах социальной работы могут быть использованы другие социальные технологии, которые при этом не подменяют собой всю последовательность технологических этапов, свойственных социальной работе.
Так, например, в макросоциальной работе применяются социальное проектирование и социальное прогнозирование для составления программ социальной терапии населения локальных территорий или определённых категорий населения. Такие программы получают наименование социальных программ, но отличаются от широкого спектра социальных программ иного профиля наличием предусмотренных терапевтических мероприятий.
ОТВЕТ №26.ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ТИПОВ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Классификация и описание социальных технологий и технологий социальной работы
Классификация (от лат.classis -разряд, класс +facio - делаю) — это система соподчиненных понятий (классов, объектов) какой-либо области знания или деятельности человека, используемая как средство для установления связей между этими понятиями или классами объектов. Роль классификации в познании чрезвычайно велика. Она позволяет систематизировать исследуемые объекты по определенным основаниям с учетом качественных характеристик каждого из них.
Известно множество социальных технологий и технологий социальной работы, однако их единая классификация пока не разработана. В то же время она необходима по многим причинам, поскольку классификация:
- позволяет упорядочить социальные технологии и технологии социальной работы по определенным критериям, что упрощает их выбор и практическое использование;
- показывает, какие, для какой категории объекта и для каких условий практического применения имеются технологии социальной работы, а каких нет либо выбор их ограничен;
- способствует созданию банка технологий социальной работы с учетом их специфических особенностей.
Формирование такого банка данных исключительно актуально. Он объединяет и систематизирует сложившиеся и проверенные на практике технологии социальной работы, что дает возможность специалисту оперативно выбрать наиболее оптимальный вариант технологии для практического применения и, при необходимости, внести в нее определенные коррективы, а также предложить какую-либо новую технологию решения той или иной социальной проблемы.
Исследователю такой банк технологий поможет выявить те аспекты разработки и совершенствования технологий социальной работы, которые требуют изучения и научного обоснования. Полезен банк технологий и для начинающего специалиста, так как позволит ему использовать в типовых ситуациях уже проверенный опытом способ деятельности. В условиях применения компьютерных технологий тестирования (диагностики) создаются качественно новые возможности по формированию банка типовых технологий, выбору наиболее оптимальных из них с учетом конкретной ситуации.
В процессе развития учения о технологиях социальной работы выявлялось то особенное, что характерно для них.
К наиболее существенным признакам технологий социальной работыотносятся:
- основной замысел (например, технология развития, адаптации личности), в основе которого лежит методологическая позиция автора;
- техническая цепочка действий, операций, коммуникаций, которая выстраивается в соответствии с целевыми установками на конкретный ожидаемый результат;
- взаимосвязь деятельности социального работника и клиента с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации человеческих и технических возможностей, диалогического общения;
- соответствие технологии требованиям государственного стандарта;
- воспроизводимость технологии любым социальным работником;
- включение диагностических процедур, содержащих критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.
Изложенные признаки позволяют выделить наиболее существенное в технологии социальной работы. Однако для разработки классификации технологий социальной работы необходимо определить ее основания.
Основания классификации— качественные характеристики, которые позволяют систематизировать технологии применительно к решению основных проблем объекта с учетом целей технологий и особенностей их практического применения.К основаниям классификации и возможностям описания социальных технологий и технологий социальной работы можно отнести:
- тип социальной технологии;
- назначение социальной технологии;
- субъект применения;
- объект применения;
- место применения;
- способ реализации.
Тип технологии. Необходимо выявить тип технологии социальной работы, который определяется ее характером. По данному основанию выделяются общие и частные технологии.
Общие технологии ориентированы на общий цикл социальной работы с клиентом по выявлению его социальной проблемы и ее разрешению.
Частные технологии направлены на решение определенной частной цели или задачи.
Назначение технологии. По данному основанию выделяются технологии социальной работы в зависимости от основной цели деятельности социального работника (главное назначение технологии) в данной ситуации по отношению к конкретному объекту. Главное здесь – целевое назначение технологии социальной работы. В соответствии с этим основанием технологии могут иметь:
- направленное целевое назначение — технологии развития, воспитания; коррекции; реабилитации; профилактики; исправления (перевоспитания); информационно-пропагандистской деятельности; профориентационной работы; досуговой деятельности и др.;
- комплексное назначение — технологии, предполагающие достижение одновременно нескольких целей.
Субъект применения. По данному основанию выделяются технологии социальной работы в зависимости от индивидуальных возможностей специалиста. Социальный работник может выбрать наиболее подходящую для него в данной ситуации технологию, в процессе реализации которой он сумеет добиться наибольшей результативности. К основанию относятся:
- уровень профессионализма — начинающий, имеющий опыт работы, высококвалифицированный специалист;
- специализация социального работника — по направлению деятельности, по работе с определенной возрастной, профессиональной или др. группой;
- группа специалистов;
- специально подготовленные специалисты.
Объект применения. Критериями по данному основанию выступают следующие характеристики объекта:
- социальная — ученик, студент, военнослужащий, семья, родитель и др.;
- возрастная — взрослый, ребенок, подросток, юноша и др.;
- личностная (то характерное в объекте, что обусловливает необходимость социальной работы с ним) — характер социального отклонения, психологическое или эмоциональное состояние, динамичность личности, компенсационные возможности и др.;
- количественная — отдельная личность, группа, коллектив.
Место и условия применения. Критерий по данному основанию позволяет классифицировать технологии социальной работы в зависимости от того, в местах (учреждениях) целесообразно и оптимально их применение:
- учреждения образования;
- учреждения социальной защиты;
- учреждения здравоохранения;
- учреждения культуры;
- учреждения пенитенциарной системы;
- учреждения по месту жительства.
Способ реализации. Критерий по данному основанию направлен на выделение технологий социальной работы в зависимости от способа достижения цели (используемые основные методы, средства практического применения). Как правило, это один (ведущий, базовый) или несколько (определенная совокупность) методов, используемых в технологии:
- основной способ достижения цели — ведущий метод (игра, деятельность, психодрама, консультация и др.);
- совокупность основных методов;
- авторские методики(технология саморазвития М.Монтессори).