Классификация социальных технологий
Многообразие социальных технологий вызывает необходимость их классификации и типизации.
Типология как научный метод, основой которого является расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной модели или типа, выполняет важную методологическую функцию. Основные логические формы, используемые типологией, — тип, классификация, систематика.
Типология в социальной работе: а) выступает формой научного обоснования и программирования социальных технологий; б) выполняет прогностическую функцию (на основе творческой переработки используемого на практике инструментария открывает возможность прогнозировать результат применения тех или иных технологий в различных условиях); в) выполняет ориентировочную функцию.
В основе классификации и типизации социальных технологий лежат те же принципы, которые используются в любой другой практической деятельности.
Как правило, в качестве оснований в классификациях выбираются признаки, наиболее существенные для объектов классификации. В этом смысле классификация выявляет существенные сходства и различия между явлениями и имеет важное познавательное значение.
Для классификации социальных технологий, наиболее ценными являются их систематизация, основанная на познании существенных связей между отдельными видами технологий.
Приступая к рассмотрению классификации социальных технологий, следует отметить, что даже самые простые из них имеют сложную внешнюю и внутреннюю структуры (микро- и макроуровни и т.д.), в результате чего любая их классификация не может быть однолинейной и представляет собой сложное разветвление.
Основой типологии социальных технологий могут стать следующие признаки:
— степень ассоциированности объекта воздействия (личность, общество, социальные группы, трудовой коллектив);
— масштабы и иерархия воздействия (глобальные, континентальные, региональные и т.д.);
— сфера социализации и жизнедеятельности людей (производственная, политическая, социальная, духовная сферы);
— степень зрелости социальных объектов;
— инструментарий, способы и средства воздействия, используемые для решения поставленных задач;
— область общественной жизни: экономика, образование, здравоохранение, научная деятельность;
— уровень разработки социальных технологий (теоретический, конкретно-прикладной);
— цель, реализуемая в результате применения данной технологии.
Вопрос о классификации социальных технологий является сложным и дискуссионным. Как к разработке, так и типизации социальных технологий существуют различные подходы. Они диктуются не только различными взглядами ученых, занимающихся исследованиями в данной области, но и различными параметрами, избираемыми в качестве основания классификации.
Например, В.В. Богдан и В.Н. Иванов предлагают следующую классификацию социальных технологий:
— технологии поиска стратегии управления;
— технологии социального моделирования и прогнозирования;
— информационные технологии;
— внедренческие технологии;
— обучающие инновационные технологии;
— технологии прошлого опыта.
Академик МАИ В.И. Банерушев, принимая в качестве основания для классификации уровень социального пространства, на котором применяются технологии, предлагает следующую классификацию:
— глобальные технологий;
— демографические;
— экономические;
— военные;
— технологии продовольственных кризисов, конфликтов, катастроф.
Взяв за основу сферу использования, можно получить такую классификацию социальных технологий:
— социально-экономические;
— социально-политические;
— социальные;
— духовные.
Технология социальной работы как форма особого освоения социальной действительности находится в тесном взаимодействии не только со смежными теоретическими системами, но и с практическим опытом, традициями, ритуалами, обычаями, социально-психологическими явлениями и фактами.
ОТВЕТ №25.ПРИНЦИПЫ И ОСНОВАНИЯ КЛАССИФИКАЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Классификация технологий социальной работы
В связи со сложностью структуры общества и разнообразием причин, ведущих к асоциальной деятельности, социальную работу приходится вести как с отдельными людьми, так и с социальными системами различной величины, включая население отдельных местностей. Необходимо разрешать конфликты между людьми и социальными группами. Нужно готовить специалистов, которые были бы в достаточной мере социализированы и мотивированы для ведения социальной работы. Эти обстоятельства служат причиной дифференциации технологий социальной работы понаправлениям, диктующим более конкретные цели, задачи и содержание работы.
Состояние людей и групп, с которыми приходится работать, различается по степени тенденции их к маргинализации, уровню маргинализации, характеру асоциальной деятельности. Это предполагает дифференциацию технологий социальной работы по видам, т.е. по основным методам, используемым для возврата и стабилизации их социальной активности. Направления и виды характерны для общих технологий социальной работы, которые существенно различаются по целям и методам основных этапов.
Существуют возрастные особенности поведения людей и особенности поведения, связанные с недостаточностью их физических и умственных возможностей, с недостаточностью либо искажением их социализации. Таким образом, имеются проблемные социальные категории населения. Технологии работы с ними зависят от того, к какой категории населения принадлежит данный объект работы.
В социальных группах люди ведут себя по-разному, в зависимости от того, к какому слою общества принадлежит группа и какова её деятельность. Технологии работы с отдельными людьми и группами, соответственно, дифференцируются в зависимости от сферы жизнедеятельности объекта работы. Эти частные технологии социальной работы различаются отдельными методами социальной терапии.
Все вышеизложенные причины дифференциации технологий социальной работы являются также целевыми и методологическими основами их классификации. В соответствии с наличием ряда критериев дифференциации возможны несколько классификаций.
Направления технологий
По направлениям работы, конкретизирующим её основные цели и задачи, различают:
· Индивидуальную социальную работу, – коррекцию поведения индивида.
· Групповую социальную работу – коррекцию поведения социальных групп, в том числе терапевтических групп, искусственно созданных для проведения работы с ними, групп, сложившихся естественным путём (семей, общин, групп взаимопомощи, общественных объединений) и групп, ведущих целевую деятельность, - организаций, производственных коллективов.
Оба этих направления объединяются в микросоциальную работу (практическую социальную работу), для которой характерно преимущественное использование психолого-социальных методов терапии и принципа мимикрии – максимального учёта и использования точек зрения, привычек и предпочтений объектов работы.
· Макросоциальная работа используя организационные методы, методы проектирования и прогнозирования организует деятельность территориальных сообществ, населения локальных территорий, как на федеральном и региональном уровнях, так и на уровне муниципальных образований, сельских поселений, городских кварталов, исходя из интересов и возможностей населения.
· Разрешение социальных конфликтов характеризуется не только особыми задачами, но и специфической методикой, предполагающей использование посредничества.
· Формирование личности и поведения специалистов по социальной работе является специализированным направлением ввиду высокой зависимости эффекта социальной работы от установок и действий специалиста. Используется наставничество, социализирующее будущего специалиста, развивающее его творческие возможности и обеспечивающее его психологическую подготовку.
Виды технологий
Виды технологий социальной работы, как и виды любой деятельности человека, дифференцируются по оперативным целям и задачам. Они различаются и по основным методам терапии, по характеру терапевтической работы.
- Социальная профилактика предполагает работу с населением, в том числе с социальными категориями риска, имеющими тенденцию к маргинализации, в основном социокультурнымиметодами (клубная, спортивная работа; кружки и секции дополнительного образования), методами социального консультирования и патронажа.
· Социальная абилитация направлена на создание, формирование возможностей и связей, обеспечивающих интеграцию в общество людей, которые никогда в нём не участвовали. Психолого-социальные методы являются главным инструментом абилитации и позволяют сформировать социофункциональный потенциал (социально-психологические свойства и особенности поведения) индивида или группы на основе диагностики и дальнейшего развития их психических и социальных возможностей.
· Социальная реабилитация трактуется как восстановление или возможно более полная компенсация социальных ограничений жизнедеятельности с целью восстановления социального статуса индивида или группы. Развернуть в процессе реабилитации социофункциональные ресурсы объектов работы более, чем они были развиты в период их нормального функционирования, практически невозможно. Предполагается использование широкого комплекса терапевтических методов.
· Социальное консультирование представляет собой применяемые в практической социальной работе встречи специалиста с людьми, которым нужна полезная информация для того, чтобы ориентироваться в сложной для них ситуации. Специалист предоставляет социально-правовую, социально-психологическую информацию, помогающую им в дальнейшем налаживать связи с социальной средой. Особенность консультирования состоит в активизации возможностей людей для решения своих проблем. Используются социально-психологические методы терапии.
· Социальная диспансеризация, сопровождение и патронаж практикуются при макросоциальной и практической работе с социальными категориями риска, с маргинальными индивидами и группами. Эта комплексная деятельность предусматривает постановку объектов работы на учёт в специальной службе, периодическое посещение их по месту проживания и разностороннюю социальную помощь, включая консультирование и помощь при встречах с другими людьми.