Механизмы приводов главного движения со ступенчатым регулированием скорости.
Механизмы главного движения. В качестве механизма главного движения применяют индивидуальный привод, который состоит из электродвигателя, ременной или зубчатой передачи, коробки скоростей со шпинделем (шпиндельной бабки). Индивидуальный привод позволяет получать большую частоту вращения шпинделя и менять ее, расстанавливать станки соответственно технологическому процессу, более рационально использовать мощность электродвигателя, т. е. включать станки независимо друг от друга.
Электродвигатели индивидуальных приводовустанавливают на передней тумбе станка 1 (см. рис. 1) или на полу, возле нее. В некоторых станках электродвигатели устанавливают непосредственно на шпиндельной бабке, например у полуавтоматов мод. 116 Такое расположение электродвигателя вызывает колебания станка, их нужно избегать.
Встроенный привод — это такой привод, у которого детали электродвигателя являются органической частью станка, например корпус передней бабки является корпусом электродвигателя, а ротор смонтирован непосредственно на шпинделе. Приводы такого типа применяют в шлифовальных, токарных и других станках. В некоторых металлорежущих станках в корпусе передней бабки устанавливают зубчатые колеса, создающие различные частоты вращения шпинделя. Шпиндельные коробки при такой конструкции применяют во многих токарно-винторезных станках, например в станках мод. 16К20 (см. рис 10), мод. 136 и др
В токарно-винторезных станках применяют раздельные коробки скоростей. Например, у токарно-винторезного станка мод 1А616 коробка скоростей выполнена в отдельном корпусе и смонтирована в передней тумбе (рис. 13), а перебор со шпинделем — в корпусе передней бабки. Движение от коробки скоростей на шпиндель передается клиноременной передачей. Такой привод уменьшает колебания шпинделя, так как колебания, возникающие в коробке скоростей, не передаются через гибкое звено — клиновые ремни на шпиндельную коробку. Кроме того, возможно применение унифицированной коробки скоростей для гаммы однотипных моделей станков
Подвижную шпиндельную коробку применяют в расточных станках (см. рис 7), где необходима перестановка шпинделя в горизонтальном направлении для обработки отверстий в детали на различной высоте от установочной поверхности стола. В корпусе шпиндельной коробки монтируют не только цепь главного движения, но и подачи.
В прецизионных станках механизм главного движения выполняют таким образом, что движение на шпиндель передается от коробки скоростей через ременную передачу. Последняя уменьшает передачу колебаний на шпиндель, возникающих в коробке скоростей, вследствие чего повышается точность обработки.
В горизонтально-фрезерных (рис. 14) и других типах станков механизмы главного движения и движения подачи выполняются независимыми, т. е. движение на шпиндель и на стол передается от отдельных электродвигателей Это значительно упрощает конструкцию станка — нет телескопического ва лика с универсальными шарнирами, возможно передавать бо, [ьшую мощность на механизм подачи стола. Механизм главного движения горизонтально-фрезерного станка мод. 6Н32 состоит из привода 6, шпиндельной коробки 5 (шпиндельная коробка имеет 18 ступеней частот вращении от 30 до 1500 об/миь.; механизм подачи состоит из электродвигателя 1 коробки подач 7 (с пределами подач от 28 до 1180 мм/мин, число подач 18), ходового винта 2 и гайки. Для повышения жесткости шпинделя станок снабжен хоботом 4, несущим опору 3.
У некоторых металлорежущих станков главное движение является возвратно-поступательным, например в строгальных, долбежных, зубострогапьиых и др В качестве механизмов, преобразующих вращательное движение в возвратно-поступатетьиое применяют кулисы, кривошипы, шестеренчатые реверсы с реечной парой и др. Механизм глрвного движения одностоечного продольно-строгального станка состоит изэлектродвигателя /, коробки скоростей 2 (рис 15). Вращательное движение от электродвигателя передается на валы / и // всегда в одном направлении, а на вал III — в прямом и обратном направлении, что достигается включением электромуфты 3 влево и зубчатых колес z = 55 или 63 (рабочий ход) или вправо и зубчатого колеса z = 76 (обратный быстрый ход). В соответствии с движениями вала /// осуществляется и реверсивное движение зубчатых передач и реечной шестерниг= 14, последняя и осуществляет возвратно-поступательное движение стола 4.