Беседа «Гармония в композиции»
Ход урока
Организационный момент
2. Беседа «Искусство составления букета».
В процессе беседы анализируются различные виды цветочных композиций, определяется использованный природный материал, способы высушивания растений. Учитель разъясняет особенности технологии изготовления цветочных композиций. Для организации работы можно использовать готовые цветочные композиции, фотографии работ флористов, иллюстрации в учебном пособии (с. 8).
Акцентируется внимание учащихся на возможности декорирования интерьера комнаты при помощи подвесных (настенных) композиций.
3. Повторение правил аранжировки растений
В процессе анализа композиций необходимо вспомнить правила аранжировки растений, с которыми учащиеся познакомились в III классе: пропорции, симметрия, асимметрия, уравновешенность.
4. Новая тема
Учитель предлагает учащимся сделать необычный букет, который нельзя поставить на стол, а нужно подвешивать за ленточку. Такая композиция называется «Цветущий шар» (рис. 39).
5. Алгоритм изготовления букета-шара
Вопросы:
· С чего лучше начать работу?
· Что необходимо сделать сначала, а что потом?
· Почему следует выполнять работу в данной последовательности, а не в другой?
Последовательность изготовления букета-шара
1. Подобрать нужный растительный материал.
2. Связать растения в небольшие пучки.
3. Подготовить основу для букета.
4. Закрепить на основе держатель из пластилина.
5. Установить растения в держателе.
6. Оценить готовую композицию.
7. Повторение правил безопасности труда при работе с инструментами и целесообразная рациональная организация рабочего места.
8. Практическая работа
В ходе практической работы учащиеся отбирают необходимые растения, связывают их в пучки, выполняют основу композиции из ленты, палочек и пластилина, собирают букет-шар, проводят окончательную отделку композиции (если есть пробелы, то их заполняют растениями).
9. Выставка и анализ работ
10.Итог урока
Тема: Икебана
Цель: познакомить с японским искусством икебаны, научить составлять простейшие композиции из засушенных растений в стиле «икебана»; воспитывать аккуратность.
Ход урока
1. Сообщение темы урока
- На уроке они познакомимся с японским искусством аранжировки растений, которое называется «икебана».
2. Активизации внимания
Для активизации внимания рассказывается японская притча, которую рассказывают всем начинающим изучение искусства икебаны. Хозяином сада, знаменитого на всю Японию, был Сенно Рикю. О красоте цветущих ирисов Рикю ходили легенды, и как-то раз сегун Тоетоми Хи-дэеси собрался лично полюбоваться ими. Слуги сегуна уведомили мастера о предстоящем визите, но когда великий сегун вошел в сад, то обнаружил, что все цветы срезаны и лишь из одного-единственного цветка сделана приветственная композиция. Сам мастер пояснил, что большое количество цветов рассеяло бы внимание великого князя, а один цветок лучше, чем сто, передает великолепие всего сада.
Затем учитель рассказывает учащимся о японском искусстве составления цветочных композиций. Новое слово (икебана) необходимо записать на доске и дать ему определение.
3. Словарная работа
Рассказывая учащимся о роли этого искусства в Японии, следует отметить, что японцы вкладывают в икебану очень глубокий смысл. Для них важно значение не только каждого растения, но и сочетание разных растений, стадии их развития. Учитель знакомит с символикой растений, передающей смысловое содержание цветочной композиции. Например, ветка сосны — это символ стойкости и долгой жизни. Сосна и пион олицетворяют молодость и процветание, а сосна и сакура говорят о преданности и рыцарстве.
4. Повторение пройденного
Учитель проводит аналогии между икебаной и цветочной композицией (русской, европейской), сравнивает их. Демонстрирует соблюдение всех известных учащимся принципов составления цветочной композиции. Необходимо пояснить структуру икебаны, состоящую из трех основных ветвей, олицетворяющих небо, землю и человека. В Японии существует огромное количество школ, в которых специально обучают искусству икебаны. Каждая школа, основываясь на своих концепциях, разрабатывает свои формы композиций. Выпускаются журналы со схемами построения композиций в различных стилях, в которых определяется длина, угол наклона и расположение ветвей.
5. Тема урока
В ходе изложения нового материала необходимо продемонстрировать учащимся фотографии различных икебан. Можно использовать фотографии, приведенные в учебном пособии (с. 10).
Учащиеся знакомятся с понятием динамичности в цветочной композиции.
Определяются способы передачи динамичности в аранжировке растений:
• использование изогнутых стеблей;
• подбор зелени разного размера и формы;
• использование цветов в разных стадиях развития. Последовательность изготовления икебаны составляется на основании имеющегося у учащихся опыта изготовления различных цветочных композиций. В ходе обсуждения следует актуализировать знания учащихся о держателе, его назначении и особенностях использования в процессе создания цветочной композиции.
6. Составление алгоритма
Алгоритм, полученный учащимися в ходе обсуждения, можно записать на доске:
• выбрать эскиз композиции;
• подобрать нужный растительный материал и сосуд;
• закрепить держатель в сосуде;
• укрепить высокие растения в держателе;
• укрепить низкие растения в держателе;
• оценить получившуюся композицию.
После обсуждения алгоритма изготовления композиции уточняется, какие материалы и инструменты необходимы для работы.
Следует продемонстрировать ребятам, как закрепляется держатель в сосуде, напомнить приемы крепления растений в держателе, рассказать, как и в какой последовательности устанавливаются ветви растений в икебане, как определяется угол наклона ветвей. Перед началом практической работы следует подчеркнуть, что создание икебаны требует тщательной продуманности каждого элемента.
7. Инструктирование
8. Практическая работа учащихся
9. Презентация работ
- Что изготовили, для чего?
- Из какого материала изготовили поделку?
- Как оцениваете результат своей работы?
10. Оценка общей работы школьников.
11. Подведение итогов урока
12. Уборка рабочих мест.
Тема: Выращивание декоративных растений
Цель: расширить представление о цветочно-декоративных растениях; познакомить с технологией выращивания луковичных декоративных растений; учить приёмам посадки луковиц в грунт; воспитывать трудолюбие
Ход урока
1. Сообщение темы урока
2. Знакомство с луковичными растениями
Учитель знакомит учащихся с наиболее распространенными луковичными цветочно-декоративными растениями, цветущими весной. В учебном пособии представлены фотографии некоторых растений (с. 12). При ознакомлении с луковичными растениями можно использовать легенды о их возникновении, рассказы об истории распространения растений, появления новых сортов.
3. Сравнение растений
Затем учащиеся под руководством учителя сравнивают особенности развития (посадка, рост, размножение) однолетних и раннецветущих луковичных растений. Для проведения сравнения в учебном пособии представлены схематические иллюстрации, отражающие стадии развития двух видов растений: однолетних (посадка семян, прорастание, цветение, увядание и образование новых семян), луковичных (посадка луковицы осенью, зимовка под снегом, прорастание весной, цветение и образование луковицы-детки, увядание и рост луковицы-детки, образование двух луковиц).
4. Знакомство с технологией выращивания луковичных растений.
Учитель демонстрирует приемы подготовки почвы и посадки луковиц.
В ходе практической работы на одном уроке невозможно осуществить всю технологию выращивания растений. Поэтому на данном уроке учащиеся только высаживают луковицы разных растений на клумбы возле школы. Посадки следует снабдить табличками с названием растений, луковицы которых там высажены.
Следует подчеркнуть, что подготовку почвы, внесение удобрений учащиеся IV класса проводить не должны.
5. Метод проектов
Самостоятельная творческая деятельность на уроке с целью оформления эскиза будущей клумбы около школы, подбираются фотографии растений, которые там будут расти, высаживаются необходимые луковицы, оформляются дневники наблюдений.
В дальнейшем во внеурочной работе необходимо организовать деятельность учащихся по наблюдению за всходами и развитием растений, по поливу, рыхлению и прополке посадок.
Легенды о цветах
Гиацинт. Название цветка «гиацинт» по-гречески означает «цветок дождей», но греки одновременно называли его цветком печали и еще цветком памяти о Гиацинте.
Юный сын царя Спарты Гиацинт был так прекрасен, что затмевал красотою даже богов-олимпийцев. Красивому юноше покровительствовали бог южного ветра Зефир и бог искусств Аполлон. Часто навещали они своего друга и проводили с ним время, то охотясь в густо разросшихся лесах, то развлекаясь спортом, в котором спартанцы были необыкновенно ловки и искусны. Однажды
Аполлон и Гиацинт состязались в метании диска. Все выше и выше вздымался бронзовый снаряд, но отдать предпочтение кому-либо из спортсменов было невозможно — Гиацинт ни в чем не уступал богу.
Напрягая последние силы, метнул диск Аполлон под самые облака, но Зефир, опасаясь поражения друга, так сильно подул, что диск неожиданно ударил в лицо Гиацинту. Рана оказалась смертельной. Аполлон, опечаленный смертью юноши, превратил капли его крови в прекрасные цветы, чтобы память о нем вечно жила среди людей.
Нарцисс. Древние греки создали о нарциссе множество мифов. В самой распространенной легенде красивый молодой юноша Нарцисс отверг любовь нимфы. Нимфа от безнадежной любви иссохла и превратилась в эхо, но перед смертью произнесла проклятье: «Пусть не ответит Нарциссу взаимностью тот, кого он полюбит».
В жаркий полдень истомленный зноем молодой Нарцисс наклонился попить из ручья и в его светлых струях увидел свое отражение. Никогда раньше не встречал Нарцисс подобной красоты и потому потерял покой. Каждое утро он приходил к ручью, погружал свои руки в воду, чтобы обнять того, кого видел, но все было тщетно.
Нарцисс перестал есть, пить, спать, потому что не в силах был отойти от ручья, и таял на глазах, пока не исчез бесследно. А на земле, где его видели последний раз, вырос душистый белый цветок холодной красоты. С тех пор мифические богини возмездия фурии украшали свои головы венками из нарциссов.
Нарцисс часто служит нарицательным именем для людей самовлюбленных.
Тюльпан. Из глубокой древности пришла к нам легенда об этом прекрасном цветке. В золотистом бутоне желтого тюльпана было заключено счастье. До этого счастья никто не мог добраться, ибо не было такой силы, которая смогла бы открыть его бутон. Но однажды по лугу шла женщина с ребенком. Мальчик вырвался из рук матери, со звонким смехом подбежал к цветку, и золотистый бутон раскрылся. Беззаботный детский смех совершил то, чего не смогла сделать никакая сила. С тех пор и повелось дарить тюльпаны только тем, кто испытывает счастье.
6. Практическая работа учащихся
7.Презентация работ
- Что изготовили, для чего?
- Из какого материала изготовили поделку?
- Как оцениваете результат своей работы?
8. Оценка общей работы школьников.
9.Подведение итогов урока
Тема: Моделирование из готовых форм природного материала по собственному замыслу
Цель: совершенствовать навыки моделирования и изготовления фигурок из природного материала по собственному замыслу; воспитывать трудолюбие
Ход урока
1. Беседа на тему «Красота природы»
Во время беседы акцентируется внимание на разнообразии природного материала по форме, цвету, размерам. Учащиеся уже знакомы с большинством природного материала, используемого для изготовления фигурок. Поэтому в процессе беседы дети могут самостоятельно рассказывать о возможностях использования того или иного природного материала. На данном этапе урока возможна организация игры с отгадыванием различных природных материалов, нахождением возможности их применения.
2. Анализ готовых изделий
Дальнейшую работу можно организовать следующим образом. Учитель показывает учащимся различные фигурки, выполненные из природного материала, дети анализируют, из какого природного материала изготовлена фигурка, почему использовался именно этот природный материал, а не другой, можно ли заменить его. Для анализа изделий и в качестве прототипов для выполнения собственного изделия учащиеся могут использовать изображения фигурок из природного материала, представленные в учебном пособии (с. 14).
3. Последовательность работы по изготовлению фигурки из природного
материала
1. Придумать фигурку (при необходимости нарисовать схематический эскиз).
2. Подобрать необходимые природные материалы.
3. Изготовить отдельные детали фигурки (голову, туловище, ноги, руки).
4. Собрать фигурку из подготовленных деталей.
5. Установить фигурку на основе (лист картона, пенопласт).
6. Произвести окончательную отделку фигурки.
4. Знакомство с новым способом соединения деталей
Внимание учащихся обращается на возможность соединения деталей фигурок без применения пластилина. Учитель знакомит с различными способами соединения деталей из природного материала: скрепление пластилином, склеивание клеем, соединение при помощи штырьков (заостренных веточек). Учащиеся характеризуют внешний вид соединения, совместно с учителем определяют свойства соединения, необходимые материалы и инструменты для его выполнения. Учитель напоминает правила безопасности при работе с колющим инструментом (шилом). Учащиеся объясняют необходимость строгого соблюдения правил безопасности.
Учитель демонстрирует приемы склеивания деталей из природного материала, выполнение соединения деталей с помощью штырьков.
Технология выполнения соединения при помощи штырьков описана и проиллюстрирована в учебном пособии (с. 15).
В ходе практической работы учащиеся тренируются в выполнении соединения деталей из природного материала с помощью клея, при необходимости с помощью штырьков, а затем изготавливают фигурку по собственному замыслу: подбирают природный материал, выполняют отдельные детали, собирают фигурку и проводят окончательную отделку.
5. Инструктаж по технике безопасности
Учитель осуществляет текущее инструктирование (контролирует работу учащихся, дает дополнительные разъяснения по выполнению трудовых приемов, обращает внимание на возможные ошибки и способы их предупреждения). Учитель может подготовить штырьки и проколоть отверстия (если это необходимо) для выполнения соединения учащимися.
6. Практическая работа учащихся
7. Презентация работ
- Что изготовили, для чего?
- Из какого материала изготовили поделку?
- Как оцениваете результат своей работы?
8. Оценка общей работы школьников.
9. Подведение итогов урока
10.Уборка рабочих мест.
Тема: Коллективное моделирование из готовых форм природного материала
Цель: формирование навыков коллективного моделирования и изготовления многофигурной композиции из природного материала; воспитание дружелюбия и чувства товарищества
Ход урока
Постановка целей урока
Учитель предлагает школьникам создать многофигурную композицию по мотивам сказки «Репка». Учащиеся подбирают свои варианты фигурок героев сказки из различных природных материалов.
Работа с учебником
В учебном пособии представлен один из множества возможных вариантов многофигурной композиции к сказке «Репка». На с. 16—17 пособия описана и проиллюстрирована последовательность изготовления фигурки Деда, которую можно использовать как образец для работы над любой из фигурок композиции. Перечислен природный материал, из которого изготовлены фигурки Бабки, Жучки.
4. Составление плана работы и объединение в группы
Учитель обращает внимание на стадии и этапы технологии создания композиции, для работы над которой объединяет учеников в группы, где каждый учащийся изготавливает определенную фигурку.
Практическая работа
В ходе практической работы учащиеся моделируют, разрабатывают конструкцию и последовательность создания фигурки, осуществляют технологию изготовления персонажей. Детали фигурок соединяются изученными ранее способами: при помощи пластилина, клея, штырьков. Затем подготовленные индивидуальные фигурки учащиеся соединяют в многофигурную композицию. В качестве основы удобнее всего использовать пенопласт. В процессе выполнения учащимися практической работы учитель контролирует соблюдение правил безопасности.
Презентация работ
- Что изготовили, для чего?
- Из какого материала изготовили поделку?
- Как оцениваете результат своей работы?
7. Оценка общей работы школьников.
Подведение итогов урока
Уборка рабочих мест.
Тема: Соломенная скульптура
Цель урока: познакомить с традициями народного соломоплетения, научить изготавливать соломенную скульптуру «Лошадка»; развивать творческое воображение; воспитывать трудолюбие
Ход урока
1. Беседа на тему «Традиции народного соломоплетения»
Учитель знакомит учащихся с соломенной скульптурой, рассказывает о традиционном ее использовании, демонстрирует изделия из соломки. В учебном пособии представлены иллюстрации различных соломенных фигурок: лошадка, птичка, кукла, олень и др. (с. 20). Учащиеся рассказывают о знакомых им изделиях из соломки.
Учащиеся вспоминают, как необходимо подготовить соломку, какая соломка пригодна к работе. Отмечают, что сухая соломка очень хрупкая и легко ломается. Учащиеся объясняют необходимость запаривания соломки, сравнивают свойства влажной и сухой соломки, определяют их влияние на качество работы. Учитель знакомит школьников с основным приемом изготовления соломенной скульптуры — связывание пучков. Предлагает провести аналогию с другими материалами (сравнение конструкции соломенной куклы и куклы из ниток).
2. Анализ фигурки соломенной лошадки.
Учитель отмечает, что для ее создания использовано три пучка соломки, показывает их положение на готовой фигурке. Обращает внимание учащихся на наличие декоративных элементов (ушек, гривы) и особенности их выполнения. Руководит деятельностью учеников по разработке технологии изготовления лошадки.
3. Практическая работа
В ходе практической работы учащиеся выполняют фигурку «Лошадка» из влажной соломки. Учитель демонстрирует приемы перевязывания пучка соломки, подрезания соломинок. Отмечает необходимость качественного выполнения перевязок и их влияние на прочность всей конструкции в целом. Работу целесообразно организовать в парах, так как перевязывание пучка соломки удобнее выполнять вдвоем.
Последовательность изготовления лошадки
1. Подготовить соломку.
2. Изготовить голову лошадки.
Взять пучок соломки. Нижний край соломин выровнять и плотно перевязать пучок нитками у основания на расстоянии около 1 см от края (рис. 42, а). Концы ниток обрезать.
Левой рукой взять пучок соломин у места связки, направив соломины вверх. Правой рукой все соломины отогнуть вниз так, чтобы они обогнули место связки, прикрыв его снаружи (рис. 42, б).
Перевязать образовавшийся пучок еще раз нитками на расстоянии около 1 см от места предыдущей связки. Сделать еще одну перевязку нитками на расстоянии 2 см от места предыдущей связки (рис. 42, в).
Перегнуть образовавшийся пучок под прямым углом (рис. 42, г).
Для изготовления ушек лошадки взять 2 соломинки. Согнуть их пополам и связать их окончания нитками (рис. 42, д).
Поднять несколько соломин пучка и вложить связанные соломинки так, чтобы место их связки оказалось внутри пучка и не было видно (рис. 42, е).
Свести все соломины вместе и плотно перевязать нитками за вложенными соломинками-ушками (рис. 42, ж).
3. Изготовить гриву лошадки.
Подготовить пучок из 4—7 соломин. Обогнуть шею пучком, связать его, расположив место связки в центре шеи (рис. 42, з). Таким же образом навязать на шею лошадки еще несколько пучков (рис. 42, и). Для придания гриве лошадки пышности можно расщепить соломины на тонкие полоски при помощи иголки.
Места связок на гриве лошадки можно замаскировать цветными нитками, тесьмой или соломенной плетенкой «косичка» (плетется аналогично веревочной плетенке из трех прядей).
4. Изготовить туловище.
Взять второй пучок соломки, у окончания гривы обогнуть первый пучок и перевязать его (рис. 42, к).
5. Изготовить задние ноги и хвост.
Взять третий пучок соломки. Приподнять несколько соломинок на туловище лошадки. Вставить подготовленный пучок, перегнуть его пополам и перевязать (рис. 42, л). Перевязать нитками соломинки второго пучка (туловище), чтобы закрепить хвост (рис. 42, м). Перевязать нитками образовавшиеся пучки ног: одной связкой посередине (колено), а второй — ближе к концам ног (копыто) (рис. 42, м). Можно выполнить только одну перевязку — копыто. Для украшения хвоста можно соломины расщепить иголкой.
6. Изготовить передние ноги.
Разделить соломинки первого пучка (идущие от шеи фигурки) на две равные части. Перевязать нитками образовавшиеся пучки передних ног: одной связкой посередине (колено), а второй — ближе к концам ног (копыто) (рис. 42, о). Можно выполнить только одну перевязку — копыто.
7. Оформить фигурку.
Обмотать все места связок цветной ниткой. Обрезать выступающие части соломки ножницами. Изогнув шею и/или ноги, закрутив соломинки на гриве и хвосте можно придать скульптуре «Лошадка» эмоциональную выразительность.
4. Презентация работ
- Что изготовили, для чего?
- Из какого материала изготовили поделку?
- Как оцениваете результат своей работы?
5. Оценка общей работы школьников.
6. Подведение итогов урока
7. Уборка рабочих мест.
Тема: Моделирование мягкой игрушки
Цель:познакомить с технологией пошива мягкой игрушки; формировать навыки изготовления изделий из различных текстильных материалов (мех, трикотажное полотно); учить соединять детали швом «через край»; воспитывать трудолюбие и аккуратность
Ход урока
Практическая работа
Во время практической работы необходимо, чтобы каждый учащийся рассмотрел новые текстильные материалы, самостоятельно сравнил их с тканью по внешнему виду. Учащиеся рассказывают, какие изделия шьют из текстильных материалов. Учитель знакомит учащихся со специальной маркировкой по уходу за изделиями из текстильных материалов.
Проведение опыта
Во время опыта сравниваются свойства химических и натуральных тканей. Исследуются такие свойства, как сминаемость, отношение к увлажнению. Проводятся опыты с образцами тканей: их рассматривают, ощупывают, мнут, смачивают, делают выводы — рассказывают о наблюдаемых свойствах тканей. Отношение тканей к высокой температуре определяется по значкам, представленным в учебном пособии.
- Как отличаются свойства ткани?
- Для чего надо знать и учитывать эти свойства?
Инструктаж по ТБ
Учащиеся вспоминают, какие инструменты и приспособления необходимы для работы с тканью, как ими пользоваться. Рассказывают правила безопасности, которые необходимо соблюдать во время работы и почему.
Тема урока
Учитель предлагает изготовить небольшую игрушку из меха. В учебном пособии представлены два варианта игрушки из меха: птенчик и пингвин.
6. Повторение пройденного
Учащиеся вспоминают последовательность изготовления изделий из ткани, основываясь на опыте пошива изделий приобретенном во II и III классах. Совместно с учителем составляют технологию изготовления мягкой игрушки.
7. Изготовление чертежа
Для получения лекал игрушки учащимся необходимо перевести чертеж игрушки со второго форзаца учебного пособия.
По рисункам в учебном пособии учащиеся вспоминают последовательность перевода изображения при помощи кальки и изготовления лекал.
Учитель акцентирует внимание учащихся на особенностях раскроя и соединения деталей из меха.
Практическая работа
В ходе практической работы учащиеся раскраивают детали игрушки, соединяют их швом «через край». Выворачивают и набивают игрушку обрезками текстильных материалов, синтепоном. Оформляют изделие.
Презентация работ
- Что изготовили, для чего?
- Из какого материала изготовили поделку?
- Как оцениваете результат своей работы?
Подведение итогов урока
Уборка рабочих мест.
Тема: Вырезание вытинанки
Цель: расширять представление об узорах вытинанок, учить анализировать вытинанки, продолжить формирование умений их выполнения; воспитывать любовь к труду
Ход урока
1. Беседа «Мотивы народных вытинанок»
- Рассмотрите, мотивы и сюжеты, которые используются для вырезания вытинанок.
Выделяются геометрические, растительные и зооморфные узоры. В учебнике вы можете видеть иллюстрации вытинанок, выполненных народными мастерами РБ. На вытинанках присутствуют геометрические, растительные, зооморфные мотивы.
- Рассмотрите иллюстрации и определите, какие мотивы использовали авторы для создания представленных работ.
- Раньше каждый рисунок имел своё значение, люди верили, что многие узоры оберегают дом и его обитателей от бед и болезней, помогают сохранять благополучие в семье.
2. Актуализация знаний
- Какие виды вытинанок вы знаете? (симметричные, раппортные, розетковые)
- А способы складывания бумаги для их вырезания?
- Определите вид каждой вытинанки.
3. Правила и последовательность выполнения вытинанок
- Эта работа требует от вас аккуратности, внимательности. Подчёркиваю, что необходимо строго соблюдать правила безопасности при работе с ножницами.
4. Практическая работа
- В ходе практической работы составьте узор вытинанки, выбирайте бумагу и выполняйте симметричные или раппортные вытинанки по собственному замыслу с предварительной прорисовкой контура. Возможные варианты узоров проведены в учебнике. При выполнении раппортной вытинанки обратите внимание на соответствие ширины подготовленного эскиза ширине сложенной гармошкой бумаги.
5. Наклеивание вытинанок на основу
- Нужно использовать клеящий карандаш. Клей ПВА, которым вы привыкли пользоваться, в данном случае не пригоден. Вначале вырезанную вытинанку укладывают на чистый лист бумаги и расправляют ребром ладони. Затем аккуратно придерживают левой рукой небольшие участки вытинанки и клеящим карандашом наносят клей между большим и средним пальцами левой руки. После того как вся поверхность вытинанки будет покрыта клеем, её накладывают в нужном месте на основу, накрывая чистым листом бумаги и разглаживают тряпочкой или ребром ладони.
Вытинанка приклеена правильно, если ни одна из её частей отходит от плоскости основы.
6. Характеристика учащимися своих изделий, рассказ о технологии её изготовления
7. Подведение итогов урока
Тема: Вырезание вытинанки по собственному замыслу
Цель: продолжить формирование навыков составления узора и вырезания вытинанки, научить выполнять розетковую шестилучевую вытинанку, способствовать развитию умения анализировать взаимосвязь формы вырезаемых частей и готового изделия; воспитывать любовь к труду.
Ход урока
1. Вступительная беседа
«По работе мастера видно»
2. Сравнение
- Сравните настоящую снежинку и розетковую вытинанку «Снежинка», которую вы вырезали во 2 классе. В учебнике представлены соответствующие иллюстрации.
Найдите принципиальные отличия: настоящая снежинка имеет 6 лучиков, а вырезанная - восемь, у настоящей снежинки нет отверстия в центре.
- Что надо изменить в процессе изготовления бумажной снежинки, чтобы она была ещё больше похожа на настоящую.
Вывод: Необходимо сложить бумагу по-другому, не вырезать центр снежинки.
3. Демонстрация приёмов складывания бумаги для вырезания
- Обратите особое внимание на выполнение последних сгибов, когда треугольник складывается на три части: его острые углы по одному отгибаются в разные стороны. Для большей точности можно разделить бумагу на три части с помощью треугольника с 60°.
4. Рассматривание иллюстраций учебника
- В учебнике учащиеся рассмотрите иллюстрации готовых розетковых вытинанок, схемы их вырезания и определите, какая вытинанка соответствует каждой схеме.
5. Практическая работа
В ходе практической работы учащиеся выполняют розетковые вытинанки с шестью лучами (снежинки) по собственному замыслу.
6. Характеристика учащимися своих изделий, рассказ о технологии её изготовления
7. Подведение итогов урока
Тема: Моделирование из полосок бумаги
Цель: продолжить формирование навыков анализа конструкции изделий; совершенствовать навыки разметки, разрезания и наклеивания бумажных полосок, составления композиции и изготовления объёмных аппликаций из полосок бумаги; воспитание трудолюбия
Ход урока
1 Демонстрация плоскостных и объемных изделий из полосок бумаги
- Рассмотрите изделия аналогичные тем, которые вы выполняли на уроках трудового обучения в предыдущих классах.
- Вспомните технологию изготовления данных изделий, назовите сходства и отличия, аргументируют их.
2. Повторение пройденного
- Вспомните технологию разметки полосок при помощи треугольника и линейки. В учебном пособии на с. 28 представлена перепутанная последовательность.
- Составьте правильный процесс разметки полосок бумаги. Затем определите, можно ли выполнить данную операцию без треугольника, как это сделать, какие требования надо соблюдать при разметке.
3. Знакомство с темой урока
Учитель знакомит учащихся с новым способом использования полосок — объемная аппликация. Демонстрирует готовые аппликации, выполненные в данной технике. В учебном пособии представлены фотографии нескольких аппликаций, которые используются в процессе ознакомления и анализа работ (с. 28).
4. Анализ работ
- Как выполнены детали, выскажите предположения о технологии их изготовления.
- Как крепятся детали аппликации? Проведите аналогии с аппликацией из гофрированного картона, которую вы выполняли в III классе.
- Проанализируйте элементы аппликации, по форме, сравнивая их между собой.
- Какие материалы и инструменты им необходимы для выполнения аппликации.
5. Повторение правил безопасности
- Расскажите правила безопасности труда при работе с ножницами, правила работы с клеем.
6. Практическая работа
Учащиеся размечают и вырезают полоски из двухсторонней цветной бумаги. Для выполнения работы на данном уроке можно использовать достаточно тонкие полоски шириной 3—5 мм. Детям проще разметить полоски по 5 мм.
Учащиеся выполняют упражнения по изготовлению тугих и свободных спиралек.
Затем учащиеся вспоминают приемы наклеивания элементов аппликации на ребро (по аналогии с аппликацией из гофрированного картона).
В продолжении практической работы учащиеся выполняют объемную аппликацию из бумажных спиралек: придумывают композицию, изготавливают недостающие элементы, наклеивают элементы аппликации на основу.
7. Презентация работ
- Что изготовили, для чего?
- Из какого материала изготовили поделку?
- Как оцениваете результат своей работы?
8. Оценка общей работы школьников.
9. Подведение итогов урока
Тема: Изготовление издедий из бумаги и картона. Конструирование динамических изделий из бумаги и картона
Цель: расширять представление учащихся о подвижном соединении деталей, учить изготавливать динамическую игрушку с проволочным соединением деталей; воспитывать трудолюбие
Ход урока
1. Актуализация знаний
Учитель актуализирует знания учащихся о понятиях «окружность» и «круг», акцентирует внимание на их различиях: круг — это геометрическая фигура, а окружность — линия, ее ограничивающая. Учащиеся вспоминают, каким образом они выполняли разметку круглых деталей, необходимых для изготовления изделий.
- Каким способом еще можно разметить детали круглой формы?
2. Беседу «История циркуля».
Циркуль (от лат. — круг) — чертежный инструмент для вычерчивания окружностей и переноса размеров на чертежи.
Легенды Древней Греции утверждают, что циркуль изобрел Талое. Этот мастер приходился племянником знаменитому Дедалу, который вместе со своим сыном Икаром поднялся в небо на крыльях собственного изготовления. Вероятно, унаследовав от дяди дар изобретательства, Талое соединил два одинаковых по длине стержня и смастерил устройство, способное чертить идеальный круг.
Циркулю около трех тысячелетий. Самому старому из дошедших до нас, железному, 2 тысячи лет. Его нашли во Франции при раскопках древнего кургана. Много бронзовых циркулей покоилось под пеплом, засыпавшим греческий город Помпеи.
Стальной циркуль-резец археологии нашли при раскопках в Новгороде. Этим инструментом наносили узор из мелких правильных кружков, который очень любили в древности на Руси. За века конструкция циркуля мало изменилась. Ему придумали массу насадок, и теперь изящный длинноногий предмет, ростом 12 сантиметров, может накрутить окружностей диаметром 40 и 60 сантиметров.
Изобретение древних умельцев и сегодня незаменимо у чертежников, архитекторов, строителей, проектировщиков.
Существующие разновидности в зависимости от назначения и внешнего вида носят дополнительные и пояснительные названия.
Циркуль-измеритель или разметочный циркуль (рис. 45), служит для измерения и для откладывания на плане отрезков прямых линий, а также для деления отрезков и дуг окружностей на равные части.
Циркуль-измеритель
Он состоит из двух ножек, соединенных шарниром. Концы ножек снабжены винтами, которые закрепляют сменные иголки.
При работе в поле для предохранения иголок на циркуль надевают наконечник, который крепится к головке циркуля шнуром. Такой циркуль называется полевым.
Чертежный или круговой циркуль применяется для вычерчивания окружностей диаметром более 5 мм и от циркуля-измерителя отличается тем, что в одну из его ножек можно вставлять рейсфедер или муфточку-держатель с графитом.
Чертежный (круговой) циркуль
Для удобства вычерчивания ножка с грифелем может сгибаться. При вычерчивании окружностей больших радиусов в ножку кругового циркуля вставляют удлинитель а в него стержень с грифелем.
Кронциркуль служит для вычерчивания окружностей радиусом до 7 мм. Он представляет собой цилиндрическую втулку, внутри которой свободно вращается и двигается вверх и вниз стальной тонкий стержень, с одного конца которого прикреплена шляпка, а другой конец остро заточен в виде иглы.