Современные приоритеты научно-технологического развития. Особенности научно-технологического развития разных стран
Направления н-т деят-сти в РБ на 2011-2015 гг: ресурсосбережение и энергоэф-ть технологии пр-ва КС-продукции; новые мат-лы и новые ист-ки энергии; медицина и формация; инф-е и телекоммуникационные технологии; пром биотехнологии; экология и рац. природопользование; технологии пр-ва и переработки с/х продукции.
Перспективы пр-ва: инф-е технологии и электроника; композиционные мат-лы и мат-лы с особыми св-вами; энерго- и ресурсосберегательные технологии межотраслевого применения; нанотехнологии; -- технологии, основанные на применении нового вида сырья, уменьшении норм расхода.
Современные тенденции НТР:
Хайтеграция – процесс предпочтительного обмена высоких технологий на высокие технологии, а не их продажа. Для выхода на мировой рынок наукоёмкой продукции и высоких технологий необходимо: -- иметь разработки высокого уровня; -- иметь высокотехнологичную продукции; -- иметь специалистов в области эк-ки и упр-ния инновациями; -- иметь специальную инфрастр-ру, к-ая способствует продвижению высокотехнологичной продукции.
Софтизация – увеличение роли немат-ных и невещ-х факторов пр-ва, информатизация общ-ва.
Сервизация – тесно переплетается с понятием «софтизация» и означает ускоренное развитие нематериальной сферы экономики. Эта тенденция роста технологии приводит к увеличению уровня пр-ва, и снижению занятости.
Сущность, цели и задачи инновационной пол-ки гос-ва
Инновационная пол-ка позволяет решать задачи: -- перестройки экономики; -- непрерывного обновления технологической базы пр-ва; -- выпуск конкурентоспособной прод; -- создание благоприятного экономического климата для осущ-ния инновационных процессов; -- является связующим звеном между сферой «чистой» инауки и задачами пр-ва.
Основной целью инновационной пол-ки РБ явл-ся повышение технологического уровня и конкурентоспособности пр-ва.
К основным задачам гос-ва в области инновационной пол-ки отн-ся: 1) определение приоритетов соц-эк-го развития и создание эффективного информационного обеспечения всех субъектов инновационной деят-сти; 2) формирование нормативно-правовой базы инновационной деят-сти, стимулирующей ее активность; 3) финансируется поддержка инновационной деят-сти, создание условий для сохранения и умножения инновационного потенциала; 4) формирование и содействие развитию инновационной инфрастр-ры: поддержка кадров, ориентированных на инновационную деят-сть.
Принципы инновационной пол-ки гос-ва: -- ориентация экономики РБ на инновационный путь развития; -- максимальное исп-ние рыночных механизмов активизации инновационной деят-сти; -- эффективное использование научно-технического потенциала; -- равенство всех субъектов инновационной деят-сти; -- обеспечение прав охраны объектов индивидуальной собственности, признание их в кач-ве ист-ка доходов; -- осуществление гибкой кредитной, наловой и таможенной пол-ки в отношении ИД.
Ф-ции гос-ва по регулированию инновац-ой деят-ти.
1. определяющая – определ-е целей и задач иннов. разв.гос-ва, выбор приорит-ых направл., разраб-ка отраслевой и регион-ой политики инновац. разв-я гос-ва.
2.организующая – формир-е сист-ы органов госуд-го управл-я инновац. деят-ти, формир. госуд-правов. базы инновац. деят-ти, определяющих формы и методы участия гос-ва в управлении инновац. деят-ти и регулирующих отнош-я м-ду гос-ом и субъектом инновац. деяти.
3. стимулирующая- влож-е госуд-х средств в иннов. деят-ть, формир-е в госуд-ве инвестиц-го климата, обеспеч-е экономич. преимуществ субъ. инновац-ой деят-ти (предоставл. налоговых и кред. льгот, уменьш-е тамож., арендной и патентных платежей), формир-е повыш-го спроса на инновац. прод.
4. содействующая- содейств. формир-ю инновац.инфстр-ры, в реш-ии правовых вопросов, в сертиф-ции, маркет. исслед и сбыте, ремонте сложной техники, содейств. разв-ю подгот. кадров, развитию междунар. связей в области инновац. деят-ти.
5. анализирующая
6. контролирующая- контроль за эфф-тью исп-я госуд-х инновац-х инвестиций, деят-ти госуд. инновац-х фондов, контроль за экспортом инновац. прод-ции с целью предотвращ-я утечки отеч-х инновац., контр. за ценами, за работой субъ инновац. дея-ти.
Гос. инновац. инвестир-е.
Методы реализ. финн. мех-ов гос.:
1)сист-ма администрат-но- ведомственных методов(финансир-е осущ-ся не единым госуд. центром, а мн-ом ведомств).
2) сист-ма прогр.-целевых методов(финанс-ю подлежит конкр. инновац. прогр и проекты, значит. доля кот-х вып-ся частными научно-исследов. учреждениями и промыщл. фирмами. Финансир. таких прогр. и проектов м. осущ-ся со стор госуд и не госуд. стр-р).
Вар-ты прогр-целев. систем:сист субсидий; Сист. институциональных прогр-м; сист. кооперативных внедренческих прогр.
Виды сист. субсидий: 1) исследоват-кие- для провед-я фундаментальных исследований, носят краткосрочн. хар-ер (не > 2-х лет) или сравнит. небольшой размер. 2)вспомагат-е – выдел. с целью ускорить фунд. исследов-я и повысить их эфф-ть (субс. на научное оборуд-е, на повыш-е квалифмкац. спец-ов, на институциональное исследов-е, на образов-е в нов. областях науки и техники, где отсутств. спец-ты соотв. профилей).
3)внедренческие(выдел. для пром-го освоения и комм. реализации практич-ки важн. рез-ов, получ. в ходе вып-я фундаментальн. исследований, в рамках инновац. программ и проектов). Они дел-ся на: стартовые субсидии; подготовит-е субс; пусковые субс.
Инновац прогр. и проекты превращ. в субъекты финансир-я, т.е. сами стан-ся владельцами распорядителями финн. средств и выступ в роли финансирующих инстанций.
Инстит. прогр-предст. особ. рода учреждения/институты (В отлич. от научн. орг-ции не имеет штатного НИ персонала и собств. матер-техн. базы; облад. собств. ден. фондом и грганизационно-управленч. аппаратом).
Сист-ма корпорат-но внедренческих прогр. формир-ся на основе партнёрств, созд-ых корпорац. для реш-я крупных и важных непроизводственных проблем. Возн. как-прав. на стыке разных НТ напрвл-й, когда треб-ся взаимод-е разн. пром. областей.