Осторожность против трусости

Развивающимся странам важно понять, что современный технический прогресс так или иначе затронет примерно 2/3 их промышленного производства. Чтобы новая технология не углубила пропасть между развитыми и развивающимися странами, чтобы из-за этого не обострилась социальная, политическая и экономическая напряженность не только между “третьим миром” и другими странами, но и в самих развивающихся государствах, где миллионы нищих ведут самое жалкое существование, резко контрастирующее с роскошью, в которой купаются немногочисленные богачи, необходимы серьезные совместные действия “Севера” и “Юга”.

Кто-то, может быть, и склонен считать, что развивающиеся страны с приходом новых современных прогрессивных технологий получили уникальную возможность “прыгнуть” в современный мир, минуя переходный период индустриализации. “…” В рассуждениях о “прыжке” на первое место ставится технология, главенствующая над идеей развития и его природой, тогда как интеграционный подход учитывает человеческие и материальные ресурсы развивающихся стран и позволяет широким фронтом развернуть социальные и экономические перемены. Но даже в этом случае нужно быть очень осторожным, как рекомендуют специалисты в области политической экономии и социальных наук развивающихся и западных стран, отмечая многочисленные прошлые ошибки и неудачи.

Я опасаюсь, однако, что такой осторожный курс действий приведет к возникновению технологического образа управления, которое, в конце концов, поставит строгие барьеры на пути технического прогресса, задушит смелые рискованные поиски, столь необходимые для развития предпринимательской активности.

На мой взгляд, неразумно тщательно и детально планировать и оценивать каждое незначительное техническое нововведение, чего, к сожалению, не делается для большинства крупных проектов (как было, сажем, при возведении больших плотин), когда миллиарды долларов тратятся практически впустую, а все дело приводит к тяжелым экологическим, социальным и экономическим последствиям. Мне кажется, что при передаче технологии достаточно учитывать лишь несколько критериев:

· она должна быть экологически безопасной (старый лозунг некоторых развивающихся стран “приходи и загрязняй” терпеть больше нельзя);

· она должна обеспечивать занятость и давать доход;

· она должна пойти на пользу экономике в целом и, по возможности, не вытеснять традиционных форм производства, а совершенствовать их.

В прошлом передачей технологии занимались главным образом гигантские многонациональные корпорации и делали это на свой манер, что почти всегда приводило к исчезновению традиционной технологии, росту безработицы, забвению навыков, ремесел, древних методов производства;

начиналось производство массовой продукции, сосредоточенное в больших городах, и в результате ухудшались социальные и экономические условия в сельских районах. Поэтому мультикорпорации и обвиняют – часто неоправданно – в экономической деградации развивающихся стран, их возросшей зависимости от насильно навязанной им иностранной техники.

Вряд ли возникнет такая опасность, если побудить небольшие заграничные фирмы начать в “третьем мире” активную деятельность, которая касалась бы не только экспорта и импорта продукции, но и создания совместных промышленных предприятий, основанных на товарищеских взаимоотношениях и, значит, на взаимной откровенности и доверии между партнерами. Активную роль в создании таких предприятий могли бы сыграть торговые палаты, существующие в большинстве развивающихся стран как представители промышленных и коммерческих компаний.

Технический прогресс – не панацея от недостаточного развития, но без передачи технологии законным путем будет упущена важнейшая возможность избежать дальнейшего расхождения путей развития “Севера” и “Юга”. И тогда существующее сегодня между ними неравенство не только утвердится навечно, но – учитывая рост численности населения в “третьем мире”,– недопустимо увеличится. Понятно, что этого нельзя позволить.

Несколько дополнительных замечании о развитии

Наверное, самой серьезной проблемой развивающихся стран остается быстрый рост численности населения. Дело не в самом по себе росте, а в его быстрых темпах; именно стремительность роста так осложняет процесс развития.

Итак, все развивающиеся страны должны считать одной из важнейших задач – резко и немедленно снизить темпы роста населения, следуя примеру Китая.

Чтобы успешно справиться с этой задачей, совершенно необходимо укрепить правовое и социальное положение женщин. Правительства должны обратить самое пристальное внимание на женское образование, которое в конечном счете важнее мужского, потому что именно женщина передает знания и культурные традиции детям и внукам. Помня об этой культурной миссии женщин, необходимо отказаться от их перегрузки тяжелой работой.

С этой целью социального развития тесно связана и задача искоренения неграмотности, которой страдает 50–80% населения многих развивающихся стран. Но за обучением чтению, письму, простым арифметическим действиям нельзя забывать, какой ошибкой оказывается копирование школьной системы, созданной их бывшими колониальными владельцами, и не только потому, что она уже не годится для самих развитых стран на пути к “постиндустриальному” обществу. Развивающимся странам нужна школьная система, специально приспособленная к нуждам сельского населения, которая могла бы подготовить людей к интенсивному развитию сельского хозяйства, к работе на небольших предприятиях, связанных с сельскохозяйственным производством, образующих ячейку будущего индустриального развития. В свободной дискуссии с членами Римского клуба на недавней конференции в Камеруне государственные деятели признавались, что их современная система образования воспитывает людей, которых больше не устраивает сельская жизнь; научившись читать и писать, они отказываются работать в сельском хозяйстве и уезжают из деревень в тщетной надежде найти хорошо оплачиваемую работу в среде непомерно разросшейся бюрократии.

Особенно справедливо это для развивающихся стран с их стремительно растущим населением, а возрастная структура населения здесь такова, что остановить этот процесс можно будет в лучшем случае через несколько десятков лет. Заявить о приоритете сельскохозяйственного развития, конечно, легче, чем взяться за дело, особенно если страной управляет городская элита, получившая образование за границей и не имеющая личного опыта жизни и работы в сельских районах, а такое положение сложилось в большинстве развивающихся стран. Кроме того, нужно понять, что совершенствование сельскохозяйственного производства – это вопрос не только техники и “ноу-хау”. Это прежде всего касается людей с определенными традициями, привычками, выросших и живущих в социальной среде, не поддающейся инновациям, людей, которых нужно учить новой практике хозяйствования. Нужно огромное терпение – качество, которого трудно ждать от людей, горящих желанием поскорее покончить с нищетой, многие из которых уже потеряли надежду когда-нибудь дождаться этого.

Необходимо переориентировать направление сельскохозяйственных исследований и разработок, чтобы они не только позволяли изучать способы повышения урожайности и питательных свойств традиционных злаков, но и помогали лучше понять различные экологические факторы, связанные с социально-экономической действительностью. Но исследования не принесут особой пользы, если на всех уровнях немедленно не появятся образованные люди.

Нужно твердо отдавать себе отчет в том, что наука и техника не одолеют голод – они могут сделать лишь частичный вклад в решение продовольственной проблемы. Технический прогресс может сильно повысить качество и количество продуктов, но не может гарантировать, что они попадут в руки голодных. Вот уже несколько десятков лет в мире производится достаточно еды для всех, но условия существования миллионов людей поистине ужасны, и нет никаких признаков, что неравенство сглаживается по мере расширения производства продуктов питания. Наращивать производство продуктов недостаточно. Даже в Индии, которая с большим трудом обеспечила производство излишков продуктов, не заметно особых улучшений в удовлетворении основных нужд народа. Голодают бедняки, у которых не на что купить еды, даже если ее много. Вопрос на самом деле состоит в том, чтобы уничтожить бедность во всем мире и справедливо распределять богатства.

Наши рекомендации