Структура и основные компоненты национальной инновационной системы Российской Федерации
Основой НИС Российской Федерации являются четыре подсистемы:
1. научных исследований и опытно–конструкторских разработок;
5. образования и профессиональной подготовки;
6. производства инновационной продукции и услуг;
7. инновационная инфраструктура.
Фундаментом НИС является подсистема научных исследований и опытно–конструкторских разработок, которую часто называют подсистемой генерации знаний, поскольку она представляет собой совокупность организаций, выполняющих фундаментальные и прикладные исследования.
Подсистема научных исследований и
опытно–конструкторских разработок
Исторически сложившейся особенностью подсистемы генерации знаний России является функционирование самостоятельных научно–исследовательских организаций и институтов, не интегрированных в другие подсистемы НИС.
Социально–экономические преобразования 1990–х гг. внесли ряд принципиальных изменений в организацию науки, но несмотря на это, она сохранила свои исторические особенности:
1. во–первых, в отличие от большинства развитых стран, фундаментальная наука сосредоточена преимущественно в институтах Российской академии наук, существующих независимо от системы образования;
2. во–вторых, большая часть НИОКР, направленных на решение отраслевых задач, осуществляется в крупных государственных научных центрах, созданных в ряде отраслей экономики еще в советское время;
3. в–третьих, организации подсистемы генерации знаний, существующие преимущественно в форме достаточно крупных научно–исследовательских институтов, остаются государственными по форме собственности и источникам финансирования, что создает определенные барьеры для инновационной деятельности и взаимодействия с рыночной средой.
В нашей стране в различных секторах экономики научными исследованиями и разработками занимаются почти 4000 организаций[135]. В этой сфере трудится около 730 тысяч человек, а непосредственно ведут научные исследования – 373 тыс., в том числе докторов наук – более 27 тысяч и кандидатов наук – более 81 тысяч[136].
Более трети всех ученых задействовано в правительственном секторе науки, его доля затрат составляет свыше 30%. Основные направления исследований в этом секторе: обеспечение государственного управления и удовлетворение общественных потребностей. Это преимущественно сектор ведомственной науки, объединяющий научные институты, находящиеся в подчинении федеральных министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местных органов управления. В состав этого сектора входят также исследовательские организации Российской академии наук (РАН), являющаяся высшим научным учреждением страны.
РАН организует и осуществляет научные исследования по важнейшим проблемам науки, принимает участие в координации фундаментальных НИР, выполняемых научными организациями и вузами, финансируемыми из федерального бюджета. Она была учреждена по распоряжению императора Петра I Указом правительствующего Сената от 28 января (8 февраля) 1724 года. Воссоздана Указом Президента Российской Федерации от 21.11.1991 г. как высшее научное учреждение России. РАН является самоуправляемой некоммерческой организацией, имеющей государственный статус.
Академия построена по научно–отраслевому и территориальному принципам, в ее составе 13 отделений по областям науки, а также 15 региональных научных центров РАН и 3 региональных отделения: Уральское, Сибирское и Дальневосточное. Высшим органом управления РАН является общее собрание, которое избирает ее руководство, – президента, вице–президентов, членов Президиума. Всей деятельностью академии в период между сессиями общего собрания руководит президент РАН. Основной функцией РАН является организация и проведение фундаментальных (более 50 %) и прикладных (около 10 %) исследований во всех областях знания.
В 2015 г. РАН насчитывала 1175 членов, включая 460 академиков и 715 членов–корреспондентов. В число научных организаций, подведомственных РАН, входит около 850 научных учреждений, включая институты, научные центры, обсерватории, научные станции, ботанические сады, библиотеки, архивы, музеи, заповедники и иные организации, в которых трудится более 55 тысяч научных сотрудников .
В предпринимательском секторе (более 40 % всех организаций науки), функционально связанном с соответствующими отраслями экономики, работает около 50 % занятых в научных исследованиях, на долю которых приходится более 60 % затрат на исследования и разработки. Этот сектор науки охватывает научные институты и лаборатории отраслевого профиля, чья основная деятельность связана с разработкой и коммерческим производством продукции, в том числе:
– организации, выполняющие НИОКР отраслевого и межотраслевого назначения и в значительной мере ориентированные на господдержку;
– организации, непосредственно обслуживающие производство и включающие большинство отраслевых НИИ, конструкторских бюро, технологических и проектно–изыскательских структур.
Сектор некоммерческих исследовательских организаций, включает частные научные лаборатории, не ставящие основной целью получение прибыли, составляет не более 3 % от общего числа научных организаций и осваивает около 0,5 % затрат на исследования. Этот сегмент начал формироваться в России после принятия Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7–ФЗ «О некоммерческих организациях». Популярность данной формы организации науки несколько увеличилась с началом действия поправок к закону, расширяющих возможности использования этой формы для научных организаций вузов.
Исследовательские организации сектора высшего образования составляют около 16 %, но осваивают лишь 5–6 % затрат на научные исследования. Вузовский сектор связан с профессиональной подготовкой специалистов и для него характерно разнообразие форм институциональных структур, в рамках которых осуществляются научные исследования: НИИ при вузах, кафедры, научные и проектные группы, учебно–опытные и экспериментальные базы, проблемные и отраслевые лаборатории, вузовские конструкторские и технологические бюро и т. д.
Более 100 организаций сектора прикладной российской науки наделены специальными статусами, связанными с получением особой государственной поддержки.
В 1993 г. небольшая часть крупных отраслевых НИИ получила статус государственных научных центров (ГНЦ). Их создание было связано с коренными изменениями в экономике страны и необходимостью сохранения научного потенциала на основе приоритетной поддержки признанных научных школ, обладающих уникальным научным оборудованием. Такой статус обеспечивал дополнительное бюджетное финансирование, а также ряд налоговых льгот на имущество и землю. В настоящее время система ГНЦ распространяется на 50 организаций, действующих в приоритетных областях науки и технологий: ядерная физика, энергетика, химия и новые материалы, авиастроение, машиностроение, медицина, биология и биотехнология, информатика, оптика, электроника, роботостроение и т.д. Значительная часть ГНЦ проводит исследования в интересах оборонного комплекса России.
Процедура подтверждения статуса ГНЦ проводится раз в два года на основании экспертных оценок деятельности в сравнении со средними соответствующими показателями для научных организаций государственной формы собственности.
Статус федерального научно–производственного центра (ФНЦ) утвержден постановлением Правительства РФ от 9.10.1995 г. № 983 и может присваиваться предприятиям и организациям оборонных, ракетно–космической и атомной отраслей промышленности, осуществляющим разработку, изготовление и испытания важнейших видов вооружения, военной и космической техники в соответствии с государственным оборонным заказом и имеющим организационно–правовые формы федерального государственного унитарного предприятия либо акционерного общества, акции которого находятся в федеральной собственности. В настоящее время действует 53 таких центра.
Национальный исследовательский центр (НИЦ) – новый статус научной организации, цель которого обеспечить достижение научно–технологических прорывов по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в России. В 2008 г. первый НИЦ создан на базе научного центра «Курчатовский институт». Финансирование НИЦ осуществляется на основании программы, утверждаемой Правительством РФ на 5 лет, предусматривающей осуществление фундаментальных и прикладных научных исследований, проведение полного инновационного цикла разработки технологий.
Еще один специальный статус научного центра – наукоград, – муниципальное образование с градообразующим научно–производственным комплексом, представляющим совокупность организаций, объединенных по территориальному признаку, и осуществляющих научную, научно–техническую и инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с национальными приоритетами развития науки, технологий и техники. В настоящее время статус наукограда официально присвоен 12 муниципальным образованиям, господдержка которых осуществляется на основе комплексной программы их развития.
Технополисы – особая форма развитой и диверсифицированной инновационной инфраструктуры, представляющая собой совокупность научных и технических парков, бизнес–инкубаторов и других форм инновационного предпринимательства, интегрированных в городскую структуру и определяющих его развитие за счет разработки и производственного освоения высокотехнологичной и наукоемкой продукции. Многопрофильная деятельность технополисов основывается на формировании и осуществлении с участием государства проектов фундаментальных и прикладных исследований.
Технополисы обеспечивают возможность объединения государственного и частного капитала, промышленных предприятий и венчурных фондов с целью активного осуществления инновационной деятельности, ускорения коммерциализации инноваций, создания новых высокотехнологичных рабочие места, повышения инновационного потенциала региональной экономики.
Всего в мире существует около 300 технополисов, в том числе около 10 % в России, например, Арзамас, Дубна, Зеленоград, Обнинск, Саров и др.
Особые экономические зоны (ОЭЗ) представляют собой территории, на которых, в соответствии с Федеральным законом от 22.06.2005 г. № 116–ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», резидентам ОЭЗ в течение 5 лет с момента регистрации предоставляются существенные таможенные льготы, значительное снижение ставки единого социального налога и освобождение от налога на имущество и земельный участок. Получение статуса резидента ОЭЗ осуществляется на конкурсной основе.
В соответствии с законом на территории России могут создаваться технико–внедренческие и промышленно–производственные ОЭЗ. Технико–внедренческие ОЭЗ должны стать одним из перспективных инструментов инновационного развития, предусматривающего частно–государственное партнерство и стимулирование инвестиций в инновационной сфере. Примерами технико–внедренческих ОЭЗ могут служить Санкт–Петербург, Томск, Зеленоград, Дубна и ряд других городов.
Зарубежные организации и фонды также могут осуществлять свою деятельность в научно–технической сфере России с целями развития взаимовыгодного сотрудничества, поддержки ученых и сильных научных направлений, укрепление существующей и создание новой инфраструктуры. К таким организациям относятся, например, Общество Макса Планка, Фонд Александра фон Гумбольдта, МНТЦ, Фонд Форда.
Подсистема образования и профессиональной подготовки
Российская Федерация обладает достаточно развитой системой образования, ее обеспечивают более 5 тыс. образовательных учреждений[137] различного уровня подготовки. По численности всех студентов в расчете на 10 000 населения Россия в настоящее время имеет показатели на уровне максимальных для стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Ключевую роль для конкурентоспособной инновационной экономики в данной подсистеме играет высшее образование. Современные университеты решают триединую задачу:
общественная задача – обучение компетенциям практико–ориентированной работы для обеспечения общества квалифицированными кадрами, владеющими всеми видами эффективного профессионального труда в сфере современных технологий, обладающими навыками научно–исследовательской и инновационно–коммерческой деятельности;
социальная задача – становление личности, усвоение образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, позволяющих успешно функционировать и осуществлять социальные коммуникации в соответствии с потребностями общества;
научная задача – обеспечение общества новыми знаниями в фундаментальной и прикладной областях науки, их применение в интересах конкурентоспособности национальной экономики в условиях глобализации.
Ключевым фактором обеспечения инновационной экономики высококвалифицированными кадрами становится динамика изменений национального рынка труда, который становится все более требовательным к качеству высшего профессионального образования. Практика трудоустройства выпускников показывает, что их подготовка не вполне устраивает работодателей, поскольку в системе образования сложились значительные диспропорции. Например, в России за последние 25 лет число студентов экономического профиля увеличилось в 6 раз, юридического в 4 раза и значительно превышает максимальные показатели для стран ОЭСР, доля студентов в области математических и естественнонаучных дисциплин почти соответствует среднему уровню, а инженерно–технического профиля значительно ниже среднего уровня[138]. Развивающаяся экономика России сегодня нуждается в инженерно–технических специалистах, а также в высококвалифицированных рабочих кадрах для отраслей машиностроения, строительства, сельского хозяйства, жилищно–коммунальной сферы и городской инфраструктуры[139].
В соответствии с Федеральным законом от 29.12. 2012 г. № 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в стране начали реализовываться практико–ориентированные программы бакалавриата (прикладной бакалавриат), а также программы дуального образования, ориентированные на подготовку кадров в условиях реального производства и с учетом современных профессиональных стандартов. Особенностью таких образовательных программ является интеграция производственной практики студентов в учебный процесс в форме аудиторных занятий, осуществляемых в специализированных центрах практической подготовки. Объем практики увеличен в 1,5–2 раза.
В последнее время представители бизнеса совместно с Российским Союзом промышленников и предпринимателей демонстрируют заинтересованность в деятельности по повышению качества подготовки квалифицированных кадров, о чем свидетельствуют появившиеся Профессиональные стандарты для основных отраслей экономики. Компании и промышленные предприятия готовы сотрудничать с государственными образовательными учреждениями, а также создавать собственные центры непрерывного профессионального образования.
В западных странах существует практика подготовки в вузах под заказ работодателей специалистов для новых и перспективных технологий. Это требует привлечения представителей производства к профессиональной переподготовке профессорско–преподавательского состава для освоения ими инновационных технологий, разработки учебно–методических комплексов новых дисциплин в интересах опережающей подготовки инженеров и управленческих кадров для предприятий высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики. Возможен и другой подход к интеграции – создание корпоративных исследовательских университетов, в которых сочетается как подготовка специалистов, так и проведение научных исследований и разработок под корпоративный заказ, как, например, в корпоративных университетах «Норильский никель» и «Северсталь».
Система подготовки профессиональных кадров должна соответствовать потребностям инновационной экономики по структуре направлений и специальностей, но при быть более вариативной, гибкой и мобильной, чтобы своевременно отвечать требованиям формирующегося нового технологического уклада. В связи с этим можно выделить ряд перспективных направлений профессиональной подготовки и профессионального образования:
1. микроэлектроника и нанотехнологии;
2. биотехнология на основе генной инженерии, в том числе, агробиотехнология, геобиотехнологияи и экологическия биотехнология;
3. информатика на базе наукоемкого программирования, новых поколений компьютеров, мультимедиа, фотоники, национальных и глобальных информационных систем;
4. создание гибких производственных систем с высоким уровнем автоматизации и роботизации, позволяющих быстро реагировать на изменения рыночной конъюнктуры;
5. преобразование энергетической базы экономики на основе освоения высокоэффективных технологий разведки, добычи, переработки и использования ископаемого топлива и освоения возобновляемых источников энергии;
6. освоение новых поколений материалов – композитов, керамики, полимеров, интеллектуальных материалов;
7. использование принципиально новых технологий – лазерных, мембранных, космических и т. п.
Обеспечение общества новыми научными знаниями снова становится одним из приоритетных направлений деятельности российских университетов, а поддержка вузовской науки стала одним из важных направлений политики государства. В утвержденной распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 г. № 2227–р «Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года» отмечается, что «Приоритетом в образовании станет реструктуризация сектора высшего образования, ориентированная на развитие сектора исследований и разработок в университетах, углубление кооперации вузов с передовыми компаниями реального сектора экономики и научными организациями, кардинальное расширение международной интеграции российских вузов как в сфере образовательных программ, так и в сфере исследований и разработок, усиление академической мобильности и развитие сетевой организации образовательных и исследовательских программ».
В последние годы в России сформирована группа ведущих вузов, где развитие научных исследований стало одной из ключевых задач. Научная деятельность, создание на базе вузов исследовательских лабораторий научных и производственных организаций, использование новых научных результатов в учебном процессе и вовлечение в научные исследования аспирантов и студентов становятся отличительными признаками современного российского университета.
Наметившаяся в последние годы тенденция к увеличению роли вузовского сектора в исследованиях и разработках сопровождалась изменениями в структуре проводимых в этом секторе исследований по областям науки. Наиболее значительна доля сектора высшего образования в общественных, гуманитарных и медицинских науках. Существенно меньше его значение в технических и сельскохозяйственных науках.
Важным направлением становится и интеграция высшего образования, науки и наукоемкого производства, повышение уровня коммуникаций и сотрудничества между различными учреждениями фундаментальной и прикладной науки, вузами и предприятиями. Научные институты и вузы получили право предоставлять друг другу в пользование на безвозмездной основе движимое и недвижимое имущество, принадлежащее им на праве собственности или оперативного управления.
Система высшего образования, как элемент НИС, также играет ведущую роль в подготовке научных и исследовательских кадров. На третьем уровне высшего образования постепенно увеличивается число лиц, получающих ученую степень кандидата наук, а численность лиц, получающих ученую степень доктора наук, остается относительно стабильной. Это обусловлено тем, что лица, получающие первую ученую степень, часто переходят на работу в разные области экономики. Степень доктора наук чаще получают лица, занимающиеся научной работой в НИИ или вузах.
В постановлении Правительства РФ от 21.05.2013 № 424 «О федеральной целевой программе “Научные и научно–педагогические кадры инновационной России” на 2014–2020 годы» предусматриваются этапы и инструменты развития системы эффективной подготовки и закрепления профессиональных кадров для научной и образовательной сферы, повышения их соответствия требованиям мирового уровня. Программа определяет методы стимулирования и мотивации научной и инновационной активности научных и научно–педагогических кадров, развитие их внутрироссийской и международной мобильности.
Участие российских вузов в инновационной деятельности пока еще находится на относительно низком уровне, только около 20 % вузов принимают в ней участие. Слабая инновационная активность вузов вызвана недостаточностью финансирования, отсутствием полного цикла создания инноваций из–за устаревшего исследовательского оснащения вузов, разрушения экспериментальных производственных мощностей, а также проблемами развития партнерских отношений с региональным бизнесом и противоречивостью правовой основы этого процесса.
Для ликвидации части противоречий и стимулирования инновационной деятельности вузов были реализованы специальные программы в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Технические и классические университеты вложили существенные средства в обновление лабораторной исследовательской базы, в подготовку кадров для инновационного предпринимательства. Были усилены такие элементы инновационной инфраструктуры вузов, как бизнес–инкубаторы, вузовские технопарки, центры трансфера технологий, научно–инновационные комплексы. Кооперация научных, образовательных и производственных мощностей обеспечивает более высокое качество образования, развитие научных исследований и коммерциализация их результатов. В рамках данной программы были усилены партнерства между вузами и институтами РАН, стали выполняться проекты, охватывающие все стадии инновационного цикла – от фундаментальных исследований до создания технологии и трансферта ее в производство.
Одной из мер, способствующих инновационному развитию вузов, стало принятие федерального закона № 217 от 02.08.2009 г. о возможности создания образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического внедрения результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат вузам. Вклад вузов в уставный капитал заключается в праве использования своих результатов интеллектуальной деятельности. При этом доля вуза в уставном капитале должна быть не менее 25 % при создании акционерного общества или более 33% в случае создания общества с ограниченной ответственностью. Это позволяет вузам создавать венчурные компании и участвовать в них в качестве партнера, чтобы иметь возможность пользоваться результатами своей научной работы.
В современных условиях роль научной и инновационной деятельность вузов в становлении инновационной экономики становится как никогда значимой. Без вузовской науки, интегрированной с научными институтами РАН и производством, не будет эрудированных преподавателей и качественного образования, а значит, не будет классных специалистов, разрабатывающих новейшие продукты, технику и технологию для инновационной экономики.