Техника и тактика парящих полетов
(Практические советы)
Оформление художников А. И. Простова и Е. И. Позднева.
Редактор Е. В. Ефремова. Художественный редактор /'. Л. Ушаков. Технический редактор Д. А. Стеганцева. Корректор Р. М. Рыкунина.
Г-51114. Сдано в набор 18/1V 1974 г. Подписано в печать 8/Х 1974 г. Формат60X90'Ав-Изд. № 1/5243. Бумага типографская № 1. Тираж 14000 экз. Усл. п. л. 14,5. Уч.-изд. л. 15,82.
Цена 1 руб.
Изд-во ДОСААФ, 107066, Москва, Новорязанская ул., д. 26.
Полиграфическое объединение «Полиграфист» Управления издательств, полиграфии и книжной торговли Мосгорисполкома. Москва, ул. Макаренко, 5/16. Зак. 375.
Гончаренко В. В.
Г65 Техника и тактика парящих полетов (практические советы), М., ДОСААФ, 1975.
232 с. с ил.
Известный советский планерист, неоднократный чемпион и рекордсмен СССР, мастер спорта Виктор Гончаренко рассказывает молодым спортсменам-парителям о том, как освоить основы мастерства, эффективнее соединить знания, полученные на занятиях в классах, с летной практикой.
В книге много рисунков и схем, сделанных по эскизам планериста, неоднократного рекордсмена страны, мастера спорта Анатолия Коваля, которые помогут начинающим спортсменам нагляднее представить то, что требуется в полете для успешного завершения далеких и увлекательных маршрутов на планерах.
Рассчитана на начинающих спортсменов-планеристов второго и третьего годов обучения, но ее с 'интересом прочтут и инструкторы, и спортсмены высших разрядов.
ОТ АВТОРА
О красоте планерного спорта, как и о музыке, трудно рассказать словами. Ощущение человека, который летит на крыльях без мотора под самыми облаками, летит, как птица, невозможно сравнить с какими-либо ощущениями на земле.
Но планеризм — это не только высокий накал эмоций. Всем известный летчик, трижды Герой Советского Союза А. И. Покрышкин считает планеризм «чрезвычайно важной ступенью в подготовке каждого летчика. Оч воспитывает в большей степени, чем другой вид спорта, смелость, находчивость, уверенность в себе».
Смелость, находчивость, уверенность в себе!.. Какие еще качества могут так импонировать молодежи, как эти* Поэтому нет ничего удивительного, что во второй половине XX века планерный спорт во всем мире с каждым годом находит все больше и больше почитателей. Во многих странах всех континентов проводятся национальные и международные планерные состязания. Международная федерация авиационного спорта (ФАЙ) регулярно устраивает мировые чемпионаты.
В Советском Союзе планерный спорт имеет давние и славные традиции. Молодежь любит его и стремится летать. Как и в любом виде спорта, здесь сменяются поколения спортсменов, и вместо ветеранов приходят молодые энтузиасты, готовые на новые дерзания. Но молодым часто не хватает главного в планеризме — опыта. A gm* как известно, накапливается в результате долгих и о^э<ень упорных тренировок на протяжении многих лет.
Пролетав на учебных, десантных и спортивных-планерах разных типов свыше тридцати лет, я хорошо знаю цену опыта. Поэтому считаю своим долгом помочь молодым спортсменам-планеристам побыстрее освоить вершины мастерства и практическими советами и рекомендациями, учитывая специфику подготовки спортсменов-планеристов, подсказать им верные пути к этим вершинам.
Мы хорошо знаем, что основные трудности начинаются именно при освоении техники и тактики парящих полетов. Молодые спортсмены, прежде чем выйти на аэродром, изучают в классах много авиационных дисциплин,-в том числе: теорию полета, 'метеорологию, штурманское дело, и, конечно же, постигают теоретические основы техники и тактики безмоторного полета.
К сожалению, некоторые новички, а порой и молодые спортсмены-шланеристы относятся к теоретической тюд^ готовке иногда с холодком, полагая, что главное — это сами полеты и усиленные тренировки в воздухе, которые окупят недостаток теоретических знаний. Какое досадное заблуждение!
Современный планеризм поднялся до такого высокого спортивного уровня, что без прочной теоретической базы надеяться не успех не только на соревнованиях, но даже в тренировочных полетах невозможно. Вот почему молодым планеристам необходимо помнить о том, что теоретические дисциплины надо учить, не для того чтобы сдать зачет и тут же забыть, а для того чтобы знания теории помогли на практике быстрее и лучше добиваться спортивных успехов.
Эта книга рассчитана в основном на спортсменов второго и третьего годов обучения, которые знакомы с курсом теории полета, с основами штурманской и метеорологической подготовки.
В первый год летного обучения новички проходят только вывозную программу — полеты на буксире за самолетом и в зону. После этого они снова садятся з-i учебный курс и осваивают теорию парящих полетов, чтобы весной выйти на аэродром и продолжить учебу уже по спортивной программе. В первый год почти в каждом полете с новичком в задней кабине находится инструктор, который при необходимости помогает начинающему планеристу в управлении. Приступая к парению, молодой спортсмен-планерист обнаруживает, что ему оказывают все больше доверия, чаще и чаще инструктор остается на земле, предоставляя своему подопечному все больше самостоятельности и свободы действия.
И это понятно. Для того чтобы новичок по-настоящему “оперился”, ему нужно почувствовать не только освобождение от опеки, но и возрастающее к нему с каждым полетом доверие. Но оказавшись в планере один на один с небом, молодой спортсмен нередко начинает ощущать, что одно дело — теория, а другое — практика. По теории было все понятно, а в воздухе оказывается необходимо знать столько тонкостей и деталей, которые на занятиях не проходили. Это происходит потому, что между теорией и практикой у такого новичка еще нет связующего звена — собственного опыта.
Возможно некоторым читателям многое в книге будет уже известно из теоретического курса, изучаемого но программе подготовки спортсменов-планеристов. Но здесь все эти сведения — детали и нюансы — изложены через призму практического опыта, как своего, так и известных планеристов, с которыми мне посчастливилось встречаться на земле и в воздухе на многочисленных соревнованиях и тренировочных сборах. Этот опыт я собл-рал и обобщал на протяжении всей своей долгой спортивной жизни.
Отличное знание техники и тактики парящих полетов — непременное условие успеха. Без их освоения немыслимо мечтать о спортивном росте, дальних увлекательных маршрутах, рекордах и чемпионских титулах на соревнованиях. Но чтобы овладеть в совершенстве тактикой и техникой парящих полетов, надо немало приложить труда на тренировках, терпения и любознательности в учебных классах.
Можно усвоить некоторые приемы набора высоты з восходящих потоках воздуха, но овладеть тактическим мастерством без твердых знаний теории полета, метеорологии, штурманской подготовки и отточенной техники пилотирования нельзя.
Чтобы не оказаться в сложном положении в воздухе, где каждая оплошность или незнание ведет к преждевременной посадке, необходимо настойчиво учиться. В надежде на хорошую теоретическую подготовленность, которую вы получили на занятиях в классах, мы не будем в этой книге объяснять формулу подъемной силы или что такое компасный курс. Практические советы помогут вам сделать скачок от первых шагов в воздухе до зрелого мастерства.
Парящие полеты — это творческий процесс, требующий постоянной и напряженной работы мысли. К сожалению, приходилось встречать немало планеристов, которые на начальных этапах своей подготовки, рассчитывая только на механическое перенимание знаний инструктора и его советов, так и не сумели стать настоящими мастерами планерного спорта.
Парящие полеты — это основа основ спортивного планеризма. Используя энергию восходящих потоков воздуха, сможете летать на планере без капли бензина и без единой “лошадиной силы” на огромные расстояния, будете подниматься на волновых потоках в стратосферу, сумеете “оседлать” не покоренные пока струйные течения и благодаря огромной их энергии пролетать тысячи километров. Это завтрашний день планеризма, и осваивать его вам.
Двадцать лет назад на соревнованиях в Калуге, когда участники осваивали полет по 100-километровому треугольному маршруту, из тридцати участников упражнение выполнил всего лишь один пилот, пройдя расстояние за 6 часов. Многим тогда казалось, что маршрутные полеты на планерах — дело случайное. А теперь даже на внутриклубных соревнованиях 100-километровый треугольный маршрут разыгрывается как спринтерская дистанция, оставляемая обычно на самую худшую погоду. И если когда-то на его облет лучшему спортмену понадобилось 6 часов, то теперь даже новички в соревнованиях
затрачивают “а эту дистанцию на сравнительно тихоходных “Бланиках” в среднем около полутора часов. Что же касается опытных мастеров, то счет "идет уже не на часы, а на минуты. Так, мировой рекорд скорости полета на этой дистанции, установленный планеристом из ФРГ Клаусом Холегхаусом, равен более 159 км/ч! Ему понадобилось всего лишь 37 минут с секундами, чтобы пройти этот треугольный маршрут. Но ведь и это не предел!
Непрестанно совершенствуется не только качество планеров, но и мастерство пилотов. Теперь на крупных соревнованиях полеты по 500-километровому треугольному маршруту, разыгранному впервые планеристами социалистических стран на соревнованиях в Польше в 1962 году, стали обычным явлением. И если еще до 1964 года расстояние в 1000 км казалось несбыточной мечтой многих поколений спортсменов, то теперь официальный мировой рекорд дальности полета равен 1460 км.
То, что сегодня кажется фантастикой, завтра становится для начала рекордом, а потом — обычным, “рабочим” упражнением. Но для осуществления этого нужны огромные знания и опыт. Поэтому необходимо постоянно учиться и учиться!
НА ПОДСТУПАХ К ПАРЕНИЮ
Молодые планеристы нередко спрашивают, с чего начинается “бучение парящим полетам? Они надеются услышать какой угодно ответ, но только не этот: обучение парящим полетам начинается с обычных полетов по кругу и в зону. Подобно тому, как первоклассник, не изучивший азбуку, не сможет научиться читать, так и планерист, не освоивший первоначальной подготовки или чувствующий себя в каких-то элементах полета неуверенно, не сможет обрести спокойной уверенности в своих силах и перейти к парению.
Главнейший элемент парящего полета — спираль. Ведь планерист за день выполняет иногда несколько сот спиралей, набирая высоту в восходящих (потоках. И если новичок на каждой спирали допустит хотя бы одну ошибку, то, умноженная на число спиралей, эта ошибка превращается в несколько сот ошибок. Рассчитывать на успех при таком положении не приходится.
Техника выполнения спиралей должна быть отработана до автоматизма. Еще при полетах в зону необходимо научиться выполнять спирали, не глядя на прибор скорости и указатель поворотов и скольжения, т. е. отвыкнуть от самой распространенной привычки всех новичков первого года обучения. Эти два прибора должны служить только для контроля скорости и координации движения рулей.
Обычно к такой ошибке “первогодник” привыкает с самого начала, когда, стараясь выполнить спираль получше, не спускает глаз -с приборов, полагая, что столь тщательный контроль поможет дер-
жать скорость постоянной, а шарик указателя скольжения в центре.
В результате молодой пилот, как говорят планеристы, становится “слепым”; он, кроме приборной доски, мало что видит в воздухе. Это не только опасно (планеры могут столкнуться), но и приводит к тому, что спортсмен, чувствуя себя напряженно, долго осваивает основы парения. Что и не удивительно, так как при парении осмотрительность и наблюдательность играют большую роль. О каких же no-исках потоков может идти речь, если пилот так следят за приборами, что просто не видит ни облака, которое его “держит”, ни даже того, откуда дует ветер?
Вот почему, еще в первых полетах в зону, инструктор должегг почаще обращать внимание на то, как планерист ведет себя в кабине, и напоминать ему об осмотрительности, свободе и раскованности движений. Конечно, сразу трудно добиться выполнения спм-рал'и только по визуальным ориентирам капот — горизонт, но .приучаться к этому надо уже с первых полетов, ибо труднее всего, как известно, избавиться от вредных привычек.
Вначале научитесь выполнять мелкие спирали с креном 15 — 20°. Установив капот относительно горизонта и проконтролировав заданный режим выполнения спирали по приборам (скорость, отсутствие скольжения, наличие требуемого крена), запомните положение капота относительно горизонта и продолжайте выполнять спирали вправо и влево, уже не глядя на приборы. Скорость и ее колебания определяйте по шуму обтекающего планер воздуха, а координацию движений рулями — по соотношению между величиной крена и угловой скоростью вращения планера, а также па равномерности этого вращения и постоянству положения капоту относительно горизонта: чем больше крен, тем интенсивнее вращение планера.
Не беда, если в первых полетах капот немного “походит” вверх и вниз, а скорость будет отклоняться от заданной. Зато, усвоиа приемы визуального выполнения спирали, быстрее овладеете парящим полетом. По мере овладения техникой выполнения мелких спиралей, задание нужно усложнять и переходить к более глубоким. Спирали с креном в 45° и больше выполнять труднее, так как требуется иная координация движений рулями. Однако при максимуме стараний на тренировках в зоне эта трудность вполне преодолима. И здесь по-прежнему главным остается контроль спирали па положению капота относительно горизонта. Контролировать же полет по приборам надо только время от времени или в случае явного сомнения, если почувствуете, что скорость изменилась или несовершенна координация рулей. Кстати, при глубоких спиралях “передача ноги” замечается легче, чем ,на (мелких, ибо “ос планера энергично опускается, что очень хорошо видно по отношению к горизонту, а скорость быстро возрастает.
Многочисленные полеты с молодыми планеристами показывают, что они забывают пользоваться триммером руля высоты, чем сами себе осложняют полет, особенно на глубоких спиралях, когда вследствие перемены рулей ручка управления значительно берется
на себя и по диагонали. Усилие на ручке возрастает, но пилот, занятый при этом множеством дел, невольно отпускает ручку, координация рулей немедленно нарушается. Планер замедляет вращательное движение, опускает нос и начинает скользить внутрь спирали, быстро меняя скорость полета. Этих неприятностей можно избежать, если с самого начала приучить себя пользоваться триммером руля высоты, который снимает усилия с ручки управления и помогает стабильно фиксировать руль высоты в нужном положении.
Триммером следует пользоваться не только на спиралях, но и в-течение всего полета. В начале обучения многие инструкторы, желая разгрузить внимание учеников, не заставляют их использовать триммер руля высоты, так как, если хватает сил, в принципе можно обойтись и без него. Но в процессе перехода к парящим полетам рекомендуем применять триммер руля высоты уже не только на спиралях, но и на переходах. Это помогает выдерживать нужную скорость и экономит спортсмену много сил.
Научиться чисто и технично выполнять спирали визуально, только время от времени провсфяя себя по приборам, нужно еще и потому, что в парящем полете особенно усиленно придется следить за вариометром, ибо проконтролировать набор высоты в потоке без помощи вариометра практически почти невозможно. Вот почему при полетах в зону на отработку спиралей не теряйте напрасно высоту. Помните, что каждая удачная спираль с визуальным контролем — это еще один шаг к мастерству. Делайте их побольше.
Однако, делая упор на отработку спиралей, не забывайте, об остальных не менее важных компонентах лолета. Помните, что планер без мотора. При освоении парящих полетов можно потерять восходящий поток в любой момент и оказаться перед необходимостью преждевременной посадки вне аэродрома. Поэтому следует еще в учебных полетах так овладеть расчетом на посадку, чтобы в любой момент можно было сесть на подходящую площадку без подсказок инструктора и 'без привычных стартовых знаков. При этом, как правило, отсутствуют и привычные “стандартные” условия, и приходится приноравливаться к конкретным обстоятельствам, часто рассчитывать на площадку ограниченных размеров и н* только с традиционной “коробочки”, но и с разворотом на 180°, с прямой и даже с вытянутой спирали.
Все это должно старательно отрабатываться в тренировочных полетах. К сожалению, некоторые планеристы, едва выполнив первые самостоятельные полеты в зону, считают полеты по кругу уже скучными и стремятся быстрее перейти к парению. Но небрежность и поспешность всегда были плохими помощниками в любом деле, а особенно в таком, как парящие полеты.
Последовательное освоение упражнений с их постепенным нарастанием сложности, тщательность и безупречность отработки каждого элемента полета — вот основа успеха в обучении спортсмена-планериста.