Подходы к классификации методов обучения

В теории обучения предложены различные подходы к классификации методов обучения: перцептивный, логический, гностический, кибернетический ( рис. 11.1).

Подходы к классификации методов обучения - student2.ru

Рис. 11.1.Подходы к классификации методов обучения

В рамках перцептивного подхода Е.Я. Голант, Н.М. Верзилин, С.Г.Шаповаленко и другие по источнику передачи информации и характеру ее восприятия обучающимися выделили три группы методов обучения: словесные, наглядные и практические, которые представлены на рис. 11.2.

Подходы к классификации методов обучения - student2.ru

Рис. 11.2.Классификация методов обучения по источнику передачи информации и характеру ее восприятия

В классификации методов обучения М.И.Махмутова по видам деятельности субъектов образовательного процесса выделены методы преподавания (англ. methods of instruction) и методы учения (англ. learning methods), показанные на рис. 11.3.

Подходы к классификации методов обучения - student2.ru

Рис. 11.3.Классификация методов обучения по видам деятельности субъектов образовательного процесса

В классификации методов учебно-познавательной деятельности Ю.К. Бабанского выделено три группы методов, которые представлены на рис. 11.4.

Подходы к классификации методов обучения - student2.ru

Рис. 11.4.Классификация методов учебно-познавательной деятельности Ю.К.Бабанского

В классификации методов учения по дидактическим целям и соответствующим им видам деятельности обучающихся, предложенной В.А.Онищуком, выделены коммуникативный, познавательный, преобразовательный, систематизирующий и контрольный методы (рис. 11.5 ).

Подходы к классификации методов обучения - student2.ru

Рис. 11.5.Классификация методов обучения по дидактическим целям

В классификации, предложенной И.Я.Лернером и М.Н.Скаткиным, методы обучения проранжированы по возрастанию уровня активности и степени самостоятельности обучающихся в познавательной деятельности: от информационно-рецептивного к исследовательскому. На рис. 11.6 представлены основные этапы деятельности педагога и обучающихся в ходе использования данных методов обучения.

Подходы к классификации методов обучения - student2.ru

увеличить изображение Рис. 11.6.Классификация методов обучения И.Я.Лернера, М.Н.Скаткина

А.В.Хуторским разработана классификация методов продуктивного обучения( рис. 11.7), в которой выделены три группы методов: когнитивные (методы познания окружающей действительности), креативные (методы создания внешних и внутренних образовательных продуктов) и оргдеятельностные (методы организации образовательного процесса) [6].

Подходы к классификации методов обучения - student2.ru

Рис. 11.7.Классификация методов продуктивного обучения

В обобщенной классификации методов обучения, предложенной Г.К.Селевко ( рис. 11.8), в качестве отдельной группы выделены информационно-коммуникационные методы как способы организации процесса обучения, предъявления образовательного контента и управления познавательной деятельностью обучающихся с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.

Подходы к классификации методов обучения - student2.ru

Рис. 11.8.Классификация методов обучения по Г.К. Селевко

Выбор методов обучения

Вопросы выбора наиболее адекватного в данной учебной ситуации метода обучения, оптимального для данных условий его применения, составляют важнейшую сторону деятельности учителя. Поэтому педагогика и уделяет им особое внимание (см. работы А.Н.Алексюка, Ю.К.Бабанского, М.И.Махмутова, Н.М.Мочаловой, И.Я.Курамшина). Рассмотрим факторы, от которых зависит правильный выбор метода обучения. Исследования Ю.К. Бабанского, М.И. Махмутова и др. показали, что при выборе и сочетании методов обучения необходимо руководствоваться следующими критериями:

1) соответствие целям и задачам обучения и развития;

2) соответствие содержанию темы урока;

3) соответствие реальным учебным возможностям школьников: возрастным (физическим, психическим), уровню подготовленности (обученности, развитости, воспитанности), особенностям класса;

4) соответствие имеющимся условиям и отведенному для обучения времени;

5) соответствие возможностям самих учителей. Эти возможности определяются их предшествующим опытом, методической подготовленностью, уровнем психолого-педагогической подготовки.

Цель урока всегда соотносится с возможностями средств ее достижения, а к ним относятся содержание и методы обучения. Но при разном содержании методы могут быть разными, поэтому при выборе методов учитываются сразу все названные критерии. Для этого требуется комплексный анализ содержания учебного материала и выявление его доступности для усвоения учащимися. Поэтому особенности учебного материала (его трудность, сложность, противоречивость, соотношение опорных и новых понятий) соотносятся с возрастными особенностями школьников.

Проблемные методы обучения.

Формы и методы проблемного обучения разнообразны. Конкретным способом выражения проблемы служат познавательные задачи и вопросы (вопрос – та же задача, в которой условие подразумевается, так как известно познающему или может быть им реконструировано, а потому не приводится).

Кроме проблемного вопроса, проблемной задачи, проблемного задания, создания проблемной ситуации при организации учебного материала успешно применяют проблемный рассказ, эвристическую беседу, проблемную лекцию, разбор практических ситуаций, диспут. Все они должны быть проблемными прежде всего по своему содержанию.

Проблемность может быть:

·сквозной, когда ставится проблема, стержневая для всего учебного курса (или большого раздела);

·комплексной, если речь идет о проблемах, включающих несколько тем;

·тематической, охватывающей круг вопросов, которые разбираются при изучении темы;

·ситуационной, связанной с конкретными фактами и ситуациями на том или ином занятии.

Проблемное обучение как образовательнаятехнология в школе, как правило, не организуется.Педагоги применяют лишь методы проблемного обучения – проблемного изложения, частично поисковый (эвристический), исследовательский.

Наименьшая познавательная самостоятельность учащихся имеет место при проблемном изложении: сообщение нового материала осуществляется самим педагогом. Поставив проблему, он указывает путь ее решения, демонстрирует учащимся ход научного мышления, диалектическое движение мысли к истине. Школьники при этом усваивают логику изложения и доказательств, осознают этапы решения проблемы. Они не только воспринимают и запоминают готовые знания, выводы, но становятся как бы наблюдателями научного поиска и учатся способам решения познавательных затруднений. Важно, чтобы при применении этого метода учащиеся освоили образцы научного познания, эталоны научного мышления, образцы культуры развертывания познавательных действий.

Более высокий уровень познавательной деятельности несет в себе частично-поисковый (эвристический) метод. Он получил такое название потому, что учащиеся самостоятельно решают сложную учебную проблему не от начала и до конца, а лишь частично. Часть информации сообщает учитель, а затем с помощью специальных вопросов побуждает обучаемых к самостоятельному рассуждению, активному поиску ответа на отдельные аспекты проблемы и, следовательно, часть знаний учащиеся добывают самостоятельно. Деятельность педагога заключается в оперативном управлении процессом решения проблемных задач.

Исследовательский метод обучения представляет собой в полной мере самостоятельный поиск учеником решения новой для него проблемы в процессе поисковой, творческой деятельности. Алгоритм применения метода:

– педагог вместе с учащимися формулирует проблему;

– ученики самостоятельно ее разрешают;

– учитель оказывает помощь лишь при возникновении затруднений в решении проблемы.

На практике при проблемном обучении нередко применяют методические приемы, когда учитель:

излагает· различные точки зрения на один и тот же вопрос;

предлагает· классу рассмотреть явление с различных позиций (например, юриста, финансиста, управленца, эколога, психолога и т. д.);

выявляет· противоречие между положениями научной теории и практической деятельностью;

организует· сравнение житейских и научных знаний;

побуждает· обучаемых сопоставлять факты, делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации;

ставит· проблемные задачи (с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление психологической инерции и т. д.).

Чтобы помочь ученикам выявить и осознать их “скрытое знание”, перевести его в область актуального образовательного приращения, можно использовать следующие способы:

решение· учениками реальных проблем науки или другой области деятельности, которая составляет основу изучаемого учебного курса;

создание· учащимися собственных произведений во всех образовательных областях – в словесных, математических, биологических и иных жанрах.

Проблемно-поисковое обучение как методическая система имеет явные достоинства, которые заключаются в следующем:

– развивает творческую активность, когда опирается на предшествующий опыт и является следующим шагом в изучении предмета или в применении усвоенного закона,понятия, приема, способа деятельности;

– формирует особый стиль умственной деятельности – продуктивное мышление;

– включает обучающихся в поисковую, исследовательскую деятельность, в процессе которой развивает у них познавательный и научно-исследовательский интерес, формирует поисковые особенности и умения;

– развивает самостоятельность обучающихся, их способность к самообучению, самообразованию;

– открывает возможности для творческого сотрудничества учителей и учащихся (преподавателей и студентов);

– обеспечивает глубокое, прочное усвоение материала и способов деятельности в процессе самостоятельного добывания знаний.

Таким образом, проблемное обучение соответствует социальному заказу, природе развивающегося научного знания и практически-преобразовательной направленностичеловеческой деятельности, основным закономерностям развития личности и развивающего обучения в частности.

Наши рекомендации