Виды подвижных игр, с преимущественной направленностью на развитие физических качеств юных хоккеистов

Преимущественное проявление качеств Виды подвижных игр и эстафеты
Быстрота Два мороза. К своим флажкам. Салки с выручкой. Пустое место. Линейная эстафета. День и ночь. Белые медведи. Вызов номеров. Бегуны и другие.
Скоростно-силовые Веревочки под ногами. Волк во рву. Зайцы в огороде. Лиса и куры. Прыжки по полоскам. Эстафета с прыжками в длину и высоту. Прыжок за прыжком. Парашютисты. Не оступись. Метко в цель. Подвижная цель. Попади в мяч. Снайперы. Охотники и утки. Кто дальше бросит. Защита укрепления. Заставь отступить и другие.
Выносливость Не давай мяч водящему. Салки простые. Салки по кругу. Встречная эстафета. Команда быстроногих. Мяч ловцу. Гонка с выбыванием.
Сила Тяни в круг. Выталкивание из круга. Перетягивание в парах. Перетягивание каната. Бег раков. Эстафета с набивными мячами.
Ловкость Прыгуны и ползуны. Кувырок с мячом. Навстречу удочке. Эстафета с лазанием и перелезанием. Бег пингвинов. Эстафета с преодолением препятствий.

Детям 9 лет можно давать более сложные игры, так как в этом возрасте уже широко используются навыки, приобретенные ранее. Игры более длительны по времени и более насыщенны сложными движениями. Детям данного возраста следует давать игры с преимущественной направленностью воздействия на отдельные скоростные и силовые способности, выносливость. Правила игры усложняются, используются командные игры: «Подвижная цель», «Охотники и утки», Вызов», «Часовые и разведчика», «Мяч капитану», «День и ночь», «Караси и щука», «Перестрелка», «Борьба за мяч» и другие.

В ходе учебно-тренировочных занятий юных хоккеистов их надо обучать расслаблению различных мышечных групп. Приводим комплекс упражнений, направленный на освоение приемов расслабления:

1. Встряхивание рук, руки расслаблены.

2. Поднять руки вверх и «бросить» вниз с одновременным наклоном туловища

вперед.

3. Бег «трусцой» на месте руки расслаблены.

4. Наклониться вперед, руки вперед. Расслабить мышцы, «уронить»

руки, выпрямиться.

5. Потряхивание кистей рук над головой.

6. И.П. - стойка руки в стороны. Выпад ногой в сторону - руки

«уронить».

Вернуться в исходное положение.

7. Прогнуться назад, затем вперед, руки расслабить.

8. Маховые движения ног в сторону.

9. Потряхивание ног попеременно.

10. Маховые (свободно-инерционные) движения ног вперед-назад.

11. Лежа на спине, поднять ноги и медленно опустить на землю, расслабиться.

12. Передвижение приставными шагами правым и левым боком.

13. Висы.

Для учебно-тренировочных групп возраст занимающихся 11-12 лет

Упражнения для развития взрывной силы.Приседание на одной и двух ногах с отягощениями (гантели, блины и т.п.), величина которых не должна превышать 30-50% собственного веса тела занимающегося. Не допускается выполнение упражнения методом «до отказа». Подскоки и прыжки с отягощением и без отягощения. Броски, толкание, метание камней, набивных мячей и других предметов весом до 1 кг от груди, из-за головы, сбоку, снизу, вперед, назад. Бег в году на коротких отрезках 5-20м, бег в воде, многоскоки на песке. Броски шайбы на дальность. Подвижные игры:

«Бой петухов», «Перетягивание через черту» и другие. Спортивные игры:

футбол, баскетбол, ручной мяч, регби (по упрощенным правилам), с применением элементов силовой борьбы, заслонов и других приемов хоккея. Упражнения с набивными, футбольными, баскетбольными мячами: сгибание и разгибание рук, маховые и круговые движения, броски на дальность, ловля мячей. Бег на коньках с перепрыгиванием препятствий, с резким торможением и последующими стартами. Толчки сопротивляющегося партнера плечом, грудью. Единоборства за шайбу у борта, на ограниченных площадках. Игры и эстафеты на коньках с переноской предметов и т.п.

Упражнения для развития быстроты.Передвижения (на коньках и без коньков). Повторное пробегание коротких отрезков о 15 до 40 м из различных исходных положений в различных направлениях. Бег с максимальной скоростью и резкими остановками, внезапным изменением скорости и направления движения по зрительному сигналу. Ускорения, Бег по виражу, кругу, спирали, восьмерке (лицом и спиной назад). Эстафеты и игры с применением беговых упражнений. Ловля и быстрая передача мяча, шайбы. Упражнения с мячами (футбольными, баскетбольными, теннисными) у стенки, связанные с броском и ловлей отскочившего мяча в максимально быстром темпе, с быстрым переносом клюшки слева на право и обратно. Игры и упражнения, построенные на опережении действий партнера (овладение мячом, шайбой и т.д.). Броски шайбы поточно, в борт, с фиксацией времени. Бег на коньках 18,36 и 54 м - на время. Упражнения на расслабление.

Упражнения для развития выносливости(на коньках и без коньков). Длительный равномерный бег с частотой пульса 140-160 уд/мин и переменный бег с частотой пульса 130-180 уд/мин. Кроссы 3-6 км. Серийный, интервальный бег на коротких отрезках с около предельной или максимальной скоростью в течении 4-5 минут (работа 5-12 сек., интервал отдыха 15-30 сек.).Чередование бега на коньках с максимальной, умеренной и малой интенсивностью. Серийное интервальное выполнение игровых и технико-тактических упражнений с интенсивностью 75-85% от максимальной (длительность одного повторения 20-30 сек, интервал отдыха 1,5-2,5 мин, число повторений в серии 3-5 раз, интервал между сериями 10-12 минут, число серий 1-2). Продолжительные игры (футбол, баскетбол, ручной мяч) и упражнения с уменьшенным количеством участников, на площадках увеличенного размера.

14. Упражнения с отягощениями, выполняемые с максимальной скоростью (работа 15-20 сек., вес отягощения для рук не более 3 кг, интервал отдыха 30-60 сек, число повторений 4-5 раз). Бег по песку, по воде. Бег и прыжки по лестнице. Имитация бега на коньках. Игры на поле для хоккея с мячом.

Упражнения для развития ловкости.Эстафеты с предметами и без предметов. Игры и упражнения для совершенствования игрового мышления. Прыжки на коньках через препятствия. Падения и подъемы. Ходьба и бег на носках и пятках лезвий коньков. Выбивание шайбы у партнера в падении. Игра клюшкой лежа и на коленях. Эстафеты и игры с обведением стоек, с

противодействующими партнерами, уклонениями от применения силовых приемов, резкая смена направления бега.

Упражнения для развития гибкости.Маховые движения руками, ногами, с большой амплитудой, с отягощениями, пружинистые наклоны в разные стороны. Вращения туловища шпагат, полушпагат. Упражнения с клюшкой и партнером «Мост» из положения лежа на спине или наклона назад, другие упражнения для увеличения подвижности суставов и растягивания мышц, несущих основную нагрузку в игре.

.Для групп спортивного совершенствования возраст занимающихся 13-16 лет

Упражнения для развития силы (взрывной).Перечень средств и методов повторяет программу для 11-12 летних. С учетом освоенной программы в учебно-тренировочный процесс добавляются упражнения и режимы тренировки, которые базируются, на уже освоенных умениях и навыках, но значительно расширяют возможности организма занимающихся. Упражнения со штангой весом до 60% от максимального. Вес набивных мячей увеличивается до 3 кг. Беговые упражнения с отягощениями. Имитация бросков шайбы с применением резиновых амортизаторов, эспандера и т.п. Броски утяжеленной шайбы (до 400 грамм). «Челночный бег». Бег вверх по лестнице.

Упражнения для развития быстроты.Перечень средств и методов повторяет программу для 11-12 летних, но длина дистанции пробегаемых отрезков увеличивается до 60-100 метров.

Упражнения для развития выносливости.Перечень средств и методов повторяет программу для 11-12 летних, но увеличивается длина дистанции кроссового бега до 5-6 км. Число повторения серий увеличивается до 2-3, при серийной интервальной тренировке, а интервалы отдыха между сериями составят 10-15 минут.

Упражнения для развития ловкости.Перечень средств и методов повторяет программу для 11-12 летних, но следует предусмотреть выполнение технических приемов с преодолением сбивающих факторов (сопротивление партнеров, без зрительного контроля). Преодоление полосы препятствий.

Упражнения для развития гибкости.Перечень средств и методов повторяет программу для 11-12 летних, но рекомендуется увеличить количество повторений.

.Для групп спортивного совершенствования возраст занимающихся 17-19 лет

Упражнения для развития силы (взрывной).Перечень средств и методов повторяет программу для 11-16 летних, но изменяются следующие параметры нагрузок. Дополнительно увеличивается вес отягощений (набивных мячей до 4 г), метание легкоатлетического ядра. Силовая тренировка с быстрым темпом выполнения

15. упражнения (работа 20-30 сек., вес отягощения для рук не более 10 кг, интервалы отдыха 60-90 сек, число повторений в серии 4-5 раз). Бег и прыжки вверх по лестнице, имитация бега на коньках с отягощениями.

Упражнения для развития быстроты.Перечень средств и методов повторяет программу для 11-16 летних, но более широко используется метод сопряженного воздействия на развитие физических качеств и совершенствования техники выполнения упражнений.

Упражнения для развития выносливости.Перечень средств и методов повторяет программу для 11-16 летних. Дополнительно вводится: фартлек, дистанция кроссов увеличивается до 8-16 км, добавляются бег на 200, 300, 400 м, челночный бег, игровые упражнения, выполняемые в виде интервальной тренировки (работа 40-50 сек., интервалы отдыха 1-2 минуты, число повторений в серии 5-6 раз, отдых между сериями 8-16 минут, число серий 2-3).

Упражнения для развития ловкости.Перечень средств и методов повторяет программу для 11-16 летних, но более широко используются упражнения, моделирующие сложные игровые ситуации.

Упражнения для развития гибкости.Перечень средств и методов повторяет программу для 11-16 летних, но более широко используются отягощения малого веса.

5.2.3. Техническая подготовка

Для групп СОГ возраст занимающихся 5-6 лет Техника владения коньками

Методика начального обучения технике владения коньками предусматривает использование подготовительных и подводящих упражнений без коньков вне льда, подводящих упражнений на коньках вне льда, комплекс специальных упражнений на льду.

Подготовительные упражнения для конькобежной подготовки(вне льда, без коньков). Ходьба на носках, пятках, внешней и внутренней стороне стопы. Ходьба в полуприседе, в полном приседе. Бег с изменением направления движения. Бег приставными и скрестными шагами правым, левым боком. Бег спиной вперед. Бег с высоким подниманием бедра, с захлестыванием голени назад. Чередование бега с остановками, поворотами и спиной вперед. Перемещение из упора, присев в упор, лежа и обратно. Стоя на одной ноге, наклониться вперед, поднять другую ногу назад, руки в стороны («ласточка»). Прыжки на месте на двух, на левой, правой ногах.

Прыжковые упражнения со скакалкой. Чередование прыжков на правой, левой ногах с бегом. Прыжки на одной, двух ногах с продвижением вперед. Прыжки на двух и на одной ноге с поворотом на 90, 180 и 360 градусов. Чередование бега с прыжками и поворотами. Различные кувырки. Ходьба по узкой опоре. Бег по песку, опилкам, воде, по пересеченной местности.

Подводящие упражнения для конькобежной подготовки(вне льда, без коньков). Принятие основной стойки хоккеиста. В положении основной стойки хоккеиста попеременное перемещение (покачивание) центра тяжести тела с правой ноги на левую, с пятки на носок. Ходьба в основной стойке хоккеиста. Прыжковая имитация бега на коньках без продвижения вперед. То же, но с продвижением вперед. Ходьба скрестным шагом. Прыжковая имитация бега скрестным шагом.

Подводящие упражнения для конькобежной подготовки(вне льда, на коньках). Ходьба в различных направлениях, ходьба приставными шагами левым, правым боком. Ходьба с поворотом на 180 и 360 градусов. Приседания, полуприседания. Ходьба спиной вперед. Ходьба с выпадами. Принятие основной стойки хоккеиста. Упражнения: «пружинки», (полуприседания, руки вперед), «цапля» (ходьба в полуприседе, руки в стороны), «неваляшки» (отклонить туловище вправо, переставить коньки вправо, то же влево), «сделать фигуру» (каждый должен сделать ту или иную фигуру, например, «ласточку»). Ходьба на коньках с остановкой на одной ноге, другая приподнята вперед, назад, руки в стороны. Ходьба переступанием по виражу вправо, влево. Выпрыгивание из полуприседа и приседа. Прыжки на коньках с продвижением вперед. Падение «рыбкой», в группировке, на руки.

Необходимо также освоить технику опускания на одно, два колена, падения, различные кувырки с последующим быстрым вставанием.

Специальные упражнения на льду для обучения технике катания на коньках. Скольжение на двух коньках в основной стойке хоккеиста за счет переноса центра тяжести тела вперед и вперед-в-сторону. Скольжение на двух коньках с варьированием основной стойки. Толчок правой ногой - скольжение на двух, толчок левой ногой - скольжение на двух. Попеременный толчок правой и левой ногой -скольжение на двух. Скольжение на левой (правой) ноге, отталкиваясь правой (левой) ногой, с заданием продвинуться вперед как можно дальше за одно отталкивание. Выполнение всевозможных упражнений на равновесие. Одноопорное скольжение в положении «ласточка». Прохождение прямой после предварительного разбега с заданием сделать наименьшее количество шагов. Ходьба и бег с сильно развернутыми в стороны носками. Разучивание стартового положения. Объезд препятствий в двухопорном положении. То же самое только отталкиваясь одной ногой. Переступание на месте вправо, влево. Бег на коньках по виражу. Во всех упражнениях акцентируется внимание на стойку (посадку) хоккеиста, перенос центра тяжести с одной ноги на другую и сохранение равновесия.

На этапе начального обучения необходимо освоить следующие элементы техники владения коньками и целесообразно это делать в следующей последовательности:

1. Основная стойка хоккеиста.

2. Скольжение на двух ногах, не отрывая ног от льда.

3. Скольжение на двух, после толчка одной (правой, левой).

4. Скольжение на одной, после толчка другой ногой (правой, левой).

5. Бег широким скользящим шагом.

6. Скольжение по дуге (поворот), не отрывая коньков от льда.

7. Скольжение по дуге (поворот), толчком одной ноги (правой, левой).

8. Скольжение по дуге (поворот) на правой (левой) ноге на внутреннем

(внешнем) ребре лезвия конька.

9. Бег с изменением направления (переступание).

10. Торможение одной ногой без поворота корпуса - «полуплугом».

11. Торможение двумя ногами без поворота корпуса - «плугом».

12. Прыжок толчком двух ног.

13. Прыжок толчком одной ноги.

14. Торможение с поворотом корпуса на 90 градусов на параллельных коньках

правым (левым) боком.

15. Бег коротким ударным шагом.

16. Старты.

17. Скольжение спиной вперед по прямой, не отрывая коньков от льда.

18. Поворот из положения «лицом вперед» в положение «спиной вперед».

19. Поворот из положения «спиной вперед» в положение «лицом вперед».

20. Бег спиной вперед по прямой попеременным толчком каждой ноги.

21. Торможение двумя ногами в положении «спиной вперед» без поворота корпуса «плугом».

22. Бег спиной вперед по дуге переступанием в «удобную» («неудобную») сторону.

23. Торможение одной ногой правым (левым) боком с поворотом на 90 градусов.

Техника владения клюшкой

С первого занятия определяется сильная рука, в которой хоккеисту необходимо держать клюшку. В процессе начального обучения технике владения клюшкой используются координационные, подводящие и специальные упражнения. Подвижные игры и эстафеты, в ходе которых закрепляются и совершенствуются навыки владения клюшкой.

На этапе начального обучения, мы выделяем тот факт, что пока юный хоккеист не освоил основные приемы, а также всю структуру биомеханических движений рациональной техники катания на льду,

нецелесообразно уделять время процессу обучения техники владения клюшкой и шайбой именно в пределах льда.

Таким образом, занятия, направленные на овладение навыками работы руками на данном этапе обучения необходимо проводить вне льда.

В нашей системе существует данный вид подготовки, который проводится вне ледовой площадки, со специализированными мячами, полностью идентичными по весу с шайбой, состав и структура которых позволяет начинающим хоккеистам овладеть базовыми и основными навыками техники владения клюшкой.

Как только занимающийся освоил все базовые приемы и элементы техники катания, и его внимание сосредоточено на решении не только одной задачи - как устоять на коньках, мы плавно переходим на процесс обучения техники владения клюшкой и шайбой.

Научно обоснованную классификацию технических приемов техники владения клюшкой и шайбой мы приводим в таблице, суть которой заключается в умении технически правильно выполнять и рационально использовать в игровой деятельности данные приемы (см. таблицы).

Все методики разработаны на кафедре «Теории и Методики хоккея» НГУ им.П.Ф.Лесгафта.

Координационные упражнения с клюшкой

1. Перемещение клюшки, находящейся в двух руках, вокруг корпуса, вперед и назад, за спину, в одну и в другую сторону, над головой и к коленям.

2. Перешагивание через рукоятку клюшки и назад, вправо и влево.

3. Вращательные движения клюшкой, хватом одной рукой за середину рукоятки, вокруг корпуса, вправо и влево, вперед и назад, сначала сильной, а затем слабой рукой; перехваты клюшки из одной руки в другую, подбрасывание клюшки вверх, опускание на пол; поочередное перемещение на полу перед собой, сбоку, назад и т.д.

4. Перехватывание кистями по клюшке, вверх и вниз пред собой, с боков, сзади корпуса.

5. Все указанные группы упражнений, а также и те, которые проверены и эффективно использовались в практической работе, выполняются сначала стоя на месте, потом в различных позах: сидя, на одном и двух коленях, в приседе и т.д.

Данные упражнения по мере освоения учащимися выполняются в различных сочетаниях (например, вращение с перехватами).

6. Следующим этапом обучение является сочетание указанных комплексов упражнений с одновременным переступанием вперед-назад, вправо-влево. При этом следует добиваться автономного (независимого) движения рук и ног, которые не совпадают по ритму и направлениям

7. После освоения координационных упражнений с клюшкой следует включать в занятия подводящие упражнения.

Подводящие упражнения

Переставление крюка клюшки по кругу, не сдвигая ног, затем то же самое, но переступая одной ногой, и далее с переступанием двумя ногами.

1. Перемещение крюком клюшки кубиков или резиновых колечек вперед-назад, вправо-влево, сначала не сдвига ног, по мере освоения - с переступанием и далее с поворотом корпуса.

2. Вращение клюшки кистями рук вправо и влево на месте, потом в движении, сначала без сопротивления, затем при сопротивлении напарника.

3. Упражнения на скрестную координацию в прыжках и переступаниях (примеры: прыжок вперед клюшка назад, прыжок или шаг вправо - клюшка налево) т.д.

4. Перемещение крюком клюшки мелких предметов (кубики, резиновые колечки, облегченные шайбы) в различных направлениях, не изменяя место расположения пятки крюка.

После освоения этих упражнений, следует выполнять упражнения небольшими по амплитуде движениями всего крюка вперед и назад, вправо и влево. По мере приобретения навыка, выше осваиваемым упражнениям, упражнения усложняются переступаниями и, наконец, выполняются в движении.

5. Упражнения, связанные с остановкой теннисного мяча после его отскока от жестко установленного барьера. После отскока мяч следует остановить крюком клюшки, ступней ноги, рукой. После упражнения усложняются, мяч посылается в мишень с задачей при определенном числе повторений набрать заданное число очков.

6. Броски теннисного мяча через гимнастическую скамейку или барьер высотой 30-40 см. Особое внимание следует обратить на работу кистей рук при выполнении движения, обеспечивающего отрыв мяча от пола. Это упражнение условно напоминает стряхивание капли воды с крюка в направлении движения мяча (броска, передачи).

По мере освоения техники передачи мяча по воздуху упражнения усложняются: движения выполняются с переступанием на месте, в движении, а вместо теннисных мячей используются облегченные шайбы.

7. Упражнения в парах на точность передач, прием и «подработку» шайбы. Передачи производятся сначала по полу, затем по воздуху, с удобной и неудобной стороны, на месте и в движении.

По мере освоения указанных упражнений они начинают выполняться слитно в различных связках и сочетаниях, как на месте, так и в движении.

В процессе обучения технике владения клюшкой после освоения координационных и подводящих упражнений в условиях «тренировочного городка» используются упражнения, уже связанные, с непосредственным выполнениям технических приемов.

Специальные упражнения на технику владения клюшкой

1. Перемещение шайбы, стоя на месте, вперед и назад, вправо и влево мягким движением рук, сохраняя неподвижное положение корпуса. Ведение

шайбы по контуру букв «П», цифры «8». Ведение шайбы с изменение амплитуды движения рук и темпа их работы.

2. Ведение шайбы в движении вперед и назад, без отрыва крюка, толчками перед собой, сбоку, по дугам, с закрыванием корпусом, по восьмерке в движении, «короткое» (рубка или дриблинг) ведение шайбы; асинхронная работа рук и ног по ритму и направлению.

3. Ведение в разных направлениях при различных исходных положениях (стоя на коленях, сидя, стоя и т.д.).

Все виды с клюшкой и шайбой хорошо сочетать также с имитациями без шайбы. Укреплять и совершенствовать навыки и умения, связанные с техникой владения с клюшкой, лучше всего в подвижных играх и эстафетах. После освоения техники передач и бросков с удобной стороны приступают к обучению техники с неудобной стороны.

Одновременно с обучением передаче или с изучением передачи ведется и обучение приему шайбы.

В процессе начального обучения, по мере освоения технике передвижения на коньках, координационных, подводящих и специальных упражнений с клюшкой на земле, хоккеисты приступают к занятиям с клюшкой на коньках на льду. При этом упражнения, связанные с обучением технике владения с клюшкой, выполняются в такой же последовательности как на земле.

На этапе начального обучения необходимо освоить ряд технических приемов владения клюшкой на льду и это целесообразно делать в следующей последовательности:

1. «Широкое» ведение шайбы с перекладыванием клюшки слева- направо.

2. Бросок шайбы с длинным замахом.

3. Передача шайбы броском с длинным замахом.

4. Приемы шайбы.

5. «Короткое» ведение шайбы с перекладыванием клюшки слева- направо.

6. Бросок шайбы с неудобной стороны с длинным замахом.

7. Передачи шайбы с неудобной стороны с длинным замахом.

8. «Широкое» ведение шайбы с перекладыванием клюшки по диагонали.

9. То же вперед-назад.

10. «Короткое» ведение шайбы с перекладыванием клюшки по диагонали.

11. То же вперед-назад.

При обучении техническим действиям начинающих хоккеистов, необходимо придерживаться следующих алгоритмов обучения. Обучать перечисленным техническим приемам, необходимо сначала на месте и в медленном темпе и, по мере освоения движений, скорость (быстрота) выполнения упражнений увеличивается (повышается).

Когда учащиеся добиваются определенной степени освоения технических приемов, приступают к выполнению техники владения клюшкой в движении, постепенно повышая скорость.

Когда учащиеся освоили технику бросков шайбы по льду, необходимо приступить к обучению технике выполнения бросков шайбы по воздуху. Затем обучают технике ведения толчками, ведению без отрыва клюшки от шайбы, ведению шайбы коньком.

Затем изучают особенности и обучают технике отбора шайбы ударом по клюшке сбоку (выбивание), отбора шайбы ударом по клюшке снизу (подбивание), при помощи перехвата и прижатия шайбы к борту клюшкой.

Когда учащиеся освоили основные элементы техники владения коньками и клюшкой, следует ознакомить юных хоккеистов с выполнением следующих финтов:

1. Финт с изменением направления движения.

2. Финт с изменением скорости движения.

3. Финт на бросок.

На этапе начального обучения юных хоккеистов следует обучить навыкам ведения силовой борьбы и технике выполнения следующих силовых приемов:

1. Остановка противника грудью.

2. Толчок противника плечом.

3. Толчок противника бедром.

Для групп начальной подготовки возраст занимающихся 7-10

Лет

Обучение технике передвижения на коньках.Посадка (стойка) хоккеиста. Техника скольжения на двух и одном коньках. Техника передвижения на коньках длинным (скользящим), коротким (ударным) шагами. Торможение «плугом», «полуплугом», двумя коньками с поворотом на 90 градусов, прыжком, одним коньком (внутренним, наружным). Остановки. Изменение направления движения с помощью переступания, без отрыва коньков от льда, на одном коньке, прыжком, скрестным шагом, перебежкой (слаломный бег). Бег по виражу вправо, влево, по «весьмерке», по кругу. Бег спиной вперед без отрыва коньков от льда, с отрывом коньков от льда, переступанием, скрестным шагом. Бег спиной вперед по прямой, по виражу, по кругу, по «восьмерке», с изменением скорости движения. Старты из различных исходных положений (лицом, спиной и боком в направлении движения). Повороты прыжками, переступанием при переходе от бега спиной вперед и обратно. Прыжки толчком одной и двумя ногами с приземлением на одну или две ноги. Перемещение шагом и бег на носках и пятках лезвий коньков лицом, боком и спиной вперед. Опускание и падение на одно, два колена, различные кувырки с последующим быстрым вставанием.

Обучение технике нападения.Техника владения клюшкой и шайбой. Ведение шайбы. Обучение держанию клюшки одной, двумя руками. Ведение без отрыва клюшки от шайбы перед собой и сбоку, по прямой и по дугам. Ведение шайбы ударами и подбиванием перед собой и сбоку; из стороны в сторону (широкое, плавное и короткое - «рубкой»), вперед-назад (перед собой и сбоку), диагональное, коньками.

Броски. Обучение длинному броску с «удобной» и «неудобной» стороны, с места и в движении. Обучение удару броску с коротким и длинным замахом.

Прием шайбы. Остановка шайбы. Обучение приему шайбы крюком клюшки с уступающим и без уступающего движения, с подстраховкой коньком. Обучение приему шайбы рукояткой клюшки, рукой, коньком, туловищем (опустившись на одно, два колена, лежа).

Обманные движения (финты) туловищем, клюшкой с выпадом влево и вправо, шагом в сторону, с изменением скорости бега и с «подпусканием» шайбы под клюшку соперника. Обманные движения с использованием борта, финты «на передачу», «на бросок», «на перемещение» и др.

Обучение технике обороны.Отбор и выбивание шайбы клюшкой. Подбивание клюшки противника снизу, удар по клюшке сбоку, прижимание клюшки соперника сверху. Выбивание шайбы резким движением клюшки. Приемы овладения шайбой с помощью клюшки при введении ее в игру. Отбор шайбы клюшкой, положенной на лед. Прижимание шайбы к борту конькам, клюшкой.

Для учебно-тренировочных групп возраст занимающихся 11 -12 лет

Техника бега на коньках.Повторить ранее изученный материал. Продолжить совершенствование конькобежной подготовки - бег спиной вперед, повороты при беге спиной веред, торможение упором на одном и двух коньках, с поворотом и последующим ускорением. Старты из различных исходных положений, торможение с последующим ускорением в противоположном или в том же направлении. Прыжки на коньках в длину и через препятствие. Выпады в движении, приседания на одно, два колена, падение на два колена, кувырки с последующим быстрым вставанием. Падение в движении на одно. Два колена с поворотом на 90-180-360 градусов и последующим вставанием и ускорением. Прыжки толчком одной, двумя ногами с поворотом на 45-90-180 градусов и приземлением на одну, две ноги с последующим движением в заданном направлении.

Техника нападения.Ведение шайбы. Совершенствование ранее пройденных видов ведения шайбы, короткое ведение, лицом и спиной вперед, по прямой, по виражу, «по восьмерке», с торможением и ускорениями. Ведение шайбы поочередно клюшкой и коньками, закрывание

шайбы корпусом и ногами от соперника. Ведение шайбы с «подпусканием» под клюшку соперника, тоже без зрительного контроля.

Броски шайбы.Совершенствование ранее изученных способов бросков: «длинного» броска с удобной и неудобной стороны, в движении и в одно касание после боковой, встречной передачи. Удар бросок во всех вариантах: с места, после ведения, по встречной и уходящей шайбе. Изучение техники «кистевого» броска. Плавные броски и броски с поворотом крюка с удобной и неудобной стороны, с места и в движении. Добивание отскочившей от вратаря шайбы, подправление и проталкивание шайбы в ворота. Обучение технике броска подкидкой.

Приемы шайбы.Совершенствование ранее изученных способов остановки шайбы. Обучение остановке и приему шайбы коньком, крюком клюшки с удобной и неудобной стороны. Остановка - прием шайбы, скользящей далеко от хоккеиста с помощь клюшки в выпаде вправо, влево. Остановка шайбы, летящей по воздуху. Обучение техническим приемам овладения шайбой при введении ее в игру.

Изучение комплекса технических приемов в различных сочетаниях: ведение -передача, ведение - бросок, ведение - бросок - добивание, прием - ведение - передача, прием - ведение - бросок, прием - ведение - бросок - добивание, прием - бросок, прием - бросок - добивание, прием - передача и др. Все указанные сочетания технических приемов изучаются на основе разных способов выполнения приемов, например прием - ведение - передача. Прием (коньком, клюшкой с уступающим движением и без него), ведение (диагональное, или без отрыва клюшки, или ударами и подбиванием, или стороны в сторону и др.), передача броском, ударом, подкидкой, с удобной и неудобной стороны и др.

Обманные движения (финты)перед передачей партнеру - «ложный бросок», «остановка - ускорение», с изменением скорости и направления движения, финт

«клюшка-конек-клюшка», финт «игра на паузе». Совершенствование финтов на «передачу», «на ведение», «на перемещение», ведение с обыгрыванием оббеганием.

Техника обороны.Силовые приемы. Обучение основным приемам силовой борьбы. Толчок грудью, плечом, прижимание клюшкой сверху, подбивание клюшки соперника. Отбор шайбы и игра туловищем. Обучение приемам силовой борьбы на всех участках поля, у бортов, в углах площадки. Перехват и отбор шайбы в момент приема ее соперником. Преследование соперника с целью отбора шайбы, выбивание шайбы в нападении. Перехват летящей шайбы рукой, клюшкой. Отбор шайбы с помощью партнера. Ловля шайбы на себя. Умение выбирать место и момент ловли шайбы на себя. Ловля шайбы на одном, двух коленях, в падении.

Для учебно-тренировочных групп возраст занимающихся 13-16 лет

Техника бега на коньках.Совершенствование техники бега на коньках. Игры и беговые упражнения на ограниченных площадках в условиях скученности игроков. Бег по прямой с ускорениями по 20-30 метров, бег на время 18, 36, 54 метров. Бег между препятствиями, спиной вперед, с поворотом в прыжке, с падением на колени, с изменением направления движения. Эстафеты, Остановки, повороты после бега с максимальной скоростью. Старты после остановок, притормаживаний, поворотов, прыжков, падений, кувырков и т.д. «Челночный бег».

Техника нападения. Ведение шайбы.Дальнейшее совершенствование техники ведения шайбы. Обучение различным способам обводки. Ведение шайбы изученными способами с изменением скорости и направления движения. Ведение шайбы на большой скорости в условиях ограниченной площадки и скученности игроков, с преодолением препятствий. Эстафеты и игры с обводкой стоек, партнеров, с учетом и без учета времени. Выполнение технических заданий, в которые входят: ведение шайбы (без зрительного контроля), обводка стоек с помощью партнера и с использованием борта. Совершенствование индивидуальной техники обводки, с изменением ритма, темп и направления движения.

Броски шайбы.Совершенствование ранее изученных видов бросков с

«удобной» и «неудобной» стороны, в движении, после боковой, встречной передачи. Изучение броской после финтов, обводки, под защитника, подправление шайбы после бросков, добивание шайбы. Комбинации, заканчивающиеся броском по воротам разными способами. Броски с дальних расстояний, со «своих» точек хоккейного поля. Совершенствование силы и точности броском. Совершенствование бросков по воротам, в условиях близких к игровым, с сопротивлением партнера, на большой скорости; с ограничением времени на подготовительные движения. Выполнение бросков с элементами скорости и неожиданности.

Приемы шайбыранее изученными способами в игровой обстановке. Остановки шайбы с последующим броском в цель, с переводом партнеру. Остановки быстро летящей шайбы при различной скорости передвижения игрока. Остановки шайбы летящей по воздуху, клюшкой. Совершенствование приемов ловли шайбы на себя. Совершенствование технических приемов борьбы за шайбу при вбрасывании.

Обманные движения (финты).Совершенствование ранее изученных приемов в условиях более активного противодействия партнера, в ситуациях, приближенных к игровым.

Совершенствование силовой обводки.

Техника обороны.Отбор шайбы и игра туловищем. Применение силовых приемов в условиях, моделирующих игровые ситуации. Отбор шайбы всеми изученными способами в играх и игровых упражнениях Дальнейшее совершенствование силовых приемов с включением силовой

борьбы у борта. Применение силовой борьбы в игровых упражнениях и двухсторонних играх.

Для групп спортивного совершенствования возраст занимающихся 17-19лет

Дальнейшее совершенствование ранее изученных технических приемов. Изучение особенностей выполнения технических приемов в зависимости от конкретного решения тактической задачи (индивидуальной, групповой, командной). Совершенствование умения выполнять броски и передачи шайбы с любой точки площадки. Совершенствование умения сокращать подготовительную фазу в выполнении приемов (передач, бросков, силовых приемов, ловли шайбы на себя и т.д.). Совершенствование технических приемов овладения шайбой при введении ее в игру. Формирование умений изменять направление, ритм, темп движения, выполнять приемы скрытно и неожиданно. Изучение оригинальных технических приемов, используемых мастерами высокого класса. Индивидуализация выполнения технических приемов в зависимости от индивидуальных особенностей хоккеистов.

Повышение уровня технической подготовленности обеспечивается путем многократного повторения технических приемов в стандартных и изменяющихся условиях.

Надежность, устойчивость и вариативность умений и навыков, выполнения технических приемов, в комплексе обеспечивают высокую эффективность их реализации. Однако при возникновении или воздействии различных экстремальных факторов значительно снижается эффективность их выполнения в игровой деятельности. Поэтому в условиях учебно- тренировочного процесса, при обучении и совершенствовании технических приемов, необходимо шире использовать метод моделирования различных сбивающих или неблагоприятных факторов: неустойчивое психическое состояние под влияние страха, эмоционального волнения; снижение физических возможностей под влиянием утомления, неблагоприятного воздействия внешних условий, отличающихся от обычных, шум трибун, плохие метеорологические условия и т.д.; в<

Наши рекомендации