Цикле для групп начальной специализации 1-го года обучения (ч)

Виды подготовки Коли- чество, ч июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май июнь
Периоды
Подготовительный Соревновательный переходный
Этапы
ОПЭ СПЭ 1-й соревновательный 2-й соревновательный
Теоретическая -
Общая физическая -
Спец. физическая -
Техническая -
Тактическая -
Игровая -
Соревнователь- ная - - -
Инструкторская и судейская практика - - - - - - - - - -
Контрольные испытания, переводные экзамены - - - - - - -
Медицинские обследования - - - - - - - -
Восстановительн ые мероприятия - - - - - - - - - - - - -
Всего часов соревнователь- ной и тренировочной нагрузки -
Всего -

На соревновательных этапах (с сентября по апрель) приоритетные позиции занимают техническая, тактическая, игровая и соревновательные подготовки. В переходном периоде заметно снижаются тренировочные нагрузки, в основном за счет интенсивности. Осуществляется переключение на другой вид деятельности. Проводятся восстановительные мероприятия и контрольные испытания. Не проводится соревновательная подготовка.

Таблица 13 План-график распределения программного материала в годичном

Цикле для групп начальной специализации 2-го года обучения (ч)

Виды подготовки Коли- чество, ч июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май июнь
Периоды
Подготовительный Соревновательный переходный
Этапы
ОПЭ СПЭ 1-й соревновательный 2-й соревновательный
Теоретическая -
Общая физическая -
Спец. физическая -
Техническая -
Тактическая -

Игровая -
Соревнователь- ная - - - -
Инструкторская и судейская практика   - - -   - - -
Контрольные испытания, переводные экзамены - - - - - - - -
Медицинские обследования - - - - - - - -
Восстановительн ые мероприятия - - - - - - - - - - - - -
Всего часов соревнователь- ной и тренировочной нагрузки -
Всего -

Принципиальных различий по структуре и содержанию процесса подготовки между I -м и 2-м годом обучения на этапе начальной специализации нет. Вместе с тем заметное увеличение объема суммарной нагрузки правомерно для усиления базовой подготовки, в том числе и общей физической.

Следующим звеном технологии планирования является план - график распределения программного материала мезо циклов по микроциклам. В табл. 14 в качестве примера представлены планы-графики распределения программного материала обще-подготовительного и соревновательного мезоциклов по микроциклам. Из таблицы явствует, что микроциклы (недельные) обще подготовительного и соревновательного этапов имеют четко выраженные различия по объему, направленности и содержанию программного материала, что отвечает на поставленные перед ними задачи и свидетельствует о корректности такого подхода в планировании процесса подготовки юных хоккеистов. Дальнейшая технология планирования предполагает построение различных микроциклов и тренировочных занятий.

Таблица 14 Примерный план-график понедельного распределения программного материала в обще-подготовительном (июль) и соревновательном (декабрь) мезоциклах для групп начальной специализации (ч)

Виды подготовки Кол-во (ч) Общеподготовительный МЗЦ Всего (ч) Соревновательный МЗЦ
Микроциклы (недели) Микроциклы (недели)
Общая физическая 1,5 1,5 1,5 1,5
Спец, физическая
Техническая
Тактическая 1,5 1,5 1,5 1,5
Игровая
Соревновательная (игры)
Контрольные испытания
Всего часов соревновательной и тренировочной нагрузки
Теоретическая
Восстановительные мероприятия
Инструкторская и судейская практика
ВСЕГО

В табл. 15 показано примерное построение 3-го микроцикла обще подготовительного мезоцикла для групп начальной специализации 2-го года обучения. В означенном микроцикле представлены объемы отдельных видов подготовки, приходящиеся на каждый тренировочный день.

В заключительном звене технологии планирования - в микроцикле и плане-конспекте занятия подробно раскрываются направленность, средства и методы отдельных видов подготовки.

Таблица 15

Примерное построение 3-го микроцикла обще подготовительного мезоцикла для групп начальной специализации 2-го года обучения (ч)

Виды подготовки Дни микроцикла
1-й 2-й 3-й 4-й 5-й 6-й 7-й
Общефизическая 1,5 1.0 ОТДЫХ 0,5 0,5 0,5 ОТДЫХ
Специально - физическая 0,5 0,5 1,0 1,0 1.0
Техническая - 0,5 0.5 0.5 0,5
Тактическая - - - - -
Игровая   - 0,5 0,5 1,0
ВСЕГО   2.5 2,5 3.0

В табл. 16 - 19 представлены примерные планы-графики распределения программного материала по месячным мезо циклам для групп учебно- тренировочного этапа углубленной специализации 1-го, 2-го, 3-го и 4-го годов обучения.

Таблица 16

План-график распределения программного материала в годичном цикле для групп углубленной специализации 1-го года обучения (ч)

Виды подготовки Коли- чество, ч июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май июнь
Периоды
Подготовительный Соревновательный переходный
Этапы
ОПЭ СПЭ 1-й соревновательный 2-й соревновательный
Теоретическая  
Общая физическая -
Спец. физическая -
Техническая -
Тактическая -
Игровая -
Соревнователь- ная - - -
Инструкторская и судейская практика - - - - - -
Контрольные испытания, переводные экзамены - - - - - - -
Медицинские обследования   - - - - - -  
Восстановительн ые мероприятия -
Всего часов соревнователь- ной и тренировочной -

нагрузки                          
Всего -

Планы-графики составлены на основе задач, стоящих перед учебно- тренировочным этапом, научно-методических положении теории и методики хоккея, с учетом принципа преемственности и возрастных особенностей хоккеистов 13- 16 лет. В них просматривается увеличение общего объема тренировочной работы, динамика соотношений отдельных видов подготовки в сторону увеличения специальной физической, тактической, игровой и соревновательной нагрузок.

Таблица 17

План-график распределения программного материала в годичном цикле для групп углубленной специализации 2-го года обучения (ч)

Виды подготовки Коли- чество, ч июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май июнь
Периоды
Подготовительный Соревновательный переходный
Этапы
ОПЭ СПЭ 1-й соревновательный 2-й соревновательный
Теоретическая -
Общая физическая -
Спец. физическая -
Техническая -
Тактическая -
Игровая -
Соревнователь- ная - -
Инструкторская и судейская практика - - - -
Контрольные испытания, переводные экзамены - - - - - - -
Медицинские обследования - - - - - -  
Восстановительн ые мероприятия -
Всего часов соревнователь- ной и тренировочной нагрузки -
Всего -

Таблица 18

План-график распределения программного материала в годичном цикле для групп углубленной специализации 3-го года обучения (ч)

Виды подготовки Коли- чество, ч июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май июнь
Периоды
Подготовительный Соревновательный переходный
Этапы
ОПЭ СПЭ 1-й соревновательный 2-й соревновательный
Теоретическая -
Общая физическая -
Спец. физическая 4 . -
Техническая -
Тактическая -
Игровая -

Соревнователь- ная - - -
Инструкторская и судейская практика - - - - -
Контрольные испытания, переводные экзамены - - - - - - -
Медицинские обследования - - - - - - - -
Восстановительн ые мероприятия -
Всего часов соревнователь- ной и тренировочной нагрузки -
Всего -

Таблица 19

План-график распределения программного материала в годичном цикле для групп углубленной специализации 4-го года обучения (ч)

Виды подготовки Коли- чество, ч июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май июнь
Периоды
Подготовительный Соревновательный переходный
Этапы
ОПЭ СПЭ 1-й соревновательный 2-й соревновательный
Теоретическая -
Общая физическая -
Спец. физическая -
Техническая -
Тактическая -
Игровая -
Соревнователь- ная - - -
Инструкторская и судейская практика - - -
Контрольные испытания, переводные экзамены - - - - - - - -
Медицинские обследования - - - - - - - -
Восстановительн ые мероприятия -
Всего часов соревнователь- ной и тренировочной нагрузки -
Всего -

Следующим ходом технологии планирования является распределение программного материала мезо циклов (месячных циклов) по микроциклам (недельным) циклам.

Таблица 20

План-график понедельного распределения программного материала в специально-подготовительном (август) и соревновательном (ноябрь) мезо циклах для групп углубленной специализации 3-го года обучения (ч)

Виды подготовки Кол-во (ч) Общеподготовительный МЗЦ Кол-во (ч) Соревновательный МЗЦ
Микроциклы (недели) Микроциклы (недели)
Общая физическая - -
Спец, физическая -
Техническая -
Тактическая -
Игровая - - - -
Соревновательная (игры) - -
Контрольные испытания - - - - - - - - - -
Всего часов соревновательной и тренировочной нагрузки -
Теоретическая - - - -
Восстановительные мероприятия - - - -
Инструкторская и судейская практика - - - - - - -
ВСЕГО -

В табл. 20 для примера показаны планы-графики распределения материала подготовительного и соревновательного мезо циклов по микроциклам. Из таблицы видно, что структура и содержание рассматриваемых мезо циклов и микроциклов имеют незначительные различия.

В табл. 21 представлено построение соревновательного микроцикла.

Таблица 21 Построение 2-го микроцикла соревновательного мезоцикла для групп углубленной специализации 3-го года обучения (ч)

Виды подготовки Дни микроцикла
  1-й 2-й 3-й 4-й 5-й 7-й
Общефизическая 0,3 0.3 1,0 0,2 0,2 Официальная игра Отдых
Специально- физическая 0.2 0.2 0.6 0,S 0,5
Техническая 0,5 0,5 - 0.5 0,5
Тактическая 0,5 0,5 - 0,5 0. 5
Игровая 0,5 0,8 0.4 0.8 0,5
Соревновательная - - - - - -
ИТОГО (час) 2.0 2.3 2.0 2,5 2,2

Из таблицы явствует, что наибольший объем тренировочных нагрузок приходится на 2-й и 4-й дни микроцикла. Соревновательная нагрузка в виде официальной игры приходится на 6-й день. Рассматривая микроцикл по содержанию и направленности тренировочных дней, можно, видеть, что 1-й,

2-й,4-й и 6-й дни микроцикла имеют технико-тактическую и игровую направленность, а 3-й день - атлетическую.

5. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА

СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ВСЕХ УЧЕБНЫХ ГРУПП

Физическая культура и спорт в России

Понятие о физической культуре и спорте. Значение физической культуры и спорта для укрепления здоровья, гармоничного и всестороннего развития.

5.1.2 Развитие хоккея в России

Возникновение хоккея в нашей стране. Развитие массового детско- юношеского хоккея. Соревнования «Золотая шайба», ее история и значение для развития российского хоккея. Основные соревнования, проводимые для подростков и юношей по хоккею. Лучшие российские игроки, тренеры и команды. Участие российских хоккеистов в крупнейших международных соревнованиях.

Общие характеристика и сведения о строении и функциях органов систем организма человека

Влияние физических упражнений на организм занимающихся.

Общие сведения о строении организма человека. Ведущая роль центральной нервной системы. Костная система, связочный и мышечный аппарат, их строение и взаимодействие. Основные сведения о кровообращении. Сердце и сосуды. Дыхание и газообмен. Легкие. Органы пищеварения. Обмен веществ.

Влияние занятий физическими упражнениями на центральную нервную систему. Совершенствование функций нервно-мышечной, сердечнососудистой и дыхательной системы под воздействие физических упражнений. Изменение обмена веществ у спортсменов.

Роль и влияние систематических занятий физическими упражнениями на укрепление здоровья, развитие физических качеств и достижение высоких результатов.

Гигиенические знания и навыки, закаливание. Режим и питание спортсмена

Общие понятия о гигиене. Личная и общественная гигиена. Режим дня. Гигиенические основы режима учебы, отдыха, занятий спортом. Значение спортивного режима для учебы и тренировки. Гигиенические требования, предъявляемые к месту занятий хоккеем. Гигиенические требования к личному снаряжению хоккеиста, спортивной одежде и обуви. Закаливание его значение и сущность. Роль закаливания при занятиях хоккеем. Использование естественных факторов природы (солнце, воздуха, воды) для закаливания организма. Питание и его значение.

Врачебный контроль и самоконтроль. Спортивный массаж и самомассаж

Значение врачебного контроля и самоконтроля при занятиях физическими упражнениями и хоккеем в частности. Содержание самоконтроля.

Объективные данные самоконтроля: вес (влияние различных нагрузок, времен года на стабильность и изменения), динамометрия, кровяное давление, пульс.

Субъективные данные: самочувствие, сон, аппетит, работоспособность, потоотделение, настроение, желание тренироваться, переносимость нагрузки. Дневник самоконтроля.

Понятие о травмах. Особенности спортивного травматизма при занятиях хоккеем. Причина травм, их профилактика при занятиях хоккеем. Оказание первой помощи при травмах.

Спортивный массаж, общие понятия о спортивном массаже и его значение. Основные приемы массажа: поглаживание, растирание, разминание, поколачивание, потряхивание. Массаж до и после тренировки (соревнования.) Противопоказания к массажу.

Физиологические основы спортивной тренировки

Тренировка процесс формирования умений и навыков, расширение функциональных возможностей организма. Понятие о тренированности и спортивной форме. Физиологические закономерности формирования двигательных навыков. Нагрузка и отдых, утомление и причины, влияющие на временное снижение работоспособности. Восстановительные процессы и их динамика.

Общая и специальная физическая подготовка. Атлетическая подготовка хоккеиста и ее значение. Подготовка функциональных систем и развитие физических качеств и двигательных возможностей хоккеистов. Краткая характеристика средств физической подготовки хоккеистов, применяемых для ее осуществления.

Взаимосвязь физических качеств и двигательных возможностей.

Средства подготовки хоккеистов различных возрастных групп.

Средства подготовки вратаря и полевых игроков. Особенности развития скоростно-силовых качеств, общей и специальной работоспособности хоккеистов.

Роль и значение педагогического контроля за уровнем физической подготовленности хоккеистов. Методы контроля: контрольные упражнения (тесты), нормативы по общей и специальной физической подготовке для хоккеистов разных возрастов и квалификации.

.Техническая подготовка

Понятие о спортивной технике. Всестороннее владение приемами хоккея - основа спортивно-технического мастерства хоккеистов. Характеристика основных приемов хоккея.

Рост требований к расширению технического арсенала. Индивидуализация техники и технической подготовленности. Значение контроля за уровнем технической подготовленности хоккеистов. Методы контроля: педагогические наблюдения, контрольные испытания (тесты), упражнения и нормативы по оценке технической подготовленности.

.Тактическая подготовка

Общие понятия о стратегии, тактике, стиле и системе игры. Общие особенности тактики отечественного хоккея и ведущих зарубежных школ хоккея.

Тактический план встречи, его значение, составление и осуществление.

Борьба за инициативу - важнейшая тактическая задача и пути решения.

Понятие об индивидуальной, групповой и командной тактике. Тактика игры в атаке и обороне; при переходе от атаки к обороне и, наоборот. Средства тактики.

Индивидуальная тактика, ее содержание и значение для игры. Высокая индивидуальная тактика - средство решения общей задачи.

Групповая тактика, ее понятие и содержание. Основы тактических взаимодействий. Сочетание наигранных и разученных комбинаций с творческим их развитием. Групповые взаимодействия как средство решения общей тактической задачи командной игры.

Командные взаимодействия в нападении и защите. Характеристика разновидностей атак и контратак. Тактика игры в неравенстве. Анализ системы игры: 2-1-2, 2-3, 3-2, 2-2-1, 0-5, 1-4. 1-2-3, 1-3-1. Тактика игры без вратаря. Силовая борьба в хоккее, ее значение и применение.

Тактика игры вратаря: выбор места, взаимодействие с партнерами, руководство обороной.

Значение тактических заданий хоккеистам на игру, умение играть по избранному плану, заданию. Зависимость построения тактической игры команды от возможностей противника, индивидуальных особенностей

игроков, размеров поля, освещения, состояния льда, метеорологических условий на открытых площадках (снег, оттепель и т.п.). Тактические варианты игры при вбрасывании.

Морально-волевая и специальная психологическая подготовка

Значение спортивной деятельности в воспитании и формировании характера. Волевые качества хоккеиста: смелость, настойчивость, решительность в достижении цели, умение преодолевать трудности, взаимопомощь, организованность, ответственность перед коллективом, инициативность. Приемы, способствующие успешному преодолению трудностей в спорте высоких достижений.

Психологическая подготовка хоккеистов, ее значение для достижения высоких спортивных результатов. Основные методы развития волевых качеств и совершенствования психологической подготовки хоккеистов. Психологическая подготовка перед матчем и непосредственно в ходе его проведения. Индивидуальный подход к подготовке хоккеистов.

Основы методики тренировки

Понятие об обучении и спортивной тренировке хоккеистов. Основные принципы спортивной тренировки: специализация, всесторонность, сознательность, постепенность, повторность, наглядность, индивидуализация.

Особенности подбора средств и методов физической, технической и тактической подготовки. Организация и проведение учебных игр, товарищеских соревнований (встреч, матчей, турниров). Участие в соревнованиях - важнейшее условие роста спортивного мастерства, контроля эффективности учебно-тренировочного процесса.

Урок - основная форма проведения занятий. Схема тренировочного урока в хоккее. Соотношения частей урока и средств решения задач каждой части урока. Индивидуальная работа в процессе тренировки и по заданию. Дозировка нагрузки. Понятие о периодизации спортивной тренировки. Особенности периодов тренировки и их задачи; средства и методы решения задач по периодам тренировки.

Индивидуальная, групповая, командная и самостоятельная тренировки.

5.1.11.Правила игры, организация и проведение соревнований

Изучений правил игры, Права и обязанности игроков. Роль капитана команды, его права и обязанности.

Роль и обязанности судей. Способы судейства. Методика судейства: выбор места для различных ситуаций игры, замечания, предупреждения и

удаления игроков с поля. Роль судьи как воспитателя, способствующего повышению спортивного мастерства игроков.

Значения спортивных соревнований. Требования, предъявляемые к организации и проведению соревнований. Виды соревнований. Формы и особенности розыгрыша: круговая, смешанная с выбыванием.

Положение о соревнованиях и его содержание. Составление календаря спортивных встреч. Оценка результатов соревнований, форма и порядок предоставления отчетов. Судейская бригада, обслуживающая соревнования. Подготовка места для соревнований и информации. Анализ правил игры. Воспитывающая роль судьи как педагога.

Установка перед играми и разбор проведенных игр

Значение предстоящей игры. Особенности игры команды противника. Сведения о составе команды противника, характеристика отдельных игроков. Техника и тактика игры команды, ее отдельных звеньев и игроков. Особенности игры вратаря. Составление плана игры команды с учетом собственной подготовленности. Возможные изменения тактики в ходе соревнований. Замена в ходе игры.

Установка на игру против известного и неизвестного противника.

Задание игрокам.

Использование перерывов в игре для передачи заданий, установок тренера игрокам и команде в целом.

Разбор, проведенной игры. Анализ выполнения намеченного плана игры: командой, отдельными звеньями и игроками.

Положительные и отрицательные стороны в игре команды, отдельных звеньев и игроков. Анализ тактических и технических ошибок. Проявление моральных и волевых качеств в ходе соревнований. Выполнение игроками и звеньями своих обязанностей. Использование технического протокола для разбора проведенных игр.

Места проведения занятий, инвентарь и оборудование

Площадка для проведения тренировочных занятий и соревнований. Оборудование площадки. Уход за льдом. Тренировочный городок для проведения занятий по технике и атлетической подготовке. Оборудование тренировочного городка. Уход за спортивным инвентарем и оборудованием. Требования к спортивной одежде, оборудованию и инвентарю.

.ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Общая физическая подготовка для всех учебных групп

Строевые упражнения

Особенности действий: шеренга, колонна, фланг, интервал, дистанция.

Команды предварительные и исполнительные. Построение, расчет.

Повороты на месте и в движении. Ходьба и бег в строю. Размыкание и смыкание строя, перестроение. Обозначение шага на месте, переход на ходьбу, бег и с бега на шаг. Остановка. Изменение скорости движения строя.

Упражнения для укрепления мышц, костно-связочного аппарата и улучшения подвижности в суставах

Упражнения для укрепления мышц рук и плечевого пояса.Сгибание и разгибание рук, махи, вращения, отведения, приведения, поднимание и опускание, рывковые движения. Упражнения без предметов и с предметами (набивными мячами, мешочками с песком, резиновыми амортизаторами, палками, булавами). Упражнения, выполняемые в различных положениях: стоя, сидя, лежа, на месте, в движении, в прыжке, самостоятельно и с партнером.

Упражнения для мышц шеи и туловища.Наклоны, повороты и вращения головы в разных направлениях. Наклоны, повороты и вращения туловища, вращения таза. Поднимание и опускание прямых и согнутых ног в положении лежа на спине, на животе, сидя, в висе; переход из положения лежа в сед и обратно; разнообразные сочетания этих упражнений; упражнения способствующ

Наши рекомендации