Монтаж комплектных распределительных устройств

Распределительные устройства (РУ) на напряжение 6…10 кВ со­бираются, как правило, из комплектных ячеек полной заводской го­товности. Силовое оборудование ячеек может располагаться на выкатных тележках (ячейки КРУ) или стационарно в сборных камерах одностороннего обслужива­ния (камеры КСО).

Монтаж комплектных РУ выполняется в два этапа. На первом этапе в ходе выполнения общестроительных работ устраиваются пре­дусмотренные строительными чертежами проемы, ниши, кабельные каналы, устанавливаются закладные детали и опорные конструкции под оборудование, выполняется монтаж заземляющего устройства и сети общего
освещения.

Поверхности всех опорных металлических конструкций для уста­новки оборудования должны быть выверены по горизонтали. Стыки этих конструкций свариваются с помощью накладок из полосовой стали для обеспечения непрерывности цепи заземления.

На втором этапе на опорные конструкции устанавливаются ком­плектные ячейки РУ, выполняются соединения сборных шин, проверя­ется совпадение разъединяющих контактов первичных и вторичных цепей и заземляющих контактов путем медленного вкатывания теле­жек в рабочее положение.

Прокладку силовых кабелей выполняют после установки ячеек на место. В каналах кабели раскладывают в соответствии с кабельным журналом. После разделки кабелей и монтажа концевых муфт на ка­бели у каждой муфты вешают маркировочную бирку с надписью в соответствии с кабельным журналом.

Монтажные работы по первичным цепям завершают проверкой уровня масла в маслонаполненном оборудовании (при необходимости доливают чистое, сухое, прошедшее испытания трансформаторное масло до уровня отметки на маслоуказателе) и проверкой работы вы­ключателей, разъединителей, вспомогательных контактов и блокиро­вочных устройств. Эту проверку производят в соответствии с требова­ниями инструкций предприятия-изготовителя.

Одновременно с работами по первичным цепям на втором этапе работ выполняют монтаж вторичных цепей. В релейных отсеках ком­плектных ячеек устанавливают приборы и аппараты защиты, управле­ния, сигнализации, измерения и учета электроэнергии, демонтирован­ные на время транспортировки.

В соответствии с проектом прокладывают, разделывают и под­ключают контрольные кабели, кабели питания оперативным током
и кабели освещения. В соответствии с кабельным журналом на концы кабелей вешают маркировочные бирки с надписями.

Перед сдачей РУ в эксплуатацию восстанавливают поврежденную отделку ячеек, окрашивают места сварки. На фасадах ячеек выпол­няют четкие надписи в соответствии с наименованием присоединений. У всех приводов выключателей и разъединителей делают надписи с указанием «Включено» и «Отключено».

На фазах каждой секции сборных шин РУ предусматривают места для наложения переносного заземления и наносят условный знак за­земления. Шины в этих местах зачищают и смазывают тонким слоем технического вазелина.

На дверях, выходящих из помещения РУ наружу или в другое по­мещение, с внешней стороны делают надписи с наименованием РУ и закрепляют стандартные металлические предупредительные плакаты.

Испытания комплектных распределительных устройств Испыта­ния выключателей, разъединителей, измерительных трансформаторов, разрядников и другого оборудования РУ производятся по нормам [2,14].

У выкатных тележек выполняется проверка механизма доводки и блокировки в рабочем и испытательном положениях. При попытке вывода тележки из закрепленного положения с включенным выключа­телем последний должен отключаться. Отключение выключателя должно происходить раньше перемещения тележки, вызывающего размыкание первичных разъединяющих контактов.

Проверяется действие защитных шторок, обеспечивающих безо­пасность при производстве ремонтных работ. Эта проверка произво­дится выдвижением тележки в ремонтное положение. При этом шторки под действием собственной массы должны закрывать окна. При вкатывании тележки шторки должны автоматически подниматься, открывая окна для прохода подвижных контактов первичной цепи.

Проверка работы механических блокировок производится много­кратным (четыре-пять раз) вкатыванием тележки. При этом не должно быть перекосов и заеданий. Давление ламелей разъединяющих контактов первичных цепей дол­жно быть в пределах 10…15 кг.

Измеряются переходные сопротивления первичных разъединяю­щих контактов, болтовых контактных соединений сборных шин, разъ­единяющих контактов вторичных цепей, связи заземления выкатной тележки с корпусом. Измерения проводятся двойным мостом, микро­омметром или методом амперметра-вольтметра.

Переходное сопротивление первичных контактов Rп не должно превышать значений, указанных в табл. 5.1.

Таблица 5.1

Iном, А
Rп, мкОм

Переходное сопротивление контактов сборных шин не должно превышать более чем в 1,2 раза сопротивления целого участка шины такой же длины. Переходное сопротивление разъединяющих контак­тов вторичных цепей должно быть не более 4000 мкОм. Переходное сопротивление связи заземления выкатной тележки с корпусом не должно превышать 100 мкОм.

Сопротивление изоляции первичных цепей, измеренное мегаом­метром на напряжение 2500 В, должно быть не ниже 100 МОм. Сопро­тивления изоляции вторичных цепей, измеренное мегаомметром на напряжение 500–1000 В, должно быть не ниже 0,5 МОм.

Испытание повышенным напряжением промышленной частоты изоляции первичных цепей проводится до присоединения силовых кабелей. Все тележки должны быть установлены в рабочее положение, выключатели — включены. Тележки с трансформаторами напряжения должны быть выкачены. Продолжительность приложения испытатель­ного напряжения составляет 1 мин. Величина испытательного напря­жения для керамической изоляции РУ-10(6) кВ составляет 42 (32) кВ; для твердой органической изоляции — 37,8 (28,8) кВ. Испытания изоляции вторичных цепей производится напряжением промышленной частоты 1 кВ в течение 1 мин.

Упрощение монтажа РУ с выключателями нагрузки достигается
в настоящее время применением моноблочных конструкций, выпус­каемых, в частности, фирмой Schneider Electric (блок RM6) и ОАО «ПО Элтехника» (КРУ «Ладога»). В моноблочной конструкции в гер­метичный бак, заполненный элегазом с низким избыточным давле­нием, заключены все рабочие части устройства (выключатели на­грузки, заземляющие разъединители, сборные шины). Плавкие предо­хранители, используемые в комбинации с выключателями нагрузки, помещены в отдельные герметичные кожухи.

Расширение РУ осуществляется за счет простого присоединения дополнительного моноблока на уровне сборных шин без необходимо­сти работы с элегазом.

Использование моноблочных конструкций позволяет не только сократить объем электромонтажных работ, но и существенно умень­шить габариты РУ. Кроме того, моноблочные конструкции РУ практи­чески не требуют эксплуатационного обслуживания в течение всего срока службы.


Наши рекомендации