Приемка кабельной линии в эксплуатацию
Организация и порядок приемки КЛ в эксплуатацию такие же, как у ВЛ. Отличие состоит в программе приемо-сдаточных испытаний
и документах, передаваемых строительно-монтажной организацией (подрядчиком) эксплуатирующей организации (заказчику).
В программу приемо-сдаточных испытаний КЛ входит:
• проверка целостности жил и фазировка КЛ;
• измерение сопротивления изоляции мегаомметром;
• испытания изоляции повышенным напряжением;
• измерение рабочей емкости жил и активных сопротивлений жил (для КЛ напряжением 20-35 кВ);
• измерение сопротивлений заземляющих утройств концевых муфт.
При сдаче в эксплуатацию кабельных линий должны быть оформлены и переданы эксплуатирующей организации:
• проект КЛ с комплектом рабочих чертежей;
• паспорт КЛ;
• исполнительный чертеж трассы с привязкой к постоянным ориентирам и указанием мест установки соединительных муфт;
• чертеж профиля КЛ в местах пересечения с инженерными коммуникациями;
• акты состояния кабелей на барабанах, составленные при поступлении кабеля на место монтажа;
• кабельный журнал;
• инвентарная опись всех элементов кабельной линии;
• акты скрытых работ с указанием пересечений кабелей с подземными коммуникациями;
• акты приемки траншей, блоков и кабельных сооружений под монтаж кабелей;
• акты на монтаж кабельных муфт;
• протокол измерения сопротивления изоляции;
• протокол испытания изоляции кабельной линии повышенным напряжением после прокладки;
• акты осмотра кабелей, проложенных в траншеях и каналах перед закрытием;
• протокол прогрева кабелей на барабанах перед прокладкой при низких температурах.
Глава 4. Монтаж силовых трансформаторов
Подготовительные работы
В ходе выполнения общестроительных работ готовятся подъездные пути к месту установки трансформатора, фундамент под трансформатор и маслоприемник с гравийной засыпкой.
При приемке фундаментов под трансформаторы должны быть проверены наличие и правильность установки анкеров для крепления тяговых устройств при перекатке трансформаторов и наличие фундаментов под домкраты для разворота катков.
В ходе подготовительных работ должны быть подготовлены в необходимом количестве трансформаторное масло, емкости для его хранения, индикаторный силикагель для термосифонных фильтров и воздухоосушителей.
Трансформаторы мощностью до 1600 кВ.А поставляются полностью собранными и залитыми маслом. Трансформаторы большей мощности в зависимости от габаритных размеров и массы поставляются с демонтированными узлами, залитые маслом или без масла.
Поставка трансформатора осуществляется железнодорожным транспортом или на платформе автотранспорта соответствующей грузоподъемности. При транспортировке большая ось трансформатора должна совпадать с направлением движения. Крепление трансформатора при транспортировке должно быть выполнено в соответствии с чертежом завода-изготовителя.
Разгрузка трансформатора на монтажной площадке выполняется подъемным краном соответствующей грузоподъемности или с помощью гидравлических домкратов.
При поступлении трансформатора на монтажную площадку организуются требуемые условия хранения трансформатора и его отдельных узлов до начала монтажа, заблаговременно в лаборатории проверяются реле защиты трансформатора и его измерительные приборы.
Все операции по транспортировке, разгрузке и хранению трансформатора до его монтажа должны оформляться соответствующими актами.
Монтаж трансформатора
На подстанциях с высшим напряжением 35 кВ и более применяется, как правило, открытая установка трансформаторов. Закрытая установка трансформатора применяется только в районах с высокой степенью загрязнения, а также иногда в районах жилой застройки для ограничения уровня шума.
Трансформаторы устанавливаются, как правило, непосредственно на фундамент без кареток (катков) и рельс. Трансформаторы на подстанциях, имеющих стационарные устройства для ремонта трансформаторов (башни) и рельсовые пути перекатки, а также на подстанциях с размещением трансформаторов в закрытых помещениях, следует устанавливать на каретках (катках).
Трансформатор устанавливается на фундамент таким образом, чтобы его крышка имела подъем по направлению к расширителю не менее 1%. Это необходимо для обеспечения беспрепятственного прохождения газов из бака к газовому реле, устанавливаемому в маслопроводе между баком и расширителем.
Нормативные документы (СНиП, ГОСТ и другие) предусматривают монтаж трансформатора без ревизии его активной части, если не нарушались условия транспортировки, разгрузки и хранения трансформатора. Кроме того, при необоснованной ревизии завод-изготовитель вправе снять гарантию, установленную на трансформатор.
Ревизия активной части допускается лишь в том случае, когда внешние признаки или результаты измерений указывают на возможные внутренние повреждения. При возникновении необходимости в ревизии активной части трансформатора принимаются меры для защиты изоляции обмоток от попадания в нее влаги из окружающего воздуха.
Разгерметизация трансформатора выполняется в сухую ясную погоду. Температура активной части должна быть выше температуры окружающего воздуха. Это необходимо для избежания выпадения росы из окружающего воздуха на активную часть трансформатора. При необходимости активную часть предварительно прогревают. Продолжительность пребывания активной части трансформатора на открытом воздухе Тоткр ограничивают в зависимости от относительной влажности воздуха и напряжения трансформатора (табл. 4.1).
Таблица 4.1
Напряжение тр-ра | Влажность, % | Тоткр, ч |
до 35 кВ | до 75 | |
до 35 кВ | до 85 | |
110 кВ и выше | до 75 | |
110 кВ и выше | до 85 |
При ревизии активной части выполняются:
• проверка состояния болтовых креплений;
• подпрессовка обмоток;
• осмотр и проверка состояния изоляции элементов активной части;
• проверка схемы заземления;
• проверка сопротивления изоляции магнитопровода и его частей.
После проведения всех работ по ревизии активной части ее промывают сухим трансформаторным маслом, устанавливают в бак, после чего уплотняют все места соединений крышки с баком (герметизируют трансформатор).
4.3. Монтаж системы охлаждения
и отдельных узлов трансформатора
Трансформаторы с естественным масляным охлаждением М (ONAN) мощностью до 1600 кВ.А транспортируются вместе с радиаторами охлаждения, трансформаторы мощностью 2500 кВ.А и более — с демонтированными радиаторами.
Рис. 4.1. Принципиальные схемы систем охлаждения Д (а) и ДЦ (б)
1 – бак трансформатора; 2 – радиатор; 3 – вентилятор; 4 – масляный электронасос; 5 – калорифер; 6 – фланец; 7 – диффузор
У трансформаторов с принудительной циркуляцией воздуха Д (ОNAF) и принудительной циркуляцией воздуха и масла ДЦ (OFAF) системы охлаждения на время транспортировки демонтируются и устанавливаются на месте монтажа трансформатора (рис. 4.1).
При монтаже системы охлаждения типа Д (рис. 4.1,а) к баку трансформатора 1 крепятся кронштейны, на которых устанавливаются двигатели с вентиляторами 3 и монтируется схема их питания кабелем. Радиаторы 2 соединяются с баком трансфоратора с помощью фланцев 6. После установки радиаторов открывают радиаторные краны для последующего заполнения радиаторов маслом.
Система охлаждения ДЦ может поставляться в навесном и выносном исполнении. Система охлаждения навесного исполнения (рис. 4.1, б) состоит из масляного электронасоса 4, двигателей с вентиляторами 3, установленных в диффузорах 7, калорифера 5 с камерами для масла. Такая система поставляется в полностью собранном виде. При монтаже эта система соединяется с баком трансформатора 1 с помощью фланцев 6. Направления принудительного потока масла и потока воздуха при работе трансформатора показано стрелками.
Блоки системы охлаждения выносного исполнения устанавливаются на отдельных фундаментах по периметру трансформатора и соединяются трубами с баком трансформатора.
Одновременно с монтажом системы охлаждения монтируются остальные узлы, поставляемые отдельно от трансформатора: вводы к обмоткам, расширитель с указателем уровня масла и воздухоосушителем, выхлопная труба, газовое реле, реле уровня масла, термосифонный фильтр, измерительные приборы.
Если по условиям монтажа некоторых узлов требуется разгерметизация трансформатора, необходимо соблюдать условия для предохранения изоляции от увлажнения. Эти условия были отмечены выше при рассмотрении вопроса о ревизии активной части трансформатора.
При установке вводов особое внимание обращают на качественное уплотнение места посадки ввода в крышке трансформатора и на обеспечение надежных контактных соединений выводов обмоток.
Расширитель 3 (рис. 4.2) с маслоуказателем 6 крепится на крышке 1 бака трансформатора с помощью специальных кронштейнов 2. Трубопровод 7 соединяет бак трансформатора с расширителем. В среднюю часть этого трубопровода устанавливается газовое реле 5, а в верхнюю часть этого трубопровода на фланце дна расширителя устанавливается реле уровня масла.
Рис. 4.2. Монтаж отдельных узлов трансформатора
Выхлопная труба 4 устанавливается на крышке бака трансформатора. В верхней части трубы находится стеклянная мембрана, разрываемая при аварийном выбросе масла из трансформатора. Трансформатор должен устанавливаться таким образом, чтобы аварийный выброс масла не был направлен на близко стоящее оборудование.
Воздухоосушитель соединяет надмасляное пространство в расширителе с окружающим воздухом. Присоединение к трансформатору термосифонного фильтра выполняется фланцевыми соединениями, расположенными в верхней и нижней частях бака трансформатора.
После окончания монтажа всех узлов доливают сухое масло в бак трансформатора с заполнением его системы охлаждения и термосифонного фильтра. Температура заливаемого масла должна быть не ниже 10°С. При этом температура активной части должна быть выше температуры масла. Масло под давлением подается через вентиль, расположенный в нижней части бака трансформатора.
Включение трансформатора
Перед включением трансформатора проводятся его испытания, измерения и проверки в объеме, предусмотренном [2,14]:
• измерение сопротивления изоляции обмоток;
• измерение тангенса угла диэлектрических потерь;
• испытание изоляции обмоток повышенным напряжением промышленной частоты;
• измерение сопротивления обмоток постоянному току;
• проверка коэффициента трансформации;
• проверка группы соединений обмоток;
• измерение потерь холостого хода;
• испытания трансформаторного масла;
• испытания бака на герметичность;
• проверка переключающего устройства (РПН), устройств охлаждения и средств защиты масла.
Результаты измерений, испытаний и проверок оформляются соответствующими актами и протоколами.
Первое включение трансформатора под напряжение допускается проводить не ранее чем через 12 ч после последней доливки масла. На время первого пробного включения трансформатора максимальная защита устанавливается с нулевой выдержкой времени, сигнальные контакты газовой защиты пересоединяются на отключение.
Включение трансформатора производят толчком на номинальное напряжение на время не менее 30 мин для прослушивания трансформатора и наблюдения за его состоянием. При нормальной работе трансформатора издаваемый им гул должен быть умеренным и равномерным. Не должны прослушиваться потрескивания внутри бака трансформатора.
Трансформатор отключают в случае сильного или неравномерного гудения; потрескиваний внутри бака трансформатора; ненормально возрастающей температуры масла; выброса масла из расширителя или разрыва диафрагмы выхлопной трубы; течи масла и при других признаках нарушения нормальной работы.
При удовлетворительных результатах первого включения с трансформатора снимается напряжение, изменяется уставка максимальной защиты, сигнальные контакты газовой защиты пересоединяются на сигнал. Затем несколько раз включают и отключают трансформатор на номинальное напряжение для отстройки дифференциальной защиты от бросков тока намагничивания.
При удовлетворительных результатах пробных включений трансформатор включается под нагрузку и сдается в эксплуатацию.
Глава 5. Монтаж оборудования распределительных
устройств