Представление в виде рисунков

В этой технике для поиска идей в глубинах подсознания используется рисование. Консультанты организаций используют рисование для того, чтобы человек раскрыл смысл своего восприятия проблемы. Здесь я объясню, как его можно использовать для раскрытия проблемного пространства.

УПРАЖНЕНИЕ 13

Объясните проблему группе и проведите 20-минутное обсуждение, охватив как можно больше разных точек зрения. Тем самым раскроется разнообразие данной проблемы. Дайте побольше листов бумаги формата А3 и А1, и много ручек разных цветов. Цель в том, чтобы позволить уму свободно мыслить и вообразить, что может быть причиной проблемы. По мере возникновения идей они изображаются на рисунках. Объясните, что нет никаких ограничений в том, что рисовать. Это могут быть рисунки предметов, людей, метафор или абстрактного смысла.

Иногда во время этого упражнения, когда человек сосредоточивается на рисовании, некоторые детали картинки входят в противоречие с субъективными взглядами на ситуацию. Не удивляйтесь, если люди будут настаивать на рисовании трех или больше картинок, потому что они переосмыслили и изменили свои мнения и предположения во время рисования. Когда все закончили рисовать, прикрепите картинки к стене и пусть группа рассмотрит каждую из картин, как будто в картинной галерее. Расслабляющая музыка может помочь людям обдумать идеи, изображенные на рисунках.

После этого проведите открытое обсуждение представленных идей. В этом упражнении часто раскрываются разные восприятия проблемы,—и эти восприятия часто являются частью прорабатываемой проблемы.

Представление в виде моделей

Эта техника похожа на представление в виде рисунков, только для выражения идей используется конструирование или моделирование. Может быть, детские строительные кирпичики, игрушечный конструктор, или пластилин для моделирования. Испробуйте и предложите на выбор несколько материалов для работы. Объясните, что задача не в том, чтобы показать выдающееся мастерство в строительстве, а сконструировать, построить, слепить или изваять форму, которая представляет собой обсуждаемую проблему.

УПРАЖНЕНИЕ 14

Выполните ту же технику, что и в предыдущем упражнении, начав с краткого обсуждения для исследования разных точек зрения, затем дайте время на изготовление моделей, после этого проведите экскурсию по галерее искусств, и закончите открытым обсуждением. Будьте готовы к неожиданностям во время занятий такого типа. Могут всплыть на поверхность какие-то глубоко укоренившиеся восприятия, убеждения, обиды, вопросы морали и всевозможные вещи, которые до этого были замкнуты в подсознании.

Некоторым организациям может быть трудно хоть немного серьезно воспринять идеи, представленные в этом разделе по инновации. Этого и нужно ожидать, ведь организации, как и люди, находятся на разных стадиях развития, имея свои фильтры восприятия окружающего мира. Для смельчаков у меня есть два совета-предостережения:

1 Как бы вы ни решили измениться, чтобы стать более эффективным менеджером, обязательно сначала присоединитесь к вашей организации. Я заметил, что если выводить людей слишком далеко из их зоны удобства, они бунтуют. Это одна из причин, по которым нам всем трудно реализовать свой настоящий потенциал. Если вы собираетесь привести людей к чему-то лучшему, важно присоединиться к ценностям и убеждениям организации. Радикальные и немедленные изменения могут смущать и отталкивать людей. Сохраняйте раппорт (взаимопонимание).

2 Что бы вы ни решили делать—поверьте в это в полном объеме. Будьте полностью конгруэнтны (согласованы) в ваших целях, намерениях и поведении. Вялая попытка, поддержанная шатким убеждением, не приведет вас туда, куда, как вам кажется, вы хотите попасть. Если есть несогласованность, не предпринимайте действий, пока не разберетесь с ней.

Я не могу стоять на месте. Мне нужно исследовать и экспериментировать. Я вечно недоволен своей работой. Меня возмущают ограничения собственного воображения.

Уолт Дисней

(1901-66)

Американский мультипликатор и режиссер

Эпилог

К

сожалению, в жизни организаций часто встречается несправедливое отношение одного человека к другому из-за предположений о его поведении. То, насколько часто плохая осведомленность, слабая острота восприятий и общее непонимание людей вызывают изменения к худшему в жизни людей, должно беспокоить лидеров бизнеса. Талант может существовать незамеченным в джунглях, где статус и власть ценятся больше вклада в работу и способностей.

Процесс перехода от культуры джунглей к культуре обучения и развития начинается с уменьшения пробела в знаниях бизнес-менеджеров о процессе человеческого общения. Этому процессу можно легко научиться, практиковать его и использовать не только для обогащения коммерческих организаций, но и для улучшения качества жизни их сотрудников и всех людей вообще.

Недавно меня пригласили посетить презентацию группы молодых инженеров, которые работали над решением вопроса, как держать свое рабочее место в чистоте и порядке. Они организовали кружок качества, чтобы вместе прорабатывать проблемы. Первоначальные попытки введения инструкций “убери за собой” были недолговечны, но инженеры были настойчивыми и придумали несколько новых идей. Через две недели они одолели эту проблему. Их решение было разработано на основе трех необходимых компонентов—образование, участие и приверженность. Возможно, само решение и не было чем-то сногсшибательным, но процесс, в ходе которого оно было создано, искренне обнадеживает. Эта команда будет продолжать решать проблемы, потому что они обнаружили для себя процесс человеческого общения, от которого они получают удовольствие. К тому же это продуктивно, менеджеры поддерживают и поощряют это, оно дает желаемые результаты, и улучшает условия работы.

У молодого менеджера, ответственного за рождение этого процесса, впереди великолепная карьера. Он понимает и осознает уникальный потенциал каждого отдельного человека. Его вклад в бизнес основан не на модели менеджмента “побыстрее, скорее, сейчас”, а на создании обстановки, в которой люди могут реализовать свои творческие способности и достигать большего, чем просто количественные результаты. Заказчики очень довольны, затраты сведены к минимуму, и финансовые показатели улучшаются последние 12 месяцев. Это то мышление и поведение, которому организациям нужно подражать как образцу.

На страницах этой небольшой книги вы исследовали предмет технологии ума и тела—предмет, которым занимаются все больше и больше профессионалов в самых успешных организациях. Людей, которые понимают, что нужно для того, чтобы быть эффективным менеджером в век информации,—браться за трудную задачу, сложную и разветвленную,—нужно прежде всего знать, что ум это бесконечный ресурс, который после двух миллионов лет эволюционного существования на этой планете все еще во многом не используется.

Вы будете иногда встречаться с людьми, которые будут вас чем-то удивлять—возможно, вас восхитит развитое мастерство творческой мысли, решения проблем, преподавания, бухгалтерского учета, чтения, создания команд, выступлений, или руководства международными предприятиями. Вы можете научиться и освоить это умение с заметной легкостью и мастерством, и первый шаг к этому—научиться тому, как учиться. Когда вы овладеете этим, останется мало ограничений на доступные вам умения.

Эта книга была посвящена тому, как менеджеры могут научиться учиться. Брался каждый из компонентов вашей нейрологии, и с помощью этих компонентов объяснялся процесс общения и программирования, чтобы вы смогли начать достигать больше ваших желаемых результатов. Помните—чтобы научиться, нужно выйти за грань того, что вы уже знаете! Если вы неловко себя чувствуете за этой гранью, теперь вы знаете, как встроить сильный фактор удобства в этот опыт—прямо сейчас.

Вот простой путеводитель, который поможет вам практиковать НЛП. Он состоит из трех простых шагов:

Наши рекомендации