Кафедра «Энергообеспечение предприятий и электротехнологии»

Министерство сельского хозяйства РФ

Кафедра «Энергообеспечение предприятий и электротехнологии»

М.М. БЕЗЗУБЦЕВА, В.С. ВОЛКОВ

ЛОГИКА И МЕТОДОЛОГИЯ

В НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

ИНЖИНИРИНГОВЫХ ЭНЕРГОСИСТЕМ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

УДК 621.926:631.13

ББК 30 в 6

Беззубцева М.М., Волков В.С. Логика и методология в научных исследованиях инжиниринговых энергосистем: учебно-методическое пособие. - СПб.: СПбГАУ, 2015. – 107 с.

Рецензенты:

д-р. техн. наук, профессор ИАЭП В.Н. Бровцин;

канд. техн. наук, доцент СПбГАУ В.Ф. Петров.

Инженерный подход предполагает решение практических проблем предприятий АПК на основе научных знаний энергетических особенностей потребительских энергосистем (ПЭС). Концептуально в основе изложения материала лежит описание логики и методологий, средств программной поддержки инжиниринга энергосистем предприятий — инструментов моде­лирования, систем управления знаниями, интеллектуальных систем и средств динамиче­ского моделирования. Методология обучения основана на интеграции и доведения до практических решений наработок базовых дисциплин, таких как, системный подход к исследованию ПЭС, менеджменту интеллектуальной собственности, энергоменеджменту предприятия, а также предполагает использование инновационных электротехнологий (физико-математическое моделирование, управление знаниями, методы приня­тия решений). Логика обучения строится на принципах и идеях ряда более общих дис­циплин, входящих в программу обучения по магистерской программе «Электротехнологии и электрооборудование в АПК», а также обобщает успешную практику реальных проектов.

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов (уровень магистр), обучающихся по направлению подготовки «Агроинженерия» по программе «Электротехнологии и электрооборудование в АПК». Может быть также использовано при обучении (в системах повышения квалифи­кации, в учреждениях дополнительного профессионального образования и пр.) аспирантов, специалистов и научных работников, занимающихся проблемами в области инноватики ПЭС.

© ФГБОУ ВО СПбГАУ, 2015

© М.М. Беззубцева,

В.С. Волков, 2015

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение. 4

Глава 1 Основные положения логики и методологии научного познания инжиниринговых энергосистем. 7

1 Методологии познавательной деятельности. 7

1.2 Общелогические методы научного познания. 9

1.3 Научные методы эмпирического уровня исследования. 16

1.4 Научные методы теоретического уровня исследования. 19

Глава 2 Инжиниринговый подход в методологии изучения дисциплин. 24

Глава 3 Методология подготовки магистрантов по программе «электротехнология и электрооборудование в АПК». 30

Глава 4 Формирование технической компетентности магистрантов-агроинженеров при исследовании энергоэффективности электротехнологического оборудования. 38

Глава 5 Формирование компетентности менеджера магистрантов-агроинженеров. 40

Глава 6 Концепция коммерческой основы знания как товара в условиях рынка. 42

Глоссарий. 56

Литература. 71

Приложение А.. 90

Приложение Б. 95

Приложение В.. 101

Приложение Г. 106

ВВЕДЕНИЕ

«Компетентность - это интегральное свойство личности, характеризующее его стремление и способность (готовность) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной деятельности в определенной области».

Ю.Г. Татур

В настоящее время предприятия вынуждены постоянно изме­няться. Причинами этому являются насыщение рынков, глобализация, темпы развития технологий, регулярное изменение норм и законов. Одним из ключевых драйверов преобразований является обучение научных и инженерно-технических кадров предприятий АПК логике и методологии проведения научных исследований в области инжиниринга потребительских энергосистем. Кроме внешних факторов, изменения стимулируют и внутренние факторы, например, ускоряющиеся жизненные циклы ор­ганизаций. Компании быстрее растут и развиваются, а каждой стадии жизненного цикла обычно соответствует своя структура организации. В результате предприятия изменяются, трансформируются, чтобы выжить и сохранить конкурентоспособность, но происходит это, как правило, неэффективно, бессистемно и сопряжено с высокими рисками.

Инжиниринг ПЭС — это деятельность, основанная на использовании инженерного подхода, обеспечивающая согласованность различных компонентов предприятия (стратегии, структуры, процессов, инфор­мационных систем). Принципами инженерного подхода являются: использование моделирования, системность, решение практических проблем на основе научных знаний, а также повторное использование знаний. Методология обучения основана на интеграции и доведения до практических решений наработки базовых дисциплин, таких как, системный подход к исследованию ПЭС, менеджменту интеллектуальной собственности, энергоменеджменту предприятия, а также предполагает использование инновационных электротехнологий (физико-математическое моделирование, управление знаниями, методы приня­тия решений, оптимизация энергоемкости). Логика обучения строится на принципах и идеях ряда более общих дис­циплин, входящих в программу обучения магистрантов «Электротенологии и электрооборудование в АПК», а также обобщает успешную практику реальных проектов.

Основные принципы логики и методологии в научных исследованиях инжиниринговых энергосистем предполагают техно­логическую взаимосвязь дисциплины, входящих в системный анализ ПЭС АПК. Дисциплина основана на использовании методов и программных средств для создания и анализа моделей электротехнологий и электрооборудования, моделей оптимизации энергопотребления и учета энергоресурсов, моделей энергетики технологических процессов и определения энергоемкости продукции, моделей внедрения в производства АПК альтернативных и нетрадиционных возобновляемых источников энергии, на формировании и использовании баз знаний с повторно используемыми компонентами, а также на примене­нии интеллектуальных систем на различных этапах работ по проекти­рованию и управлению предприятиями. В основу обучения положена концепция внедрения фундаментальных исследований в дальнейшую производственную деятельность выпускников кафедры «Энергообеспечение предприятий и электротехнологии». Знакомство с методологией инжиниринга потребительских энергосистем АПК является основной задачей раздела, входящего в изучение магистрами более общей дисциплины «Логика и методология научных исследований»

Для полноценного диагностирования деятельности субъектов, необходимо использовать целостную систему оценки, в которой необходимо учесть одновременно результаты, связанные уровнями двух шкал - профессионально-личностной и квалификационно-профессиональной. Данная система должна быть связана со временем обучения профессиональным дисциплинам и обуславливаться алгоритмом (порядком) обучения в зависимости от начальных компетенций обучающихся. Однако, при создании оптимальных технологий, для оценки объективной картины формирования компетентности магистрантов необходимо учитывать факторы, влияющие на процесс формирования компетенций каждой в отдельности и в их взаимосвязи. В этой связи в приложении данного учебного издания представлены тесты для профессионально-личностной самооценки обучающихся.

Учебно-методическое пособие способствует освоению следующими компетенциями:

– способностью к самостоятельному обучению новым методам исследования, изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2);

– способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-3);

– способностью использовать на практике умения и навыки организации исследовательских и проектных работ (ОК-4);

– способностью проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, вести обучение и оказывать помощь сотрудникам (ОК-5).

– способностью и готовностью применять знания о современных методах исследований (ПК-8).

Глава 2 ИНЖИНИРИНГОВЫЙ ПОДХОД В МЕТОДОЛОГИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИН

Инженерное дело, инженерия — область человеческой интел­лектуальной деятельности, дисциплина, профессия, задачей которой является применение достижений науки, техники, использование за­конов и природных ресурсов для решения конкретных проблем, целей и задач человечества.

Анализ развития классических инженер­ных дисциплин показывает, что инженерные дисциплины со­здают экономически эффективные решения практических проблем путем использования научных знаний в процессе проектирования.

Можно выделить следующие черты инженерного подхода, ко­торые наследует инжиниринг ПЭС:

• Моделирование,

• Системный подход — преобразование энергосистем предприятия АПК,

• Решение практических проблем на основе фундаментальный и прикладных научных знаний,

• Повторное использование знаний,

• Междисциплинарность дисциплин.

Основополагающая роль моделирования в инжиниринге ПЭС прослеживается как в работах зарубежных, так и отечественных авторов. Модель — это система, исследование которой служит средством для получения информации о другой системе; это упрощенное пред­ставление реального устройства и/или протекающих в нем процессов, явлений; это описание системы, отображающее определенную группу компонентов системы, их свойств и отношений, существенных для управления системой .

С точки зрения характера описания (представления) моделируе­мого объекта классы моделей варьируются от вербальных описаний до формальных (математических) моделей.

Вербальные описания осуществляются с помощью методов типа «мозговой атаки», «сценариев», экспертных оценок, «дерева целей» и т. п. В свою очередь, развитие математики шло по пути расширения средств постановки и решения трудно формализуемых задач. Наряду с детерминированными, аналитическими методами классической матема­тики возникли теория вероятностей и математическая статистика (как средство доказательства адекватности модели на основе представи­тельной выборки и понятия вероятности правомерности использования модели и результатов моделирования). Для задач с большей степенью неопределенности стали привлекать теорию множеств, математическую логику, математическую лингвистику, теорию графов, что во многом стимулировало развитие этих направлений. Иными словами, математи­ка стала постепенно накапливать средства работы с неопределенностью, со смыслом, который классическая математика исключала из объектов своего рассмотрения.

Таким образом, между неформальным, образным мышлением че­ловека и формальными моделями классической математики сложился как бы «спектр» методов, которые помогают получать и уточнять (формализовать) вербальное описание проблемной ситуации, с одной стороны, и интерпретировать формальные модели, связывать их с ре­альной действительностью, с другой. Развитие методов моделирования, разумеется, шло не так после­довательно. Методы возникали и развивались параллельно. Существуют различные модификации сходных методов. Постоянно возникают новые методы моделирования как бы на «пересе­чении» уже сложившихся групп.

Выбор класса модели из «спектра» подсказывается практиче­скими соображениями, а именно, модель, как аналогичная система, за поведением которой мы собираемся наблюдать, должна быть проще исходной во всех своих аспектах, за исключением тех, которые опре­деляют выполнение выбранного отношения эквивалентности.

Первоначально исследователи, развивающие теорию систем, предлагали классификации систем и старались поставить им в соответ­ствие определенные методы моделирования, позволяющие наилучшим образом отразить особенности того или иного класса. Такой подход к выбору методов моделирования подобен подходу прикладной матема­тики. Однако в отличие от последней, в основу которой положены классы прикладных задач, системный анализ может один и тот же объ­ект или одну и ту же проблемную ситуацию (в зависимости от степени неопределенности и по мере познания) отображать разными классами систем и соответственно различными моделями, организуя, таким образом, как бы процесс постепенной формализации задачи, т. е. «выращи­вание» ее формальной модели.

Существует и другая точка зрения. Если последовательно менять методы приведенного «спектра» (не обязательно используя все), то можно постепенно, ограничивая полноту описания проблемной ситуации (что неизбежно при формализации), но, сохраняя наиболее существенные с точки зрения цели (структуры целей) компоненты и связи между ними, перейти к формальной модели.

В то же время анализ процессов изобретательской деятельности, опыта формирования сложных моделей принятия решений показал, что практика не подчиняется такой логике, т. е. человек поступает ина­че: он попеременно выбирает методы из левой и правой частей «спектра». Поэтому удобно как бы «переломить» этот «спектр» методов примерно в середине, где графические методы смыкаются с методами структуризации, т. е. разделить методы моделирования систем на два больших класса: методы формализованного представления систем и методы, направленные на активизацию использования интуи­ции и опыта специалистов (МАИС).

Если обратиться к сложившейся в настоящий момент практике использования моделирования в инжиниринге ПЭС, то можно ска­зать, что «ядро» подходов и инструментов моделирования составляют методы структурирования, применение таблиц решений, графиче­ские, семиотические и в некоторых случаях теоретико-множественные методы. Остальные методы, как правило, носят ха­рактер либо вспомогательный (сбор первичной информации для наполнения модели), либо частный узкоспециализированный (стати­стическое моделирование для прогноза выходных и оптимизируемых параметров), либо перспективно-инновационный (автоматизированный логический вывод на основе модели).

Таблица 2.1 -Классификация методов моделирования сложных систем ПЭС АПК и позиционирование инструментов инжиниринга

Методы типа «мозговой атаки» или «коллективной генерации идей» Аналитические
Методы типа «узкоспецилизированные сценарии» Статистические
  Методы экспертных инновационные оценок Лингвистические
Методы типа «Дельфи» Логические
Методы структуризации типа «дерева целей», "Ядро" современных «прогнозного графа» др. подходов и   Теорико-множественные
Морфологический подход инструментов Инжиниринга энергосистем Семиотические
Метод решающих матриц Графические

Системность в инжиниринговом подходе изучения ПЭС заключается

в использовании верхнеуровневых описаний проектируемого объекта — нельзя отдельно проектировать детали, не имея чертежа общего вида, в котором все части и детали связаны вместе и который позволяет понять роль отдельной части в системе. Система — совокупность взаимодействующих элементов, организованных для достижения одного или нескольких установлен­ных назначений. Для решения частных задач необходимо видеть целое (рисунок 2.2).

Инженерия основана на кодификации научных знаний о проблемной области в форме, которая полезна (напрямую) специалисту-практику и позволяет давать ответы на вопросы, которые часто возникают на практи­ке. Благодаря этому среднестатистический инженер может применять эти знания и решать проблемы намного быстрее, чем раньше. Таким образом, инженерия делает доступными накопленный опыт вместо того, чтобы рас­считывать на уникальные виртуозные решения.

Кафедра «Энергообеспечение предприятий и электротехнологии» - student2.ru

Инжиниринг ПЭС нацелен на создание полезных типовых решений для определенных проблем предприятий АПК и устраняет разрыв между теоретическими знаниями организационной науки (а также применимыми наработками технических и компьютерных наук), с одной стороны, и актуальными конкретными проблемами предприятий, с другой. Данный разрыв существует потому, что теории позволяют хорошо объяс­нять существующие явления на предприятиях, но плохо применимы для создания решений проблем, то есть для поддержки инноваций и эволюции. С научных позиций деятельность в рамках инжиниринга ПЭС может рассматриваться как управляемый итеративный поиск научно-обоснованных решений.

В инжиниринге отношение «причина-следствие» связано с теоретическими исследованиями, а отношение «цель-средство» с понятием технология. Если теоретические исследования ста­раются лучше понять и объяснить интересующий феномен, то инжиниринг ПЭС ищет и создает инновационные артефакты. Теоретические ис­следования и инжиниринг ПЭС преследует две принципиально разные цели: в одном случае причинно-следственные связи должны быть истин­ными, в другом — связи между целями и средствами должны быть полез­ными.

Типовые решения и повторное использование знаний. В инженерных дисциплинах разделяют инновационное и рутинное проектирование. Инновационное проектирование направлено на создание принципиально новых решений, а рутинное проектирование основано на повторном использовании готовых шаблонов или модулей для решения известных проблем.

Разработка инновационных моделей требу­ет глубокого знания отрасли и креативности, однако большая часть задач в инжиниринге строится на рутинах, например, объеди­нение двух отделов в один, внедрение стандартного программного обеспечения и др.

Методы и инструменты инжиниринга ПЭС в программе обучения магистрантов направлены на формализацию и информатизацию деятельности и на активизацию мышления в инновационных процессах.

Глава 3 МЕТОДОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРАНТОВ ПО ПРОГРАММЕ «ЭЛЕКТРОТЕХНОЛОГИЯ И ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ В АПК»

«Инженер - человек, способный взять теорию

и приладить к ней колеса»

Леонард Левинсон

Подготовка кадрового обеспечения решения отраслевой проблемы повышения энергоэффективности (приоритетный в АПК) будет результативной только после целенаправленного функционирования набора изучаемых дисциплин и их содержания. Научной школой ка­федры «Энергообеспечение производств в АПК» предложен базовый объект изучения – по­требительская энергосистема (ПЭС) предприятия, представляющая собой совокупность тех­нических элементов (не только энергетических), характеризующихся собственными показа­телями эффективности осуществляемых ими энергетических процессов. Влияние этих пока­зателей на единый системный (для ПЭС это энергоемкость продукции) зависит от величины проходящей через элемент энергии, удельного расхода энергии, от получаемого процессового ре­зультата, и от места (эмпирического адреса) элемента в общей системе. Приобретаемая маги­страми в университете способность управлять эффективностью ПЭС возможна только через приобретение ими системных знаний по теории энергетических законов, по при­кладным законам высшей математики, по методам единых критериальных оценок эффектив­ности всего разнообразия энергетических процессов, по современным информационным технологиям, позволяющим использовать данные для анализа эффективности ПЭС. Состав­ленная кафедрой ЭОП в АПК программа соответствует этим требованиям. Такой вывод сделан на основе опыта подготовки магистров в последние три года, который показал, что в ПЭС при­нимаемые решения по повышению эффективности являются системными, т.е. более общими по содержанию предшествующих агроинженерных решений по выбору оборудования.

Формы передачи технологий

Передача технологий на коммерческой основе осуществляется в следующих основных формах:

- патентные соглашения — торговая сделка, при которой владелец патента уступает свои права на использование изобретения покупателю патента;

- лицензионные соглашения — торговая сделка, при которой собственник нематериальных активов предоставляет другой стороне разрешение на использование прав на интеллектуальную собственность в определенных пределах;

- ноу-хау — предоставление технического опыта и секретов производства, включающих сведения технологического, экономического, административного, финансового характера, использование которых обеспечивает определенные преимущества. Предметом купли-продажи являются незапатентованные изобретения, имеющие коммерческую ценность;

- инжиниринг — предоставление технологических знаний, необходимых для приобретения, монтажа и использования купленных или арендованных машин и оборудования. Сюда входит широкий комплекс мероприятий по подготовке технико-экономического обоснования проектов, осуществлению консультаций, надзора, проектирования, испытаний, гарантийного и послегарантийного обслуживания.

К числу мероприятий по передаче технологии на некоммерческой основе относятся выставки, научные конференции, симпозиумы, обмен публикациями и т.д.

Главной формой международного научно-технического обмена в настоящее время является лицензионная торговля. Она стабильно в 3—4 раза превышает темпы торговли традиционными товарами. Лицензионные операции сконцентрированы в промышленно развитых странах — свыше 90% купли-продажи. Ведущее место занимают США, Япония, Великобритания. Развивающиеся страны начали предлагать передовую технологию лишь с 70-х гг. в основном в виде сублицензий, при этом они, как правило, импортируют новейшие технологии.

В 90-х гг. произошло резкое увеличение торговли интеллектуальной собственностью, прежде всего за счет внутрифирменных потоков и перекрестного финансирования. США имеют самое крупное сальдо лицензионной торговли (22,3 млрд. долл.). Наиболее крупные покупатели американской технологии — Япония и Южная Корея (44% всех поступлений США). Американские компании покупают основную часть лицензий в Западной Европе (44% платежей США) и Японии (около 30% платежей).

Лицензионная торговля обладает отраслевой специализацией — основной объем лицензионной торговли сконцентрирован в электротехнике, электронной и химической промышленности. Основной объем купли-продажи лицензий совершается между материнскими компаниями и филиалами. Лицензирование может иметь экономические, стратегические, политические и правовые мотивы.

К экономическим мотивам можно отнести стремление ускорить начальный этап производства, снижение издержек, получение доступа к дополнительным ресурсам, расширение рынков сбыта своей продукции. В отраслях с часто меняющейся технологией производства (химическая и электротехническая промышленность) фирмы разных стран практикуют обмен технологией, вместо того чтобы вести конкурентную борьбу по каждому виду продукции и на отдельных рынках. Такой вариант лицензирования называется перекрестным лицензированием. Подобная форма приносит выгоду всем участникам благодаря освоению взаимодополняющих технологий, сокращению расходов на реализацию сделок, снятию блокирующих условий и предотвращению дорогостоящих патентных споров. Однако перекрестное лицензирование может нарушать антитрестовское законодательство, если ограничивает возможности выхода на рынок одного из участников соглашения. Кроме того, при перекрестном лицензировании может возникать проблема неравнозначности нововведений, предлагаемых участниками соглашения. Практика объединительных соглашений, перекрестное лицензирование различных объектов интеллектуальной собственности характерны для США. В ЕС с 1996 г. действуют постановления, определенным образом ограничивающие деятельность лицензиаров и лицензиатов.

Стратегические мотивы — лицензирование может обеспечить прибыль от изделий, не отвечающих стратегическим приоритетам компании. Особый успех приносит горизонтальное перемещение технологии в другие отрасли, что раздвигает границы лицензионного рынка.

Политические и правовые мотивы — лицензирование позволяет обойти торговые ограничения или ограничения на приобретение иностранцами собственности. Кроме того, оно способно защитить активы в тех странах, где нет достаточной правовой охраны иностранной собственности.

Как правило, предметом купли-продажи являются права на использование запатентованного изобретения. Лицензии продаются на основе лицензионного соглашения, которое устанавливает вид лицензии (патентная, беспатентная), характер и объем прав на использование технологии (простая, исключительная, полная), производственную сферу и территориальные границы использования предмета лицензии:

- патентная лицензия — передача прав на использование запатентованного изобретения, т.е. продажа патентных прав без ноу-хау;

- беспатентная лицензия — передача прав на использование конфиденциальной информации, незапатентованных технических достижений, ноу-хау;

- неисключительная, или простая, лицензия оставляет лицензиару право предоставлять лицензии на данную технологию и другим лицензиатам на данной территории;

- исключительная лицензия дает монопольное право лицензиату использовать и продавать купленную технологию, но в объеме, определенном условиями договора. Это может быть, в частности, только производство изделия без его продажи, использование лицензии только на определенной территории либо количественное ограничение объемов производства изделий. Одновременно лицензиар лишается этих прав;

- полная лицензия предоставляет лицензиату исключительное право на использование патента без территориальных ограничений или ноу-хау в течение срока действия соглашения и предусматривает отказ лицензиара от самостоятельного использования предмета лицензии в течение этого срока (в основном предоставляется на результаты фундаментальных исследований);

- принудительная лицензия в качестве антимонопольной меры выдается государством компаниям на производство продукта, запатентованного другой компанией.

Лицензионное соглашение обычно предусматривает право свободного экспорта лицензионной продукции либо частичное или полное его запрещение. В него также включается условие, в соответствии с которым лицензиар обязан предоставлять лицензиату информацию об усовершенствованиях, которые были внесены в технологию в течение действия соглашения. Для защиты конфиденциальности и интересов обеих сторон при ведении переговоров широко распространена практика заключения предварительных соглашений.

Типичным случаем выхода технологий за пределы предприятия является их выведение в форме лицензий, дающих право и возможности другим предприятиям производить продукты, которые подтвердили свою коммерческую ценность на данном предприятии.

Линейная модель преобразования лицензионной технологии в собственную представлена на рисунок 6.2.

Кафедра «Энергообеспечение предприятий и электротехнологии» - student2.ru

Рисунок 6.2 - Линейная модель преобразования лицензионной технологии в интеллектуальную собственность предприятия агробизнеса

Процедура маркетинга нововведений включает:

- анализ птентной защиты и чистоты продаваемой технологии;

- анализ целей покупки лицензии лицензиатом, прогноз потенциального рынка лицензируемого продукта;

- исследование изменения условий конкуренции, обусловленного продажей;

- формирование условий лицензионного соглашения;

- определение цены лицензии и другие моменты.

Патентная защита является необходимым условием поддержания монополии продавца на нововведение. Необходимо иметь в виду, что целями покупателя лицензии могут быть отказ от собственных НИОКР, расширение собственных НИОКР, расширение объемов производства, диверсификация производства, ограничение доступа конкурентов к результатам НИОКР. Необходимо также иметь в виду, что покупаемые лицензии в сочетании с собственными разработками могут оказать содействие созданию собственной технологии лицензиата, тем самым инициировать острую конкуренцию с лицензиаром. Для понимания условий конкуренции в будущем необходимо оценить потенциальную емкость рынка лицензируемого продукта и определить в нем долю лицензиара. Если эта доля высока, то имеет место, с одной стороны, доминирование на этом рынке лицензиара, а с другой — насыщенность рынка и нежелательность появления там новых продавцов.

Глоссарий

Анализ документов – метод исследования, при котором источником информации служат текстовые сообщения, содержащиеся в любых документах: протоколах, докладах, резолюциях и решениях, публикациях газет, журналов, в письмах, художественных произведениях, иллюстрациях.

Анкетирование– вопросно-ответная форма организации текста.

Анкетные вопросы– все адресованные респондентам речевые сообщения в вопросительной, утвердительной и (или) отрицательной формулировках, а также предлагаемые варианты ответов.

Абстрагирование– мыслительная операция (процесс), состоящая в способности отвлекаться от конкретных фактов, ситуаций, некоторых характеристик (свойств, отношений) изучаемых предметов и одновременно выделять, вычленять интересующие свойства и отношения. Студент пользуется изолирующим абстрагированием (анализ и синтез) и обобщающим абстрагированием (категориальный синтез, обобщение, выработка заключения и получение выводов). Роль абстрагирования в выполнении исследовательских работ растёт от курса к курсу, значимость этого процесса также зависит от степени теоретичности проблемы (темы).

Автор– создатель книги, статьи, тезисов и т. д. как письменного продукта, описывающего какую-либо деятельность. Это, как правило, учёный-теоретик, или экспериментатор, или практик, описывающий свой опыт.

Автореферат– предельно сжатое изложение текста своей собственной работы, представленной к защите. Для студента – это текст выступления (доклада) на защите курсовой или дипломной работы. В автореферате студент проводит самоанализ работы, кратко описывает научный аппарат, пути решения поставленной проблемы и полученный результат. Автореферат (доклад) для защиты курсовой работы делается, как правило, объёмом не более трёх страниц, для дипломной – не более шести.

Актуальность темы исследования– это свойство информации, которую студент собирается изложить в своём исследовании, быть значимой и востребованной в каких-либо сферах деятельности в настоящее время. Определить актуальность темы исследования – значит показать соответствие темы общественным потребностям, изложенным в государственных документах; раскрыть состояние её практического воплощения; определить заинтересованность науки в её разработке. С раскрытия актуальности темы начинается Введение к тематическому реферату, курсовой и дипломной работам.

Анализ– мыслительная операция, состоящая в разложении, расчленении предмета познания на составные части и рассмотрение их как самостоятельных. Это также метод познания при изучении теоретических и эмпирических источников исследования. Как мыслительная операция анализ выступает начальным этапом познания проблемы. Как метод познания – это сложное действие, сочетающееся с другими, поэтому выделяют виды анализа: системный, структурный, критический, проблемный, сравнительный и др.

Аналогия– метод построения и получения теоретического знания, состоящий в установлении некоторого сходства между известным объектом познания или описания и новым и построении нового на основе этого сходства, т. е. по образцу.

Анкетирование– метод и действие по сбору эмпирической информации посредством опросного листа с серией определённых вопросов. Полученный путём анкетирования материал затем должен подвергаться статистической и качественной обработке, а также теоретической интерпретации.

Аннотация– это краткое библиографическо описание книги или статьи, сделанное в виде краткого изложения их особенностей, к которым относятся содержание, научный жанр, целевое и читательское назначение, сведения об авторе. Аннотации помещаются в книгах, брошюрах, перед статьями в журналах и газетах. Они служат основанием ускоренного выбора источника для специального чтения.

База исследования– это учреждение, группа людей, которые включены в данное исследование и составляют источник исследовательского (эмпирического) материала.

Биографический метод– один из методов исследования, предназначенный для изучения личности и её жизнедеятельности. Он предполагает восстановление биографии индивида по дневникам, переписке, документам, его собственным высказываниям (воспоминаниям), аудиовизуальным материалам, высказываниям знающих его людей. Возможно использование автобиографии (личного жизнеописания) и анамнеза как ответов на поставленные вопросы по истории развития личности.

"Бритва Оккама"– методологический принцип, согласно которому в научных текстах запрещается использовать те термины-понятия, которые не ясны самому пишущему, а также не являются очевидными и понятными возможному читателю, в которых нет крайней необходимости при описании предмета исследования. Этот принцип назван в честь английского учёного У. Оккама, ещё в Средние века выдвинувшего требование простоты письменных текстов, по возможности наименьшего использования независимых теорий и идей для объяснения явлений действительности. Считается, что этот принцип оберегает от излишеств, повышает надёжность исследования.

Валидность метода исследования– соответствие метода цели его использования: выявлять именно то, что необходимо исследователю. Метод исследования выбирается в соответствии с конкретной исследовательской целью и задачами, поставленными перед определённым этапом работы.

Верификация– подтверждение научной теории всем множествам эмпирических фактов, которые к ней относятся.

Вероятностное знание– предположительное знание, требующее эмпирического подтверждения, обращения к фактам.

Виды исследования– различают три вида студенческих исследований: теоретические, эмпирические и смешанные. В свою очередь, в каждом из перечисленных видов есть свои виды. Виды теоретических работ – это исторические и методологические исследования; виды эмпирических исследований – экспериментальные и опытно-практические (обобщение опыта работы). Смешанный тип исследований включает в себя самые разнообразные сочетания видов исследований: историко-методологический, теоретико-экспериментальный и др. Студенту следует определить, какой вид исследования он проводит, поскольку от этого зависит разработка научного аппарата исследования и интерпретация фактов.

Выбор методов исследованиястудент совершает дважды. Во-первых, при изучении литературы. В зависимости от проблемы, цели и задач исследования, а также гипотезы он отбирает методы различного анализа научных текстов, обобщения, схематизации и т. д. Во-вторых, при изучении практики отбираются другие методы: наблюдение, эксперимент, опрос и др. От правильности выбора методов исследования зависит результат всего исследования.

Выбор темы исследования– совершается на основе и с учётом личных познавательных и исследовательских возможностей исполнителя, с учётом актуальности темы, т. е. её востребованности в науке и практике, а также – личных интересов студента. Как правило, список примерных тем даёт кафедра. Студент сам выбирает тему из предложен<

Наши рекомендации