Психологические особенности обучения детей с особыми запросами и асоциальным поведением.

Компьютеризация обучения: общая характеристика. Психологические особенности использования компьютерных программ, мультимедийного сопровождения аудиторных занятий и сетевых информационных технологий в учебном процессе.

Компьютеризация обучения — это процесс оснащения соответствующих учреждений средствами современной вычислительной техники.

Информатизацияобучения — это процесс, направленный на оптимальное пользование информационного обеспечения обучения с помощью компьютера. Он педагогический в том смысле, что в нем решаются педагогические задачи.

Компьютеризация — это необходимое условие информатизации, но не доста­точное. Компьютер является инструмен­том, применение которого должно приве­сти к кардинальным изменениям в про­цессе обучения.

Так как обучение является передачей информации ученику, то, следуя опреде­лению академика Б.Н.Глушкова (инфор­мационные технологии — процессы, свя­занные с переработкой информации), информационные технологии использовались всегда, т.е любая педагогическая технология — информаци­онная. Когда же компьютеры стали широ­ко использоваться в образовании, по­явился термин "новая информационная технология обучения".

При этом средством подготовки и пе­редачи информации обучаемому является компьютер.

Абсолютное большинство методических указаний по использованию компьютеров и новых информационных технологий в процессе обучения один к одному соответствуют хорошо известным руководствам по использованию ТСО на уроках. Учитель сам определяет, что, где и когда применять, опираясь на эти инструкции и личный опыт.

Информатизация процесса обучения рассчитана на то, что учитель при планировании своей деятельности, опираясь на закономерности, принципы обучения и рекомендации компьютера, будет выбирать оптимальный вариант.

Следовательно, речь должна идти не об отдельных способах информатизации, а именно о системе способов, которые в своей совокупности охватывают все характеристики процесса обучения.

Под информационной технологией понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта). Применение информационных технологий в процессе обучения даёт возможность активизировать познавательную и мыслительную деятельность обучающихся. Современная грамотность предполагает овладение умением ориентироваться в информации, в среде мультимедиа, создавать гипермедиа объекты. Образовательные учреждения, активно внедряющие новые информационные технологии, показывают желание обеспечить новый уровень преподавания и высокое качество обучения, привлекают внимание родителей.
Выделяются три основных принципа компьютерной информационной технологии:
- интерактивный диалоговый режим работы с компьютером;
- интеграция с другими программными продуктами;
- гибкость процесса изменения, как данных, так и постановок задач.
Внедрение информационной компьютерной технологии может существенно изменить содержание различных видов деятельности в образовании. Следует заметить, что все чаще понятие «информационные компьютерные технологии» замещается понятием «информационные технологии». Это связано с тем, что практически любая информационная технология стала немыслимой без компьютеров и специализированного программного обеспечения.
Отличаясь высокой степенью интерактивности, информационные образовательные технологии способствуют созданию эффективной учебно-познавательной среды, т.е. среды, используемой для решения различных дидактических задач. Главной особенностью этой среды является то, что она пригодна как для коллективной, так и для индивидуальной форм обучения и самообучения.
В сфере образования применяются базовые информационные технологии:
- технология работы с текстовым процессором;
- технология работы в графических программах;
- технологии числовых расчётов;
- технологии хранения, поиска и сортировки данных;
- сетевые информационные технологии;
- технологии мультимедиа.
В условиях развивающейся информационной образовательной среды в учреждениях СПО осуществляется интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса, повышается эффективность и качество процесса обучения за счёт возможностей, предоставляемых информационной образовательной средой. Формирование информационно-образовательной среды учреждения СПО на основе применения информационно-коммуникационных технологий является ключевым моментом в создании оптимальных условий для развития и саморазвития преподавателя, совершенствования его учебно-методической деятельности, педагогического творчества и информационной компетентности.





Мультимедиа-технологии – новый уровень качества профессионального образования. Внедрение мультимедиа- технологи в учреждения остаётся одним из ключевых моментов информатизации образования. В последнее время мультимедиа технологии относятся к одним из актуальных, постоянно развивающихся и современных направлений информационных технологий. Мультимедиа технология позволяет одновременно использовать различные способы представления информации: числа, текст, графику, анимацию, видео и звук. Важной особенностью мультимедиа технологии является её интерактивность, то есть то, что в диалоге с компьютером пользователю отводится активная роль.
Мультимедиа в учебном процессе влечёт за собой качественные преобразования содержания, форм, методов обучения. Обучение, основанное на компьютеризации, используя технологии мультимедиа, не может заменить человека-преподавателя, но оно может разнообразить и улучшить деятельность педагога, в тех областях, в которых развиваются самостоятельность и творческое мышление.
Мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным. Сегодня мультимедиа-технологии - это одно из перспективных направлений информатизации учебного процесса.
Мультимедиа-средства - это комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих обучающемуся или преподавателю общаться с компьютером, используя самые разные, естественные для себя среды: звук, видеозаписи, графические объекты, тексты, анимацию.
Мультимедиа в учебном процессе представлено компьютерными программами (системами), электронными учебниками, компьютерным моделированием в виде разнообразных заданий для самостоятельной работы, учебно-познавательными задачами на разных этапах учебного занятия, компьютерными учебными играми, а также образовательными веб-страницами в сети Интернет.

Применение мультимедиа развивает заинтересованность обучающихся к обучению, улучшает у них мотивационную деятельность к анализу, синтезу и сравнению, моделированию, выявлению причинно-следственных связей, активизирует использование разных видов информации.
Планируя занятия с применением информационных технологий, преподаватель соблюдает следующие дидактические требования:
- чётко определяет педагогическую цель применения данного ресурса в учебном процессе;
- уточняет, где и когда он будет использован;
- согласовывает выбранный ресурс с другими средствами обучения;
- учитывает специфику учебного материала, особенности группы, характер объяснения новой информации;
- анализирует и обсуждает с группой фундаментальные, узловые вопросы изучаемого материала.
При этом важно обеспечить сохранение здоровья обучающихся в процессе использования информационных технологий (в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10). После использования технических средств обучения, которые связаны со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз, а так же в конце занятия - физические упражнения для профилактики общего утомления.
Применение мультимедийных средств обучения уместно на занятиях изучения нового материала, обобщения и проверки знаний, а также возможность их использования на каждом этапе любого вида занятия. Использование информационных технологий позволяет организовать интересную внеурочную деятельность и внеклассную работу, обеспечить подготовку к экзаменационной сессии и ГИА, быстро и объективно проверить знания обучающихся.

В итоге можно сделать выводы, что использование информационных и мультимедийных технологий позволяет решить ряд важнейших проблем:
- усилить мотивацию обучения;
- повысить скорость усвоения знаний;
- повысить активность обучающихся в процессе обучения;
- обеспечить контроль за преподаванием и усвоением материала;
- установить тесную обратную связь;
- успешно решать вопросы дифференцированного подхода и индивидуализации обучения, что даёт возможность каждому обучающемуся обрести уверенность в себе, своих силах;
- создать благоприятные условия для проблемного обучения, проведения учебно-исследовательских работ;
- снять перегрузки.
Перспективы мультимедиа разнообразны, области применения будут расширяться, совершенствуя наш мир и открывая новые миры, предоставляя информацию глобального масштаба, меняя не только технику, но и прежде всего самого человека, его мировосприятие.

Личностные способности

Расположенность к детям. Это основной стержень в струк­туре педагогических способностей. Под ним понимается любовь и привязанность к детям, желание и стремление работать и общаться с ними. Расположенность учителя к детям выражается в чувстве глубокого удовлетворения от педагогического общения с ними, от возможности проникнуть в своеобразный детский мир, во внимательном, доброжелательном и чутком отношении к ним, не перерастающем, однако, в мягкотелость, уступчивость, безот­ветственную снисходительность и сентиментальность, в искрен­ности и простоте обращения с детьми. Учащиеся очень наблюдательны и тонко чувствуют, искренне любит учитель свое дело или лишь выполняет тягостную для него обязанность. Важное для учителя личностное качество — выдержка, способность всегда, в любой обстановке, в непредвиденной ситуации владеть собой, сохранять самооблада­ние, управлять своими чувствами, темпераментом, не терять контроля над своим поведением. Сказанное не означает, что учитель должен всегда искусственно сдерживать свои чувства. Он может и повеселиться, и порадоваться вместе с учащимися.

Он может и гневаться, и возмущаться, и обижаться, но при этом не должен выходить из себя, терять над собой контроль, переходить на крикливо-злой, грубый и оскорбительный тон. Спокойствие и выдержка не должны переходить в безразличие и равнодушие. Большое значение имеет в этой связи находчи­вость учителя, способность быстро ориентироваться, решать, как надо вести себя в той или иной ситуации. Важная способность учителя — это способность всегда пребывать на уроке в оптималь­ном для работы психическом состоянии, которое отличается бод­ростью, жизнерадостностью, достаточной живостью, но без излиш­ней возбудимости. Чтобы ни случилось, учитель всегда должен входить в класс оптимистически настроенным, с благожелатель­ной улыбкой.

Дидактические способности

Способность объяснять. Это способность делать свою мысль понятной для другого, пояснять и разъяснять трудное и непонят­ное. Способный учитель делает содержание учебного предмета доступным для учащихся, преподносит им материал или пробле­му ясно и понятно, вызывает интерес к предмету, возбуждает у учащихся активную, самостоятельную мысль. Учитель умеет в случае необходимости трудное делать легким, сложное — простым, непонятное — понятным. В основе этого лежит постоянная уста­новка на учет психологии учащихся. Учитель учитывает уровень их подготовки, развития, помнит о том, что они знают и чего еще не знают, что уже могли забыть, предвидит и предупреж­дает возможные затруднения учеников.

Малоопытным учителям материал часто кажется простым, понятным и не требующим каких-то особых разъяснений. В этом случае они ориентируются на себя, а не на учащихся, рассматривают материал применительно к себе. Опытный учитель спо­собен представить себя на месте учащихся, стать на позицию ученика. Учительисходит из того, что ясное и понятное взрослому человеку может быть совсем неясным и непонятным школьникам. Поэтому учитель специально продумывает и планирует характер и форму изложения.

Речевая способность. Это способность ясно и четко выражать свои мысли и чувства в речевой форме, сопровождаемой выра­зительной мимикой и пантомимикой (речевую способность иногда называют ораторской). Речевая способность одна из важнейших в профессии учителя, так как передача информации от учителя к учащимся носит в основном второсигнальный, словесный ха­рактер. Здесь имеют в виду как внутренние (содержательные) особенности речи, так и внешние ее особенности. Речь учителя должна отличаться внутренней силой, убежденностью. Ученики должны чувствовать заинтересованность в том, что говорит учи­тель. Он выражает мысли просто и попятно для учащихся. Очень ожив­ляют речь и юмор, шутка, легкая доброжелательная ирония.

Речь учителя должна быть живой, образной, интонационно яркой и выразительной, эмоционально окрашенной, с четкой дик­цией, отличаться отсутствием стилистических, грамматических, фонетических погрешностей. Однообразная, тягучая, монотонная речь очень быстро утомляет, вызывает скуку, вялость, безразли­чие, равнодушие. Слишком торопливый темп речи мешает усвое­нию и тоже быстро вызывает утомление. Так же влияет и гром­кость речи. Чересчур громкая, резкая, крикливая речь учителя нервирует учащихся; слабый, тихий голос учителя плохо слышен. Жесты оживляют речь, но слишком частые, однообразные, сует­ливые жесты и движения раздражают.

Академические способности. Под этим понимают способности в области соответствующего предмета, точнее, области науки. Крайне желательно, чтобы учитель литературы обладал хотя бы небольшими литературными способностями, учитель математики — математическими способностями, учитель труда или физики — конструктивно-техническими способностями и т. д. Способный в своей области учитель, с большой творческой ини­циативой, не только знающий, но и умеющий многое делать своими руками, всегда вызывает любовь учащихся и служит примером для подражания.

Под академическими способностями также понимают эруди­цию учителя, капитальность его знаний, широту его умствен­ного кругозора. Такой учитель знает свой предмет значительно шире и глубже, чем это нужно для урока, свободно владеет материалом, постоянно следит за новым в своей пауке. Он изу­чает опыт других учителей, заимствует у них все цепное, по никогда слепо не копирует чужую работу, как бы она хороша ни была, понимая, что у него другой класс, другие ученики и сам он другой человек. Надо помнить, что учитель, который перестает учиться, перестает быть учителем. («И. И. прямо-таки профессор! Мы часто думаем: а есть ли что-нибудь в его области, чего он не знает?»)

Компьютеризация обучения: общая характеристика. Психологические особенности использования компьютерных программ, мультимедийного сопровождения аудиторных занятий и сетевых информационных технологий в учебном процессе.

Компьютеризация обучения — это процесс оснащения соответствующих учреждений средствами современной вычислительной техники.

Информатизацияобучения — это процесс, направленный на оптимальное пользование информационного обеспечения обучения с помощью компьютера. Он педагогический в том смысле, что в нем решаются педагогические задачи.

Компьютеризация — это необходимое условие информатизации, но не доста­точное. Компьютер является инструмен­том, применение которого должно приве­сти к кардинальным изменениям в про­цессе обучения.

Так как обучение является передачей информации ученику, то, следуя опреде­лению академика Б.Н.Глушкова (инфор­мационные технологии — процессы, свя­занные с переработкой информации), информационные технологии использовались всегда, т.е любая педагогическая технология — информаци­онная. Когда же компьютеры стали широ­ко использоваться в образовании, по­явился термин "новая информационная технология обучения".

При этом средством подготовки и пе­редачи информации обучаемому является компьютер.

Абсолютное большинство методических указаний по использованию компьютеров и новых информационных технологий в процессе обучения один к одному соответствуют хорошо известным руководствам по использованию ТСО на уроках. Учитель сам определяет, что, где и когда применять, опираясь на эти инструкции и личный опыт.

Информатизация процесса обучения рассчитана на то, что учитель при планировании своей деятельности, опираясь на закономерности, принципы обучения и рекомендации компьютера, будет выбирать оптимальный вариант.

Следовательно, речь должна идти не об отдельных способах информатизации, а именно о системе способов, которые в своей совокупности охватывают все характеристики процесса обучения.

Под информационной технологией понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта). Применение информационных технологий в процессе обучения даёт возможность активизировать познавательную и мыслительную деятельность обучающихся. Современная грамотность предполагает овладение умением ориентироваться в информации, в среде мультимедиа, создавать гипермедиа объекты. Образовательные учреждения, активно внедряющие новые информационные технологии, показывают желание обеспечить новый уровень преподавания и высокое качество обучения, привлекают внимание родителей.
Выделяются три основных принципа компьютерной информационной технологии:
- интерактивный диалоговый режим работы с компьютером;
- интеграция с другими программными продуктами;
- гибкость процесса изменения, как данных, так и постановок задач.
Внедрение информационной компьютерной технологии может существенно изменить содержание различных видов деятельности в образовании. Следует заметить, что все чаще понятие «информационные компьютерные технологии» замещается понятием «информационные технологии». Это связано с тем, что практически любая информационная технология стала немыслимой без компьютеров и специализированного программного обеспечения.
Отличаясь высокой степенью интерактивности, информационные образовательные технологии способствуют созданию эффективной учебно-познавательной среды, т.е. среды, используемой для решения различных дидактических задач. Главной особенностью этой среды является то, что она пригодна как для коллективной, так и для индивидуальной форм обучения и самообучения.
В сфере образования применяются базовые информационные технологии:
- технология работы с текстовым процессором;
- технология работы в графических программах;
- технологии числовых расчётов;
- технологии хранения, поиска и сортировки данных;
- сетевые информационные технологии;
- технологии мультимедиа.
В условиях развивающейся информационной образовательной среды в учреждениях СПО осуществляется интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса, повышается эффективность и качество процесса обучения за счёт возможностей, предоставляемых информационной образовательной средой. Формирование информационно-образовательной среды учреждения СПО на основе применения информационно-коммуникационных технологий является ключевым моментом в создании оптимальных условий для развития и саморазвития преподавателя, совершенствования его учебно-методической деятельности, педагогического творчества и информационной компетентности.

Мультимедиа-технологии – новый уровень качества профессионального образования. Внедрение мультимедиа- технологи в учреждения остаётся одним из ключевых моментов информатизации образования. В последнее время мультимедиа технологии относятся к одним из актуальных, постоянно развивающихся и современных направлений информационных технологий. Мультимедиа технология позволяет одновременно использовать различные способы представления информации: числа, текст, графику, анимацию, видео и звук. Важной особенностью мультимедиа технологии является её интерактивность, то есть то, что в диалоге с компьютером пользователю отводится активная роль.
Мультимедиа в учебном процессе влечёт за собой качественные преобразования содержания, форм, методов обучения. Обучение, основанное на компьютеризации, используя технологии мультимедиа, не может заменить человека-преподавателя, но оно может разнообразить и улучшить деятельность педагога, в тех областях, в которых развиваются самостоятельность и творческое мышление.
Мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным. Сегодня мультимедиа-технологии - это одно из перспективных направлений информатизации учебного процесса.
Мультимедиа-средства - это комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих обучающемуся или преподавателю общаться с компьютером, используя самые разные, естественные для себя среды: звук, видеозаписи, графические объекты, тексты, анимацию.
Мультимедиа в учебном процессе представлено компьютерными программами (системами), электронными учебниками, компьютерным моделированием в виде разнообразных заданий для самостоятельной работы, учебно-познавательными задачами на разных этапах учебного занятия, компьютерными учебными играми, а также образовательными веб-страницами в сети Интернет.

Применение мультимедиа развивает заинтересованность обучающихся к обучению, улучшает у них мотивационную деятельность к анализу, синтезу и сравнению, моделированию, выявлению причинно-следственных связей, активизирует использование разных видов информации.
Планируя занятия с применением информационных технологий, преподаватель соблюдает следующие дидактические требования:
- чётко определяет педагогическую цель применения данного ресурса в учебном процессе;
- уточняет, где и когда он будет использован;
- согласовывает выбранный ресурс с другими средствами обучения;
- учитывает специфику учебного материала, особенности группы, характер объяснения новой информации;
- анализирует и обсуждает с группой фундаментальные, узловые вопросы изучаемого материала.
При этом важно обеспечить сохранение здоровья обучающихся в процессе использования информационных технологий (в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10). После использования технических средств обучения, которые связаны со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз, а так же в конце занятия - физические упражнения для профилактики общего утомления.
Применение мультимедийных средств обучения уместно на занятиях изучения нового материала, обобщения и проверки знаний, а также возможность их использования на каждом этапе любого вида занятия. Использование информационных технологий позволяет организовать интересную внеурочную деятельность и внеклассную работу, обеспечить подготовку к экзаменационной сессии и ГИА, быстро и объективно проверить знания обучающихся.

В итоге можно сделать выводы, что использование информационных и мультимедийных технологий позволяет решить ряд важнейших проблем:
- усилить мотивацию обучения;
- повысить скорость усвоения знаний;
- повысить активность обучающихся в процессе обучения;
- обеспечить контроль за преподаванием и усвоением материала;
- установить тесную обратную связь;
- успешно решать вопросы дифференцированного подхода и индивидуализации обучения, что даёт возможность каждому обучающемуся обрести уверенность в себе, своих силах;
- создать благоприятные условия для проблемного обучения, проведения учебно-исследовательских работ;
- снять перегрузки.
Перспективы мультимедиа разнообразны, области применения будут расширяться, совершенствуя наш мир и открывая новые миры, предоставляя информацию глобального масштаба, меняя не только технику, но и прежде всего самого человека, его мировосприятие.

Психологические особенности обучения детей с особыми запросами и асоциальным поведением.

Асоциальное поведение — это система действий, не соответ­ствующая официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям. Выделяют следующие виды асоциального поведения: неодобряемое (эпизодические ша­лости, озорство); девиантное (нравственно-отрицательные проявле­ния и проступки); делинквентное (предпреступное); преступное; деструктивное. Дети и подростки, для которых характерны различ­ные виды асоциального поведения, относятся к группе педагогичес­ки запущенных, или трудновоспитуемых. Часто таких детей выде­ляют в особую «группу риска». Их поведение и личность характе­ризуются следующими особенностями:

изменение (или искажение) характера социальных связей, до­минирование влияния неформальных объединений;

сопротивление педагогическим воздействиям;

активное непринятие коллективных норм и ценностей;

отрицательное отношение к учебной и другим видам просоциальной деятельности;

неумение контролировать свое поведение и давать ему адек­ватную оценку;

склонность к дурным привычкам.

Асоциальному поведению также способствует усвоение подрост­ком норм и ценностей подростковой субкультуры. Сле­дует также учитывать особенности возраста, например кризис поло­вого созревания и связанные с ним возможные негативные психоло­гические проявления: упрямство, негативизм, агрессивность, тревож­ность, страх отвержения, склонность к конфликтам.

Стремление подростков к взрослости и некоторые психологи­ческие особенности их потребностно-мотивационной сферы иногда провоцируют некоторые виды асоциального поведения, в том числе преступные действия. К таким рода особенностям относится под­ражание негативному поведению взрослых или более старших под­ростков, бравада перед компанией. Это наиболее частая причина курения и первого приобщения к алкоголю. Из других особеннос­тей можно отметить потребность в риске, желание испытать новые ощущения, повышенную агрессивность, низкое самоуважение и не­адекватность способов его повышения. Для практической воспитательной и психологической работы с детьми и подростками, склонными к асоциальному поведению, воп­росом первостепенной важности является выяснение его причин мотивов.

Воспитательные воздействия на трудновоспитуемых детеймало­эффективны, если по отношению к ним применяются авторитарные, директивные методы. С помощью убеждения, объяснения и других Вербальных методов часто также не удается изменить их поведения. Наиболее действенным методом воспитания таких подростков слу­жит их включение в социально значимый труд и другие социально необходимые и одобряемые виды деятельности. Важным фактором, способствующим преодолению их склонности к асоциальному пове­дению, является помощь в определении жизненных целей, ближай­ших и отдаленных перспектив, составлении конкретных и реальных жизненных планов. Все это следует делать с максимальным учетом особенностей личности, мотивации и смыслов подростков, не ломая их, а постепенно, поэтапно преобразовывая.

Участие в коллективных формах деятельности для многих детей «группы риска» сопряжено с проблемами, так как у них часто воз­никают конфликты со сверстниками.

Воспитательная работа с детьми, склонными к асоциальному поведению, требует больших душевных усилий воспитателя. Как правило, она включает работу с семьей, чтобы по возможности сгла­дить или минимизировать недостатки семейного воспитания. Пози­тивному влиянию на поведение подростков способствуют индиви­дуальный подход к каждому ребенку, неизменно доброжелательное отношение к нему, понимание его субъективных проблем, доверие к потенциальным возможностям исправиться, опора на его (быть мо­жет, забытые) положительные качества.

Совместная деятельность педагогов, психологов и родителей, направленная на профилактику и исправление асоциального по­ведения детей и подростков, оказывает реальную помощь многим детям. Однако эта проблема является многогранной и очень слож­ной. Для ее надежного решения требуется дальнейшее развитие государственной психологической службы в системе образования в сети всех образовательных учреждений для детей, нуждающих­ся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

3. Учебно-педагогическое сотрудничество: общая характеристика.

 

Понятие «учебное сотрудничество» используется в педагогической психологии как наиболее емкий, деятельностно-ориентированный и общий термин, обозначающий в то же время многостороннее взаимодействие внутри учебной группы и взаимодействие учителя с группой. Сотрудничество как совместная деятельность, как организационная система активности взаимодействующих субъектов характеризуется: 1) пространственным и временным соприсутствием, 2) единством цели, 3) организацией и управлением деятельностью, 4) разделением функций, действий, операций, 5) наличием позитивных межличностных отношений.

Сотрудничество обучающегося с разными субъектами учебного процесса характеризуется особенностями его содержания, структуры, что необходимо учитывать при его организации. Подавляющее большинство исследований, посвященных сравнительной эффективности разных форм организации учебного процесса, свидетельствует о положительном влиянии специально организованного учебного процесса в форме сотрудничества на деятельность его участников. Это выражается, в частности, в том, что в условиях сотрудничества успешнее решаются сложные мыслительные задачи, лучше усваивается новый материал. Доказано, что по сравнению с индивидуальной работой по схеме «учитель-ученик» внутригрупповое сотрудничество в решении тех же задач повышает его эффективность не менее, чем на 10%.

Г.А. Цукерман отмечает следующие преимущества учебного сотрудничества: 1) возрастает объем усваиваемого (материала) и глубина понимания; 2) растет познавательная активность и творческая самостоятельность детей;— меньше времени тратится на формирование знаний и умений; 3) снижаются дисциплинарные трудности, обусловленные дефектами учебной мотивации; 4) ученики получают большее удовольствие от занятий, комфортней чувствуют себя в школе; 5) меняется характер взаимоотношений между учениками; 6) резко возрастает сплоченность класса, при этом само и взаимоуважение растут одновременно с критичностью, способностью адекватно оценивать свои и чужие возможности; 7) ученики приобретают важнейшие социальные навыки: такт, ответственность, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей, гуманистические мотивы общения; 8) учитель получает возможность индивидуализировать обучение, учитывая при делении на группы взаимные склонности детей, их уровень подготовки, темп работы; 9) воспитательная работа учителя становится необходимым условием группового обучения, так как все группы в своем становлении проходят стадию конфликтных отношений.

Учебное сотрудничество организуется с помощью различных способов, приемов, которые одновременно регламентируют деятельность участников. Наиболее распространенным способом учебного сотрудничества при решении учебных задач является дискуссия, обсуждение, проблемный вопрос. Фиксируется также зависимость приемов от формы сотрудничества: итоговой и текущей. При итоговой решение задачи, предназначенной для совместной работы, может быть индивидуальным, а его контроль и оценка - производиться совместно, в процессе обсуждения итогового результата. В текущем сотрудничестве решение задачи на всех этапах ведется совместно всеми участниками.

В общем контексте предложенной В.Я. Ляудис схемы продуктивной ситуации сотрудничества учителя - учеников В.П. Панюшкин разработал динамику становления их совместной деятельности. Две фазы этого процесса включают шесть форм учебного сотрудничества, меняющихся в процессе становления новой деятельности учащихся. Первая фаза - приобщение к деятельности. Она включает следующие формы: 1) разделенные между учителем и учащимися действия, 2) имитируемые действия учащихся, 3) подражательные действия учащихся. Вторая фаза динамики совместной деятельности - согласование деятельности учащихся с учителем. В эту фазу входят следующие формы: 4) саморегулируемые действия учащихся, 5) самоорганизуемые действия учащихся, 6) самопобуждаемые действия учащихся. В.П. Панюшкиным прогнозируется третья фаза — партнерство в совершенствовании освоения деятельности. Равнопартнерство в этой модели совместной деятельности учеников и учителя является результатом ее развития и становления.

Наши рекомендации