Оценка износа композиционных материалов
Трение, как физическое явление из области механики, проявляет свои свойства по сути дела в любом механизме или машине. Трение вызывает в подвижных соединениях износ деталей и приводит к потере первоначальных технических характеристик машины. Факторы трения учитываются при проектировании машин и их эксплуатации. Для большинства конструкционных материалов данные по коэффициенту трения приводятся в справочной технической литературе.
Между тем, при конструировании машин используются новые материалы с неизвестными фрикционными свойствами, в том числе и композиционные материалы. Стойкость к износу является важной характеристикой и подлежит количественной оценке. Для этих целей применяются так называемые машины трения (трибометры). В настоящей работе используется машина трения барабанного типа.
УСТРОЙСТВО И ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ УСТАНОВКИ
ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ИЗНОСА МАТЕРИАЛОВ
Кинематическая схема привода барабана установки и ее технические характеристики приведены на рисунке 1.
1 – электродвигатель N = 0,6 кВт, n = 1500 об/мин; 2 и 4 – муфты;
3 – червячный редуктор (i =32); 5 и 7 – подшипники, 5 – барабан (ø= 80 мм).
Рисунок 1 – Кинематическая схема привода барабана
Машина трения состоит из следующих основных узлов: барабана с приводом, узла трения и узла нагружения образца. Принципиальная схема машина показана на рисунке 2. Стальной барабан 7 вращается в подшипниках и служит контртелом – по поверхности барабана при его вращении скользит образец испытуемого материала 1. Образец в виде цилиндра диаметром 6 мм и длиной 15 мм устанавливается в держателе 2 и с помощью рычажной системы, состоящей из малого 6 и большого 4 рычагов, способных поворачиваться вокруг оси 5, прижимается к поверхности барабана 7. Образец в зоне соприкосновения с барабаном имеет диаметр 3 мм.
1 – образец испытуемого материала; 2 – держатель; 3 – груз (1,55 кг);
4 – большой рычаг; 5 – ось; 6 – малый рычаг (во = 75 мм); 7 – барабан
Рисунок 2 – Принципиальная схема установки для
Необходимое усилие поджатия образца к поверхности барабана достигается с помощью груза 3 и подбором длины рычага 4.
ПОРЯДОК РАБОТЫ НА УСТАНОВКЕ
При снятой грузовой подвеске рычажная система опрокидывается до упора, как показано на рисунке 3.
1 – регулировочный винт; 2 – держатель; 3 – стопорный винт; 4 – образец.
Рисунок 3 – Исходное положение рычажного механизма
Испытуемый образец 4 вставляется в держатель 2 и фиксируется стопорным винтом 3. Регулировочный винт 1 устанавливается в положение до упора в образец. С помощью микрометра, с точностью до 0,005 мм измеряется величина и записывается в таблицу испытаний.
Рычажная система ставится в рабочее положение, показанное на рисунке 2. На большой рычаг 4, на заданном расстоянии в устанавливается подвеска 3 с грузом 1,55 кг. После этого включается привод барабана и происходит фрикционное взаимодействие поверхности барабана с образцом. Фиксируется время начала испытаний. Время испытания задается руководителем практики, но не менее двух часов.
В процессе испытаний, через определенные интервалы времени, останавливается привод машины, с рычага 4 снимается груз, рычаг откидывается до упора и производится измерение величины hi.