Темы для дальнейшего анализа

Областью экономики не исчерпывается дискуссии, порождённые компьютеризацией. Рассмотрим некоторые важные аспекты компьютеризации:

Деловая жизнь. Компьютеризация улучшит или ухудшит качество работы менеджеров и клерков? Как различные подходы к проектированию компьютерных систем и их социальное окружение изменят характер и качество работы? Могут ли компьютеры и телекоммуникационные системы усовершенствовать гибкость работы, давая возможность людям работ дома частично или полное время?

Классовая структура общества. До какого предела компьютерное общество увеличит класс функционально безграмотных людей – работа требует новых навыков, использование информационных сервисов потребует опыта в работе со сложными организационными процедурами? До какой степени электронные публикации и электронные библиотеки влияют на класс функционально безграмотных людей?

Безопасность людей. Как уберечь людей, которые полагаются на компьютерные систем, подобно тем, которые управляют воздушными пассажиропотоками или вычисляют дозу облучения при лечении? Должны ли компьютерные проектировшики подобных систем быть лицензированы, подобно инженерам, разрабатывающим мосты и лифты в небоскребах.

Демократизация. Какие новые возможности представляют информационно-коммуникационные технологии для расширения демократии посредством доступа к информации государственных учреждений? До какого предела компьютеризация разрушает демократические процессы в работе и общественной жизни поскольку стоимость и опыт больших компьютерных проектов может вести к централизованному контролю и доминированию групп, которые могут управлять оборудованием и опытом.

Образование. Насколько компьютерные системы могут обеспечить студентам интеллектуальные и мотивационные преимущества в обучении? Насколько экономически оправданы эти компьютерные системы? И какова должна быть обратная связь при расширении использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе?

Гендерные особенности. Кто, вероятнее всего, мужчины или женщины, будут вносить данные в компьютерные системы? Кто, вероятнее всего, будет определять требования для компьютерных сетей и проектировать их?

Компьютерная грамотность. Должны все хорошо образованные люди иметь специальные знания о компьютерных системах? Если так, то какой уровень понимания и умений является критическим – только те, кто близок к программистам ли те, кто близок к пониманию функционированию информационных систем?

Научная жизнь. Насколько легко электронные публикации могут дать учёным более быстрый доступ к большой аудитории? Поможет ли развитию научных школ доступ к большему разнообразию материалов? Сохраняется ли качество информации, при переносе публикаций в электронные форматы? Изменют ли электронные публикации критерии продвижения научной карьеры?

Социальные изменения. Исследователи выделяют ряд особенностей современного общества, обусловленных или просто связанных с большой ролью фактораинформации:экономическая глобализация (глобализации финансов, рынка и потребления), глобализация коммуникаций, создание глобальной информационной инфраструктуры, информатизация менеджмента, компьютеризация всех сфер труда, значительное распространение (до трети рабочей силы) гибких форм занятости и ряд других. Какие ещё социальные изменения вызовет становление информационного общества? Какие изменения возможны в политической, соцокультурной сферах? Возникнут ли общечеловеческие ценности? Измениться ли их содержание и содержание моральных норм?

Идендичность. С точки зрения М. Кастельса, информационное общество – это общество сетевое, где конкурентоспособность возможна не на основе жёстких иерархий, а на основе сети – координации взаимодействия высокоавтономных единиц (корпораций, общественных объединений, армий и проч.). В таких условиях, когда человек отрывается от природных ограничителей и ориентиров, центральное значение имеет вопрос идентичности. Изменятся ли основания идентичности в информационном обществе? Как будет протекать процесс идентификации? Останется ли место для формирования идентичности на естественных основаниях?

Частная жизнь (Privacy). Выбранный пусть решения той иной проблемы в области информатизации часто ограничен интересами групп с враждебными социальными или экономическими интересами. В 2007 году в средствах массовой информации были опубликованы выводы доклада Ричарда Томаса, возглавлявшего группу экспертов Surveillance Studies Network. Эксперты нарисовали картину реальной жизни, в которой окажутся люди в 2016 году, оказавшись под наблюдением камер. В докладе говорилось, что многие люди не осознают, что за ними следят, поскольку такое наблюдение часто ведётся невидимыми или скрытыми устройствами. Например, в Британии на каждые 14 человек приходится по одной камере внешнего наблюдения.

Предсказания, согласно которым на каждого жителя Великобритании будет неусыпно смотреть камера, стали реальностью. Р. Томас, выполняющий правительственное поручение по наблюдению за соблюдением права личности на частную жизнь, высказал серьёзное опасение о том, что Великобритания превращается в «общество повсеместного слежения». В докладе, составленном по заказу подконтрольного Р. Томасу ведомства, говорится, что в Британии установлено около 4,2 млн. камер внешнего наблюдения, то есть на каждые 14 человек приходится по одной камере. Кроме того, в Британии используются различные методы для отслеживания производительности труда, потребительских привычек, банковских операций и передвижения транспорта. Р. Томас предупреждает, что подобные технологии уже активно используются для слежения за каждодневной деятельностью и передвижениями британцев, работают ли они, отдыхают или развлекаются. Он предостерегает также, что такая слежка в ближайшие годы может распространиться ещё шире.

Авторы отчёта считают, что с помощью подобной информации можно будет бороться с преступлениями и терроризмом в Британии, но при этом чрезмерное наблюдение за британцами может создать атмосферу недоверия в обществе.

В докладе говорится также, что Агентство национальной безопасности США отслеживает весь электронный информационный поток, проходящий через Британию, а также собирает информацию о частоте ударов по компьютерной клавиатуре, чтобы измерить производительность труда, упоминается и о сборе данных о кредитных и дисконтных карточках и мобильных телефонах, при помощи которых компании выстраивают свои маркетинговые кампании.

Согласны ли вы с оценочной позицией, представленной в докладе? Какие последствия возможны в результате тотальной слежки за гражданами государства? Как процессы слежения соотносятся с процессами

Занятость.

1. Как компьютеризация изменяет структуру рынка занятости и профессий? Какой уровень понимания компьютерных систем является критическим для людей, которые хотят делать карьеру в различных видах деятельности.

1. Допустим, что вы являетесь инженером в группе разработчиков финансовой системы. В процессе инсталляции системы обнаруживается, что её внедрение в организации может привести к увольнению большого числа людей. Персонал организации не предоставляет вам информацию, необходимую для завершения инсталляции системы. Что вы будете делать в этой ситуации? Будете ли вы с чувством профессиональной ответственности стремиться к завершению внедрения системы, что требует контракт? Или же просто прекратите работу до тех пор, пока организация не разберётся со своими проблемами.

2. Известно, что внедрение любой новой технологии значительно влияет на рынок рабочей силы. Обсудите возможные последствия внедрения CASE-технологий для специалистов по программному обеспечению. Уменьшат ли эти технологии занятость разработчиков программного обеспечения? Если вы считаете, что уменьшат, то эти этичны ли действия специалистов, внедряющих CASE-технологии?

3. Вы системный инженер и вас просят назвать лучший способ разработки программного обеспечения для сердечного стимулятора, критического по обеспечению безопасности. Вы предлагаете разработать формальную спецификацию системы, но ваше предложение отвергнуто менеджером. Вы считаете, что его доводы не обоснованы и базируются на предубеждениях. Будет ли этичной разработка системы с использованием методов, которые вы считает неподходящими?

4. Повторное использование программного обеспечения поднимает значительное количество вопросов, связанных с авторским правом. Если заказчик оплачивает разработку программного обеспечения, кто имеет право повторно использовать созданный код? Имеет ли право разработчик использовать это код в качестве основы другого проекта? Какими должны быть механизмы оплаты труда разработчика повторно используемых компонентов? Какие ещё этические проблемы могут возникнуть в связи с повторным использованием программного кода?

5. С какими этическими проблемами сталкиваются разработчики интерфейсов, когда пытаются согласовать запросы конечных пользователей системы с требованиями организации, которая оплачивает разработку данной системы?

6. Предположим, вы входили в состав группы разработчиков программного обеспечения для химического завода, которое сработало неправильно и стало причиной серьёзного загрязнения окружающей среды. Вас босс заявил в телевизионном интервью, что ошибки в программном обеспечении отсутствуют и что проблемы возникли из-за неправильной эксплуатации системы из-за ошибок операторов? Вы согласитесь с таким объяснением? Выскажите своё мнение по такому заявлению.

7. Руководство компании поручило вам организовать и провести оценку системы таким образом, чтобы доказать необходимость замены системы, поскольку она устарела и непригодна к использованию. Вы знаете, что это приведёт к сокращению ряда специалистов, обслуживающих старую систему. Ваше оценка доказывает обратное – система отличается высоким уровнем качества и пригодна к эксплуатации. Как вы отобразите этот факт в отчёте руководству компании?

Вопросы

1. Каков скрытый код индустриальной эпохи согласно Тоффлеру?

2. Каковы типичные черты индустриальной экономики согласно Арону?

3. Каково основное отличие индустриального и постиндустриального типов

общества с точки зрения структуры и мотивации человеческой деятельности?

4. Когда образование стало решающим фактором, обеспечивающим

принадлежность человека к слою наиболее состоятельных членов общества?

5. Каково происхождение термина «прозьюмер»? Что такое прозьюмеризм?

6. Как влияет развитие информационной составляющей современного хозяйства на становление новых ценностных ориентиров?

7. Можно ли считать тиражирование и копирование информационных продуктов их воспроизводством?

8. Какие стадии экономического роста выделял Ростоу?

9. В качестве кого на политическом уровне выступает новый класс, который должен возникнуть в грядущем постиндустриальном обществе Белла?

10. Каковы основные формы проявления нематериалистической мотивации работника в постиндустриальную эпоху?

11. Каковы отличия между нематериалистической и постматериалистической системами ценностей?

12. Каковы критерии включения в доминирующую социальную группу в индустриальную эпоху?

13. Превращение знаний и информации в непосредственную производительную силу, основной производственный ресурс делает невозможной квантификацию издержек производства и затрат труда. Почему?

14. Что такое «конвергенция» по Гэлбрейту?

15. Для стран какой экономики, по Фурастье, характерен нестабильный образ жизни?

16. Какие определения применяли западные социологи для обозначения новой системы мотивации человеческой деятельности в 60-е и 70-е годы?

17. Каковы предпосылки и последствия взаимопроникновения производства и потребления в постиндустриальном обществе?

18. Каковы критерии включения в доминирующую социальную группу в постиндустриальную эпоху?

19. Каковы свойства знаний и информация как фактора производства, качественно отличаются их от других условий производства?

20. Каковы особенности экономики индустриального общества по Гэбрейту?

21. Может ли высший "интеллектуальный класс" постиндустриального общества охватить большую часть населения развитых стран?

22. Каким образом распространяющаяся постматериалистически мотивированная деятельность модифицирует основы индустриального общества?

23. О каких людях говорит Дж.Гэлбрейт в следующей цитате:«… служение целям нации, государства или общества, стремление максимально использовать возможности, предоставляемые занимаемым Положением для достижения намеченных целей, - таковы единственно приемлемые для этих людей мотивационные факторы»?

24. Каковы главные продукты производства в информационном обществе?

25. К информации не может быть отнесена такая характеристика как «потребляемость» в традиционном смысле данного понятия. Почему?

26. Информатизация как глобальный процесс.

27. Теории индустриального и постиндустриального общества: волны Тоффлера

28. Теории индустриального и постиндустриального общества: стадии экономического роста У. Ростоу

29. Теории индустриального и постиндустриального общества: грядущее постиндустриальное общество Д. Белла

30. Теории индустриального и постиндустриального общества: новое индустриальное общество Дж. Гэлбрейта

31. Теории индустриального и постиндустриального общества: технотронное общество З. Бжезинского

32. Теории индустриального и постиндустриального общества: концепция «индустриального общества» Р. Арона

33. Теории индустриального и постиндустриального общества: пределы роста Римского клуба

34. Теории индустриального и постиндустриального общества: информационное общество

Список литературы

Бауман З. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2002. 390 с. (НТБ СГТУ 1 экз.)

Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования. М.: ИЦ «Академия», 1999. 956 с. (НТБ СГТУ 2 экз.)

Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в ХХI веке : Учеб.пособие: Пер.с англ. М.: Вильямс, 2000. - 272 с. (НТБ СГТУ 1 экз.)

Иноземцев В. Л. Расколотая цивилизация. Наличествующие предпосылки и возможные последствия постэкономической революции М.: Academia: Наука, 1999. 724 с. (НТБ СГТУ 2 экз.)

Иноземцев В.Л. Книгочей: библиотека современной обществоведческой литературы в рецензиях / В. Л. Иноземцев. М. : Науч.-изд. центр «Ладомир», 2005. 464 с. (НТБ СГТУ 1 экз).

Легостаев В.М., Наука в рамках технократической утопии Жана Фурастье //Вопросы философии. 1974. № 12.

Новая постиндустриальная волна на западе: Антология / Под ред. В.Л.Иноземцева. М.: ИЦ «Академия», 1999. 640 с. (НТБ СГТУ 2 экз)

Наши рекомендации