Организация технического обслуживания спасательной техники.

Успех выполнения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ во многом будет зависеть от своевременного и пра­вильного осуществления мероприятий по техническому обслуживанию и ремонту средств механизации, направленных на повышение срока работоспособности машин.

В народном хозяйстве принята система планово-предупре­дительного технического обслуживания и ремонта строительных и до­рожных машин. Основные положения этой системы в строительстве определены СНиП и рекомендациями по организации техни­ческого обслуживания и ремонта строительных машин, содержащими виды и периодичность выполнения ТО и ремонтов, пла­нирование и учет, данные по трудоемкости технических обслуживании и ремонтов строительных машин.

Детали, узлы, механизмы и агрегаты машины работают с разными режимами по нагрузке и времени, поэтому их износ, потеря работо­способности и сроки службы не одинаковы. Эксплуатационные каче­ства машины ухудшаются непрерывно. Обеспечить нормальную рабо­тоспособность машины одним видом техобслуживания и ремонта нельзя; нужно выполнять несколько видов ТО и ремон­тов, разных по содержанию и объему проводимых мероприятий. Плановой организации эксплуатации машинного парка наиболее соот­ветствует планово-предупредительная система техобслуживания и ре­монта (ППР) машин, под которой понимается комплекс организаци­онно-технических мероприятий предупредительного и восстановитель­ного характера, направленных на повышение работоспособности парка машин, улучшение качества, сокращение сроков и снижение стоимо­сти обслуживания и ремонта машин.

Система планово-предупредительного обслуживания и ремонта предусматривает:

· обязательное составление годового и месячных планов и графиков техобслуживания и ремонта строительных и других машин и обору­дования;

· проведение техобслуживания и текущего ремонта через точно установленное время, исчисляемое в машино-часах работы, или по объему выданной продукции, или по количеству израсходованного топлива;

· выполнение определенного объема работ для каждого вида тех­обслуживания и ремонта по каждой группе машин или отдельной машине;

· капитальные ремонты в зависимости от фактического состояния машин.

Капитальные ремонты планируют для определения производствен­ных затрат материалов, запасных частей и рабочей силы. Возможны случаи, когда физический износ деталей не достигает предела к сро­ку, намеленному планом ремонта (неодинаковый режим работы в раз­личных климатических условиях и работа с материалами, имеющими разные физико-механические свойства), поэтому нет необходимости его проводить.

Виды техобслуживания, ремонта и периодичность их проведения, а также состав и порядок выполнения работ по техническому обслу­живанию и текущему ремонту указываются заводом-изготовите­лем в эксплуатационной документации на каждую модель машины.

Техническое обслуживание машин выполняют после каждой смены и через определенные периоды рабочего времени. Наработку или вре­мя между двумя последовательно проводимыми ТО одного вида называют периодичностью техобслуживания. В зависи­мости от периодичности и объема работ различают ежесменное, пла­новое и сезонное техобслуживание.

Ежесменноетехобслуживание (ЕО) должно обеспечивать работо­способность машины в течение всей смены и выполняется перед нача­лом, в течение или после рабочей смены.

В состав ЕО входят: очистка машины от грязи и пыли; проверка и при необходимости подтягивание всех наружных креплений машины; проверка состояния ремней, канатов и цепей, а также мест крепления и натяжения; проверка смазочного материала и смазочных устройств; проверка пусковых и тормозных устройств машины; проверка состоя­ния сцепного устройства.

Если на машине установлен двигатель внутреннего сгорания, обя­зательно проверяют уровень и качество масла в картере двигателя, уровень топлива в основном и пусковом баках, состояние соединений топливопроводов, уровень воды в радиаторе и плотность соединения шлангов, количество и качество масла в воздухоочистителе, исправ­ность электрооборудования, рулевого управления и тормозной системы.

Ежесменное техобслуживание проводит машинист (водитель или механик-водитель), за которым закреплена данная машина.

Плановое техническое обслуживание призвано снизить интенсив­ность изнашивания деталей машин путем своевременной очистки от пыли и грунта, смазывания и регулирования. Чем выше номер тех­обслуживания, тем больше объем работ.

В состав ТО входят: все операции ежесменного техобслуживания; устранение выявленных неисправностей; частичная разборка отдель­ных сборочных единиц, их очистка и промывка; замена при необхо­димости изношенных звеньев втулочно-роликовых цепей, фрикционных колодок, тормозных лент, прокладок, смазочного материала; регули­рование всех механизмов.

Полный перечень указывается в заводских инструкциях по эксплуа­тации и уточняется при ежедневном наблюдении машиниста.

Сезонное техобслуживание (СО) проводят 2 раза в год при под­готовке машины к использованию в период последующего сезона (зимнего или летнего). Обычно СО приравнивают к очередному тех­обслуживанию. Необходимость в сезонном обслуживании объясняется тем, что эксплуатация машин в осенне-зимнее время усложняется и сопровождается ускоренным изнашиванием сопряженных деталей. Под­готовка машины к осенне-зимней эксплуатации включает: проведение операций очередного техобслуживания, утепление кабины, двигателя и аккумуляторов, повышение плотности электролита и подзарядку аккумулятора, промывку системы охлаждения, отключение радиатора смазочной системы, замену масел и гидравлической жидкости на зим­ние сорта, заливку в систему охлаждения антифризов, а также подго­товку систем и приборов для облегчения запуска двигателя.

Плановое и сезонное техобслуживание выполняется на месте работы строительных машин или на базах механизации специальной бригадой квалифицированных рабочих при обязательном участии машиниста. Специализированные бригады оснащают автомобилями «Тех­помощь», агрегатами технического обслуживания, заправщиками топливо-смазочных материалов, специальным инвентарем и инструментами.

Для строительных машин на базе тракторов и с тракторными двигателями предусматриваются те же виды техобслуживания и та же периодичность их выполнения, что и у тракторов. Для машин на базе автомобилей принимаются те же виды техобслуживания, что и для автомобилей.

Виды техобслуживания, периодичность их выполнения и перечни работ для тракторов установлены ГОСТ. В зависимости от конкретных условий использования машин до­пускается отклонение по времени (±10%) от установленной перио­дичности выполнения техобслуживания.

При обслуживании машин, работающих с тракторами, следует пользоваться двумя перечнями работ по техобслуживанию: по трактору и по машине.

Техобслуживание и эксплуатационный ремонт машин, производя­щих АСДНР, будут выполняться на месте работ или на пункте сбора поврежденных машин (СППМ).

Выбор формы организации техобслуживания и ремонта зависит от сосредоточенности работ, числа и типа машин, режима работы, трудоемкости техобслуживания и ремонта, наличия подвижных средств техобслуживания и ремонта. В состав работ по ремонту входят: разборка машины на агрега­ты и узлы, а агрегатов и узлов – на детали; замена изношенных де­талей новыми или отремонтированными; восстановление деталей (свар­ка, слесарные и механические работы, нанесение металла разными спо­собами); сборка узлов машин и восстановление посадок в сопряже­ниях; испытание узлов. Ремонт машин подразделяют на текущий (Т) и ка­питальный (К).

Текущий ремонт выполняют, как правило, на месте работы машины механик-водитель (машинист) и его помощник, а в отдельных случаях – ремонтники ремонтной мастерской. При текущем ремонте устраняют отдельные неисправности в узлах и агрегатах, возникшие в процессе работы машины и препятствующие ее нормальной эксплуатации. Во время этого вида ремонта заменяют или восстанавливают детали (кроме базисных), снимая или не снимая узлы с машины.

Капитальный ремонт должен обеспечивать исправность и полный (или близкий к полному) ресурс машины путем восстановления и замены сборочных единиц и деталей, включая базовые.

Различают необезличенный и обезличенный методы капитального ремонта машин.

При проведении АСДНР в целях быстрого восстановления и возвращения в строй максимально возможного количества машин при организации ремонта необходимо руководствоваться следующими основными принципами:

· непрерывность ремонта;

· в первую очередь ремонтируются те машины, которые имеют меньший объем работ по ремонту и наиболее необходимы в ближай­ший период;

· текущий ремонт машин небольшой трудоемкости про­изводится, как правило, на местах выхода машин из строя, а ремонт значительной трудоемкости – на СППМ;

· основной метод ремонта – агрегатно-узловой.

Планирование средних и капитальных ремонтов производится согласно установленным нор­мам, а фактическая потребность в ремонте устанавливается в зависи­мости от технического состояния техники. Принятая систе­ма ремонта дает возможность:

· обеспечить плановость проведения ремонта, снабжение запасными частями и материалами;

· предупредить чрезмерный износ деталей машин, не допустить перерастание естественных износов деталей в аварийные;

· обеспечить увеличение сроков эксплуатации техники и оборудования при заданной надежности.

Ремонт обеспечивает регламентированное восстановление и поддержание работоспособности техники, оборудования и спасательных инструментов, устранение отказов и неисправно­стей, возникших при работе или выявленных в процессе технической диагностики или технического обслуживания.

На современных авторемонтных заводах автомобили, агрегаты, приборы и детали ре­монтируют индустриальным методом. При индустриальном методе ре­монта осуществляется полная и частичная взаимозаменяемость и обез­личивание сборочных единиц и деталей. На небольших авторемонтных заводах применяют индивидуальный или агрегатный методы ремонта.

Особенности планово-предупредительной системы ТОиР в пожарной охране.

Планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта предназначена для обеспечения высокой боевой готовности ПА, оперативной подвижности, безопасности их движения, сокращения расхода топлива, предотвращения отказов, уменьшения износов деталей механизмов.

Ежедневное техническое обслуживание производится при смене караула. При этом проверяется работа двигателя, насоса и других аг­регатов и механизмов. Цель обслуживания – убедиться в готовности к немедленному выезду на пожар.

Техническое обслуживание на пожаре (учении) проводит боевой рас­чет. Цель обслуживания – обеспечение работоспособности механизмов и ПТВ при тушении пожара.

Техническое обслуживание по возвращении с пожара (учения) – восстановить боевую способность ПА, заправить ГСМ и огнетушащими материалами, кроме того, устранить обнаруженные неисправности.

Техническое обслуживание ТО-1, ТО-2 и СО проводится для восстановления работоспособности механизмов ПА, обеспечения безопасности движения, экономичного расходования ГСМ и продления сро­ка службы ПА;

во-вторых, обслуживание и ремонт производятся в различных подразделениях МЧС;

в-третьих, наличие на ПА пожарно-технического вооружения потребовало изменения трудоемкости обслуживания машин и периодичности их проведения;

в-четвертых, при проведении ТО-1 и ТО-2, согласно утвержденному графику, начальник караула выводит ПА из боевого расчета;

в-пятых, проведение ТО-1 планируется в пожарных частях, а ТО-2 - в гарнизонах пожарной охраны.

Наши рекомендации