Грузоподъемные и транспортные машины непрерывного действия.
Машинами непрерывного действия являются машины, имеющие непрерывный рабочий цикл, в котором отсутствует возвратное холостое движение. В основном это различные системы конвейеров.
Конвейеры разных типов и конвейерные системы получили в настоящее время очень широкое применение в промышленности и кроме выполнения непосредственных функций по транспортировке грузов они входят как составная часть и в технологическое оборудование.
Конвейеры и конвейерные системы легко поддаются автоматизации.
В настоящее время применяется очень большое количество различных типов конвейеров и конвейерных систем, например, ленточные, пластинчатые, подвесные и другие.
По своему исполнению конвейеры бывают ленточные, пульсирующие, шагающие, толкающие и другие. Конвейеры бывают стационарные и передвижные, производительностью от нескольких килограммов до тысячи тонн груза в час.
Для перемещения грузов в вертикальной плоскости применяются различные типы элеваторов.
(а) Ленточные конвейеры.
Из грузонесущих конвейеров с гибким тяговым органом наибольшее распространение получили ленточные конвейеры. Ленточные конвейеры применяются для перемещения сыпучих, кусковых и штучных грузов, как в горизонтальной плоскости, так и под углом к горизонту. Угол наклона ленты конвейера к горизонту зависит от физических свойств груза и может составлять 25° и более.
Ленточные конвейеры бывают стационарными и передвижными. Конвейерные системы из ленточных конвейеров могут быть длиной в несколько километров, с желобчатой и плоской лентой, односторонние и реверсивные, если груз надо подавать в обе стороны.
Схемы ленточных конвейеров: горизонтальный; наклонный; наклонный с двумя перегибами; горизонтальный с наклоном и промежуточной перегрузкой; горизонтальный с передвижной разгрузочной тележкой; горизонтальный с передвижным загрузочным бункером,
Если конвейер предназначен для перемещения неупакованных пищевых грузов, обкладки ленты изготовляются из специальных сортов резины или применяется лента из нержавеющей стали. Наибольшее распространение получили текстильные прорезиненные транспортерные ленты. Ленточные конвейеры могут иметь желобчатую и прямую ленту.
Желобчатая лента применяется при транспортировании сыпучих и кусковых грузов, а прямая – для штучных. Форма ленты зависит от вида поддерживающих ее роликоопор.
Для поддержания рабочей ветви конвейера применяются одно-, двух-, трех - и пяти-роликовые опоры. Одно- и двух роликовые опоры поддерживают ленту в горизонтальном положении. Трех- и пяти-роликовые опоры придают ленте желобчатую форму. Холостая ветвь ленты поддерживается одно-роликовыми опорами.
Схема стационарного ленточного конвейера: лента, роликоопоры, приводной барабан, натяжной барабан, загрузочное устройство.
(б) Пластинчатые конвейеры.
Пластинчатые конвейеры применяются для перемещения тяжелых штучных или крупнокусковых материалов
Пластинчатые конвейеры бывают горизонтальными или наклонными.
Пластинчатые конвейеры более сложны в изготовлении, имеют большую массу и стоимость по сравнению с ленточными конвейерами.
На одном конце опорной рамы пластинчатого конвейера устанавливается приводное, а на другом - натяжное устройство. На валы натяжного и приводного устройств надеты звездочки с шагом, соответствующим шагу тяговых цепей.
Звездочки на валу приводного устройства закреплены на шпонках, а на валу натяжного устройства одна или обе звездочки в двух цепных конвейерах надеты на втулки, в результате чего компенсируется неравномерная вытяжка тяговых цепей. Грузовые пластины прикрепляются к специальным лапам цепей, втулкам или пластинам. Как правило, пластинчатые конвейеры имеют две цепи, но применяются конвейеры и с одной цепью. Цепи конвейеров движутся по специальным направляющим.
Конвейеры с гладкими пластинами применяются в различных пищевых производствах для перемещения штучных грузов. Конвейеры с чашечными пластинами применяются для перемещения полужидких пищевых продуктов.
(в) Скребковые конвейеры.
Скребковые конвейеры применяются для транспортировки насыпных грузов, допускающих измельчение в процессе перемещения.
Рабочей ветвью может быть верхняя и нижняя ветвь конвейера. Тяговым органом скребкового конвейера могут быть пластинчатые или сварные калиброванные цепи, канаты.
Формы скребка и желоба для транспортирования груза должны соответствовать друг другу по конфигурации и могут быть различны. Наилучшей является такая форма желоба, при которой тяговый орган не погружен в транспортируемый груз.
Для того чтобы цепь не провисала, она движется на роликах по специальным направляющим. Скребковые конвейеры хорошо работают на участках горизонтальных и наклонных с углом наклона не более 40°.
Преимущество скребковых конвейеров перед пластинчатыми состоит в том, что они имеют значительно меньшую массу и при их использовании значительно легче осуществлять загрузку и разгрузку в любой требуемой точке. Недостатком скребковых конвейеров является большая мощность привода, повышенный износ скребков и желоба, а также измельчение транспортируемого груза.
Грузоподъемные и транспортные машины периодического действия.
Подъемно-транспортные машины, находящиеся на вооружении подразделений МЧС, предназначены в первую очередь для выполнения аварийно-спасательных работ при ликвидации
чрезвычайных ситуаций (разборка завалов, подъем и перемещение технологического оборудования, оказание помощи аварийному автотранспорту и т. п.).
Кроме того, подъемно-транспортные машины широко используются в служебной и хозяйственной деятельности - при монтаже и демонтаже агрегатов ремонтируемой техники, погрузке и разгрузке материальных ценностей на складах и базах подразделений МЧС.
Парк подъемно-транспортных машин разнообразен:
· домкраты (механические, гидравлические, пневматические - грузопод. от 0,5 до 60 т),
· тали (ручные и с электроприводом - грузоподъемностью от 1 до 18,5 т),
· лебедки (с ручным и электрическим приводами - 0,25-5 т),
· погрузчики автомобильные (вилочные, одноковшовые, фронтальные - грузоподъемностью 3-5 т и высотой подъема груза до 6 м, причем они обеспечивают скорость перемещения груза до 20 км/ч). Погрузчики снабжаются сменным рабочим оборудованием: ковшом, грейдером, клещевым захватом, крановой стрелой.
· краны.
Краны – это грузоподъемные машины с числом движений три и более, которые перемещают груз в любую точку обслуживаемого поля. Обслуживаемое поле может иметь различный контур в зависимости от типа крана. Например, прямоугольный – для мостового и козлового, кольцевой – для поворотного башенного крана, секторный – для опорных стационарных поворотных кранов и любой – для кранов на пневмоколесном и гусеничном ходу.
Краны являются наиболее распространенной группой грузоподъемных машин, которые по степени подвижности подразделяются на стационарные, передвижные и самоходные, а по типу ходовой части – на железнодорожные, гусеничные и колесные
Конструкция кранов зависит от назначения. Например, монтажные и строительные краны должны поднимать грузы на большую высоту, а краны металлургических цехов приспособлены для загрузки печей и оборудованы специальными захватами для слитков.
Поэтому принято различать краны общего назначения и специальные (строительные, металлургические, портовые). В МЧС применяются краны общего назначения.
По виду грузозахватных приспособлений краны общего назначения делятся на крюковые - для штучных грузов, грейферные - для сыпучих грузов, магнитные - для магнитных материалов.
По конструкции краны бывают:
· стационарные поворотные,
· мостовые,
· козловые,
· башенные,
· портальные
· стреловые передвижные.
Автокраны гидравлические получили широкое распространение в аварийно-спасательных подразделениях МЧС, так как обладают высокой оперативностью (максимальная транспортная скорость до 100 км/ч), маневренностью и легкостью управления при высоких рабочих показателя (грузоподъемность, высота подъема и т. д.).
Автокраны состоят из сварных металлоконструкций, механических и гидравлических агрегатов, смонтированных на базовом автомобильном шасси и объединенных в 3 основные части:
• неповоротная часть крана;
• поворотная часть крана;
• стреловое оборудование.
В неповоротную часть крана входят:
• шасси автомобиля;
• рама с выносными опорами;
• дополнительная трансмиссия на привод насосов гидросистемы;
• механизмы блокировки подвески;
• пневмооборудование.
Поворотная часть крана состоит из:
• поворотной рамы;
• механизма поворота;
• кабины оператора;
• противовеса;
• приводов управления двигателем и краном.
Стреловое оборудование состоит из:
• двух-, трех- или четырехсекционной телескопической стрелы;
• лебедки стрелы;
• грузового каната и крюковой подвески;
• гидроцилиндра подъема стрелы.
Телескопическая стрела с помощью оси крепится к стойкам поворотной рамы, а грузовой канат закрепляется на барабане лебедки.
Привод крановых механизмов - гидравлический от аксиально-поршневых насосов, приводимых во вращение от двигателя базового шасси через коробку отбора мощности и карданную передачу.
Привод грузовой лебедки осуществляется регулируемым аксиально-поршневым мотором, который обеспечивает широкий диапазон регулирования скорости подъема-опускания груза.
Выносные опоры оборудованы выдвигаемыми гидравликой телескопическими опорными балками.
Современные краны оснащаются разнообразными системами, обеспечивающими безопасность выполняемых работ. Например, микропроцессорные ограничители грузоподъемности выдают информацию на дисплей о длине и вылете стрелы, степени загрузки крана и массе груза, которую можно поднимать при установленном вылете и длине стрелы.
Рассмотрим некоторые образцы зарубежных и отечественных автомобильных кранов.
Компания Liebherr, вне всякого сомнения, является одним из мировых лидеров в краностроении. Очередным доказательством этого стал впервые показанный во время строительной выставки Bauma'98 500-тонный автокран LTM1500c с самой длинной стрелой для автокранов этого класса в мире. Семисекционная стрела длиной 84 метра была показана на 500-тонном автокране LTM1500 еще во время строительной выставки Bauma'98.
Грузоподъемные характеристики данной стрелы выглядят следующим образом:
161,0 т при вылете 10 м;
84,0 т при вылете 20 м;
38,5 т при вылете 40 м;
21,2 т при вылете 60 м;
11,6 т при вылете 80 м;
1,8 т при вылете 108 м.
Помимо этой 84-метровой стрелы, восьмиосный кран LTM1500 может быть по желанию заказчика оборудован четырехсекционной 50-метровой стрелой, которая остается на автокране и во время его передвижений по дороге. Что касается 84-метровой стрелы, то в соответствии с европейскими правилами перемещения грузов, она должна транспортироваться на отдельном прицепе.
Максимальная скорость передвижения автокрана составляет 77 км/ч, а преодолеваемый подъем - 28%.
Новинкой на рынке мобильны кранов стал кран GMK5100, грузоподъемностью 100 тонн.
Длительное сотрудничество с известными производителями позволило привлечь их технический потенциал для улучшения качества кранов Grove. Так, устанавливаемые на кранах данной серии двигатели Mercedes Benz получили новые экономичные параметры. Оснащение кранов Grove новой системой ECOS (Система Электронного Управления Работой), позволяет обеспечивать полный контроль работы на принципиально новом уровне работу гидравлических систем. Хорошо зарекомендовала себя система подвески каждого колеса MegaTrak, установленная на данной серии кранов.
Семейство компактных кранов для пересеченной местности фирмы Grove недавно пополнилось новой короткобазной моделью с грузоподъемностью 200 тонн RT522B, специально предназначенной для работ на рынке аренды строительных машин. Этот новый кран оборудован трехсекционной основной стрелой длиной 23,8 м, а также складной дополнительной стрелой длиной 7.6 м. Данный модельный ряд кранов позволяет использовать их в крайне тяжелых условиях работы.
Не мене разнообразными по техническим характеристикам и особенностям являются отечественные автокраны.
ОАО "Галичский Автокрановый Завод" и его основной акционер ООО "Кудесник" представляют широкий спектр отечественных гидравлических кранов на автомобильном шасси, предназначенных для выполнения погрузочно-разгрузочных и строительно-монтажных работ на рассредоточенных объектах с различным типом подъездных путей.
Автокраны имеют грузоподъемность 15, 16, 20, 22 и 25 тонн и устанавливаются на шасси автомобилей МАЗ, ЗИЛ, КамАЗ, КрАЗ и Урал. По желанию заказчика возможна установка кранов на шасси других автомобилей (в том числе на специальные шасси втомобильного типа), а также доработка кранов по конструкции и климатическому исполнению в соответствии с требованиями заказчика.
Привод крановой установки – гидравлический, раздельный от гидронасосов. Отбор мощности производится от двигателя базового шасси через коробку передач и дополнительную коробку отбора мощности. Все краны имеют индивидуальный, независимый привод каждого исполнительного механизма от гидромоторов и гидроцилиндров и имеют гидравлические выносные опоры.
Гидравлическая система обеспечивает плавное управление крановыми механизмами и выносными опорами, совмещение крановых операций, а также предоставляет оператору широкий диапазон регулирования скоростей рабочих операций.
Двухсекционные (от 8 до 14 м) и трехсекционные (8-18 м и 9,7-21,7 м) телескопические стрелы обеспечивают кранам компактность и маневренность при переездах, обширную зону и большую высоту перемещения груза при работе. Возможность телескопирования стрелы с грузом на крюке позволяет кранам выполнять специальные задания: устанавливать грузы в труднодоступных местах, пронося их среди смонтированных конструкций.
Другой отечественный производитель завод "Автокран" предлагает достаточно широкий модельный ряд автокранов, среди которых особо следует упомянуть модель КС-6973
грузоподъемностью 50 тонн и грузовым моментом 150 тм, смонтированную на специальном шасси повышенной проходимости КЗКТ-7926. Привод механизмов этого крана – гидравлический, от насосов, приводимых в действие двигателем шасси ЯМЗ-238Б мощностью 220 кВт. Гидропривод обеспечивает легкость и простоту управления краном, плавность работы механизмов, широкий диапазон рабочих скоростей и совмещение крановых операций. Кран оборудован четырехсекционной телескопической стрелой, длина которой варьируется от 10,6 до 31 м, а вылет находится в пределах от 1,8 до 26 метров.
Для увеличения подстрелового пространства по желанию заказчика кран может комплектоваться легким решетчатым удлинителем стрелы (гуськом), длина которого может быть 9 или 15 метров, а также вспомогательной лебедкой. Микропроцессорный ограничитель грузоподъемности с цифровой индикацией информации позволяет следить за степенью загрузки крана, длиной и вылетом стрелы, показывает фактическую величину груза на крюке, а также автоматически по заданным координатам ограничивает зону действия крана при работе в стесненных условиях.
Использование различных автомобилей в качестве базового шасси в совокупности с небольшими габаритами самих кранов делают возможным их применение как в стесненных условиях современных городов, так и в условиях бездорожья на объектах, находящихся в труднодоступных и удаленных местах.
Безопасную работу кранов обеспечивает комплекс специальных приборов и устройств, в том числе микропроцессорный ограничитель грузоподъемности, который автоматически защищает кран от перегрузки и опрокидывания, а в режиме "координатной защиты" ограничивает перемещение подвижной части крана в заданной рабочей зоне, что особенно необходимо при работе в стесненных условиях или вблизи линий электропередач. Ограничитель грузоподъемности имеет встроенный прибор фиксации характеристик - "черный ящик", а также встроенный модуль защиты крана от опасного напряжения. Вся информация о работе крана выдается в цифровой форме на дисплей в кабине машиниста.
Конструкция автокранов соответствует всем требованиям "Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов" Гостехнадзора РФ с учетом действующих изменений и дополнений. Все модели получены Сертификаты соответствия Госстандарта России.