Компоновка и устройство шасси танков и бтр
Шасси БМП, танков и бронетранспортеров получили широкое применение и народном хозяйстве. Ввиду высокой проходимости, защиты от радиации и отравляющих веществ, возможности установки специального оборудования вместо вооружения бронемашины способны выполнять задачи в любых условиях обстановки, на любой местности заметно снижая или исключая риск для личного состава. В качестве базового шасси для аварийно-спасательной техники используются шасси БМП-1,2,3, БТР-80,90, танков – Т-55,62,72,80.
Боевая машина пехоты – БМП-1
была разработана в первой половине 1960-х годов и впервые показана широкой общественности на параде войск на Красной площади в Москве в 1967 г. В конструкцию машины закладывалась идея - дать мотострелковому отделению не просто транспортное, но и боевое средство, которое повысило бы его боевые возможности. Поэтому плавающая гусеничная машина, имеющая круговое противопульное бронирование и вмещающая 11 человек боевого расчета с его оружием (то есть бронетранспортер в традиционном смысле), была вооружена 73-мм орудием и спаренным с ним пулеметом, пусковой установкой противотанковых управляемых ракет 9М14М, оборудована приборами наблюдения и амбразурами для стрельбы из оружия пехотинцев.
Компоновка БМП-1 имеет общие черты с традиционной компоновкой бронетранспортеров. В носовой части корпуса размещены совмещенные по длине моторно-трансмиссионное отделение (справа) и отделение управления (слева). В средней части машины установлена одноместная башня, образующая вместе с подбашенным пространством боевое отделение. За ним в корме машины расположено помещение для спешиваемой части расчета – десантное отделение. В отделении управления размещены рабочие места механика-водителя (впереди) и командира машины – позади него, органы управления движением машины, приборы наблюдения и ориентирования, средства связи, ФВУ и другое оборудование.
На машине установлен 4-тактный V-образный дизель водяного охлаждения УТД-20, развивающий мощность 220 кВт (300 л.с.). при частоте вращения коленчатого вала 2600 оборотов в минуту. Удельный расход топлива двигателя на максимальной мощности составляет 238 г/кВт/ч (175 г/л.с./ч). Он работает на дизельном топливе (летом - ДЛ, зимой - ДЗ) и на керосине ТС-1. Емкость топливных баков 462 л.
Трансмиссия механическая. Состоит из главного фрикциона, коробки передач, планетарных механизмов поворота и бортовых редукторов.
Машина способна двигаться по сухой малоухабистой грунтовой дороге со средней скоростью 40 - 45 км/ч, ее максимальные скорости по шоссе 65- км/ч, на плаву - не менее 7 км/ч. При движении на плаву задним ходом - около 2 км/ч. Запас хода по топливу при движении по шоссе 550-600 км.
Преодолеваемые препятствия: подъем 35 градусов, ров шириной 2,5 м, стенка высотой 0,7 м. Машина может преодолевать своим ходом водные преграды при скорости течения не выше 1,2 м/с и при волне высотой не более 0,25 м. В случаях, когда скорость течения больше 1,2 м/с необходимо инженерное обеспечение участка форсирования (подготовка запасных выходов, наличие буксирных средств и т.п.).
Конструкция БМП-2
характеризуется классической компоновкой - переднее расположение силового отделения, слева от него - отделение управления, в центре машины - двухместное (командир и наводчик) боевое отделение, в корме машины - десантное отделение.
В целом, защитные характеристики БМП-2 такие же, как у БМП-1. На машине используется 6-цилиндровый 4-тактный бескомпрессорный дизель УТД-2001 жидкостного охлаждения с непосредственным впрыском. Его мощность 210 - 221 кВт. Общая вместимость топливных баков 460 литров. Гусеничный движитель с передним расположением ведущих колес. Гусеницы цевочного зацепления с резинометаллическими шарнирами. Ведущие колеса сварно-литые со съемными зубчатыми венцами. Направляющие колеса сварно-литые, установлены в кормовой части корпуса машины на кривошипах механизма натяжения гусениц.
Характеристики
Масса в боевом снаряжении, т: 14
Длина, м: 6,710
Ширина, м: 3,090
Полная высота, м: 2,060
Максимальная скорость движения, км/ч: 65
Запас хода по топливу, км: 500
Двигатель: дизель УТД-2001
Мощность двигателя, кВт: 210-221
Трансмиссия: простая механическая
Подвеска: торсионная с телескопическими гидроамортизаторами
Ходовая часть и двигатель обеспечивают высокую тактическую мобильность, оптимальное расположение броневых листов корпуса обеспечивает защиту экипажа и десанта от огня однотипного вооружения, а система защиты от ОМП обеспечивает защиту от всех его поражающих факторов. Обеспечивается движение машины на плаву без дополнительной подготовки.
Простота конструкции обеспечивает простоту в эксплуатации, низкую эксплуатационную стоимость и высокую ремонтопригодность машины.
На базе БМП разработаны различные образцы гражданской техники, применяемой для перевозки грузов, доставки специалистов в труднодоступные районы, эвакуации техники, проведения ТО и ремонта, для проведения работ в зоне ЧС и на пожарах:
Универсальная аварийно-транспортная машина "БЕРЕЗИНА"
Машина предназначена для доставки специалистов и грузов в труднодоступные районы, вытаскивания застрявших транспортных средств, буксирования неисправных транспортных средств и производства электросварочных работ. Машина может применяться для проведения спасательных и аварийно-восстановительных работ в районах стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф.
Машина комплектуется различным набором специального оборудования.
Бронетранспортер -боевая бронированная гусеничная или колёсная машина высокой проходимости, предназначенная главным образом, для транспортировки личного состава мотострелковых подразделений (мотопехоты) к полю боя и для их огневой поддержки.
На базе бронетранспортера могут создаваться самоходные орудия и миномёты, зенитные установки, боевые машины для борьбы с танками и др.
В броневом корпусе современного бронетранспортера скомпонованы штатное вооружение, силовая установка (двигатель), трансмиссия; расположены боевое (десантное) отделение и отделение управления. В боевом (десантном) отделении размещаются мотострелки (10-20 чел.). В отделении управления, которое обычно расположено в носовой части машины, находятся командир и механик-водитель.
Корпус бронетранспортера несущий, закрытого, реже открытого типа. Бронирование обычно противопульное. Закрытый корпус герметизирован, снабжён системой противоатомной защиты. Это позволяет двигаться через участки РХБ заражения.
Скорость движения колёсных БТР до 100 км/ч, запас хода до 800 км; скорость гусеничных БТР 65-70 км/ч, запас хода 350-400 км.
Бронетранспортеры преодолевают подъёмы до 30°, могут двигаться на уклонах до 25°. Колёсные 4-осные и гусеничные преодолевают окопы шириной до 2 м, а некоторые их образцы и больше.
Боевая масса достигает 6-12 т, длина 5,6-8 м; ширина 2,2-3 м; высота 1,9-2.4 м. Большинство типов плавающие, авиатранспортабельны и приспособлены для сбрасывания с самолётов на парашютах, с водоходным движителем в виде винтов или водомётов. В некоторых типах бронетранспортеров в качестве водоходного используется основной гусеничный движитель.
В плавающих БТР силовая установка размещается сзади. Для повышения боевых и эксплуатационных свойств, бронетранспортеры имеют и спецоборудование: лебёдки, устройства для преодоления окопов, глубоких бродов и движения на плаву и т.д.
Одной из последних российских разработок в области колесных боевых машин стал бронетранспортер БТР-90
(ГАЗ-5923), разработанный в Нижнем Новгороде в начале 90-х годов и в настоящее время проходящий испытания. Опытный образец машины собран на Арзамасском машиностроительном заводе в начале 1994 года, а бронекорпус для нее был сварен в Челябинске в сентябре 1993 г. БТР-90 отличает новая компоновка и усиленное вооружение, соответствующее гусеничной боевой машины пехоты БМП-2.
Разработанный нижегородскими конструкторами ОАО "ГАЗ" бронетранспортер напоминает несколько увеличенный БТР-80, однако имеет большие размеры и массу. Грузоподъемность машины возросла до 7 т, а внутренний объем - до 12 м. куб.
Машина оснащена системой коллективной защиты боевого расчета (10 человек) от воздействия ударной волны ядерного взрыва, проникающей радиации, радиоактивной пыли, бактериологического оружия и отравляющих веществ. Для использования в регионах с жарким климатом БТР-90 может оснащаться кондиционером.
В передней части корпуса слева расположено сиденье водителя, а справа - старшего стрелка. Для вождения машины водитель располагает пятью наблюдательными перископическими приборами, обеспечивающими обзор по азимуту в пределах 180°. Два аналогичных прибора имеются у старшего стрелка. При движении на марше сиденье водителя может подниматься, при этом в плохих погодных условиях над водительским местом может устанавливаться защитный колпак, полностью закрывающий проем люка.
На базе БТР-ов созданы аварийно-спасательные, поисково-спасательные и другие машины для ведения АСДНР.
Универсальная аварийно-транспортная машина "НЕМАН"
Машина предназначена для перевозки аварийной бригады и грузов в труднодоступных районах, вытаскивания застрявших автомобилей и проведения ремонтных работ, в том числе погрузочно-разгрузочных и газосварочных работ. Машина может применяться для проведения спасательных и аварийно-восстановительных работ в районах стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф.
Машина комплектуется различным набором специального оборудования.
Техническая характеристика
Шасси | БТР-60ПБ |
Масса, т | |
Количество посадочных мест, шт. | |
Грузоподъемность грузовой платформы, т | |
Грузоподъемность кран-стрелы, т | |
Тяговое усилие лебедки, тс | |
- без блока | |
- с блоком | |
Скорость движения максимальная, км/ч | |
Запас хода при движении по шоссе, км | |
Скорость движения с грузом на подвеске кран-стрелы, км/ч | не более 5 |
Оборудование для сварки и резки металлов | ацетиленовый генератор АСВ-1,25-4 среднего давления, два кислородных баллона вместимостью по 40 л каждый, кислородный редуктор РК-53БМ |