Комплексная защита объектов информатизации
(наименование профиля подготовки)
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
Очная
Оренбург 2011
Рецензент
Кандидат военных наук, доцент Каменев А.В.
Рабочая программа дисциплины «Введение в специальность» /сост. Т.З. Аралбаев – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2011. - 17 с.
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла студентам очной формы обучения по направлению подготовки “Информационная безопасность ”по профилю “Комплексная защита объектов информатизации”в 1 семестре.
Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 090900.62 Информационная безопасность, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 октября 2009 г. № 496.
Составитель ____________________ Т.З. Аралбаев
23.04.2011 г. (подпись)
ã Аралбаев Т.З., 2011 | |
ã ГОУ ОГУ, 2011 |
Содержание
1 Цели и задачи освоения дисциплины……………………………………….........4
2 Место дисциплины в структуре ООП ВПО.......…………………………………4
3 Требования к результатам освоения содержания дисциплины........................... 5
4 Содержание и структура дисциплины (модуля)....………………………………6
4.1 Содержание разделов дисциплины......................................................................... 6
4.2 Структура дисциплины............................................................................................ 7
4.3 Лабораторные работы……………………………………………………………...8
4.4 Самостоятельное изучение разделов дисциплины…………….………………… 9
5 Образовательные технологии.................................................................................. 9
5.1 Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных
занятиях……………………………………………………………………………..9
6 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации......................................................................................10
6.1 Контрольные вопросы……………………………………………………………... 10
6.2 Перечень вопросов, выносимых на зачет……………………………………... 12
7 Учебно-методическое обеспечение дисциплины (модуля)...................................13
7.1 Основная литература………………….....................................................................13
7.2 Дополнительная литература……………………………………………………….14
7.3 Периодические издания.....………………………………………………………..14
7.4 Интернет-ресурсы..................................................................................................... 14
7.5 Методические указания к лабораторным занятиям ……………………….........14
7.6 Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий .......................................................................................................................15
8 Материально-техническое обеспечение дисциплины……………………...........15
Лист согласования рабочей программы дисциплины…..………………….........16
Дополнения и изменения в рабочей программе дисциплины …………….........17
.
1 Цели и задачи освоения дисциплины
Цели освоения дисциплины: формирование первых, основополагающих знаний, умений, навыков и компетенций у студентов в области выбранного профиля подготовки – Комплексная защита объектов информатизации
Задачи:
1) теоретический компонент:
- получить базовые представленияоб актуальности, целях и задачах комплексной защиты объектов информатизации,
- изучить основные понятия и получить общие сведения о разделах дисциплины,
- освоить содержание доктрины информационной безопасности РФ и ее основной концепции,
2) познавательный компонент:
- овладеть информацией об основных периодах развития систем защиты информации в России и за рубежом;
- получить представление об основных методах и средствах комплексной защиты данных в современных вычислительных системах,
- получить представление о перечне дисциплин и учебном процессе для освоения специальности,
- получить представление об основных законодательных материала информационной безопасности России и других государств,
3) практический компонент:
- получить начальные практические навыки исследования системы информационной безопасности предприятия;
- получить представление о составе, целях и задачах подсистем системы защиты информации и эффективности их функционирования,
- приобрести начальные навыки об оценке эффективности существующих методов и средств защиты данных на конкретном предприятии.
2 Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Дисциплина относится к вариативной части учебного цикла - Б1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл.
Освоение курса базируется на дисциплинах гуманитарного и социального профиля, изученных в среднем учебном заведении. Кроме того, дисциплина опирается на дисциплины, изучаемые студентом параллельно, такие как информатика, языки программирования и аппаратно-программные средства вычислительной техники. Для освоения данной дисциплины студент должен;
Знать: базовый курс среднего учебного заведения, законы и проблемы развития современного общества, роль информационных технологий в его развитии.
Уметь:обобщатьсвой собственный опыти опыт окружающего социума и делать обоснованные выводы на его основе, а также определять возможные пути решения проблем защиты информации на объектах информатизации.
Владеть: базовыми количественными и качественными методами противодействия негативным процессам по отношению к объектам информатизации.
Содержание данной дисциплины “Введение в специальность” является опорой для освоения всех дисциплин по комплексной защите объектов информатизации.
3 Требования к результатам освоения содержания дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки:
а) общекультурных (ОК):
ОК-1: способностью осознавать необходимость соблюдения Конституции Российской Федерации, прав и обязанностей гражданина своей страны, гражданского долга и проявления патриотизма;
ОК-2: способностью осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм;
ОК-7: способностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности в области обеспечения информационной безопасности, готовностью и способностью к активной состязательной деятельности в условиях информационного противоборства ;
ОК-8: способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, владеть культурой мышления;
ОК-9: способностью логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, публично представлять собственные и известные научные результаты, вести дискуссии;
ОК-11: способностью к саморазвитию, самореализации, приобретению новых знаний, повышению своей квалификации и мастерства;
б) профессиональных (ПК):
ПК-1: способностью использовать основные естественнонаучные законы, применять математический аппарат в профессиональной деятельности, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности;
ПК-2: способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного общества, применять достижения информатики и вычислительной техники, перерабатывать большие объемы информации проводить целенаправленный поиск в различных источниках информации по профилю деятельности, в том числе в глобальных компьютерных системах;
ПК-12: способностью участвовать в разработке подсистемы управления информационной безопасностью;
ПК-13: способностью к проведению предварительного технико-экономического анализа и обоснования проектных решений по обеспечению информационной безопасности;
ПК-14: способностью оформить рабочую техническую документацию с учетом действующих нормативных и методических документов в области информационной безопасности;
ПК-16: способностью использовать инструментальные средства и системы программирования для решения профессиональных задач;
ПК-22: способностью проводить эксперименты по заданной методике, обработку результатов, оценку погрешности и достоверности их результатов;
ПК-24: способностью осуществлять подбор, изучение и обобщение научно-технической литературы, нормативных и методических материалов по вопросам обеспечения информационной безопасности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- сущность специальности, ее место и значение в подготовке бакалавров по информационной безопасности;
- объекты и виды профессиональной деятельности;
- состав задач, к решению которых должен быть подготовлен бакалавр;
- состав и назначение дисциплин образовательной программы;
- требования к уровню подготовки бакалавра;
- организацию учебного процесса и студенческой научно-исследовательской работы.
Уметь:
-уметь применять аппаратно-программные средства обеспечения информационной безопасности персональной ЭВМ,
Владеть:
– начальными навыками оценки уровня защищенности доступных систем автоматизированной обработки данных;
Приобрести начальный опыт:
– использования аппаратных и программных средств защиты информации.
4 Содержание и структура дисциплины
4.1 Содержание разделов дисциплины
Таблица 1 - Содержание разделов дисциплины
№ раздела | Наименование раздела | Содержание раздела | Форма текущего контроля |
Сущность и значение специальности | Этапы становления специальности КЗОИ. Сущность специальности, характеристика ее составляющих. Место и значение специальности профиля КЗОИ в системе специальностей по направлению подготовки “Информационная безопасность”. Назначение и структура Государственного образовательного стандарта по специальности. | Опрос | |
Квалификационная характеристика бакалавра по защите информации | Объекты профессиональной деятельности бакалавра. Виды профессиональной деятельности. Состав задач в области экспериментально-исследовательской, проектной, организационно-управленческой и эксплуатационной деятельности по защите информации, к решению которых должен быть подготовлен бакалавр. | Проверка лаб. работ. Рубежный контроль | |
Продолжение таблицы 1 | |||
Образовательная программа подготовки бакалавра. | Состав образовательной программы. Структура учебного плана. Назначение программ учебных дисциплин, учебных и учебно-производственных практик. Классификация дисциплин образовательной программы по компонентам и циклам. Сроки освоения образовательной программы. | Опрос, проверка лабораторных работ | |
Состав и назначение дисциплин образовательной программы | Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины, их краткая характеристика и назначение. Состав и назначение общих математических и естественно-научные дисциплин. Общепрофессиональные дисциплины, их сущность и место в подготовке бакалавра. Дисциплины специализации, их назначение и характеристика. Дисциплины по выбору студента. Спецкурсы, спецсеминары. Факультативные дисциплины. Взаимосвязь между дисциплинами циклов и внутри цикла. | Опрос, проверка лабораторных работ | |
Требования к уровню подготовки бакалавра | Знания и умения, которые должен получить бакалавр в результате изучения общеобразовательной программы. Методы, методики и технологии, которыми должен владеть бакалавра. Требования к итоговой государственной аттестации бакалавра. | Опрос, проверка лабораторных работ |
4.2 Структура дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часов)
Таблица 2 – Структура дисциплины
Вид работы | Трудоемкость, часов | |
1 семестр | Всего | |
Общая трудоемкость | ||
Аудиторная работа: | ||
Лекции (Л) | ||
Лабораторные работы (ЛР) | ||
Самостоятельная работа: | ||
Самостоятельное изучение разделов | ||
Самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка практическим занятиям, рубежному контролю и т.д.), | ||
Вид итогового контроля (зачет, экзамен) | Зачёт | Зачёт |
Таблица 3 - Разделы дисциплины, изучаемые в семестре
№ | Наименование разделов | Количество часов | Внеаудитор-ная работа СР | ||
Всего | Аудиторная работа | ||||
Л | ЛР | ||||
Сущность и значение специальности. | - | ||||
Квалификационная характеристика бакалавра по защите информации. | - | ||||
Образовательная программа подготовки бакалавра. | |||||
Состав и назначение дисциплин образовательной программы. | |||||
Требования к уровню подготовки бакалавра. | |||||
Итого |
Лабораторные работы
Таблица 4- Лабораторные работы
№ ЛР | № раздела | Наименование лабораторных работ | Кол-во часов |
Защита документации | |||
Биометрические системы контроля доступа | |||
Физические средства защиты доступа | |||
Инженерно-технические средства защиты от утечки информации | |||
Средства охранной и пожарной сигнализации | |||
Контроль учета действий персонала в вычислительных системах | |||
Криптографические средства защиты информации | |||
Защита информации в компьютерных сетях | |||
Распределение затрат при проектировании систем информационной безопасности | |||
Итого |
4.4 Самостоятельное изучение разделов дисциплины
Таблица 5 - Самостоятельное изучение разделов дисциплины
№ раздела | Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение | Количество часов |
Доктрина информационной безопасности Российской Федерации | ||
Критерии определения безопасности компьютерных систем | ||
Основные политики безопасности информационных систем цепей. | ||
Классы защищенности объектов информатизации | ||
Классы защищенности средств вычислительной техники | ||
Биометрические средства защиты доступа | ||
Характеристика конфиденциальных документов | ||
Характеристика персональных данных | ||
Итого: |
Образовательные технологии
5.1 Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должен составлять не менее 70 процентов от всего объема аудиторных занятий.
Таблица 6 - Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях
Семестр | Вид занятия (Л, ПР, ЛР) | Используемые интерактивные образовательные технологии | Количество часов |
Л | 1.Чтение лекций с использование мультимедийного оборудования; 2.Активная учебная лекция; 3. Лекция-визуализация; | ||
ЛБ | 1. Использование демоверсий лабораторных работ | ||
Итого: |