Выбор и обоснование методики расчета экономической эффективности проекта

В зависимости от выбранного направления расчета должны быть Выбор и обоснование методики расчета экономической эффективности проекта - student2.ru изложена методика и специфика расчета экономической эффективности проекта, указаны все необходимые для выводов показатели и формулы их расчетов. Как правило, наиболее востребованными оказываются трудовые, стоимостные показатели, срок окупаемости проекта

Экономическая эффективность проекта (Э) складывается из двух составляющих:

1) косвенного эффекта, который, например, характеризуется увеличением прибыли, привлечением большего числа клиентов, снижением уровня брака в производстве, уменьшением количества рекламаций клиентов, снижением затрат на сырье и материалы, уменьшением сумм штрафов, неустоек и т.д.;

2) прямого эффекта, который характеризуется снижением трудовых стоимостных показателей.

К трудовым показателям относятся

1) абсолютное снижение трудовых затрат:

ΔТ=Т01,

где Т0 - трудовые затраты на обработку информации по базовому варианту;

Т1 - трудовые затраты на обработку информации по предлагаемому варианту;

2) коэффициент относительного снижения трудовых затрат:

КТ=ΔТ/Т0*100%;

3) индекс снижения трудовых затрат, или повышение производительности труда:

YT01.

К стоимостным показателям относятся абсолютное снижение стоимостных затрат (ΔС), коэффициент относительного снижения стоимостных затрат (КC), индекс снижения стоимостных затрат (YC), рассчитываемые аналогично.

Помимо рассмотренных показателей целесообразно также рассчитать срок окупаемости затрат на внедрение проекта машинной обработки информации

ТОКП /ΔС,

где КП – затраты на создание проекта машинной обработки информации (проектирование и внедрение).

Определение затрат при ручной и автоматизированной обработке данных осуществляется по работам, входящим в состав рассматриваемой функции управления.

Работа – это совокупность операций, подчиненных одной цели, имеющих единое время выполнения и отнесенных к одному объекту, по которому формируется эта совокупность.

При определении затрат не по всем работам функции управления понятие «обработка данных по функции» заменяется на понятие «обработка данных по работам».

Для определения трудозатрат на выполнение работы или функции управления предварительно составляется перечень документов, соответствующий варианту машинной обработки данных. Документы в перечне приводятся по каждой работе и подразделяются на входные, базовые (т.е. документы, в которые записываются результаты промежуточных расчетов) и выходные.

Для обеспечения сопоставимости расчетов трудозатрат при ручной и автоматизированной обработке данных, а также эффективности применения вычислительной техники необходимо:

1) установить единый период разового выполнения i-й работы в году;

2) принять годовой период расчета трудозатрат на обработку информации;

3) обеспечить одинаковый уровень управления и аналогичность объектов управления.

В расчете трудозатрат при автоматизированной обработке данных по работе или функции управления не учитываются трудозатраты на формирование документов, поступающих в организацию из внешней среды, а также трудозатраты на формирование документов, содержащих результирующие данные других работ и используемых в качестве входных.

При современном уровне развития технических средств за персоналом организации в условиях автоматизированной обработки данных обычно закреплены выполняемые вручную операции, обеспечивающие преобразование информации непосредственно в машине (ПК).

Трудозатраты на выполнение ручных операций при автоматизированной обработке данных следующие:

· на выполнение операций подготовки к вводу в машину;

· обработку информации после машины;

· прочие трудозатраты.

К операциям, выполняемым при подготовке информации к вводу в машину, например, относятся:

· сбор исходных данных;

· контроль исходных данных;

·выборка и запись исходных данных в макет входного документа;

· корректировка постоянной информации и ее запись в макет входного документа;

· исправление ошибок или корректировка переменной информации, ее запись в макет входного документа и т.п.

Таким образом, трудозатраты на выполнение работы или функции управления при автоматизированной обработке данных состоят:

- из трудозатрат на выполнение ручных операций, обеспечивающих преобразование информации непосредственно в машине;

- трудозатрат перевода данных на машинный носитель.

Кроме того, при расчете времени, затрачиваемого на выполнение работы или функции, необходимо учитывать также машинное время на обработку данных.

Результаты расчета показателей экономической эффективности проекта необходимо представить в форме таблиц, графиков, повышающих наглядность восприятия.

Здесь же следует определить улучшение качественных характеристик процесса управления соответствующим объектом и оценить влияние автоматизированного комплекса задач на эффективность деятельности органов управления и конечные результаты.

Результаты расчетов оформляются в табличной форме (табл. 4). Может быть избрана и другая табличная форма, основными требованиями к которой являются наглядность и простота.

Таблица 4– Показатели эффективности от внедрения проекта автоматизации

Наименование показателя Затраты Абсолютное изменение затрат Коэффициент изменения затрат Индекс изменения затрат
базовый вариант проектный вариант
Трудоемкость Т0, ч. Т1,ч. ΔТ КТ YT
XXX XXX XXX ХХ% XX
Стоимость С0, р. С1, р. ΔС КС YC
XXX XXX XXX ХХ% XX

Желательно охарактеризовать связь показателей YT и YC, объяснив их равенство или неравенство с точки зрения функциональной информационной технологии.

При достижении оптимальных величин показателей рассчитываются капитальные затраты на создание и внедрение проекта. Затраты могут быть разбиты по категориям.

После расчета срока окупаемости проекта все показатели эффективности должны быть проиллюстрированы диаграммами (например, круговыми или столбчатыми).

Ошибочно считать, что экономическая эффективность проекта – формальная часть. Студент должен уметь доказывать целесообразность своей деятельности, сравнивать между собой несколько проектов (в том числе еще на стадии разработки).

Если у студента есть более объективные алгоритмы расчета эффективности проекта, он (по согласованию с руководителем курсового проекта) может использовать их. Например, для некоторых задач проектирования можно рассчитать только затраты на создание и внедрение проекта, сравнение этих затрат с затратами на приобретение и внедрение программ-аналогов можно представить в данном разделе.

Раздел «ЗАКЛЮЧЕНИЕ»

В Заключении рекомендуется сделать выводы по проекту, определить пути его внедрения и направления дальнейшего совершенствования АИС. Следует различать выводы и рекомендации, сделанные в каждой главе курсового проекта и изложенные в заключении работы.

Выводы в заключении должны обобщать результаты курсового проекта в целом, носить рекомендательный характер, с указанием деталей, особенностей и новизны. Выводы могут быть научными (обобщать результаты работы, показывать нетривиальность собственных разработок) и констатирующими факты (выполнения работы или говорящие о результатах).

Выводы могут начинаться словами:

Расчет показал ,что…

Выявлен эффект, состоящий в том, что при … наблюдается …

В курсовом проекте выполнены экспериментальные исследования с целью …

Наши рекомендации