Средства индивидуализации юридического лица

С 1 января 2008 г. в соответствии с главой 76 части четвертой ГК РФ коммерческая организация выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в ее учредительных документах и включается в Единый государственный реестр регистрации юридических лиц.

Фирменное наименование – это название коммерческой организации. Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица. Юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Юридическое лицо вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках. Фирменное наименование юридического лица на русском языке и языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или соответственно в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму юридического лица.

В фирменное наименование юридического лица не могут включаться:

– полные или сокращенные официальные наименования иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований;

– полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

– полные или сокращенные наименования международных и межправительственных организаций;

– полные или сокращенные наименования общественных объединений;

– обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.

Включение в фирменное наименование акционерного общества официального наименования Российской Федерации, а также слов, производных от этого наименования, допускается по разрешению Правительства Российской Федерации. Такое разрешение выдается без указания срока его действия и может быть отозвано в случае отпадения обстоятельств, в силу которых оно было выдано. Порядок выдачи и отзыва разрешений устанавливается законом.

Если фирменное наименование юридического лица не соответствует установленным ГК РФ требованиям, орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вправе предъявить такому юридическому лицу иск о понуждении к изменению фирменного наименования.

Возможность использования фирменного наименования в гражданском обороте является личным неимущественным правом коммерческой организации и носит абсолютный характер. Оно неотделимо от самой организации и может отчуждаться только вместе с ней.

В гражданском обороте необходимо индивидуализировать не только юридическое лицо, но и его продукцию (товары, работы, услуги). Ведь одни и те же виды товаров могут выпускаться многими организациями. Для того чтобы их различать, используются производственные марки, товарные знаки и знаки обслуживания, а также наименования мест происхождения товаров.

Производственная марка – это словесный (описательный) способ индивидуализации товара, она в обязательном порядке помещается на самом товаре или его упаковке. Производственная марка должна содержать полное или сокращенное наименование изготовителя, его местонахождение, сведения о качестве товара, сорте, цене товара, стандарте, технических условиях и некоторые другие сведения. Она может применяться юридическим лицом без какой-либо специальной регистрации и сама по себе не пользуется правовой защитой.

В управлении инновационными процессами все большее значение приобретают вопросы защиты таких объектов промышленной собственности, как товарные знаки и знаки обслуживания, а также фирменные наименования. Это связано с тем, что одним из важных результатов осуществления инновационной деятельности является хорошая репутация предприятия, благоприятное мнение потребителей о качестве и других достоинствах его продукции. Репутация предприятия может рассматриваться как его нематериальный актив, дающий определенное конкурентное преимущество. Поэтому актуальной задачей управления инновационной деятельностью является защита хорошей репутации предприятия и его продукции, которая может принимать форму охраны товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований. Такая охрана лишает производителей подделок инновационных товаров возможности получать конкурентное преимущество, завоеванное усилиями инновационного предприятия, не тратя средства на научные исследования и разработки, технологические работы, проведение промышленных испытаний, маркетинг, рекламу, подготовку и переподготовку кадров, другие виды инновационной деятельности.

Для выделения товаров и услуг своего предприятия, их идентификации, четкого указания на источник происхождения продукции, для донесения до потребителя информации о качестве и других значимых характеристиках товаров и услуг инновационные предприятия активно используют товарные знаки и знаки обслуживания, т. е. обозначения, способные отличать товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц.

Традиционно товарные знаки были связаны с готовым продуктом, на упаковку которого они проставлялись. В условиях быстрого роста сферы услуг предприятия этих отраслей также стали использовать свои индивидуальные знаки – знаки обслуживания.

Однако заметим, что в ряде стран нет отдельного термина для знаков предприятий сферы услуг. Поэтому часто понятие «товарный знак» толкуется широко, т. е. используется и для сферы услуг.

Товарный знакпредставляет собой словесное, изобразительное, объемное или иное условное обозначение товара (или группы товаров), используемое для его отличия от однородных товаров других изготовителей.

В качестве словесных товарных знаков могут выступать искусственные слова, образуемые по принципу легкости запоминания (напр., Xerox), аббревиатуры (IBM, МЭСИ), имена, существующие слова, цифры. Примером известного изобразительного товарного знака является трехлучевая звезда фирмы «Мерседес». Но, по мнению многих специалистов, наиболее эффективны комбинированные товарные знаки, состоящие из словесных и изобразительных элементов. Таким образом, товарный знак может быть словом, надписью, монограммой (сплетение, вязь из двух или нескольких букв в виде вензеля), рисунком, логотипом (графический символ, эмблема) или их комбинацией.

Использование товарного знака является субъективным правом товаропроизводителя и возможно только после регистрации знака в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. В отличие от производственной марки товарный знак, как правило, не содержит информации о виде, качестве, свойствах самого товара, а если она и присутствует в знаке, то не пользуется правовой охраной.

Процесс экспертизы заявки на товарный знак включает два этапа:

· предварительная экспертиза – проверка соответствия содержания заявки установленным требованиям;

· экспертиза заявленного обозначения – проверка соответствия заявленного обозначения определению товарного знака.

На зарегистрированный товарный знак выдается свидетельство, которое удостоверяет приоритет товарного знака, исключительное право владельца на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве. Другими словами, владелец товарного знака имеет исключительное право пользоваться и распоряжаться товарным знаком, а также запрещать его использование другими лицами. Регистрация товарного знака действует в нашей стране в течение десяти лет, считая со дня поступления заявки в Роспатент. Но срок действия товарного знака по ходатайству владельца и после уплаты установленной пошлины может быть продлен на десять лет, причем количество таких продлений не ограничено. В мировой практике известны товарные знаки, действующие более ста лет.

Рядом с товарным знаком его владельцем может проставляться предупредительная маркировка ®, указывающая на то, что применяемое обозначение является зарегистрированным товарным знаком.

В большинстве случаев товарный знак регистрируется за одним юридическим лицом, которое имеет исключительное право его использования, однако, оно может отчуждать это право на товарный знак, а также передать это право по лицензионному договору другой организации. ГК РФ допускает также возможность регистрации коллективных товарных знаков, которые закрепляются за ассоциациями или союзами предприятий и могут использоваться всеми участниками таких объединений. Организации, основная деятельность которых заключается в оказании услуг (выполнении работ), могут зарегистрировать и использовать знак обслуживания, который приравнивается к товарному знаку.

Свойства некоторых товаров в значительной степени определяются природными условиями или людскими факторами той местности, где они производятся. Поэтому наименование места происхождения товаров также защищается государством. Наименование места происхождения товара - уникальный объект интеллектуальной собственности, позволяющий в установленном законом порядке закрепить за производителями региона (обеспечивающими определенные качества продукции благодаря природным и/или людским ресурсам) права на данное наименование.

В соответствии со ст. 1516 части 4 ГК РФ наименование места происхождения товара – это обозначение, содержащее наименование страны, городского или сельского поселения, местности или географического объекта, ставшее известным в отношении товара, особые свойства которого определяются исключительно характерными для данного географического объекта природными условиями или людскими факторами. Исключительное право на наименование места происхождения товара является «ослабленным», поскольку право пользования может быть закреплено за несколькими хозяйствующими субъектами (в отличие от товарного знака), а права распоряжения эти хозяйствующие субъекты лишены.

Основным отличием от товарного знака является именно связь качества товара с регионом, где выпускается товар. Также в отличие от товарных знаков правом на одно и то же наименование могут обладать несколько предприятий данного географического региона, выпускающих одну и ту же продукцию, а не строго одно предприятие, как в случае с товарными знаками.

Наиболее известными в мире наименованиями мест происхождения товаров являются шампанское и бургундское вина, коньяк, пармская ветчина, пармезан и др. В России в качестве примера можно назвать такие наименования, как вологодское масло, нарзан.

Авторское право

Наряду с промышленной собственностью важной составляющей интеллектуальной собственности является авторское право.

Правовая защита (охрана) результатов инновационной деятельности, которые представляют собой произведения науки, литературы (к которым согласно законодательству многих стран, в т. ч. и России, отнесены программы ЭВМ) и искусства независимо от их назначения и достоинств, способа выражения, осуществляется в соответствии с ГК РФ.

Нормы ГК РФ об авторском праве регулируют отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права).

Исключительное право на произведения науки, литературы и искусства распространяется:

· на произведения, обнародованные на территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме на территории Российской Федерации, и признается за авторами (их правопреемниками) независимо от их гражданства.

Объективная форма произведения:

– письменная (рукописная, печатная и т. д.);

– устная (публичное произнесение, публичное исполнение и т. д.);

– звуко- или видеозапись (механическая, магнитная, цифровая, оптическая и т. д.);

– изображение (рисунок, эскиз, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и т. д.);

– объемно-пространственная (скульптура, модель, макет, сооружение
и т. д.);

· на произведения, обнародованные за пределами территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами территории Российской Федерации, и признается за авторами, являющимися гражданами Российской Федерации (их правопреемниками);

· на произведения, обнародованные за пределами территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами территории Российской Федерации, и признается на территории Российской Федерации за авторами (их правопреемниками) – гражданами других государств и лицами без гражданства в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Например, если инновационная организация в сфере образования разработала дистанционный обучающий курс (инновационный образовательный продукт), который включает видеолекции, компьютерную обучающую программу и печатное методическое пособие, то создание и использование этого результата инновационной деятельности будет регулироваться правовыми нормами об авторском праве.

При этом очень важно понимать, что авторское право охраняет форму выражения произведения, но не его содержание как таковое. Авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты. На примере книги это означает, что объектом авторского права являются не идеи, изложенные в книге, а сама книга как научное произведение, существующее в объективной печатной форме (или, другими словами, книга как печатная форма выражения научного произведения).

С другой стороны, авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено,
т. е. если вы дарите книгу или CD с компьютерной обучающей программой, автором которых вы являетесь, то такая передача права собственности на материальный объект или права владения материальным объектом сама по себе не влечет передачи каких-либо авторских прав на произведение, выраженное в этом объекте.

Большинство стран не имеют систем регистрации авторских прав; эти права возникают в силу факта создания произведения и приходят в действие автоматически. Согласно российскому законодательству авторское право на произведение науки, литературы и искусства также возникает в силу факта его создания.

Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей.

Согласно российскому законодательству обладатель исключительных авторских прав для оповещения о своих правах вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов: латинской буквы «С» в окружности, имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав и года первого опубликования произведения.

Объекты авторского права

Оригинальные произведения:

– литературные произведения;

– драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

– хореографические произведения и пантомимы;

– музыкальные произведения с текстом или без текста;

– аудиовизуальные произведения;

– произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

– произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

– произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в т. ч. в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;

– географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

– другие произведения.

Производные произведения – произведения, представляющие собой переработку другого произведения:

– переводы;

– обработки;

– аннотации;

– рефераты;

– резюме;

– обзоры;

– другие переработки произведений науки, литературы и искусства.

Составные произведения – т. е. произведения, представляющие собой результат творческого труда по подбору или расположению материалов:

- сборники;

- энциклопедии;

- антологии;

- базы данных;

- другие составные произведения.

К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения.

При этом производные и составные произведения охраняются авторским правом независимо от того, являются ли объектами авторского права произведения, на которых они основаны или которые они включают.

Не являются объектами авторских прав:

– официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в т. ч. законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;

– государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;

– произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;

– сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и т. п.).

Существенное значение для результативности инновационной деятельности организации имеет порядок регулирования авторских прав на служебные произведения, т. е. произведения, созданные в порядке выполнения служебных обязанностей или служебных заданий работодателя.

Согласно российскому закону авторское право на служебное произведение принадлежит его автору. Вместе с тем введена презумпция принадлежности работодателю исключительных прав на использование служебного произведения (если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное). Автору же выплачивается авторское вознаграждение, размер которого за каждый вид использования служебного произведения и порядок выплаты устанавливаются договором между автором и работодателем.

Следуя традициям европейского права, российский закон четко делит авторские права на личные неимущественные права (моральные права) и имущественные (экономические) права.

Автору в отношении его произведения принадлежат следующие личные неимущественные права:

- право авторства – право признаваться автором произведения;

- право на имя – право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, т. е. анонимно;

- право на обнародование – право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме;

- право на отзыв;

- право на защиту репутации автора – право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора.

Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним даже в случае уступки исключительных прав на использование произведения.

Кроме того, автору в отношении его произведения принадлежат имущественные права, т. е. исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом. Экономические права:

– право на воспроизведение;

– право на распространение;

– право на импорт;

– право на публичный показ;

– право на публичное исполнение;

– право на передачу в эфир;

– право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю;

– право на перевод;

– право на переработку.

На основе этих имущественных прав за каждый вид использования произведения устанавливаются размер и порядок исчисления авторского вознаграждения.

В настоящее время срок действия авторского права в России устанавливается в течение всей жизни автора и семидесяти лет после его смерти. При этом такие составляющие авторского права, как право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора, охраняются бессрочно. Истечение срока действия авторского права на произведения означает их переход в общественное достояние. Такие произведения могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения.

В действующем законодательстве об авторском праве существенно ужесточены меры воздействия на нарушителей авторских прав.

Законом предусмотрено, что за нарушение авторских прав наступает гражданская, уголовная и административная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Контрафактными (т. е. поддельными) являются экземпляры произведения, изготовление или распространение которых влечет за собой нарушение авторских прав.

Правовая защита информации

Однако не все результаты инновационной деятельности могут охраняться как объекты промышленной собственности или авторского права. Организация может предпочесть держать информацию о результатах своей инновационной деятельности в секрете и использовать ее самостоятельно или совместно с другими организациями в соответствии с заключенными между ними соглашениями. Документированная информация, доступ к которой ограничивается, называется конфиденциальной информацией. Документирование информации является обязательным условием включения информации в информационные ресурсы. Информационные ресурсы, являющиеся собственностью организаций, включаются в состав их имущества. Отношения по поводу права собственности на информационные ресурсы регулируются гражданским законодательством РФ. Защите подлежит любая документированная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику. Режим защиты в отношении конфиденциальной документированной информации устанавливается собственником информационных ресурсов.

Впервые получили систематизированное нормативное регулирование в рамках ГК отношения, возникающие в связи с созданием и использованием такого специфического результата интеллектуальной деятельности, как секреты производства, именуемые также «ноу-хау».

На нормативном уровне закреплено определение секрета производства, под которым понимаются сведения любого характера, в т. ч. о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

Несмотря на упоминание отдельных видов сведений, которые признаются секретами производства (о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, о способах осуществления профессиональной деятельности), в целом перечень таких сведений оставлен открытым, в связи с чем ГК РФ дает основания для отнесения к секретам производства информации любого характера, удовлетворяющей следующим условиям:

– наличие у нее действительной или потенциальной коммерческой ценности, т. е. способности быть предметом эквивалентного обмена в гражданском обороте;

– неизвестность этой информации третьим лицам;

– наличие причинной связи между неизвестностью информации третьим лицам и ее коммерческой ценностью;

– отсутствие законных оснований для свободного доступа третьих лиц к такой информации;

– введение в отношении этой информации ее обладателем режима коммерческой тайны.

В соответствии со ст. 1 и п. 1. ст. 3 части первой Федерального закона от 29 июля 2004 г. «О коммерческой тайне» под режимом коммерческой тайны понимается режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Секреты производства можно разделить на две основные составляющие: промышленные секреты и коммерческие секреты.

К промышленным секретам относится конфиденциальная информация о производственных способах, методах, процессах. Промышленный секрет может состоять в добавочной информации, полученной при использовании или в развитие запатентованной технологии, которая сама, не будучи патентоспособной, позволяет повысить эффективность использования запатентованного устройства или способа. Например, в то время, когда рассматривается заявка на патент, изобретение, которое она описывает, находится в дальнейшем развитии. Поэтому часто появляется дополнительная информация, которая важна для практического использования изобретения. Эта новая информация, не являясь патентоспособной, может быть столь же или даже более ценной, чем запатентованный объект. Поэтому если этот опыт соответствующим образом защищен как промышленный секрет, то конкурентное преимущество над соперниками, возможно, достигнет такой степени, что другие захотят платить достаточно высокую цену за допуск к использованию этого «ноу-хау» (за лицензию). Также промышленный секрет может состоять из конфиденциальной информации, знаний об устройстве, способе и т. п., которые, будучи патентоспособными, не патентуются его владельцем либо из-за желания сохранить свои монопольные права на срок более продолжительный, чем обеспечивает патентная защита; либо из-за сложностей получения патентов в ряде других стран; либо по другим причинам, связанным со стратегическим решением сохранять эту информацию как конфиденциальную.

К коммерческим секретам относится конфиденциальная информация о методах и способах осуществления коммерческих операций, например, о способах организации продажи продуктов и услуг, методах развития дистрибутивных каналов, методах проведения рекламных кампаний, методах найма персонала, методах определения вклада работника в достижение коммерческих целей компании и т. п.

Под исключительным правом на секрет производства понимается право использовать этот секрет любым не противоречащим закону способом. Закон исключает необходимость регистрации секрета производства, поэтому исключительное право на секрет производства возникает у правообладателя непосредственно в момент получения им информации, составляющей секрет производства. При наличии уже существующих обладателей того же секрета производства право самостоятельного пользования им возникает у нового обладателя при условии, если он стал обладателем составляющих этот секрет сведений добросовестно и независимо от других правообладателей. Добросовестность и независимость вступления в обладание секретом производства означают, что лицо, ставшее новым обладателем секрета производства, получает соответствующие сведения в результате полностью самостоятельной интеллектуальной деятельности, без знания и использования информации, принадлежащей другим обладателям секрета производства и составляющей его содержание.

Действие исключительного права на секрет производства не ограничивается каким-либо определенным сроком. Исключительное право на секрет производства прекращается в тот момент, когда соответствующие сведения становятся общедоступными.

Правила отчуждения исключительного права на секрет производства или предоставления права его использования:

В первом случае заключается договор об отчуждении исключительного права на секрет производства, который может быть как консенсуальным или реальным, возмездным или безвозмездным. В случае отсутствия в таком договоре указания на его безвозмездность он является возмездным, и в этом случае условие о размере вознаграждения или порядке его определения является существенным условием договора. В отсутствие этого условия возмездный договор об отчуждении исключительного права считается незаключенным. Договор об отчуждении исключительного права на секрет производства должен быть заключен в простой письменной форме, несоблюдение которой влечет его ничтожность. Предметом этого договора может являться только исключительное право на секрет производства в полном объеме. Отчуждение отдельных правомочий, составляющих исключительное право на секрет производства, не допускается. Указание на «полный объем» относится также и к объему передаваемой информации – секрет производства должен быть полностью раскрыт приобретателю. Неполное раскрытие информации, составляющей секрет производства, не допускается. Если иное не предусмотрено договором, исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации переходит от правообладателя к приобретателю в момент заключения договора об отчуждении исключительного права. С момента отчуждения исключительного права на секрет производства прежний правообладатель утрачивает свое исключительное право на него, а приобретатель становится новым правообладателем.

Во втором случае заключается лицензионный договор, т. е. договор о предоставлении права использования секрета производства. Предметом этого договора является право использования соответствующего секрета производства в пределах, установленных договором. Как и договор об отчуждении исключительных прав на секрет производства, лицензионный договор о предоставлении права использования секрета производства может быть как консенсуальным, так и реальным, как возмездным, так и безвозмездным. В случае отсутствия в таком договоре указания на его безвозмездность он является возмездным, и в этом случае условие о размере вознаграждения или порядке его определения является существенным условием договора.

За нарушение исключительного права на секрет производства, в первую очередь за его неправомерное использование, устанавливается гражданско-правовая ответственность в виде обязанности возмещения причиненных правообладателю убытков. К нарушениям исключительного права на секрет производства относится также неправомерное разглашение сведений, составляющих его содержание. Отсутствие вины нарушителя освобождает его от ответственности за незаконное использование секрета производства. Однако необходимо обратить внимание, что по общему правилу в данном случае также действует презумпция наличия вины нарушителя, т. е. правообладатель (потерпевший) не обязан доказывать, что нарушитель действовал виновно, поэтому нарушитель освобождается от ответственности лишь в том случае, если докажет отсутствие своей вины.

«Ноу-хау» и другая конфиденциальная информация (напр., коммерческая тайна об уровне заработной платы сотрудника и т. п.) часто являются жизненно важными активами предприятия.

Законные средства поддержания конфиденциальности относительно прямолинейны и недороги. Необходимо гарантировать, чтобы каждый сотрудник организации, который имеет доступ к конфиденциальной информации или которому предполагается раскрыть ее, подписал письменное соглашение хранить (не разглашать) конфиденциальную информацию. Как правило, в договоры о найме целесообразно ввести специальные положения, регламентирующие сохранение работником конфиденциальной информации.

Одним из наиболее сложных вопросов относительно защиты конфиденциальной информации являются обязательства экс-сотрудников организации. Многие организации активно используют знания бывших сотрудников своих конкурентов, привлекая их на работу в специально создаваемые в рамках программ технологической разведки исследовательские центры. Поэтому рекомендуется, когда служащие увольняются, подписать документ (декларацию) о нераскрытии, в котором фиксируется их обязательство не разглашать информацию о настоящих разработках или будущих продуктах, любую другую конфиденциальную информацию.

Целью инновационной деятельности организаций может быть не только выход на рынок с новыми продуктами и услугами, усовершенствование уже освоенной продукции, повышение эффективности применяемых технологий, но и получение прибыли от продажи самих инноваций.

Торговля инновациями путем продажи, возмездного предоставления права на их использование приносит многим инновационным организациям доходы, соразмерные с доходами от продажи инновационных продуктов и услуг, производимых на основе этих инноваций. Более того, нередко по коммерческим, финансовым, экономическим или другим причинам самой организации нецелесообразно применять некоторые из разработанных ее сотрудниками технологических новшеств, отдельные результаты их инновационной деятельности. Однако весьма эффективной для организации в таких случаях может оказаться продажа этих результатов творческого труда.

Лицензирование

Лицензирование осуществляется путем принятия заинтересованными сторонами лицензионного соглашения (лицензии).

Лицензия – юридический документ, на основании которого одно физическое или юридическое лицо (лицензиар), обладающее исключительным правом на объект промышленной собственности (патентом на изобретение или промышленный образец, свидетельством на полезную модель или товарный знак), передает другому лицу (лицензиату) на определенных условиях право на использование охраняемого объекта промышленной собственности.

Лицензии выдаются на условиях, о которых договорятся стороны, принимающие лицензионное соглашение. Как правило, в лицензии оговаривается территория, на которую она распространяется, сроки, способ использования передаваемых прав и другие условия. Определение этих условий дает лицензиару существенный простор для разработки стратегии использования объекта интеллектуальной собственности с наилучшим эффектом.

Таким образом, по лицензионному договору продавец (лицензиар) обязуется на определенных условиях предоставить право на использование объекта интеллектуальной собственности покупателю (лицензиату), а последний принимает на себя обязанность вносить лицензиару обусловленные договором платежи.

Формы лицензионных платежей

Основными формами лицензионных платежей являются: роялти, паушальный платеж и гонорар.

Роялти–это периодические отчисления от дохода покупателя в течение периода действия лицензионного соглашения, сумма которых определяется в зависимости от экономических результатов использования предмета лицензии (процент от полученной лицензиатом прибыли или объема продаж инновационной продукции и т. п.).

Паушальный платеж – единовременный (аккордный) платеж, т. е. единовременная выплата твердой, заранее рассчитанной суммы.

Гонорар – денежное вознаграждение за услуги, оказываемые лицензиаром, которое назначается в виде определенной суммы.

Разные формы платежей обычно сочетаются, например единовременная выплата определенной суммы после заключения лицензионного соглашения дополняется последующими выплатами роялти.

Виды лицензий

Неисключительная (простая) лицензия дает лицензиату право использовать объект интеллектуальной собственности в пределах, оговоренных договором (напр., на оговоренной территории в оговоренные сроки); при этом лицензиар сохраняет за собой право использовать объект договора и право предоставлять лицензии третьим лицам. Только собственник имеет право защищать свою интеллектуальную собственность, что в случае неисключительной лицензии может поставить организацию, получившую такую лицензию, в неблагоприятное конкуре<

Наши рекомендации