Использование вычислительной техники
Вычислительная техника с согласия руководителя проекта может применяться на всех этапах выполнения и оформления курсового проекта с использованием программного обеспечения, имеющегося в распоряжении студента на кафедре или разработанного самим студентом. Расчетная часть проекта может быть выполнена с использованием MATCAD или аналогичного программного продукта, но перед записью расчетных формул необходимо вывести для контроля входящие в них величины, если они были определены вне пределов экрана. Руководитель проекта может потребовать на отдельных этапах выполнения ручного контрольного расчета. Пояснительная записка может быть оформлена также на MATCAD или с использованием любой имеющейся в распоряжении студента программы-редактора. Чертежи и графики также могут быть выполнены с использованием соответствующего программного продукта. Разработанное самим студентом программное обеспечение обычно используется в исследовательской части проекта. Для текущей проверки выполненные работы могут быть представлены с согласия руководителя проекта на электронных носителях на ВЦ кафедры, однако окончательное оформление может быть только на бумаге.
Защита проекта
Защита проекта проходит перед комиссией из 2-3 преподавателей, включая руководителя проекта, в присутствии всех желающих студентов и преподавателей.
К защите допускаются проекты, подписанные автором и утвержденные руководителем. Подписи руководителя должны быть на всех чертежах и пояснительной записке. Пояснительная записка во время защиты передается в комиссию вместе с зачетной книжкой.
В начале защиты студент делает 4-5-минутное сообщение о выполненной работе, которое должно содержать следующие разделы:
· задание на проект;
· главные размеры, их привязка к высоте оси вращения;
· основные конструкторские и расчетные решения, принятые при проектировании электромагнитной подсистемы (конструкция и схема обмотки статора, марка провода, класс нагревостойкости изоляции, форма и число пазов статора, число пазов на полюс и фазу, воздушный зазор, тип обмотки ротора, ее материал, форма и число пазов ротора, материал и конструкция сердечников статора и ротора);
· основные характеристики: КПД, коэффициент мощности, кратности пускового и максимального моментов, кратность пускового тока;
· основные конструкторские решения, принятые при проектировании механической и тепловентиляционной подсистем (исполнения по степени защиты и способу охлаждения, исполнение по способу монтажа, материал корпуса и подшипниковых щитов, подшипниковые узлы, система вентиляции);
· задание исследовательской части проекта, результаты проведенных исследований и выводы на основе их сопоставления с основным вариантом.
После сообщения защищающемуся могут быть заданы несколько вопросов, относящихся к спроектированной машине и к общей теории, расчету и конструкции машин данного типа. Вопросы также могут касаться исследовательской части проекта. Чтобы правильно ответить на них, необходима серьезная подготовка к защите проекта. Вопросы могут относиться к следующим темам:
1. Выбор главных размеров, электромагнитных нагрузок и конструктивного исполнения асинхронного двигателя.
2. Конструкция отдельных деталей и сборочных единиц спроектированного двигателя, их назначение и факторы, определяющие размеры и конструктивное исполнение.
3. Методы электромагнитного, теплового и механического расчетов отдельных элементов машины; метод вентиляционного расчета, примененный в проекте; уровень допускаемых нагрузок отдельных элементов машины и полученные в проекте результаты.
4. Обмотки статора и ротора, их конструкция, изоляционные материалы, крепление обмоток; схемы обмоток статора и ротора. Конструктивное исполнение обмоток в машинах различной мощности и напряжения.
5. Основы теории асинхронных машин; схемы замещения, влияние различных факторов на величину параметров схемы замещения.
6. Вопросы эксплуатации асинхронных машин, рабочие и пусковые характеристики, методы пуска и реверса, режимы работы.
Для подготовки ответов следует восстановить в памяти сведения, полученные из курса лекций по проектированию электрических машин, а также изучить соответствующие разделы учебника. Темы 5 и 6 требуют, кроме того, повторения разделов общего курса электрических машин, относящихся к асинхронным машинам.
9. Контрольные вопросы
Ниже в качестве примера приводятся некоторые из вопросов, которые могут быть заданы по каждой из тем при защите проекта.
Тема 1.
1. От чего зависят главные размеры машины? Будут ли отличаться главные размеры машин, спроектированных на одну и ту же мощность, но на различную частоту вращения, на различное номинальное напряжение?
2. Какая индукция в воздушном зазоре допускается в машинах, аналогичных спроектированной, и что ограничивает возможность ее увеличения?
3. Что такое «машинная постоянная» и от чего она зависит?
Тема 2.
1. Какими способами может быть закреплена сталь сердечника статора в корпусе, какая конструкция крепления принята в спроектированном двигателе?
2. Чем обеспечивается точная центровка ротора в расточке статора при сборке двигателя?
3. Какие данные служат исходными при выборе подшипников? Какие подшипники установлены на спроектированной машине?
Тема 3.
1. Какие факторы принимаются во внимание при выборе величины воздушного зазора? Влияет ли его величина: на ток холостого хода двигателя, на поток, на коэффициент мощности?
2. Почему в статорах с обмоткой из круглого провода выполняют зубцы с параллельными стенками? Зависит ли допустимое значение индукции в зубце от его конфигурации?
3. Чем определяются тепловые сопротивления пазовой изоляции и поверхности лобовых частей обмотки?
Тема 4.
1. Что определило выбор числа пазов на полюс и фазу в спроектированной машине? К чему бы привело увеличение или уменьшение этого числа?
2. Обоснуйте выбранную в проекте конструкцию обмотки статора (ротора). Возможны ли другие варианты и чем они хуже или лучше принятого?
3. Перечислите достоинства и недостатки всыпной обмотки статора. Почему всыпную обмотку не применяют в асинхронных машинах большой мощности?
Тема 5.
1. Какие параметры схемы замещения спроектированной машины меняются при изменении скольжения от единицы до номинального? Чем объясняется это изменение?
2. Как зависят максимальный и пусковой моменты от активных и индуктивных сопротивлений статора и ротора?
3. Как влияет изменение нагрузки двигателя на основной поток и на поток пазового рассеяния?
Тема 6.
1. Можно ли двигатель, предназначенный для работы при повторно-кратковременном режиме ПВ25%, эксплуатировать с номинальной нагрузкой при режиме ПВ40%?
2. Как изменяется пусковой и максимальный моменты двигателя, если его короткозамкнутый ротор, имеющий прямоугольные пазы, заменить ротором с двойной беличьей клеткой (при равенстве активных сопротивлений обмоток обоих роторов)?
3. Как отразится увеличение или уменьшение напряжения питающей сети на коэффициенте мощности и КПД асинхронного двигателя, работающего с номинальной нагрузкой?
Помимо перечисленных тем вопросы могут касаться результатов, полученных в процессе расчета проекта, например: какая плотность тока выбрана в обмотке статора (ротора); чему равны потери в стали статора; каково номинальное скольжение двигателя и т. п.
Для ответов на эти вопросы не обязательно помнить наизусть все цифры. При защите с разрешения комиссии можно использовать пояснительную записку, как справочный материал. Однако быстро найти в ней нужную цифру часто бывает трудно. В связи с этим рекомендуется при подготовке к защите проекта заполнить приложение 3 к настоящим указаниям для основного и исследовательского вариантов проекта и использовать его при сообщении о выполненном проекте и ответах на вопросы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Копылов И.П., Горяинов Ф.А., Клоков Б.К. и др. Проектирование электрических машин. М.: Высшая школа, 2001. с.
2. Справочник по электрическим машинам в 2 т. /Под общей ред. И.П. Копылова и Б.К. Клокова. Т. 1. М.: Энергоатомиздат, 1988. 456 с., т.2. М.: Энергоатомиздат, 1989. 687 с.
3. Справочник. Асинхронные двигатели серии 4А /А.Д. Кравчик, М.М. Шлаф, В.И. Афонин, Е.А. Соболевская. М.: Энергоиздат, 1982 504 с.
4. Унифицированная серия асинхронных двигателей Интерэлектро. Под ред. В.И. Радина. М., Энергоатомиздат, 1990.
5. Попов В.И., Ахунов Т.А., Макаров Л.И.. Современные асинхронные электрические машины: Новая Российская серия RA. М., Энергоатомиздат, 1999.
6. Конструирование асинхронных электрических машин /М.В. Антонов, Г.А. Семенчуков. М.: изд-во МЭИ, 1996, 27с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Титульный лист курсового проекта
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА