Группа застряла на конкретной теме или решении
Что делать, если создается ощущение, что группа застряла на конкретной теме или решении? В этом случае хороша такая стратегия: нужно привести группу к мысли, что она просто боится подступиться к теме. Зачастую такой подход помогает снять блокаду.
■ У меня создалось ощущение, что мы говорим не по сути дела. В основе заложен следующий вопрос...
■ Мне кажется, что сейчас речь идет не о самом вопросе...
■ Как модератор я должен сейчас прервать дискуссию. Причина в следующем: по моему мнению, ни
кто не пытается решить главный вопрос.
как преодолеть сложные ситуации?
Теряется нить дискуссии
Темы, обсуждаемые на модерированном рабочем заседании, иногда слишком сложны. Поэтому неудивительно, если не всегда понятно, что еще относится к обсуждаемой теме, а что нет. Объяснение, что относится к теме, а что нет, может помочь группе продвинуться в деле. Покажем на примере, как Вы можете вмешаться.
■ Стоп! Пока мы не потеряли нить рассуждения, надо обсудить важнейшие результаты данной дискуссии. На чем мы остановились?
■ Я думаю, что мы одновременно обсуждаем два разных вопроса.
■ Момент! Здесь ведется дискуссия одновременно в нескольких плоскостях. Мы размениваемся на множество вопросов. Я предлагаю пересмотреть некоторые пункты. С чего мы начнем?
как преодолеть сложные ситуации?
Возникновение конфликтных ситуаций в ходе дискуссии
В ситуациях, решаемых при помощи модерации, между членами группы нередко возникают конфликты. Причины различны: от раздражения из-за разницы мнений до изначально различных интересов. Задача модератора в этом случае — вести разговор строго в деловой плоскости и развести конфликтующие стороны в разные стороны. В этом могут помочь следующие вопросы.
■ Мы должны коротко обсудить, как будем дальше совместно работать? Кому нравится тон, который преобладает сейчас?
■ Промежуточный вопрос: будем ли мы придерживаться правил с самого начала?
■ Мне кажется, Вы все чаще перебиваете друг друга — соответствует ли это нашим правилам?
■ Стоп, я прерываю дискуссию. Пожалуйста, ответьте на следующий вопрос: соответствует ли наша дискуссия оговоренным правилам ее проведения?
как преодолеть сложные ситуации?
Нарушение регламента
Что делать, если регламент нарушается?
В зависимости от причин Вы можете попытаться форсировать дискуссию или совместно с группой подогнать план времени под ситуацию.
■ После планирования времени мы должны ответить на вопрос: какие еще имеются существенные замечания по этой теме?
■ Если мы уделим время этому аспекту, не будет ли нарушен регламент? Насколько важен для Вас этот аспект?
как преодолеть сложные ситуации?
Участники мешают работе
Нередки случаи, когда отдельный человек или целая группа ведет себя так, что рабочая атмосфера грубо нарушается. Здесь требуется четкая реакция модератора. Вот примеры возможных нарушений:
■ уход из аудитории;
■ шушуканье;
■ чтение;
■ сон;
■ постоянные отступления от темы;
■ нападки на модератора или других участников;
■ повтор не относящихся к делу вопросов.
Существуют различные степени реакции на подобное поведение:
1. «Мягкая» реакция — сознательное игнорирование вызывающего поведения. Такое поведение может исчезнуть само собой.
2. Ясно дать понять, что Вам это мешает. Иногда бывает достаточно одного жеста. Эффективная комбинация выглядит следующим образом: прервать речь, спокойно без комментариев дождаться, пока помеха, например параллельный разговор, исчезнет. Потом просто спокойно продолжить прерванную речь.
3. Дать отпор. Поступите следующим образом.
как преодолеть сложные ситуации?
Участники мешают работе
1. Выявите нарушение:
«В данный момент у меня возникла проблема».
2. Скажите, что мешает:
«Алексей и Мария уже минуту увлечены оживленной беседой».
3. Укажите, какие последствия Вы предвидите:
«Вы мешаете мне сосредоточиться и выпадаете из группы»
4. Проясните ситуацию:
«Чем Вы так заняты, это важно для нашей работы?»
5. Выскажите просьбу или пожелание, внесите предложение:
«Пожалуйста, прервите вашу беседу и вернитесь к работе»
6. Четко договоритесь:
«Вы с этим согласны?»
7. Продолжайте:
«Спасибо, вернемся к вопросу о причинах проблемы...»
Если Вы не придете к решению, то собрание останется прерванным до тех пор, пока Вы не найдете решения. Если модератор прервал рабочее заседания для выявления нарушений, нужно найти решение и для этой проблемы, прежде чем продолжить работу. Иначе может возникнуть ощущение, что Вы стерпели нарушения. А это, как показывает опыт, ведет к тому, что подобные сложности будут повторяться.
подведение итогов модерации
Важная задача модератора на этапе подведения итогов — фиксация результатов рабочего заседания и ознакомление с ними всех участников и заинтересованных лиц. При этом оформляется протокол.
Перед раздачей протоколов Вы должны прояснить следующие вопросы:
■ Кто должен получить протокол?
■ Зачем он ему нужен?
■ В какие сроки должен быть предоставлен протокол?
■ Где протокол будет храниться?
■ Кто имеет доступ к месту хранения протокола?
Протоколы могут выглядеть совершенно по-разному и составляются более или менее трудоемким способом. Какую протокольную форму и когда лучше использовать, зависит от множества критериев: от однородности группы, вида и содержания задачи или степени сложности результата.
подведение итогов модерации
Протокол
Результатов
В протокол результатов заносятся только результаты. Как достигнуты результаты — не протоколируются. Хорошо испытана комбинация: рассматриваемые вопросы — полученные результаты. Результат может и должен быть планом действия.
Протокол результатов подходит для большинства рабочих заседаний. В него заносятся основные итоги, с которыми согласна вся группа. Эту идею можно подкрепить следующим примером
Пример
Тема рабочего заседания:
Время и дата:
Руководитель рабочего заседания:
Ведущий протокола:
Расстановка приоритетов проектов в команде
23.11.2012; 14:00-20:00 ч
Козин Е.П.
Чернышова Л.И.
1. Почему не работает наша технология расстановки приоритетов?
а) отношения в команде: различные критерии и цели, нет согласованности...
б) взаимодействие команды и руководства отдела: недостаточный информационный поток, не упорядочены цели в отделе...
в) окружение команды: отсутствие культуры планирования на предприятии, сильное «политическое» влияние...
подведение итогов модерации
Протокол
Результатов
г) методы: отсутствие критерия времени в системе определения приоритетов, параметры определения приоритетов громоздки...
2. Каковы важнейшие причины?
В команде нет согласованности; недостаточный информационный поток между командой и руководством отдела; пробелы в методе.
3. Что мы должны сделать, чтобы улучшить расстановку приоритетов ?
Кто? | Иванова Н.Р. и Коптева Е.В. |
Что делает ? | Предлагают методы по улучшению технологии расстановки приоритетов |
С кем? | С начальником отдела Черновой Г.П. |
Сроки? | 15.02.2013 |
Критерий успеха | Количество ясно и неясно расставленных приоритетов |
Метод оценки | С помощью подведения месячного и годового баланса |
Цель? | У каждого проекта должна быть приоритетная характеристика |
Кто контролирует результаты и кому докладывает? | Иванова Н.Р. - команде и начальнику отдела Черновой Г.П. |
подведение итогов модерации
Протокол с комментариями
Протокол результатов с комментариями — расширенная запись результатов, содержащая такую дополнительную информацию, как:
■ обоснование и объяснение результатов;
■ альтернативы решения, которые найдены в ходе обсуждения, но отклонены как необоснованные;
■ описание путей, которыми были достигнуты результаты;
■ список лиц, участвовавших в разработке решений.
Дополнительную информацию заносят в протокол в следующих ситуациях.
■ Протокол доставляется лицам, заинтересованным в результатах, но не участвовавших лично в рабочем заседании. Для понимания результатов они нуждаются в расширенной информации.
■ Основное решение принято, но Вы хотите сохранить все остальные варианты, разработанные на заседании на случай, если оговоренное решение не приведет к желаемым результатам. Тогда с помощью протокола можно реконструировать ход принятия решений и не нужно будет начинать все с самого начала.
■ Важно запротоколировать, что результаты были разработаны с участием лиц, обладающих нужными знаниями предмета. Записываются аргументы для принятого решения и указываются лица, которые их предложили.
подведение итогов модерации
Пошаговый протокол
Пошаговый протокол — наиболее трудоемкая и детализированная форма протокола. К исходной информации добавляются все шаги рабочего заседания, учитывая их временную последовательность. Пошаговый протокол составляется, когда:
■ речь идет о крайне важной теме;
■ дискуссия ведется противоречиво;
■ невозможно найти компромиссное решение;
■ есть основания считать, что принятое решение вызовет новые дискуссии.
По каждому пункту темы в протокол может заносится следующая дополнительная информация:
■ метод разработки;
■ выдвинутые аргументы (с именами авторов);
■ подробности решения (принято единогласно или большинством голосов; кто за и кто против);
■ подробные обоснования решения.