Как проводится работа по технике мишени?
1. Модератор пишет на доске или лекционном плакате вопрос, на который группа хочет ответить.
2. На доске изображается стилизованная мишень.
3. У каждого участника есть самоклеящиеся листочки, на которых он пишет разборчивым почерком свой ответ. Вы можете рассчитать число листочков, необходимое каждому участнику.
4. Попросите участников ясно формулировать ответы и четко их записывать. На одном листочке должна быть записана только одна мысль.
5. Листочки должны быть приклеены к мишени самим участником. При этом они должны образовать смысловые единства. Чем четче это единство, тем ближе оно располагается к центру мишени.
6. Заканчивается все тогда, когда команда согласна с оценками и образованы все единства.
7. На заключительном этапе группа проверяет рабочие успехи, и если команда согласна с порядком карточек, то она приступает к поиску названий для каждого единства.
техники модерации
Интеллект-карта/ Сеть взаимосвязанных понятий
Основная цель:формирование надежной и понятной картины разветвленных тем. В отличие от мозгового штурма в методе сети взаимосвязанных понятий идеи структурируются с самого начала.
Целесообразно использоватьдля сбора идей, структурирования и углубленного изучения конкретной темы, для выявления связей и отношений, чтобы сразу, в начале проекта, составить первое представление о том, что нужно учитывать во время подготовки.
Преимущества
Метод сети взаимосвязанных понятий приводит к составлению наглядной структуры. Целостное мышление приводит к непринужденным отношениям. Можно следовать «течению» мыслей без ясной структуры, произвольно прибавляя главные и побочные ветви.
Недостатки
При большом количестве названий сложных тем схема может быстро стать сложной и потерять наглядность.
Совет
С помощью разных цветов можно упорядочить главные и побочные ветви схемы.
техники модерации
Интеллект-карта/ Сеть взаимосвязанных понятий
Как осуществляется работа по этому методу?
1. В центре очень большого плаката изображен круг, в который помещена тема исходного вопроса.
2. По команде группа начинает дополнять схему. Модератор записывает мысли на плакате. Самое важное, чтобы сначала были найдены главные пункты. Карта развивается от общего к частностям. Каждый пункт соответствует ветви, исходящей из центра.
3. К каждому из найденных главных пунктов присоединяются важные частные аспекты и вопросы. Они прикрепляются, как побочные побеги к главной ветви. В дальнейшем главные и побочные ветви можно прикреплять к различным местам.
техники модерации
Интеллект-карта/ Сеть взаимосвязанных понятий
техники модерации
Схема анализа проблемы
Основная цель -точное освещение проблемы и выявление ее возможных причин, анализ вариантов решения задачи и возможных препятствий на пути этого решения.
Пример. Команда пытается понять, почему многие клиенты всегда недовольны работой, и ищет пути преодоления причин недовольства. Или рабочая группа анализирует, почему между двумя отделами царит конфликтная атмосфера, и разрабатывает возможности для изменения ситуации к лучшему.
Целесообразно использовать в ситуациях, в которых уже известно о существовании проблемы, но не все детали разобраны.
Преимущества
Метод приносит много информации. Он действительно выявляет структуру проблемной ситуации и показывает возможности ее разрешения. Метод прекрасно подходит для планирования срочных мер.
Недостатки
Этой схемой не так-то легко пользоваться, ведь нужно работать одновременно с четырьмя графами и следить за порядком отдельных элементов.
Совет
Такой метод модератор должен показывать на примере, который и будет лучшим объяснением.
техники модерации
Схема анализа проблемы