Как провести мозговой штурм?
1. Модератор пишет вопрос на доске и просит участников высказать свои идеи (без предупреждения).
2. Каждая выдвинутая идея записывается.
3. После сбора идей и короткого перерыва идеи проверяются с точки зрения их пользы и пригодности.
Правила проведения:
■ Во время сбора идей ни одна идея не подвергается критике и оценке.
■ Все идеи приветствуются, даже «сумасшедшие».
■ Каждый должен подхватывать и развивать идеи других.
■ Во время сбора речь идет не о качестве, а о количестве идей.
техники модерации
Мозговой штурм
Что делать после мозгового штурма?
После мозгового штурма в большинстве случаев необходимо оценить и отсортировать собранные идеи и точки зрения. Ниже приведено несколько рекомендаций.
■ Подумайте вместе с группой, есть ли важные критерии выбора, и если да, то какие. Таким критерием может стать, к примеру, быстрая возможность реализации.
■ Просмотрите список собранных идей, держа в голове критерии отбора. Разбейте идеи на две категории, например:
А: идеи, используемые в дальнейшем;
В: отвергнутые идеи.
Иногда требуется еще одна промежуточная категория для идей, которые нельзя охарактеризовать однозначно.
■ Теперь можно сообща обдумать, насколько каждая из идей из списка А отвечает критериям, что говорит в ее пользу, а что — против нее. Таким образом производится оценка идей.
■ Последним шагом является выбор из списка А. Можно попробовать достигнуть консенсуса, прибегнув к голосованию или опросу.
техники модерации
Опрос с помощью карточек
Основная цель: собрать и отсортировать темы, идеи, проблемные пункты или варианты решения.
Целесообразно использовать в ситуациях, когда рассматриваются спорные темы, когда возникнет необходимость совместной работы, при поиске вариантов решения конфликта, когда в группе недостаточно открытые отношения и участники очень сдержанны.
Преимущества
Каждый из участников включен в рабочий процесс. Каждая заявка подтверждена письменно и имеет равное значение. Каждая заявка группируется, взвешивается и упорядочивается. Письменная форма опроса позволит обеспечить анонимность. Карточный опрос позволяет составить надежную картину о текущем положении вещей.
Недостатки
Этот метод требует времени. Он относительно нединамичный, так как возможность прямого обмена между участниками сильно ограничена. Анонимность легко нарушить, и, как показывает опыт, многие карточки нуждаются в пояснении.
Советы
Для проведения карточного опроса покажите образцово заполненную коммуникационную карту, чтобы предотвратить чрезмерное количество записей.
При группировке карточек необходимо оставить достаточно места для дальнейших записей.
техники модерации
Опрос с помощью карточек