Выбор метода организации производства
Для выбранного мной объекта по моему мнению подходит метод специализированных бригад и агрегатно участковый метод организации производства:
При проектировании участка шиномонтажа мною был выбран агрегатно-участковый метод организации производства с использованием специализированных постов. При этом методе организации производства создаются производственные участки, специализированные по агрегатам, системам и механизмам автомобиля. За каждым производственным участком закреплены рабочие всех специальностей, которые необходимы для технического обслуживания и текущего ремонта соответствующих агрегатов и систем. Количество производственных участков зависит от объема производства и конструкции автомобилей.
Производственные участки подразделяются на основные и вспомогательные. Основными производственными участками считаются те, на которых выполняются работы по техническому обслуживанию и ремонту, а вспомогательными - участки, способствующие своевременному и качественному выполнению работ основными участками.
Те работы которые закреплены за основными производственными участками, выполняются на тупиковых постах ТО и ТР автомобилей, к такому как раз относится наш участок шиномонтажа. Либо на соответствующих постах поточной линии, а работы вспомогательных участков в цехах и частично на постах и линиях ТО.Такая организация производства повышает эффективность работы СТО за счёт ответственности исполнителей. Недостатком метода состоит в том что ответственное лицо за автомобиль в целом трудно определить.
Метод организации производства определяют в зависимости от уровня концентрации и специализации предприятия. В ДЦ для обслуживания автомобилей одной марки и имеющих высокую технологическую оснащённость создаются специализированные бригады для каждого вида обслуживания и ремонта автомобилей, но возможны и комплексные бригады.
Как пример мной выбран шиномонтажный участок.
Организация технологического процесса на шиномонтажном участке в значительной мере зависит от качества подготовки производства и оснащённости ДЦ современным оборудованием.
Схема технологического процесса на шиномонтажном участке:
Схема управления ДЦ
Обязанности генерального директора:
Планировать и прогнозировать продажу, организацию технологического процесса и контроль качества услуг и выполнение работ, проводить оплату труда работникам.
Инженер по гарантии обязан:
· вести гарантийною документацию, составлять гарантийные отчёты в программах завода-изготовителя KIA.
· осуществлять контроль качества процессов ремонта автомобилей, выезные проверки в обособленные подразделения.
· подготавливать документы для технических экспертиз.
· Заключать договора с сертифицированными поставщиками на выполнение сторонних работ.
Отдел запасных частей и дополнительного оборудования обязан:
· Организовывать снабжение, хранение и продаж запасных частей
· Общение с поставщиками и клиентами дилерского центра, заключение договоров
· Контроль состояния складского запаса
· Выполнение требуемых показателей по оборачиваемости и рентабельности склада
· Составление отчетности о работе
Мастер цеха обязан:
· Организация работы смены механиков
· Рациональное планирование и распределение работ
· Контроль технологических процессов‚ качества работ
· Заказ и получение на складе зап. частей‚ СИЗ‚ расходных материалов‚ инструмента
· Сдача на склад деталей‚ замененных по гарантии
· Выдача клиенту замененных деталей
· Контроль за состоянием цеха
· Ведение табеля учета рабочего времени механиков
Мастер приёмщики обязан:
· Прием/выдача автомобиля на СТО;
· Расчет стоимости работ (составление калькуляций);
· Открытие/закрытие заказ-нарядов‚ оформление документов;
· Работа с гарантийным отделом;
· Консультация клиентов;
· Планирование загрузки ремонтной участка;
· Контроль соблюдения сроков запланированных работ и качества произведенного ремонта.
Механики, электрики, установщики дополнительного оборудования обязан:
· Техническое обслуживание автомобилей
· установка дополнительного оборудования (фаркопы, защиты картера, обвесы, подключение электрики фаркопов)
· Диагностирование ходовой части.
· Ремонт ходовой части.
· Замена рабочих жидкостей.
· Замена узлов и агрегатов автомобиля.
· Нахождение неисправностей и ремонт автоэлектрики.
Научная организация труда:
Рабочее место — это участок площади, где находится оборудование, инвентарь, инструмент, приспособления, необходимые работнику для выполнения определенных операций. В решении вопроса организации рабочего места участвуют не только руководитель организации, мастер цеха но и сам работник для рациональной организации процесса повышении производительности труда; предусмотреть рациональный трудовой процесс, который экономит рабочее время и силы рабочего, избавляет его от лишних и неудобных движений. Рабочее место должно отвечать современным требованиям производственной культуры и эстетики, обеспечивать необходимую безопасность труда.
На проектируемом мной участке механизация труда позволяет облегчить труд работника, делает его более производительным.
Работник в течение дня выполняют определенные операции на отдельных специализированных рабочих местах (станках).
На рабочем месте все предметы следует располагать в определенной последовательности, причем все, что часто используется в работе, следует располагать ближе к работнику, сравнительно реже используемое — на дальнем участке рабочего места.
Большое влияние на трудоспособность работника оказывает его рабочая поза. При работе в согнутой стоячей позе утомляемость в 2 раза выше, чем при работе сидя. Однако работать в одном положении тоже утомительно. Поэтому наиболее рационально строить работу так, чтобы работа стоя сменялась отдыхом сидя. Малоподвижную работу нужно выполнять только сидя.
Наиболее удобно работать стоя, если расстояние от локтя до поверхности стола равно 20—25 см. Если высота рабочего места больше нормы, устают мышцы рук, так как приходится держать их в неудобной напряженной позе. Если высота рабочего места ниже нормы, устают мышцы спины и поясницы, так как работнику приходится наклоняться. Работа сидя выполняется таким образом, чтобы локти лежали на крышке стола.
Организация контроля качества работ:
Согласно ГОСТавсе нормы и правила выполнения работ строго контролируются руководящими органами предприятия и проверяющими органами специальных организаций которые осуществляют контроль за автотехцентрами.
Политика предприятия в области качества:
· Приобретение только качественного, высокотехнологичного и безопасного оборудования, не допускающего выделения вредных веществ в воздух рабочей зоны в количествах, превышающих предельно допустимые концентрации, имеющего все необходимые сертификаты и лицензии - директор, менеджер по качеству.
· Заключение договоров с поставщиками автомобильной химии, продукция которых так же имеет сертификаты и лицензии - директор.
· Обеспечение качественного обслуживания клиентов и системы качества услуг - мойщик, администратор, уборщица, менеджер по подбору персонала, бухгалтер, директор, менеджер по качеству.
· Обеспечение качества по содержанию технологического и очистного оборудования: соблюдать технологические процессы химической чистки и стирки; осуществлять проверку герметичности машин химической чистки, трубопроводов; соблюдать правила хранения химических материалов; обеспечивать бесперебойную и эффективную работу приточно-вытяжной вентиляции - мойщик, администратор, уборщица, менеджер по качеству.
· Контроль за содержанием вредных веществ в воздухе рабочей зоны – администратор.
· Закупка качественных средств индивидуальной хим.защиты для работников - перчатки, средства защиты органов дыхания, спецодежда - директор, менеджер по качеству.
· Мероприятия по обеспечению безопасности труда при контакте с вредными веществами должны предусматривать: специальную подготовка и инструктаж обслуживающего персонала; использование электрического нагрева; осуществление технических и организационных мер по предотвращению пожара и (или) взрыва и противопожарной защите; обозначение опасных зон производства работ; нейтрализацию отходов производства, промывных и сточных вод; разработку медицинских противопоказаний для работы с конкретными вредными веществами, инструкций по оказанию доврачебной и неотложной медицинской помощи пострадавшим при отравлении - администратор, менеджер по качеству, директор.
· Проверки с целью установления качества выполнения всех предписаний, инструкций и др. нормативных документов - директор, менеджер по качеству, приглашенный специалист.
· В области системы менеджмента руководствоваться международными требованиями - директор, приглашенный специалист.
· Соблюдение норм сбора, транспортировки (правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом - приказ Минтранса РФ 08.08.1995 № 73) и переработки химических отходов класса IV - сторонняя организация.
Контроль
· Контроль за соответствием рабочей зоны нормам химической безопасности - снятие показаний с установленного счетчика и сравнение их с допустимыми производятся ответственным-дежурным в соответствии с составленным графиком
Контроль осуществляется на все стадиях производства:
· Подготовка сотрудников к смене, смена одежды, применение средств хим.защиты;
· Наличие автомобильной химии и косметики в достаточном объеме - отслеживание и пополнение запасов;
· Присутствие остаточного количества квалифицированных работников;
· Исправность оборудования, соблюдение предписаний по содержанию технологического и очистного оборудования и норм труда;
· Отметка о чистоте помещения - показатели состояния, отметка ответственного дежурного-проверяющего по содержанию технологического и очистного оборудования, расписание проведения проверок с подписью ответственного лица, расписание инструктажа персонал по работе с химически опасными веществами и средствами защиты с подписью ответственного лица;
· Отметка о проведении инвентаризации;
· Ежедневный контрольный обход помещений 2 раза в день (внешний вид и гигиена сотрудников, проверка оборудования ит.д.);
· Жесткие рамки по времени обслуживания;
· Введение видеонаблюдения;
· Опрос покупателей по качеству проводится раз в неделю;
· Внутренний контроль качества продукции 1 раз за 3 смены (проверка технологических и химических показателей и т.д.);
· Контроль выполнения операций в соответствии с технич. регламентами и должностными инструкциями;
· Показатели качества;
· Санитарно-гигиенические и эргономические условия обслуживания;
· Этика общения;
· Эффективность командной работы;
· Соблюдение инструкций, правил эксплуатации, регламентов и др. нормативных актов;
· Возможность получения дополнительного сервиса для клиентов (чай, кофе, интернет, газета);
· Среднее время ожидания или обслуживания клиента;
· Расход материалов на выполнение типовой операции;
· Безопасность работ для окруж. среды, самих работников и клиентов (взрывобезопасность, безопасность от воздействия химических и загрязняющих веществ, безопасность за счет защитных средств и мероприятий, безопасность при обслуживании машин и оборудования ит.п.);
· Сохранность имущества в процессе предоставления услуги;
· Показатели надежности (долговечность, сохраняемость);
· Показатели профессионального уровня персонала (общая и профилирующая подготовка персонала, знание и соблюдение требований должностных инструкций и др. руководящих документов);
· Показатели знания и соблюдения профессиональной этики поведения (внимательность и предупредительность в отношениях с потребителями, умение создавать бесконфликтную атмосферу);
· Показатели качества и стойкости результата услуги к внешним воздействиям (стойкость к механическим воздействиям, стойкость к климатическим воздействиям, стойкость к специальным видам воздействий);
· Организация системы контроля качества.