Технологическая карта занятия №11
Тема: Коллективная работа «Выпускной» | |
Цели деятельности педагога | Создать условия для выполнения коллективной работы на тему «Выпускной» |
Тип урока | Постановка и решение учебной задачи |
Средства обучения | |
Планируемые результаты | Личностные: - Воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся. - Мотивировать свои действия. - Выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать. - Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач Познавательные: - Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. - Сравнивать различные объекты. - приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых предположений. - Высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы. - Выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор. - Выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания - Преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать Коммуникативные: - оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета. - составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства. Регулятивные: - удерживать цель деятельности до получения результата. - планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций. - корректировать деятельность. - осуществлять итоговый контроль деятельности и пооперациональный контроль - оценивать результаты деятельности - анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции |
Литература | 1) Таирова Т.В. Использование природного материала на уроках трудового обучения в начальных классах. http://festival.1september.ru/articles/413347/ 2) Петрушина С.В. Образовательные и развивающие возможности аппликации// Начальная школа. – 2014. - №5. – с. 36-39 3) Дубровская Н.В. Большая книга аппликаций из природного материала. – М.: Астрель, 2010. – 176с., ил. 4) Панкратова А.Н. Аппликация как вид художественной деятельности детей. http://festival.1september.ru/articles/622221/ 5) Богатеева З.А. Занятия аппликацией. – М.: Просвещение, 2012. – 224с. 6) Гусакова М.А. Аппликация. – М.: Просвещение, 2010. – 190с. 7) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования |
Этап урока с указанием продолжительности этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Планируемые предметные результаты |
Оргмомент (0,5 мин) | Приветствует учеников. Проверяет готовность к уроку. Здравствуйте. Сегодня мы будем с вами работать всей группой. Проверьте, у вас на столе лежат ваши готовые работы, воздушные шарики, резиновый клей, обычный клей, карандаши и фломастеры. Контроль учащихся. | Приветствуют учителя. Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку. | Личностные: - самоорганизация | |
Постановка учебной задачи (3 мин) | Что мы с вами делали на прошлых трех занятиях? В какой технике мы работали? В чем особенность данной техники? Что мы должны создать сегодня? Кто помнит, как мы решили оформить наш плакат? | Слушают учителя. Беседуют с учителем. | Личностные: - мотивировать свои действия - воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся - выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать. | - закрепить материал предыдущего занятия |
Практическая работа (15 мин) 1). Планирование трудового процесса 2). Создание коллективной работы 3). Анализ коллективной работы | Нам надо составить план создания плаката. Что нам нужно для этого сделать? Вы разделились по группам. Но для того, чтобы приступить к работе, что нам нужно обязательно вспомнить? Теперь приступаем к работе. Давайте проанализируем нашу работу. Кто помнит, какую фотографии полуобъемной аппликации я показывала вам на первом занятии? Удалось ли нам достичь такого результата? А что не получилось? В чем у вас возникли сложности? Этот плакат и некоторые другие ваши работы мы используем для создания выставки и пригласим родителей на следующее последнее занятие. | Дети составляют план работы и распределяют, кто что делает. Дети вспоминают правила композиции и правила работы с клеем. Анализируют коллективную работу и все занятия в целом. | Личностные: - мотивировать свои действия - воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся - выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать. - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач | - создать конечный продукт коллективного проекта - закрепить знания по работе с природным материалом - закрепить умение выполнять работу последовательно - закрепить знания о работе с клеем - развивать воображение, глазомер, малую мускулатуру и наблюдательность - воспитывать аккуратность и интерес к предмету - воспитывать бережное отношение к природе |
Оргконец (0,5 мин) | Завершаем занятие. | Завершают занятие. Убирают свои рабочие места. Прощаются с учителем. | Личностные: - ориентированы на положительное завершение занятия. - самоорганизация |
Технологическая карта по проекту «Полуобъемная аппликация из природного материала как средство формирования личностных УУД во внеурочной деятельности в начальной школе»
Тема: «Монтаж и проведение выставки детских работ»
Цели деятельности педагога | Проведение выставки детских работ для родителей и детей |
Тип занятия | Выставка детских работ |
Тема выставки | |
Цель выставки | Показать результаты коллективного проекта в технике полуобъемной аппликации из природного материала на тему «Выпускной» |
План организации и проведения выставки детских работ
Организация выставки совместно с учащимися | Определение темы и цели выставки | |
Определение места и времени проведения выставки | ||
Отбор детских работ на выставки | ||
Оформление выставки: - размещение конечного продукта коллективного проекта - композиционное оформление других работ по теме «Аппликация из природных материалов», их расположение - оформление заголовка выставки и заголовков отдельных стендов | ||
Подготовка сообщений детей | ||
Приглашение на выставку родителей, детей и учителей | ||
Проведение выставки совместно с учащимися | Вступительное слово учителя | |
Сообщения детей | ||
Свободное посещение выставки | ||
Закрытие выставки |
Вывод: Проект удался, и мы совместно с детьми создали конечный продукт проекта. В результате мы увидели, что личностные универсальные учебные действия начали формироваться. И эту работу можно рекомендовать во внеурочной деятельности в начальной школе.
Заключение
Анализ психолого-педагогической литературы, практическая реализация теоретического материала в ходе проведения педагогической практики позволили сделать вывод, что техника полуобъемной аппликации может быть реализована в начальной школе на внеурочных занятиях.
Полуобъемная аппликация из природного материала оказывает большое влияние не только на воображение, но и на развитие мышления и восприятия в целом. Она способствует развитию личности учащихся, воспитанию их характера. Изготовление полуобъемной аппликации из природных материалов требует определенных волевых усилий. Постепенно у детей формируются такие качества как целеустремленность, настойчивость, усидчивость, умение доводить дело до конца.Процесс аппликационных работ с природным материалом является мощным источником всестороннего развития личности ребенка, помимо этого, природным материал является дешевым, доступным и экологически чистым сырьем для изготовления различных работ.
На практике, которую я проходила в 2 «А» классе 138 школы Калининского района, было проведено 12 занятий. На первом занятии детям предлагалось создать свой проект в технике полуобъемной аппликации из природного материала, они сами выбрали тему и рассказали, как должен выглядеть готовый продукт, и с помощью учителя составили план проекта. Дальше несколько занятий было посвящено упражнениям на создание различных видов аппликаций из природного материала, соединению элементов между собой и итоговым занятиям по созданию коллективной работы под названием «Выпускной», где и происходило соединение отдельных индивидуальных композиций в единую работу. На первых занятиях рассказывались правила работы с ножницами и шаблонами и постепенно я сужала объяснение. Последние занятия строились только на вопросах, дети сами рассказывали про технику безопасности, правила работы с шаблоном, составляли план наших действий на занятие.
Одной из задач было выявление сформированности личностных универсальных учебных действий. В результате наблюдений было выявлена сформированность большинства УУД. Например, регулятивные - ученики на протяжении всего проекта удерживали цель, потому что данная техника для них незнакома и им было очень интересно увидеть результат своей работы. Выстраивали последовательность своих действий.
Но особое внимание уделялось сформированности личностных УУД. Дети работали в парах, группах, помогали друг другу, поддерживали. Проявляли в различных ситуациях доброжелательность, внимательность. Во время работы обращали внимание на речь учителя, даже если она не была обращена непосредственно к ним. Выражали положительное отношение к процессу, проявляли внимание, удивление, желание больше узнать. На каждом занятии ученики оценивали результаты своей деятельности, проводили рефлексию. Если в процессе работы возникали какие-либо споры, дети проявляли терпение, считались с мнением другого человека.
В процессе практики был сделан вывод, что при работе с полуобъемной аппликацией формируются следующие универсальные учебные действия:
1. Личностные:
1) Различать основные нравственно-этические понятия;
2) Воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся;
3) Выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
4) Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
5) Применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности;
2. Коммуникативные:
1) Оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;
2) Описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка;
3) Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду);
4) Характеризовать существенный признак разбиения объектов на группы (классификации); приводить доказательства истинности проведенной классификации;
3. Регулятивные:
1) Удерживать цель деятельности до получения ее результата;
2) Планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций;
3) Корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения;
4) Осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль;
5) Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (своей, чужой);
6) Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, находить ошибки, устанавливать их причины);
7) Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и что я не умею?»);
4. Познавательные:
1) Выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);
2) Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
3) Применять таблицы, схемы, модели для получения информации;
4) Сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходства и различия объектов;
5) Выделять общее и частное (существенное и несущественное), целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах;
6) Устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве и времени;
7) Преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать.
В процессе работы над дипломным проектом нами:
· была изучена литература по теме проекта;
· охарактеризованы особенности формирования личностных УУД у младшего школьника;
· выявлены особенности использования полуобъемной аппликации из природного материала в начальной школе;
· разработана система методических рекомендаций по использованию полуобъемной аппликации из природного материала в начальной школе.
Проект удался, на наших занятиях личностные УУД начали формироваться. И технику полуобъемной аппликации из природного материала можно рекомендовать для введения во внеурочное время и, возможно, в учебное.
Существуют различные варианты использования техники полуобъемной аппликации из природного материала, например, создание открыток, панно.
Вдохновившись работой детей, я тоже решила поработать в той же технике, что и дети, и создать проект «Весна». Проект представляет собой триптих, в котором использованы все возможные приемы работы с аппликацией (насыпная, объемная, полуобъемная). Проект представлен в виде трех женских фигур, костюмы каждой из которых олицетворяют одно из времен года. Так как весна – переходный период от зимы к лету, то весна – это центральная фигура. Проект можно использовать как украшение интерьера в кабинетах по природоведению и труду, наглядное пособие для уроков по продуктивным видам деятельности и окружающему миру.
Список литературы
1) Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010 – 152с.
2) Ахматова Э. Флористика. Как заготавливать природные материалы для творческих работ. http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-48943/
3) Богатеева З.А. Занятия аппликацией. – М.: Просвещение, 2012. – 224с.
4) Википедия. https://ru.wikipedia.org/wiki
5) Волков, Б.С. Психология младшего школьника. – М.: Эксмо, 2010. – 272с.
6) Волокитина Е.С. Роль УУД в системе современного общего образования. http://pedportal.net/
7) Государственные образовательные программы [Электронный ресурс] URL: сайт http://window.edu.ru/resource/357/76357/files/Savinov_Primernaja%20programma_nach.pdf (дата обращения: 20.03.14 )
8) Дубровина, М.В. Психология: учебник / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 2012. – 464 с.
9) Дубровская Н.В. Большая книга аппликаций из природного материала. – М.: Астрель, 2010. – 176с., ил.
10) Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб: ПИТЕР, 2016. – 592 с.
11) Немов, Р.С. Психология, кн.2. – М.: Юрайт, 2015. – 639с.
12) Панкратова А.Н. Аппликация как вид художественной деятельности детей. http://festival.1september.ru/articles/622221/
13) Перевертень, Г.И. Волшебная флористика. – М.: АСТ, 2007. – 16с., ил.
14) Поваляева, М.А. Справочник логопеда/ Изд. 10-е – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 448с., ил.
15) Программа формирования УУД у учащихся на ступени начального общего образования
16) Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти: Высший курс. – М.: АСТ, 2015. – 656 с.
17) Ступницкая, М.А. Что такое учебный проект? / М. А. Ступницкая. – М.: Первое сентября, 2010. – 44 с.
18) Таирова, Т.В. Использование природного материала на уроках трудового обучения в начальных классах. http://festival.1september.ru/articles/413347/
19) ФГОС [Электронный ресурс] URL: сайт http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959 (дата обращения: 20.03.15 )
20) Шилкова, Е.А. Аппликация. – М.: РИПОЛ классик, 2011. – 253с., цв.ил.
21) Яковлева, Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении: учеб. пособие. – 2-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА, 2014. - 144с.
22) Яковлева, Т.В. Проектная деятельность в процессе внеурочной работы по русскому языку в начальной школе / Т.В. Яковлева // Начальная школа. – 2015. - №10. – с.69-70
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Предметная аплликация
Декоративная аппликация
Приложение 2
Сюжетно-тематическая аппликация
Приложение 3
Виды аппликаций по материалу
Приложение 4
Флористика
Накладная аппликация из природного материала
Приложение 5
Силуэтная аппликация из природного материала
Модульная аппликация из природного материала
Симметричная аппликация из природного материала
Приложение 6
Ленточная аппликация из природного материала
Приложение 7
Виды природных материалов
Приложение 8
Плоскостная аппликация из природного материала
Полуобъемная аппликация из природного материала
Объемная аппликация из природного материала
Приложение 9
Полуобъемная аппликация из природного материала
Приложение 10
Упражнения на создание аппликаций из природного материала
Упражнения на создание аппликаций из природного материала
Приложение 11
Упражнения на создание аппликаций из природного материала
Упражнения на создание аппликаций из природного материала
Приложение 12
Создание коллективного проекта «Выпускной»
Создание коллективного проекта «Выпускной»