Тема: Создание индивидуальной работы на полуобъемную композицию |
Цели деятельности педагога | Создать условия для выполнения индивидуальной работы в технике полуобъемной аппликации из природного материала |
Тип урока | Постановка и решение учебной задачи |
Средства обучения | Презентация мультимедийная, предметно-технологическая карта (ПТК) |
Планируемые результаты | Личностные: - Воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся. - Мотивировать свои действия. - Выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать. - Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач Познавательные: - Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. - Сравнивать различные объекты. - приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых предположений. - Высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы. - Выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор. - Выявлять известное и неизвестное. - Выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания - Преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать Коммуникативные: - оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета. - описывать объект. - составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства. Регулятивные: - удерживать цель деятельности до получения результата. - планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций. - корректировать деятельность. - осуществлять итоговый контроль деятельности и пооперациональный контроль - оценивать результаты деятельности - анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции |
Литература | 1) Таирова Т.В. Использование природного материала на уроках трудового обучения в начальных классах. http://festival.1september.ru/articles/413347/ 2) Петрушина С.В. Образовательные и развивающие возможности аппликации// Начальная школа. – 2014. - №5. – с. 36-39 3) Дубровская Н.В. Большая книга аппликаций из природного материала. – М.: Астрель, 2010. – 176с., ил. 4) Панкратова А.Н. Аппликация как вид художественной деятельности детей. http://festival.1september.ru/articles/622221/ 5) Богатеева З.А. Занятия аппликацией. – М.: Просвещение, 2012. – 224с. 6) Гусакова М.А. Аппликация. – М.: Просвещение, 2010. – 190с. 7) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования |
Этап урока с указанием продолжительности этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Планируемые предметные результаты |
Оргмомент (0,5 мин) | Приветствует учеников. Проверяет готовность к уроку. Здравствуйте. Проверьте готовность к уроку: у вас на партах должны быть: картон, природные материалы, ножницы, клей, гладилка, притирочная бумага, шаблоны. Работать мы с вами будем индивидуально. Контроль учащихся. | Приветствуют учителя. Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку. | Личностные: - самоорганизация | |
Постановка учебной задачи (3 мин) | Ребята, о чем мы с вами говорили на прошлом занятии? Кто помнит, что такое полуобъемная аппликация? Сегодня мы попробуем с вами сделать индивидуальную работу в технике полуобъемной аппликации из природного материала. | Слушают учителя. Беседуют с учителем. | Личностные: - мотивировать свои действия - воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся - выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать. | - закрепить материал предыдущего занятия |
Практическая работа (25 мин) 1). Анализ изделия 2). Планирование трудового процесса 3). Работа по пунктам плана А) Разметка Б) Раскрой В) Сборка 4). Анализ детских работ | Какое у нас изделие? Плоскостное или объемное? Из скольких частей состоит изделие? Какая часть главная? Как соединены части изделия, подвижно или неподвижно? Соединение разъемное или неразъемное? С помощью чего соединены части изделия? Из какого материала изготовлено изделие? А какие инструменты нам потребуются? Теперь нам нужно составить план работы. Кто знает, как называются пункты плана? Для начала мы должны вспомнить, что наша аппликация должна находиться в центральной композиции: сверху меньше расстояния, снизу - больше, по бокам - одинаковое. Теперь нам надо обвести шаблон павлина так, чтобы его тело и хвост, который вы будете делать индивидуально, находился в центральной композиции. Кто помнит, как правильно надо обводить шаблон? Вспомните, как выглядит хвост павлина и попробуйте представить, какой природный материал лучше подойдет для реализации вашей задумки. Выберите природный материал и прикиньте его на основе, ничего не приклеивая. Следующий этап плана – раскрой. На этапе раскроя, если вам это необходимо, можно отрезать лишние части природного материала. Давайте вспомним правила обращения с ножницами: 1) Пользуйся острыми ножницами; 2) Не держи ножницы лезвиями вверх, на столе укладывай лезвиями от себя; 3) Не оставляй ножницы в открытом виде; 4) Не используй ножницы с ослабленным шарнирным креплением; 5) Не режь ножницами на ходу, не подходи к товарищу во время раскроя; 6) Передавай соседу ножницы закрытыми, кольцами к нему; 7) При работе следи за направлением реза, удерживая материал за большую часть, и так, чтобы пальцы были в стороне от лезвий ножниц. И снова раскладываем нашу аппликацию на картоне, ничего не приклеивая. Теперь переходим к последнему этапу работы: сборке. На этом этапе мы должны приклеить к основе нашу аппликацию. Помним о том, что приклеивать мы начинаем с нижних элементов и заканчиваем верхними. Наносить клей нужно на подкладочной бумаге, прикладываем лист к картону и пользуемся притирочной бумагой. Не забудьте, что у павлина есть глаза и клюв, можете украсить его либо фломастером, либо природным материалом. Давайте проанализируем наши работы. В каких работах правильная композиция? В каких работах правильно использован природный материал? В каких работах аккуратно обведен шаблон? В каких работах хорошо приклеен природный материал? В каких работах грамотно использованы украшения? | Анализируют готовое изделие. Отвечают на вопросы учителя Полуобъемное Из основы и самой аппликации Основа Подвижно Неразъемное С помощью клея Из природного материала и картона Клей, ножницы Разметка, раскрой, сборка Размечают центральную композицию. Обводят шаблоны. Вспоминают правила обращения с ножницами. Подготавливают природный материал к работе. Приклеивают природный материал к основе. Анализируют свои работы, отвечают на вопросы учителя. | Личностные: - мотивировать свои действия - воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся - выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать. - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач | - усвоить вид полуобъемной аппликации из природного материала - закрепить знания по работе с природным материалом - закрепить умение выполнять работу последовательно - закрепить знания о работе с клеем - закрепить знания по работе с шаблоном - закрепить знания по технике безопасности при работе с ножницами - развивать воображение, глазомер, малую мускулатуру и наблюдательность - воспитывать аккуратность и интерес к предмету - воспитывать бережное отношение к природе |
Подведение итогов занятия (1 мин) | Ребята, давайте подведем итог занятия. Что нового вы сегодня узнали? В чем были сложности? | Дети отвечают на вопросы. | Личностные: -оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач | - закрепить знания по теме «Аппликация» |
Оргконец (0,5 мин) | Завершаем занятие. | Завершают занятие. Убирают свои рабочие места. Прощаются с учителем. | Личностные: - ориентированы на положительное завершение занятия. - самоорганизация | |
Технологическая карта по проекту «Полуобъемная аппликация из природного материала как средство формирования личностных УУД во внеурочной деятельности в начальной школе»