На железнодорожном транспорте»
НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ»
для студентов
ИНСТИТУТА УПРАВЛЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
(ИУИТ)
и
ИНСТИТУТА ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ
(ИЭФ)
Студент____________________
Группа__________
Москва 2015 г
Тетрадь лабораторных работ по дисциплине «Управление грузовой и коммерческой работой на железнодорожном транспорте» предназначена для проведения лабораторных работ в аудиториях и на производственных объектах, с целью изучения технологических процессов, происходящих при приеме и выдаче грузов на железнодорожных станциях.
Тетрадь составили преподаватели кафедры
"Логистические транспортные системы и технологии»
Т.И. Каширцева, В.Л. Коновалов, И.В. Щелкунова.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1
"ПОРЯДОК ЗАПОЛНЕНИЯ ПЕРЕВОЗОЧНЫХ ДОКУМЕНТОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ"
Цель работы - изучение порядка заполнения перевозочных документов, используемых на железнодорожном транспорте при перевозке различных видов грузов, предъявляемых для перевозки железнодорожным транспортом.
Вданной работе студенты должны ознакомиться с технологией заполнения комплекта перевозочных документов, этапами выполнения данной процедуры (первый этап - предварительное заполнение комплекта перевозочных документов грузоотправителем, второй этап - окончательное заполнение комплекта перевозочных документов перевозчиком).
Порядок заполнения комплекта перевозочных документов приведен в сборнике правил перевозок грузов на железнодорожном транспорте и методичке для лабораторных работ .
После изучения функций каждого бланка, входящего в состав комплекта перевозочных документов, в осуществлении процесса перевозки груза, выполнение которых должно помогать участникам перевозочного процесса, последовательности и технологии заполнения перевозочных документов студенты приступают к непосредственному заполнению бланков, представленных в данной лабораторной тетради (вариант задается преподавателем - методичка для лабораторных работ ).
Выполнение данной лабораторной работы осуществляется в два этапа:
- на первом этапе в соответствующие бланки заносится информация, которой обладает грузоотправитель;
- на втором этапе продолжается заполнение рассматриваемых бланков путём внесения информации перевозчиком (эта часть должна быть заполнена в последнюю очередь , после выполнения всего курса лабораторных работ).
Студент __________________
Преподаватель ____________
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2
"ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ ПО ПРИЕМУ И ВЫДАЧЕ ПОВАГОННЫХ И МЕЛКИХ ОТПРАВОК ТАРНО-ШТУЧНЫХ ГРУЗОВ
Цель работы - изучить технологию работы по приему, погрузке, выгрузке и выдаче тарно-штучных грузов на складе станции.
Схема механизации переработки тарно-штучных грузов с использованием электропогрузчика
Рис. 3.2.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №4
"ИЗУЧЕНИЕ УСТРОЙСТВА ТОВАРНЫХ ВЕСОВ, ТЕХНОЛОГИИ ВЗВЕШИВАНИЯ ТАРНО-ШТУЧНЫХ ГРУЗОВ"
Цель работы - изучить устройство товарных весов и технологию взвешивания грузов, произвести необходимые расчеты.
Изучив технологию взвешивания, необходимо рассчитать пропускную способность товарных весов и их количество на складе.
Рис. 4.1. Схема товарных весов РП-100 ЦД 24
1-
2-
3-
4-
5-
6-
7-
8-
9-
10-
11-
12 -
Исходные данные
Годовой объем грузов,требующих взвешивания Qгод =
Грузоподъемность товарных весов Qв =
Коэффициент использования весов по грузоподъемности α =
Характеристика взвешиваемых грузов
Способ взвешивания
Состав ремонтной бригады пбр =
Исходные данные представлены в табл. П. 3.1.- 3.2. - МЛР , трудоемкость выполнения и количество ремонтов для товарных весов приведены в таблице 4.1.
Таблица 4.1.
Трудоемкость выполнения и количество ремонтов для товарных весов
Виды ремонтов | Трудоемкость, чел-дн | Среднее количество ремонтов, приходящееся на год |
Средний Текущий Поверочный | Кср=6 Кт=2 Кп=1 | Аср=0,5 Ат=0,5 Ап=3,0 |
Весы обслуживает бригада в составе водителя погрузчика и грузчиков nГР = с нормой времени согласно ЕНВ, НВР =..... чел-ч/т.
Расчеты
Расчет пропускной способности товарных весов (т/сут) производится по формуле:
Pв = α·Qв·T/tв, =
Время работы весов в сутки рассчитывается по формуле:
Т = Tр - (nсм *tсм +tр ) =
=
Студенты находят затрату времени на взвешивание (при погрузке-выгрузке) одной партии груза по формуле:
tв = β*Нвр*α*Qв/nгр,
Студент __________________
Преподаватель ____________
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №5
"ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЦЕССА ЗАГРУЗКИ
Исходные данные для расчёта количества вагонов при раздельной загрузке
Вид груза | Общий вес груза | Вес грузового места | Объем грузового места | Объемный вес груза | Схема размещения грузов в вагоне при раздельной загрузке | |||
Число мест в вагоне | Вес груза в вагоне | Объем груза в вагоне | Кол-во вагонов | |||||
Qi т | Pi т | м3 | gi т/м3 | ni шт | ni·Pi т | ni· м | Ni шт | |
Общее число вагонов при раздельной загрузке |
5.2. Составить схему загрузки того же вагона при совместной перевозке грузов разного объема веса
Условия совместной загрузки
Расчеты
Таблица 5.2.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №6
"ТЕХНОЛОГИЯ ПЛОБИРОВАНИЯ ВАГОНОВ И КОНТЕЙНЕРОВ"
В целях предотвращения проникновения посторонних лиц в грузовые помещения вагонов , контейнеров и обеспечения сохранности перевозимых грузов применяются запорно-пломбировочные устройства (ЗПУ) . Запорно-пломбировочные устройства (контрольные элементы , совмещенные в единой конструкции с блокирующими устройствами ) не должны допускать возможности снятия их с вагона , контейнера без нарушения целостности , либо несанкционированного проникновения внутрь вагона , контейнера . Применение ЗПУ должно производиться на исправные запорные устройства вагонов , контейнеров .
С целью приобретения навыков понимания знаков, нанесённых на ЗПУ, студентам необходимо изучить основные типы ЗПУ, используемые при перевозке грузов железнодорожным транспортом, которые указанны в
табл. П.5.1, и детально знакомятся с ЗПУ «ЛаВР – Гарант М», представленным на рис. П.5.1.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 7
"ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С КОНТЕЙНЕРАМИ НА МЕСТАХ ОБЩЕГО И НЕОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ"
Цель работы: изучение технологии выполнения операций, связанных с переработкой контейнеров на местах общего и необщего пользования .
При выполнении данной лабораторной работы студенту необходимо изучить технологию выполнения коммерческих операций, выполняемых при прибытии, приеме-выдаче, завозе-вывозе и отправлении контейнера.
Материалы, необходимые для изучения особенностей технологии работы с контейнерами, приводятся в методических указаниях к лабораторным работам. В ходе изучения указанных материалов и используя данные, приведённые в данной лабораторной тетради на рис.7.1., 7.2 и в табл.П.6.1. методических указаний, студенты в графическом виде изображают соответствующие технологические процессы.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 8
"ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ГРУЗОВЫХ ОПЕРАЦИЙ НА КОНТЕЙНЕРНОМ ТЕРМИНАЛЕ"
Цель работы - изучение особенностей и технологии работы транспортного терминала, специализирующегося на переработке крупнотоннажных контейнеров
В данной работе студенты должны ознакомиться с технологией выполнения погрузочно-разгрузочных работ различными средствами механизации (изображенными на рис. 8.1, 8.3., 8.4.), используемыми для переработки крупнотоннажных контейнеров .
После изучения технологии выполнения погрузочно – разгрузочных работ (ПРР) , необходимо в графическом виде изобразить последовательность выполнения всех технологических операций (вариант № задается преподавателем - табл.П.7.1 и П.7.2. - МЛР) . В первом случае (на рис.8.2.) строится несовмещённый технологический график работы заданного козлового крана, когда все операции выполняются последовательно друг за другом.
С целью улучшения использования средств механизации и повышения производительности труда механизаторов необходимо построить (на рис. 8.2.) второй график. Этот график должен учитывать возможные совмещения в ходе выполнения ряда операций цикла. На рис.8.5. строятся аналогичные графики работы фронтального погрузчика ( ричстакера) необходимые данные приведены в табл.П.7.4.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №9
"ИЗУЧЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ, ВЫПОЛНЯЕМЫХ В ПРОЦЕССЕ СДАЧИ, ПОГРУЗКИ, ВЫГРУЗКИ И ПРИЁМА ВАГОНОВ НА МЕСТАХ НЕОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ"
Цель выполнения данной работы – изучение технологии выполнения операций, связанных с погрузкой выгрузкой вагонов на местах необщего пользования.
Работа выполняется в помещении учебной лаборатории кафедры, а также в процессе самостоятельной работы студентов
Подвижной состав, подаваемый перевозчиком под погрузку , должен отвечать требованиям безопасности движения и сохранности груза . В связи с этим Устав ст.20 обязывает подавать под погрузку вагоны и контейнеры исправные , годные для перевозки данного груза, очищенные от остатков груза и мусора, а в необходимых случаях – промытые и продезинфицированные. Каждый подаваемый под погрузку вагон на станциях осматривают в техническом и коммерческом отношениях.
Пригодность подвижного состава для перевозки данного груза в коммерческом отношении определяется: вагонов – отправителем или перевозчиком в зависимости от того, чьими средствами производится погрузка; контейнеров , цистерн и бункерных полувагонов – отправителем во всех случаях .
После изучения технологии выполнения операций, выполняемых с вагонами на местах необщего пользования в соответствии с заданным вариантом (табл. П.8.1.), необходимо в графическом виде на рис. 9.1. изобразить последовательность выполнения всех технологических операций, а затем рассчитать продолжительность нахождения вагонов на грузовом фронте.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №10
"ИЗУЧЕНИЕ УСТРОЙСТВА ВАГОННЫХ ВЕСОВ, ТЕХНОЛОГИИ ВЗВЕШИВАНИЯ ПОВАГОННЫХ ОТПРАВОК"
Цель работы - изучить устройство вагонных весов и технологию взвешивания вагонов; произвести необходимые расчеты и анализ результатов взвешивания.
Необходимо изучить устройство вагонных весов (рис.10.1. и 10.2.), а затем рассчитать пропускную способность товарных весов и в соответствии с заданным вариантом определить их необходимое количество на складе.
1-
2-
3-
4-
5-
6-
Рис. 10.1. Схема вагонных весов
Рис. 10.2. Вид вагонных весов
Исходные данные
Годовой объем (количество) вагонов, требующих взвешивания М=
Грузоподъемность весов.......................................
Средний состав группы вагонов, подаваемой на весы nВАГ =
Технологический перерыв между взвешиванием групп tТЕХ=
Доля вагонов, взвешиваемых с расцепкой α1=.....
Доля вагонов, взвешиваемых без расцепки α2=...
Время взвешивания вагонов с расцепкой t1=.......
Время взвешивания вагонов без расцепки t2=......
Состав ремонтной бригады nбр=...........................
Исходные данные представлены в табл. П. 9.1.- 9.2. – МЛР, виды, трудоемкость и количество ремонтов вагонных весов, выполняемых в год, указаны в таблице 10.1.
Таблица 10.1
Виды ремонтов | Трудоемкость, чел-дн | Среднее количество ремонтов, приходящееся на год | |
Средний Текущий Поверочный | КСР=40 КТ=20 КП=4 | аCP=0,5 аT=0,5 аП=3,0 |
Расчеты
N=Т·nваг·60 /tваг, =
Т =Tр - (nсм *tсм + tр) =
tваг=(α1t1+α2t2)·nваг+tтех, =
ZВ= М·КН /365·N =
Анализ результатов взвешивания грузов на вагонных весах
перед отправлением (масса тары принимается по трафарету).
Таблица 10.2.
Наименование груза | Результаты взвешивания, т | Техническая норма загрузки, т | ||
брутто | тара | нетто | ||
Вывод |
Анализ результатов взвешивания грузов на вагонных весах по
прибытию (масса тары принимается по трафарету).
Таблица 10.3.
.
Наименование груза | Результаты взвешивания, т | Вес нетто при отправлении. т | Разность веса нетто, т | ||
брутто | тара | нетто | |||
Вывод |
Исходные данные для расчетов, которые необходимо выполнить в табл. 10.2. – 10.3, представлены в табл. П.9.3 – МЛР.
Студент __________________
Преподаватель ____________
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №11
"ТЕХНОЛОГИЯ ХРАНЕНИЯ ГРУЗОВ, ПЕРЕРАБАТЫВАЕМЫХ НА ГРУЗОВОМ ТЕРМИНАЛЕ СТАНЦИИ. АНАЛИЗ СРОКОВ ХРАНЕНИЯ"
Сроки хранения в зависимости от рода груза отправок устанавливаются Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом (ст. 38 Устава) [2].
Однако на практике сроки хранения часто превышают нормативные.
Цель данной работы - установить фактические сроки хранения грузов на складах и их влияние на перерабатывающую способность склада.
Исходные данные для выполнения анализа, студенты получают путём преобразования данных выборки (табл. П.10.1.), произведённой по книгам приёма груза к отправлению (форма ГУ - 34) и книгам выгрузки (форма ГУ - 44). Полученные статистические данные заносятся в табл.11.1.
Талица 11.1
Исходные данные для определения сроков хранения грузов на складе
(Вариант № )
п/н | Наименование груза | Площадь склада (Fскл ), м2 | Дата | Дата | Срок хранения, сут. | ||
Ввоза груза | Выгрузки груза | Погрузки груза | Вывоза груза | ||||
Статистический ряд случайной величины, полученной на основе данных табл.11.1., разбивается на интервалы.
Величина интервала группирования определяется по формуле (11.1.)
I = (11.1.)
где
xmax, xmin - максимальное и минимальное значение случайной
величины (срок хранения груза на складе)
n - общее число наблюдений.
Во-первых необходимо определить интервал, далее сгруппировать данные по срокам хранения, подсчитав сколько раз она встречается в каждом интервале (ni ). Результаты выполненной работы заносятся в табл. 11.2. - 11.4.
Таблица 11.2.
Характеристики распределения сроков хранения грузов на складе
Разряды (xi - xi+I ) | Среднее значение разрядов _ xi | Частота (ni ) | Частость (Pi = ) | _ ( xi * Pi) |
= 1 |
Таблица 11.3.
Характеристики распределения сроков хранения грузов на складе
(от момента ввоза до момента погрузки)
Разряды (xi - xi+I ) | Среднее значение разрядов _ xi | Частота (ni ) | Частость (Pi = ) | _ ( xi * Pi) |
= 1 |
Таблица 11.4.
Характеристики распределения сроков хранения грузов на складе
(от момента выгрузки до момента вывоза)
Разряды (xi - xi+I ) | Среднее значение разрядов _ xi | Частота (ni ) | Частость (Pi = ) | _ ( xi * Pi) |
= 1 |
Далее исходя из нормативного срока хранения груза на складе и фактического, рассчитанного согласно данным табл.11.2. студент определяет перерабатывающую способность склада по площади по формуле (11.3.)
Пск = , т/сут (11.3.)
Пск =
В заключение лабораторной работы необходимо для грузополучателя, имеющего наибольший срок хранения груза на складе, определить величину сборов за хранение этого груза.
Выводы:
Студент __________________
Преподаватель ____________
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №12
"ТЕХНОЛОГИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕЛИЧИНЫ ТАРИФА ЗА ПЕРЕВОЗКУ ГРУЗА, СБОРОВ НА СТАНЦИЯХ ПОГРУЗКИ И ВЫГРУЗКИ"
Приступая к выполнению работы, студент должен изучить содержание тарифных руководств, порядок таксировки, правила исчисления сроков доставки грузов и заполнения перевозочных документов.
12.1. Перевозка грузов повагонной отправкой
Схема перевозки:
Путь необщего пользования( ПНП) –Путь необщего пользования( ПНП)
Груз погружен и выгружен средствами грузовладельцев.
Наименование груза и его масса (вариант № )
Код по ЕТСНГ
Тарифный класс грузаМВН
Род вагона грузоподъемность число осей
....................... ТП-1 |
....................... ТП-3 |
ТП-2....................... |
ТП-4....................... |
Ст. Н.................................. |
Ст. О.................................. |
Тарифное расстояние:
12.1.2. Расчет срока доставки груза
12.1.3. Расчет провозной платы при перевозке в собственном вагоне
А) Расчет провозной платы при перевозке порожнего вагона.
Станция отправления: дорога:
Параграфы:
Страна отправления:
Станция назначения: дорога:
Параграфы:
Страна назначения:
Код груза ЕТСНГ и наим:
Тарифный класс груза:
Вес груза в одном вагоне, т:
Расчетный вес, т:
Мин. весовая норма, т:
Вид отправки: Порожние вагоны под погрузку
Скорость:
Род подвижного средства:
Принадлежность: Собственник:
Страна собственница:
Количество вагонов в отправке:
Количество осей:
Страна | Расстояние | Прейск.-т 10-01 | Пров.Пл | Итого без НДС | с НДС | Итого | Валюта |
RUB | |||||||
RUB |
Подробности расчета
Перевозка по территории России
Схема 25(1)-Пробег вагонов в порожнем состоянии RUB
Величина изменения платы на расстояние км
Величина увеличения платы при отправке 1 вагона (У) RUB
Коэффициент индексации RUB
Итого: Провозная плата RUB
Стоимость перевозки без НДС RUB
НДС RUB
Стоимость перевозки с НДС RUB
Б) Расчет провозной платы при перевозке груза в собственном вагоне.
Станция отправления: дорога:
Параграфы:
Страна отправления:
Станция назначения: дорога:
Параграфы:
Страна назначения:
Код груза ЕТСНГинаим:
Тарифный класс груза:
Вес груза в одном вагоне, т:
Расчетный вес, т:
Мин. весовая норма, т:
Вид отправки: Груженые вагоны под выгрузку
Скорость:
Род подвижного средства:
Принадлежность: Собственник:
Страна собственница:
Количество вагонов в отправке:
Количество осей:
Страна | Расстояние | Пр-т 10-01 | Пров.Пл | Охрана | НДС | Итого | За 1 т | Валюта |
RUB | ||||||||
RUB |
Подробности расчета
Перевозка по территории России
Схема 8-Перевозка грузов в собственных вагонах RUB
Величина изменения платы на расстояние км
Величина изменения платы на расстояние км
Величина увеличения платы при отправке из 1 вагона (У) RUB
Коэффициент для грузов класса RUB
Коэффициент на перевозку RUB
Коэффициент на перевозку грузов класса RUB
Поправочный коэффициент RUB
Коэффициент индексации RUB
Итого: Провозная плата RUB
Договорной сбор за сменное сопровождение и охрану ( 10%) RUB
НДС: %18 RUB
Итого с учетом НДС: RUB
Стоимость перевозки с НДС RUB
Итого за тонну RUB
Студент __________________
Преподаватель ____________
ТЕТРАДЬ
ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
По дисциплине
«Управление грузовой и коммерческой работой
на железнодорожном транспорте»
Усл. печ. л. Тираж экз.
Изд. № Заказ№
НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ»
для студентов